Файл: Литвин Ф.Л. Проектирование механизмов и деталей приборов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 231

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ф — угол поворота кривошипа

/. Функцию sM (ф) можно найти

графическим способом, если задать ряд

положений ведущего

звена и найти соответствующие положения точки М звена 6.

 

Можно доказать, что в крайнем положении звена 6 точки

М,

D и Р 2 4 должны располагаться

на одной

прямой. Точка Р 2

4

мгновенный центр вращения шатуна 2 в его движении относи­

тельно стойки 4 — находится как точка пересечения

прямых ли­

ний АОх и В02. Дл я доказательства высказанного

утверждения

 

 

 

 

Рис. 5.12

 

 

 

 

 

 

воспользуемся

выражением скорости

точки

М,

которое

предста­

вим в

виде

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

vM

= vD +

YMD =

<»24 X P2iD

+

ft>62

X DM.

 

(5.38)

Здесь

ю 2 4

вектор

угловой

скорости

вращения

вокруг Р 2 4 ,

ю 6 2 вектор

угловой

скорости вращения

звена 5

относительно

звена 2 вокруг D. Линия действия векторов <а2 4

и <о5 2

перпендику­

лярна

плоскости чертежа.

 

 

 

 

 

 

к о р т

Введем

обозначения: со2 4

= <в2 4 к,

ю б 2

= соб 2 к,

где

оси, перпендикулярной плоскости

чертежа. Примем во внимание,

что в крайнем положении звена

6 VM 0. С учетом этого, исполь­

зуя уравнение (5.38),

получим

 

 

 

к х

(ЩІРМР

+

с о 5 2 Ш ) = 0.

(5.39)

Из векторного уравнения (5.39) следует, что в крайнем поло­ жении звена 6 векторы P 2 4 D и DM должны быть коллинеарны, следовательно точки РщЪ « М должны располагаться на одной


прямой. Положение звена 6 останется крайним, если точкой М

явится

любая точка

прямой P2iD, а точку 03— центр вращения

звена

6 — выбрать

произвольно.

До сих пор мы предполагали, что звено с реверсивным движе­ нием является при передаче сил ведомым. Если же это звено яв­ ляется ведущим, т. е. движущее усилие приложено к звену с реверсивным движением, то в крайнем положении этого звена про­ исходит заклинивание механизма, движение становится невозмож­ ным. Такое положение звеньев называется мертвым.

Представим, например, что в четырехшарнирном

механизме

(рис. 5.11, а) коромысло 3 находится в крайнем положении

02BV

Реакция R 2

i ,

приложенная

к звену 1, будет иметь 'линией дей­

ствия О І Л І ,

и

при наличии

даже незначительного по

величине

момента сопротивления М х звено 1 невозможно привести

в дви­

жение при сколь угодно большом значении движущего момента

М3,

приложенного к звену 02ВХ.

Заклинивание

механизма

не

будет

иметь места,

если движущий

момент будет

приложен к звену

/ .

5.5.ФУНКЦИИ ПОЛОЖЕНИЯ, С К О Р О С Т Е Й

ИУСКОРЕНИЙ ПРОСТЕЙШИХ Ч Е Т Ы Р Е Х З В Е Н Н Ы Х

МЕХАНИЗМОВ

Функция положения четырехшарнирного механизма была определена ранее в п. 5.2. В настоящем параграфе мы ограни­ чимся определением функции положения, скоростей и ускорения кривошипно-ползунного и кулисного механизмов.

Кривошипно-ползунный механизм. Радиус-вектор точки М

шатуна

О М =

г + 1 х

(рис. 5.13, а). Переходя к проекциям на оси

координат

х

и

у,

получим

 

 

 

 

 

хм

=

г cos

ф +

cos Р;

ум

= г sin <р — lx

sin

р.

(5.40)

Вспомогательный

параметр

р

определяется

из

зависимости

 

 

 

 

 

s i n p ^ ' s i 7 ± e .

 

 

(5.41)


Верхний и нижний знаки относятся соответственно к случаям,

когда

траектория

точки В пересекает отрицательную или положи­

тельную ось у.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д л я точки В механизма в уравнениях

(5.40)

нужно

положить

/і =

/ — 1АВ,

после чего получим

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

хв

=

г cos ф

- f / cos

6; ув

=

±е.

 

 

 

(5.42)

Д л я центрального кривошипно-ползунного

механизма,

при­

няв

в уравнениях (5.41)

и (5.42) е = 0,

получим

 

 

 

хв

г cos ф + /cosp =

г cos Ф + 1 J/^l

( " J s i n

ф

) 2 '

Ув = 0-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(5.43)

Обозначим

-у- = X и представим (1 — X2 sin2

ф)1 /2

как

бином

Ньютона. После

преобразований

 

получим

[44]

 

 

 

хв

г 0

+

Л л

cos ф -f- Л 2

cos 2ф + Л 4

cos 4ф - f Л 6

cos 6ф -4- • • •);

Здесь

 

 

 

 

 

 

Ув =

0.

 

 

 

 

 

 

(5.44)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

л о

-

Х .

