Файл: Литвин Ф.Л. Проектирование механизмов и деталей приборов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 213
Скачиваний: 3
Д ля установления связи между ошибкой положения и углом давления обратимся к выражению (3.28), из которого следует, что
|
(vO> _ v(*>) є*" = v<2 ) e( 1 ) = vl2) |
cos (v<2 ) , e( 1 ) ) |
= |
v™ cos a. |
|
|
В |
результате получим |
|
|
|
|
|
|
v^^J^l |
|
|
|
|
(3.60) |
|
cos a |
|
|
4 |
' |
|
Из уравнения (3.60) следует, что величина |
ошибки |
положе |
||||
ния |
v(2) возрастает с увеличением |
угла давления |
а. Это |
уравне |
ние справедливо не только для механизмов, но и для неподвижных
Рис 3.6
соединений. Дл я таких соединений под углом а следует понимать
острый |
угол, образуемый |
нормалью |
к поверхностям |
в точке их |
|
касания |
и направлением |
возможного |
перемещения |
(предложено |
|
С. Т. Цуккерманом). Через |
и v^2 ) |
будем обозначать смещения |
точки контакта, вызванные упругими деформациями или погреш ностями формы контактируемых тел.
На рис. 3.6, а представлен фиксатор 2, упирающийся в пло
скость /; |
v,1 ' — перемещение |
плоскости / , вызванное |
погрешно |
||||||
стью исполнения или деформацией |
плоскости. Из плана |
скоростей |
|||||||
(рис. 3.6, б) очевидно, |
что |
ошибка |
положения |
фиксатора |
2 |
|
|||
|
|
^ ) = |
Л _ . |
|
|
(3.61) |
|||
|
|
|
|
cos a |
|
|
4 |
' |
|
Ошибка |
положения |
ve |
будет минимальной |
при a |
= |
0; |
при |
таком угле давления направление нормали п к плоскости совпа
дает с |
направлением возможного |
перемещения \ [ 2 |
) |
фиксатора. |
|
На |
рис. 3.7, а изображен валик |
2, покоящийся |
на призме / |
||
с углом 2В между сторонами А В и CD призмы. Пусть валик имеет |
|||||
погрешность формы i £ 2 ) , направленную по нормали |
п. |
Вслед |
|||
ствие этой погрешности ось 0 2 валика сместится в |
|
0'2, |
причем |
0 2 0| j| |
АВ |
(валик при |
смещении |
находится в |
касании со |
сто |
роной |
А В |
призмы). |
Очевидно, |
что ошибка |
положения |
v{e2) |
(рис. 3.7, б) будет минимальной при а ~ 0, т. е. при угле 26 = = 90°.
3.6. УПРУГИЕ ДЕФОРМАЦИИ
На точности механизма сказываются упругие деформации, переменные по величине и направлению. Погрешности от постоян ных по величине упругих деформаций могут быть компенсиро ваны регулировкой шкал при сборке механизма.
Сопоставление упругих деформаций различных видов. В книге
С. Т. Цуккермана |
[131] было |
отмечено, |
что деформации |
при из |
|||
гибе и кручении звеньев приводят |
к |
большим погрешностям, |
|||||
чем деформации при растяжении |
(сжатии). Напомним выражения |
||||||
для определения |
деформаций |
при |
растяжении (сжатии), |
изгибе |
|||
и кручении призматических |
или |
круглых брусьев: |
|
||||
|
|
|
|
Р1 |
|
(3.62) |
|
|
Р (сж) — Ер |
; |
|
||||
|
|
|
|||||
|
, |
|
РР |
|
|
(3.63) |
|
|
' и |
— |
kEl |
' |
|
||
|
|
|
|||||
|
Ф« |
= |
мкі |
• |
|
(3.64) |
|
|
GIp |
|
Здесь / Р ( С Ж ) — продольная деформация при растяжении (сжатии);
/ и — поперечная деформация при изгибе; / — длина |
деформируе |
мого бруса; F — площадь его поперечного сечения; |
/ — момент |
инерции площади поперечного сечения образца относительно нейтральной оси; / р — полярный момент инерции; Р — прило женное усилие; Мк —• момент кручения; k — коэффициент, учи-
тывающий |
способ |
закрепления изгибаемого |
бруса и способ на- |
гружения; |
ф к — угол закручивания в рад; |
Е — модуль упру |
|
гости; G — модуль |
сдвига. |
|
В дальнейшем будем предполагать, что при сжатии усилие Р заведомо меньше критического значения, при котором возникает потеря устойчивости прямолинейной формы сжатого бруса. При потере устойчивости брус изгибается в направлении, перпенди кулярном усилию сжатия Р. Примем, что кручение вызывается двумя противоположными по направлению парами сил, лежащими в плоскостях, перпендикулярных к оси бруса (рис. 3.8). Обозна
чив |
плечо |
пары через / ] , предста |
||||||
вим крутящий момент в виде Мк |
= |
|||||||
= Р1г. Для |
того чтобы иметь воз |
|||||||
можность |
в |
последующем |
сравни |
|||||
вать |
линейные |
величины деформа |
||||||
ций, |
обозначим |
через / к |
= |
ф к / 2 |
— |
|||
линейную деформацию, |
возникаю |
|||||||
щую при кручении на расстоянии |
||||||||
/ 2 от оси бруса. |
С |
учетом |
приня |
|||||
тых |
обозначений |
|
|
|
|
|||
|
|
С |
|
^ ^1 ^2 ^ |
|
(3.65) |
||
|
|
|
|
|
|
|
||
Обозначим |
