Файл: Литвин Ф.Л. Проектирование механизмов и деталей приборов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 282
Скачиваний: 3
числом зубцов при отсутствии так называемой коррекции воз никает явление подрезания: переходные кривые и эвольвентные профили в точках В и В' не имеют общей касательной, а пересе каются: зубец оказывается ослабленным (рис. 8.10, б).
Условие отсутствия подрезания зубцов, сущность корригиро вания. Примем, что колесо нарезается инструментальной рейкой, имеющей очертания исходного контура и а и = осд. Центроидой колеса при нарезании является делительная окружность, радиус
которой |
удовлетворяет |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
соотношению |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
со |
(8.П) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
где со — угловая |
скорость |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
вращения |
нарезаемого ко |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
леса; |
1>р |
— скорость |
по |
|
|
|
|
|
|
|
|||
ступательного |
движения |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
рейки. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Центроидой рейки |
яв |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
ляется |
прямая |
/ — I , |
каса |
|
|
|
|
|
|
|
|||
тельная |
к |
|
делительной |
|
|
|
|
|
|
|
|||
окружности |
(рис. |
8.11). |
|
|
|
|
|
|
|
||||
Будем |
называть |
нор |
|
|
|
|
|
|
|
||||
мальной |
такую установку |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
рейки, |
когда |
|
ее |
средняя |
|
|
|
|
|
|
|
||
прямая |
/ / — I I совпадает |
|
Рис. |
8.11 |
|
|
|
||||||
с центроидой |
/ — I |
(с |
каса |
|
|
|
|
|
|
|
|||
тельной |
к |
|
делительной |
|
|
|
|
|
|
|
|||
окружности). |
|
В ряде случаев рейка при нарезании зубцов |
|||||||||||
занимает |
смещенное |
положение; |
ее |
средняя |
прямая |
II—II |
|||||||
смещена |
на |
|
величину х по отношению к |
касательной |
/ — / |
||||||||
к делительной |
окружности. Колеса, нарезаемые при смещении |
||||||||||||
инструментальной |
рейки, |
называются |
корригированными. |
Сме |
|||||||||
щение |
х |
рассматривается |
как |
алгебраическая |
величина |
(х |
> 0 , |
||||||
если средняя |
|
прямая |
/ / — / / смещена |
по отношению к центроиде |
|||||||||
/ — / от центра колеса). Наряду |
со смещением |
х рассматривается |
|||||||||||
безразмерный |
|
коэффициент смещения |
£ = |
|
|
|
Выясним условия отсутствия подрезания зубцов колеса, на резаемого инструментальной рейкой. Профиль зубца рейки со держит участок, очерченный прямой линией, крайней точкой которой является точка F; ниже F профиль зубца инструменталь ной рейки очерчен дугой окружности радиуса гх (рис. 8.9). В про цессе зацепления точки прямолинейного участка профиля зубца рейки вступают в зацепление с соответствующими точками наре заемого эвольвентного профиля. Крайняя точка F прямолинейного участка профиля зубца рейки вступает в зацепление с наре заемым профилем в тот момент, когда при поступательном дви-
жении рейки |
в направлении / — / точка F окажется на линии за |
|
цепления PL |
(рис. 8.11) и совпадает с точкой G. Из |
построений |
ясно, что при выбранном смещении х рейки 0G > г 0 |
и эвольвент- |
|
ный участок |
профиля зубцов колеса, нарезанного инструменталь |
ной рейкой, начинается выше основной окружности. Предельной является такая установка рейки, когда крайняя точка F прямо
линейного |
участка |
профиля зубца |
рейки вступает в |
зацепление |
с нарезаемым профилем в крайней точке L линии |
зацепления, |
|||
при этом |
OG = г0 |
и эвольвентный |
участок профиля |
нарезаемых |
зубцов начинается на основной окружности. Смещение инстру ментальной рейки к центру нарезаемого колеса из ее предельной
установки приведет к |
подрезанию зубцов. |
OG ^= г0 |
Во избежание подрезания зубцов необходимо, чтобы |
||
или чтобы aG ^ 0. Из построений рис. 8.11 следует, что |
|
|
t g a G |
= t g a , - i < | = | . |
(8-12) |
При выводе были использованы следующие зависимости:
+ |
GL . |
PL |
|
' 0 |
'0 |
n „ |
m(f0 |
— |
i) |
SUl «Д
|
|
|
r0 = |
mz cos a„ |
, |
— модуль |
. . . |
|
|
|||
|
|
|
2 — |
\ m |
зубцов). |
|
|
|||||
Из |
выражения |
(8.12) следует, |
что для соблюдения |
неравен |
||||||||
ства aG |
^ |
0 |
необходимо, |
чтобы |
коэффициент |
смещения |
|
|||||
|
|
|
|
ё |
/о — 2 |
а д |
• |
|
|
|
(8.13) |
|
Формула (8.13) определяет величину коэффициента смещения |
||||||||||||
инструментальной |
рейки, |
при |
котором |
|
устраняется подрезание |
|||||||
колеса с числом зубцов z; |
параметры / 0 |
|
и а д исходного |
контура |
||||||||
считаются |
заданными. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Как уже было упомянуто выше, нормальной |
является |
уста |
||||||||||
новка рейки, |
когда ее средняя |
прямая |
является |
касательной к |
||||||||
делительной |
окружности. Такой установке рейки отвечает |
значе |
ние | = 0. Формула (8.13) позволяет определить, при каком ми нимальном числе зубцов нарезаемого колеса это колесо можно нарезать без смещения рейки. Положив в этой формуле £ = 0, получим, что
Если число зубцов нарезаемого колеса z < z m l n , инструмен |
||
тальной рейке нужно сообщить смещение от центра колеса (І |
> 0). |
|
При числе зубцов нарезаемого колеса z >> z m l n |
опасности |
подре |
зания при нормальной установке рейки (при | |
— 0) не возникает. |
Если по каким-либо причинам необходимо рейку сместить из нормальной ее установки к центру колеса, такое смещение в из-
вестных пределах допустимо. Необходимо, чтобы коэффициент смещения І удовлетворял выражению (8.13).
