Файл: Литвин Ф.Л. Проектирование механизмов и деталей приборов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 228
Скачиваний: 3
б.З. УГОЛ ДАВЛЕНИЯ И УГОЛ ПЕРЕДАЧИ
Для определения реакций в кинематических парах рычажного механизма его звенья нагружаются не только всеми задаваемыми силами, но и силами инерции звеньев. Это позволяет определить полную величину реакций в кинематических парах, но в ходе ре шения из-за сложности используемых зависимостей трудно выяс нить значение геометрических параметров механизма. Это затруд нение можно устранить, если ввести в рассмотрение упрощенную схему передачи сил.
Обратимся |
сначала |
к |
четырехшарнирному |
механизму |
(рис. 5.8, а). |
Примем, что |
ведущее и ведомое звенья^механизма |
Рис. 5.8
нагружены моментами М і и М3, а остальные силы, в том числе и силы инерции, исключим из рассмотрения. Так как к шатуну 2 не
приложены внешние силы, он должен |
находиться в равновесии под |
|||||||||||||||
действием реакций |
R 1 2 |
и |
R 3 2 |
(рис. 5.8, б), |
причем |
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
R 1 2 |
+ |
R 3 2 |
= |
0. |
|
|
|
|
(5.33) |
|
Векторы R i 2 и |
R 3 2 |
коллинеарны, |
и их линия действия |
совпа |
||||||||||||
дает |
с направлением |
шатуна |
АВ |
(силами трения в парах |
А |
и |
В |
|||||||||
пренебрегаем). Следовательно, |
от звена 2 к звену 3 давление |
будет |
||||||||||||||
передаваться |
по АВ. |
Угол, образуемый |
шатуном АВ |
(направле |
||||||||||||
нием реакции |
R 2 3 ) со скоростью V B точки В звена 3, представляет |
|||||||||||||||
угол |
давления а 2 3 . |
Вместо угла |
давления |
вводят в рассмотрение |
||||||||||||
угол |
передачи |
Y 2 3 , образованный |
векторами скоростей |
\ в |
и \ В А , |
|||||||||||
где |
\ в — скорость |
точки |
В |
ведомого |
звена, a \ В А |
— |
скорость |
|||||||||
точки В в относительном движении при вращении вокруг полюса |
А. |
|||||||||||||||
Влияние угла передачи (или угла давления) на передачу сил |
||||||||||||||||
можно выяснить, |
рассмотрев |
уравнения кинетостатики |
звена |
3. |
||||||||||||
К звену 3 приложен |
момент М3 |
и реакции |
R 2 3 , R4 3 , |
образующие |
||||||||||||
пару сил; прочими силами, действующими |
на звено 3, |
пренебре- |
гаем. При этом
|
|
ЛІ, |
|
(5.34) |
|
/вс |
'во, sin |
Y2S |
|
|
|
|||
Очевидно, что при |
значениях Y 2 3 , |
близких к |
нулю и к 180°, |
|
R 2 S —* 00 (возникает |
заклинивание механизма). |
|
|
Угол передачи (угол давления) изменяется в процессе передачи движения. При проектировании четырехшарнирного механизма нужно предусмотреть, чтобы угол передачи v 2 3 не достигал значе ний, близких к нулю и к 180°.