через |
|
р { l |
Рис. 3.8 |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
р |
(сж), |
|
и, |
к) |
деформацию, |
вызываемую единичным усилием. Примем, что брус — круглый, радиуса г. Сила Р, изгибающая вал, приложена посредине длины /, а вал свободно оперт по концам; тогда k =^48. Приняв во вни
мание, |
что / |
= - ^ т - , |
а |
/ р = - ^ ~ , получим |
|
|
|
|||
|
|
|
|
J p (сж) |
Еяг* |
|
|
(3.66) |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
6„ |
= |
/ 3 |
|
|
(3.67) |
|
|
|
|
|
\2Enr* |
|
|
||||
|
|
|
|
8К |
= |
Gnr* |
|
|
(3.68) |
|
Для |
стали |
Е = 2 - Ю 4 |
кгс/мм2 , G = 0,8-10* |
кгс/мм2 . С учетом |
||||||
этих данных |
получим |
|
|
|
|
|
|
|
||
Эр (сж') |
12 \ г ) |
' |
|
Ок |
__ g _М |
6в |
60 |
/2 |
||
бр (сж) |
||||||||||
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(3.69) |
Легко установить, что при принятых исходных условиях де формации изгиба больше деформаций растяжения — сжатия, так
как |
в |
реальных конструкциях — > 3 , 3 ; деформации |
кручения |
|
больше |
деформаций р а с т я ж е н и я — с ж а т и я , так как |
/ х |
>> г и |
|
/2 > |
г. |
При конструировании нужно стремиться к такому |
нагру- |
жению и расположению опор, при которых можно избежать де формаций изгиба и кручения.
Деформации вала приводят к ошибкам положения звена, же
стко связанного с этим |
валом. Возникает необходимость в уста |
|||||
новлении зависимости, |
связывающей |
ошибки |
положения звена |
|||
|
и деформации |
вала. |
Поясним |
это |
||
|
на примере механизма, составлен |
|||||
|
ного |
из пары |
цилиндрических |
|||
|
прямозубых |
колес |
(рис. 3.9, |
а), |
б)
Рис. 3.9
Деформации валов колес приводят (см. ниже) к появлению упру
гого |
мертвого хода, который можно заметить, сравнивая |
пока |
|||
зания |
шкал / и / / |
установленных на валах |
ведущего и |
ведомого |
|
колес. |
|
|
|
|
|
Ограничимся определением упругого мертвого хода, |
вызывае |
||||
мого |
деформациями |
вала ведомого колеса. |
К ведомому |
колесу |
и жестко связанному с ним валу приложены (рис. 3.9, |
б): реак |
||||||
ция R ^ 1 2 |
) , |
передающаяся от колеса /, момент Мс |
и реакции |
опор |
|||
(на рисунке не показаны). Приложим в точке 02 |
две силы R ^ , ( |
1 2 ) |
= |
||||
= R ^ 1 2 ) |
и |
R ' ; ( 1 2 ) - - R ^ . |
Пара сил (R<1 2 >, |
R';<12>) |
равна |
по |
|
величине |
и противоположна |
по направлению Мс; два |
этих |
|
мо |
мента приводят к закручиванию сечений, находящихся на рас
стоянии / к . Усилие |
R „ ( 1 2 ) |
приводит |
к |
поперечному |
изгибу |
вала |
по линии действия этого усилия. Разложим усилие |
R ^ ( 1 2 ) на |
две |
||||
составляющие Рх и |
Ру: |
|
|
|
|
|
|
Rn(l2^ |
- Рх\ |
+ |
Ру). |
(3.70) |
В последующем определим раздельно погрешности, вызывае мые изгибом вала от усилия Рх и от усилия Ру.
При закручивании вала упругий мертвый ход проявится в том, что хотя ведомое колесо будет приведено в движение, шкала /7 останется сначала неподвижной. Только после того, как колесо 2 повернется на угол
МС1К |
_ |
2РУ111К |
(3-71) |
Ф к - ^ |
= ^ |
> |
|
'Р |
|
|
|
будет приведена в движение и шкала /7. Определяя упругий мертвый ход с учетом изменения направления вращения колес, получим
Усилие Рц приведет к прогибу ведомого вала в направлении действия этой силы на величину
Вследствие прогиба вала между профилями зубцов появится зазор, для устранения которого ведущему колесу нужно будет сообщить некоторый угол поворота, в то время как ведомое ко лесо будет оставаться неподвижным. Если ошибку в угле поворота ведущего колеса привести к ведомому валу, получим, что ее величина определится выражением
ф и |
~ |
/, |
- |
\2Enr4, |
• |
( d - / 4 ) |
При изменении направления вращения ведомого колеса из меняется направление усилия Ру. Упругий мертвый ход, опреде ляемый при изменении направления вращения колес, составит
ф и ~ |
k ~ 6 £ я г % • |
( d - / b - ) |
Прогиб ведомого вала, |
вызываемый усилием Рх, |
приводит, |
к увеличению межосевого расстояния колес. Упругий мертвый
ход, |
вызываемый |
деформацией |
/и д : ) |
вала, определяется |
так |
же, |
||||
как мертвый ход, |
вызываемый |
изменением |
межосевого |
расстоя |
||||||
ния |
колес (см. |
пример |
3.2). Учитывая, что |
Рх = Py\ga |
(а |
— |
||||
угол |
зацепления |
колес), |
получим |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
г*)., |
2/<*>tga |
/ y t g ' q |
|
n |
7 |
6 . |