Файл: Литвин Ф.Л. Проектирование механизмов и деталей приборов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 231
Скачиваний: 3
Ф — угол поворота кривошипа |
/. Функцию sM (ф) можно найти |
||
графическим способом, если задать ряд |
положений ведущего |
||
звена и найти соответствующие положения точки М звена 6. |
|
||
Можно доказать, что в крайнем положении звена 6 точки |
М, |
||
D и Р 2 4 должны располагаться |
на одной |
прямой. Точка Р 2 |
4 — |
мгновенный центр вращения шатуна 2 в его движении относи
тельно стойки 4 — находится как точка пересечения |
прямых ли |
ний АОх и В02. Дл я доказательства высказанного |
утверждения |
|
|
|
|
Рис. 5.12 |
|
|
|
|
|
|
|
воспользуемся |
выражением скорости |
точки |
М, |
которое |
предста |
||||||
вим в |
виде |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
vM |
= vD + |
YMD = |
<»24 X P2iD |
+ |
ft>62 |
X DM. |
|
(5.38) |
|
Здесь |
ю 2 4 |
— вектор |
угловой |
скорости |
вращения |
вокруг Р 2 4 , |
|||||
ю 6 2 — вектор |
угловой |
скорости вращения |
звена 5 |
относительно |
|||||||
звена 2 вокруг D. Линия действия векторов <а2 4 |
и <о5 2 |
перпендику |
|||||||||
лярна |
плоскости чертежа. |
|
|
|
|
|
|
к — о р т |
|||
Введем |
обозначения: со2 4 |
= <в2 4 к, |
ю б 2 |
= соб 2 к, |
где |
оси, перпендикулярной плоскости |
чертежа. Примем во внимание, |
|||
что в крайнем положении звена |
6 VM — 0. С учетом этого, исполь |
|||
зуя уравнение (5.38), |
получим |
|
|
|
к х |
(ЩІРМР |
+ |
с о 5 2 Ш ) = 0. |
(5.39) |
Из векторного уравнения (5.39) следует, что в крайнем поло жении звена 6 векторы P 2 4 D и DM должны быть коллинеарны, следовательно точки РщЪ « М должны располагаться на одной
прямой. Положение звена 6 останется крайним, если точкой М
явится |
любая точка |
прямой P2iD, а точку 03— центр вращения |
звена |
6 — выбрать |
произвольно. |
До сих пор мы предполагали, что звено с реверсивным движе нием является при передаче сил ведомым. Если же это звено яв ляется ведущим, т. е. движущее усилие приложено к звену с реверсивным движением, то в крайнем положении этого звена про исходит заклинивание механизма, движение становится невозмож ным. Такое положение звеньев называется мертвым.
Представим, например, что в четырехшарнирном |
механизме |
||||||
(рис. 5.11, а) коромысло 3 находится в крайнем положении |
02BV |
||||||
Реакция R 2 |
i , |
приложенная |
к звену 1, будет иметь 'линией дей |
||||
ствия О І Л І , |
и |
при наличии |
даже незначительного по |
величине |
|||
момента сопротивления М х звено 1 невозможно привести |
в дви |
||||||
жение при сколь угодно большом значении движущего момента |
М3, |
||||||
приложенного к звену 02ВХ. |
Заклинивание |
механизма |
не |
будет |
|||
иметь места, |
если движущий |
момент будет |
приложен к звену |
/ . |
5.5.ФУНКЦИИ ПОЛОЖЕНИЯ, С К О Р О С Т Е Й
ИУСКОРЕНИЙ ПРОСТЕЙШИХ Ч Е Т Ы Р Е Х З В Е Н Н Ы Х
МЕХАНИЗМОВ
Функция положения четырехшарнирного механизма была определена ранее в п. 5.2. В настоящем параграфе мы ограни чимся определением функции положения, скоростей и ускорения кривошипно-ползунного и кулисного механизмов.