4

64 Л

 

 

256 Л

 

 

'

Л

1 — А '

 

 

 

 

 

 

 

2 = ^ + Т

^

 

+

J

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Л

3

512 Я

б

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- ^

 

 

 

 

 

 

 

 

^ = - ( - Й Г Я ' + Ж Я ' + - - - ) ;

 

Л « + 5 1 У ^ 5 + - - - -

 

Функции

скорости и ускорения

ползуна

определяются такими

выражениями:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(в) _

dxB

_

d x B

dg>

_

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*

 

 

dt

~

d(f

 

dt

~

 

 

 

 

 

=

—rco (sin ф - j - 2Л2 sin 2ф -f- 4Л 4 sin 4ф -f- 6Лв

sin бф +

• • •);

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(5.45)

 

 

 

 

 

 

(В)

_

 

_d_

(

dxs_\

 

_

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

W x

 

~

 

dt

{

dt

)

-

 

 

 

 

 

 

=

—re (sin ф -f- 2Л 2 sin 2ф -f- 4Л4

sin 4ф -f- 6Л6 sin 6ф - j -

• • •) —

 

— rco2 (cos ф 4- 2 cos 2ф +

 

16Л4 со$4ф -f- 36Л6

cos 6ф + • • •)»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(5.46)

d(o

где г = ч г .

Иногда возникает необходимость определения положения кри­ вошипа, при котором скорость ползуна достигает экстремальных

значений. Очевидно, что это имеет место п р и - ^ - (v{xB))

0. Д л я


определения значений ср, отвечающих экстремальным значениям скорости при є = 0, нужно воспользоваться уравнением

cos ср - f 4Л2 cos 2ф - f 16Л4 cos 4ф + 36/lecos 6ф + . . . = 0 . (5.47)

Учитывая

малость

значений

К,

ограничимся в уравнении

(5.47) первыми двумя членами и удержим в выражении

для А %

только

первый

член.

Тогда

приближенное

 

выражение для определения

ф примет

такой

 

вид:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

cos ф

+ Я, cos 2ф

0.

 

 

(5.48)

 

Исследование

этого

выражения

[44] по­

 

казывает, что экстремальные

значения

ско­

 

рости ползуна наступают при положении

 

кривошипа,

перпендикулярном

 

шатуну

 

(рис. 5.13, б).

 

 

 

 

 

 

 

 

Кулисный

механизм. Ограничимся

слу­

 

чаем, когда направляющие камня 2 проходят

 

через центр вращения 02

кулисы 3 (рис. 5.14).

 

На основании построений рис. 5.14

получим

 

следующее выражение для функции поло­

 

жения

кулисы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

tg-ф =

г sm ф

 

 

 

(5.49)

 

 

 

г cos ф

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введем обозначение

X '=

-j,

после

чего

 

получим

 

 

 

 

 

 

Рис.

5.14

 

 

 

 

 

 

X sin ф

 

(5.50)

 

 

 

 

tg-ф

= 1 + X cos ф

Угловая

скорость

вращения

кулисы

 

 

 

со,

 

_

X {X +

cos ф)

 

 

 

dt ~~ W l

\ + 2Xcosy + X2

 

Угловое

ускорение

кулисы

 

 

 

 

d2\|>

 

Х(Х + cos ф)

X(l

— Ь2 ) sin ф

 

dt2

— є,

1 +

2Xcostf+

X2

со? (1 +

cos ц+Х2)2

(5.51)

(5.52)

В зависимости от значения X кулиса будет совершать враща­ тельное или качательное движение. При качательном движении

кулисы

изменяется направление угловой

скорости

вращения.

Из выражения (5.51) следует,

что при изменении

ф в промежутке

0 ^

Ф ^

2л знак со2 изменяется только

при

значении X < 1

(при г << d). Это означает, что при г •< d кулиса

будет

совершать

качательное движение, что

соответствует

результату,

получен­

ному

в

п. 5.2.

 

 

 

 


Д ля определения крайних положений кулисы, совершающей качательное движение, воспользуемся тем, что при реверсе ку­ лисы ее угловая скорость равна нулю. Используя уравнение (5.51), получим, что со2 = 0 при

% + cos ф = 0.

(5.53)

Из выражения (5.53) следует, что крайние положения кулисы наступают при cos ф = — ~ j > T - е - П Р И таких положениях звеньев,

когда кривошип и кулиса оказываются взаимно перпендикуляр­ ными (рис. 5.14). Кулиса в крайних положениях является каса­ тельной к окружности радиуса г.

5.6. СИНУСНЫЙ И ТАНГЕНСНЫЙ МЕХАНИЗМЫ

Схемы синусного и тангенсного механизмов изображены соот­ ветственно на рис. 5.15, а и 5.16, а. Указанные механизмы после замены высших пар низшими превращаются: а) синусный меха­ низм в кулису Вольфа (рис. 5.15, б); б) тангенсный механизм — в кулисный механизм, изображенный на рис. 5.16, б.

—о ' т

Рис. 5.15

Синусный и тангенсный механизмы применяются довольно широко в рычажных измерительных приборах, где они исполь­ зуются, как приближенные механизмы для воспроизведения ли­ нейных зависимостей. В синусном механизме функция переме­ щения определяется уравнением

s

=

г sin ф.

 

 

(5.54)

В тангенсном механизме

 

 

 

 

 

s

=

d tg ф.

 

 

(5.55)

При малых значениях угла поворота

ф, поскольку

sin ф л * ф,

tg ф л * ф, синусный и тангенсный механизмы можно

использовать

с достаточной степенью точности для воспроизведения

линейных

зависимостей. Схемы этих механизмов

являются

иллюстрацией

эффективного применения метода кинематического проектирова­ ния: а) число звеньев сокращено до трех благодаря применению