Рис. 5.9
Обратимся к кривошипно-ползунному механизму (рис. 5.9, а). При упрощенной схеме передачи сил линия действия реакции R 1 2 , R23 ( и R32) совпадает с АВ (рис. 5.9, б). Из условий равновесия ползуна 3 (рис. 5.9, е) получим
^ 2 |
3 |
= |
- Д — • |
(5.35) |
4 2 |
3 |
|
sm Y23 |
' |
Рассмотрим упрощенную схему передачи сил в кулисном ме ханизме (рис. 5.10, а). Из условия равновесия камня (рис. 5.10, б) следует:
|
|
|
|
R12 + R32 = |
0. |
|
|
(5.36) |
|
Реакции R i 2 и R 3 2 |
проходят через точку Л, а их линии действия |
||||||||
перпендикулярны 0 2 Л . |
К |
кулисе |
3 |
приложен |
момент |
М3 |
|||
(рис. 5.10, |
в) |
и реакции |
R 2 3 |
и R4 3 , линия |
действия |
которых |
пер |
||
пендикулярна |
0 2 Л . |
|
|
|
|
|
|
|
|
Легко |
установить, |
что в |
кулисном .механизме |
угол передачи |
|||||
Y 2 3 ; = 9 0 ° |
и |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А 2 3 — |
|
|
|
(5.37) |
В рассмотренном случае угол |
передачи |
у 2 3 |
нельзя считать |
|
полной характеристикой условий |
передачи сил. В процессе дви |
|||
жения реакция R 2 3 |
и равные ей по величине реакции в других кине |
|||
матических парах |
изменяются по |
величине, |
так |
как расстояние |
1О2А |
камня от центра вращения 0 2 |
кулисы является |
переменным. |
||||||||
Наибольшему значению |
R 2 3 (без |
учета |
сил |
инерции |
звеньев) |
||||||
отвечает крайнее нижнее положение А г |
камня |
2 (рис. |
5.10, |
а). |
|||||||
5.4. КРАЙНИЕ И МЕРТВЫЕ |
П О Л О Ж Е Н И Я |
З В Е Н Ь Е В |
|||||||||
|
В механизмах определенной структуры |
ведомое звено |
при |
не |
|||||||
прерывном вращении ведущего часто совершает реверсивное |
дви |
||||||||||
жение — возвратно-поступательное |
или |
качательное. |
Крайним |
||||||||
называется положение ведомого звена, в котором его |
перемещение |
||||||||||
достигает экстремального значения, после чего изменяется |
|
на |
|||||||||
правление движения. Скорость ведомого |
звена |
рычажного |
меха |
||||||||
низма |
в момент |
реверса |
равна нулю. |
|
|
|
|
|
|
||
|
На |
рис. 5.11 |
приведены построения, позволяющие определить |
||||||||
крайние положения ведомых звеньев четырехзвенных |
механизмов. |
||||||||||
В |
случае четырехшарнирного механизма |
используется |
условие, |
||||||||
что в крайнем положении коромысла 3 (рис. 5.11, а) кривошип |
/ |
||||||||||
и шатун 2 находятся на одной прямой. Крайние положения |
|
OiBl |
и 02Вг |
коромысла |
находятся |
в результате |
построения треуголь |
||||||
ников |
ОхВтРъ и 01В202 |
(рис. |
5.11, а), |
где |
O J B J = |
ОхА |
+ |
АВ, |
||
О і В 2 |
— -<4£ — ОіА; |
точки Ви |
В |
и В2 |
принадлежат дуге |
окруж |
||||
ности |
радиуса 02В. |
Аналогичные |
построения нужно |
выполнить |
||||||
для определения крайних положений ползуна 3 |
кривошипно- |
|||||||||
ползунного механизма (рис. 5.11,6). Кулиса 3 кулисного |
меха |
|||||||||
низма |
(рис. 5.11, в) в крайних |
положениях ОгА х и 02А2 |
|
является |
||||||
касательной к окружности радиуса 0ХА |
и перпендикулярна |
кри |
||||||||
вошипу. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а) |
ka^ffi |
s ) |
X " |
7 \ 1 |
|
|
|
|
Рассмотрим теперь, как определяются крайние положения ведомых звеньев шестизвенных механизмов. Ограничимся рассмот рением шестизвенных механизмов класса I I , образуемых присое динением двух ассуровских групп класса I I к исходному меха низму. Каждая такая группа состоит из двух звеньев и трех пар класса V. В зависимости от способа присоединения второй группы будем различать два вида механизмов. В механизме первого вида (рис. 5.12, а) звено 5 присоединяется к ведомому звену 3. Крайние положения ведомого звена 3 находятся описанным выше спосо
бом. Положения |
ведомого звена 6, при которых его скорость ока |
||||
зывается |
равной |
нулю, наступают при достижении |
звеном |
3 |
|
своих крайних |
положений и при расположении линий |
02С я СМ |
|||
звеньев |
3 и 5 |
на |
одной прямой. Среди всех положений "звена |
6, |
в которых его скорость становится равной нулю, содержатся и крайние положения этого звена.
В механизме, изображенном на рис. 5.12, б, звено 5 присоеди няется к шатуну 2, крайним положениям звеньев 3 и 6 отвечают различные положения кривошипа 1. Для определения крайних положений звена 6 нужно воспользоваться тем, что в таких поло-
dsM
жениях ~ - = 0, где sM — sM (ф) — функция положения звена 6,