Кривошипно-ползунный механизм. Радиус-вектор точки М
шатуна |
О М = |
г + 1 х |
(рис. 5.13, а). Переходя к проекциям на оси |
|||||||
координат |
х |
и |
у, |
получим |
|
|
|
|
|
|
хм |
= |
г cos |
ф + |
1г cos Р; |
ум |
= г sin <р — lx |
sin |
р. |
(5.40) |
|
Вспомогательный |
параметр |
р |
определяется |
из |
зависимости |
|||||
|
|
|
|
|
s i n p ^ ' s i 7 ± e . |
|
|
(5.41) |
Верхний и нижний знаки относятся соответственно к случаям,
когда |
траектория |
точки В пересекает отрицательную или положи |
||||||||||||||||
тельную ось у. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Д л я точки В механизма в уравнениях |
(5.40) |
нужно |
положить |
|||||||||||||||
/і = |
/ — 1АВ, |
после чего получим |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
хв |
= |
г cos ф |
- f / cos |
6; ув |
= |
±е. |
|
|
|
(5.42) |
|||||
Д л я центрального кривошипно-ползунного |
механизма, |
при |
||||||||||||||||
няв |
в уравнениях (5.41) |
и (5.42) е = 0, |
получим |
|
|
|
||||||||||||
хв |
— г cos ф + /cosp = |
г cos Ф + 1 J/^l |
— ( " J s i n |
ф |
) 2 ' |
Ув = 0- |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(5.43) |
Обозначим |
-у- = X и представим (1 — X2 sin2 |
ф)1 /2 |
как |
бином |
||||||||||||||
Ньютона. После |
преобразований |
|
получим |
[44] |
|
|
|
|||||||||||
хв |
— |
г (Л0 |
+ |
Л л |
cos ф -f- Л 2 |
cos 2ф + Л 4 |
cos 4ф - f Л 6 |
cos 6ф -4- • • •); |
||||||||||
Здесь |
|
|
|
|
|
|
Ув = |
0. |
|
|
|
|
|
|
(5.44) |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
л о |
- |
Х . |
— 4 |
64 Л |
|
|
256 Л |
|
|
' |
Л |
1 — А ' |
|
|
||
|
|
|
|
|
2 = ^ + Т |
^ |
|
+ |
J |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
Л |
3 |
512 Я |
б |
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
- ^ |
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
^ = - ( - Й Г Я ' + Ж Я ' + - - - ) ; |
|
Л « + 5 1 У ^ 5 + - - - - |
|
|||||||||||||
Функции |
скорости и ускорения |
ползуна |
определяются такими |
|||||||||||||||
выражениями: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
(в) _ |
dxB |
_ |
d x B |
dg> |
_ |
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
* |
|
|
dt |
~ |
d(f |
|
dt |
~ |
|
|
|
|
|
|
= |
—rco (sin ф - j - 2Л2 sin 2ф -f- 4Л 4 sin 4ф -f- 6Лв |
sin бф + |
• • •); |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(5.45) |
|
|
|
|
|
|
(В) |
_ |
|
_d_ |
( |
dxs_\ |
|
_ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
W x |
|
~ |
|
dt |
{ |
dt |
) |
- |
|
|
|
|
|
|
= |
—re (sin ф -f- 2Л 2 sin 2ф -f- 4Л4 |
sin 4ф -f- 6Л6 sin 6ф - j - |
• • •) — |
||||||||||||||
|
— rco2 (cos ф 4- 4Л2 cos 2ф + |
|
16Л4 со$4ф -f- 36Л6 |
cos 6ф + • • •)» |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(5.46) |
d(o
где г = ч г .
Иногда возникает необходимость определения положения кри вошипа, при котором скорость ползуна достигает экстремальных
значений. Очевидно, что это имеет место п р и - ^ - (v{xB)) |
— 0. Д л я |
определения значений ср, отвечающих экстремальным значениям скорости при є = 0, нужно воспользоваться уравнением
cos ср - f 4Л2 cos 2ф - f 16Л4 cos 4ф + 36/lecos 6ф + . . . = 0 . (5.47)
Учитывая |
малость |
значений |
К, |
ограничимся в уравнении |
|||||
(5.47) первыми двумя членами и удержим в выражении |
для А % |
||||||||
только |
первый |
член. |
Тогда |
приближенное |
|
||||
выражение для определения |
ф примет |
такой |
|
||||||
вид: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
cos ф |
+ Я, cos 2ф |
0. |
|
|
(5.48) |
|
||
Исследование |
этого |
выражения |
[44] по |
|
|||||
казывает, что экстремальные |
значения |
ско |
|
||||||
рости ползуна наступают при положении |
|
||||||||
кривошипа, |
перпендикулярном |
|
шатуну |
|
|||||
(рис. 5.13, б). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Кулисный |
механизм. Ограничимся |
слу |
|
||||||
чаем, когда направляющие камня 2 проходят |
|
||||||||
через центр вращения 02 |
кулисы 3 (рис. 5.14). |
|
|||||||
На основании построений рис. 5.14 |
получим |
|
|||||||
следующее выражение для функции поло |
|
||||||||
жения |
кулисы: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
tg-ф = |
г sm ф |
|
|
|
(5.49) |
|
|
|
|
г cos ф |
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Введем обозначение |
X '= |
-j, |
после |
чего |
|
||||
получим |
|
|
|
|
|
|
Рис. |
5.14 |
|
|
|
|
|
|
|
X sin ф |
|
(5.50) |
|
|
|
|
|
tg-ф |
= 1 + X cos ф |
Угловая |
скорость |
вращения |
кулисы |
|
|||
|
|
со, |
|
_ |
X {X + |
cos ф) |
|
|
|
dt ~~ W l |
\ + 2Xcosy + X2 |
|
|||
Угловое |
ускорение |
кулисы |
|
|
|
||
|
d2\|> |
|
Х(Х + cos ф) |
X(l |
— Ь2 ) sin ф |
||
|
dt2 |
— є, |
1 + |
2Xcostf+ |
X2 |
со? (1 + |
2Х cos ц+Х2)2 |
(5.51)
(5.52)
В зависимости от значения X кулиса будет совершать враща тельное или качательное движение. При качательном движении
кулисы |
изменяется направление угловой |
скорости |
вращения. |
|||
Из выражения (5.51) следует, |
что при изменении |
ф в промежутке |
||||
0 ^ |
Ф ^ |
2л знак со2 изменяется только |
при |
значении X < 1 |
||
(при г << d). Это означает, что при г •< d кулиса |
будет |
совершать |
||||
качательное движение, что |
соответствует |
результату, |
получен |
|||
ному |
в |
п. 5.2. |
|
|
|
|
Д ля определения крайних положений кулисы, совершающей качательное движение, воспользуемся тем, что при реверсе ку лисы ее угловая скорость равна нулю. Используя уравнение (5.51), получим, что со2 = 0 при
% + cos ф = 0. |
(5.53) |
Из выражения (5.53) следует, что крайние положения кулисы наступают при cos ф = — ~ j > T - е - П Р И таких положениях звеньев,
когда кривошип и кулиса оказываются взаимно перпендикуляр ными (рис. 5.14). Кулиса в крайних положениях является каса тельной к окружности радиуса г.
5.6. СИНУСНЫЙ И ТАНГЕНСНЫЙ МЕХАНИЗМЫ
Схемы синусного и тангенсного механизмов изображены соот ветственно на рис. 5.15, а и 5.16, а. Указанные механизмы после замены высших пар низшими превращаются: а) синусный меха низм в кулису Вольфа (рис. 5.15, б); б) тангенсный механизм — в кулисный механизм, изображенный на рис. 5.16, б.
—о ' т
Рис. 5.15
Синусный и тангенсный механизмы применяются довольно широко в рычажных измерительных приборах, где они исполь зуются, как приближенные механизмы для воспроизведения ли нейных зависимостей. В синусном механизме функция переме щения определяется уравнением
s |
= |
г sin ф. |
|
|
(5.54) |
В тангенсном механизме |
|
|
|
|
|
s |
= |
d tg ф. |
|
|
(5.55) |
При малых значениях угла поворота |
ф, поскольку |
sin ф л * ф, |
|||
tg ф л * ф, синусный и тангенсный механизмы можно |
использовать |
||||
с достаточной степенью точности для воспроизведения |
линейных |
||||
зависимостей. Схемы этих механизмов |
являются |
иллюстрацией |
эффективного применения метода кинематического проектирова ния: а) число звеньев сокращено до трех благодаря применению