Выражению (8.13) можно придать более простую форму, под ставив в него (8.14). В результате получим
|
|
|
|
|
^ f o f ^ f f 1 1 ) . |
|
|
|
(8.15) |
|||||
Минимальное |
число зубцов |
z m l n , |
|
начиная с |
которого |
нужно |
||||||||
прибегать к корригированию во избежание подрезания, |
|
зависит |
||||||||||||
от угла |
профиля |
осд |
исходного контура |
и коэффициента / 0 |
высоты |
|||||||||
зубцов. |
Используя |
выражение |
(8.14), |
получим, |
что |
при |
/ 0 — 1 |
|||||||
2 min |
^ |
1 7 при а д |
== 20° и z m l n |
= 30 |
при а д = 15°. Увеличение |
|||||||||
угла |
профиля |
а д |
исходного |
контура |
уменьшает, |
следовательно, |
||||||||
опасность подрезания. Однако увеличение у г л а а д |
приводит к уве |
|||||||||||||
личению мертвого хода (см. 3.5), к ухудшению условий |
передачи |
|||||||||||||
сил. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Модуль зубцов. При нарезании зубцов инструментальной рей |
||||||||||||||
кой ее средняя прямая перекатывается |
без скольжения |
по дели |
||||||||||||
тельной окружности нарезаемого колеса. Поэтому шаг tp |
зубцов |
|||||||||||||
инструментальной рейки (рис. 8.6) |
равен шагу |
зубцов |
по дели |
|||||||||||
тельной окружности. Под модулем зубцов колеса |
понимается |
|||||||||||||
отношение |
|
|
т = -к, |
|
|
|
|
|
|
(8.16) |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
где |
— шаг зубцов |
колеса по делительной окружности. |
|
|
||||||||||
Длина делительной окружности |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
L n = |
ztA = |
2nrR. |
|
|
|
(8.17) |
|||
Подставив |
в |
равенство |
(8.17) |
выражение |
(8.16), |
получим |
||||||||
|
|
|
|
|
гл |
= т \ . |
|
|
|
|
|
(8.18) |
На чертеже колеса, не оговаривая этого особо, указывают мо дуль зубцов по делительной окружности, совпадающий с моду лем зубцов инструментальной рейки. На окружностях, отличаю щихся от делительной, модуль и шаг зубцов имеют значения,
не совпадающие с т = ~ и t„.
лА
Значения модуля зубцов стандартизованы и приведены, в ча стности, в справочнике [113].
Толщина зубцов колеса. Смещение рейки сопровождается изменением не только радиуса окружности впадин, но и толщины
зубцов и ширины впадин |
нарезаемого |
колеса |
(рис. 8.12, а). |
Тол |
|
щина зубца sp рейки на ее центроиде / — / равна дуговой |
ширине |
||||
впадины колеса. Отсюда |
следует: |
|
|
|
|
о>д = sp = ~ ~ 2 |
х і % а д = т |
( " Г - 2 |
^ а д ); |
( 8 |
Л 9 ) |
8д = / д - а > д = т ( - £ - + 2 ^ Є а д ) . |
(8.20) |
Толщина зубцов колеса на окружности другого радиуса опре деляется уравнением (8.48).
При больших значениях коэффициентов смещения (предпола гается, что § > 0 ) возникает опасность заострения зубцов на окружности выступов колеса. Толщина зубцов на окружности выступов определяется формулой (8.48), в которой нужно при-
Шаг зубцов по общей нормали. Эвольвентные профили зубцов одного направления являются эквидистантными, равноотстоя щими по нормали (рис. 8.12,6). Эквидистантность профилей является большим преимуществом эвольвентного зацепления: пере сопряжение профилей зубцов колес даже при наличии эксцентри ситета не сопровождается циклической погрешностью. Из свойств эвольвентного зацепления следует, что шаг tn по общей нормали к профилям одного направления равен шагу t0, измеренному по основной окружности. Из построений рис. 8.12 следует:
^ 0 = ^ / 1 = |
cos <Хд = тл cos а д . |
(8.21) |
Радиус окружности впадин. Линия выступов инструменталь ной рейки является касательной к окружности впадин; радиус этой окружности
rl = rlk-m(f0-l |
+ c0) = m{^—f0 |
+ l - c 0 ) . |
(8.22) |
Определение радиуса OG. Через OG (рис. 8.11) был обозначен радиус окружности, на которой начинается эвольвентный про филь. Для определения радиуса OG к выражению (8.12) нужно присоединить зависимость
r |
0 |
mz cos а д |
|
д |
|
cos ао |
2 cos ад |
При изучении эвольвентного зацепления нередко возникает ошибочное представление, что эвольвентный профиль всегда на-
Траектория точна С
Рис. 8.13
чинается на основной окружности даже в том случае, когда он образуется не по методу копирования, а по методу огибания. Из формул (8.12) и (8.23) ясно, что на величине радиуса 0G сказы ваются число зубцов z нарезаемого колеса и коэффициент £ сме щения исходного контура. Так, при нормальной установке рейки (1 = 0) и / 0 = 1, z = 80 получим, что OG = 39,1т (т. — модуль зубцов).
Построение переходной кривой. Аналитический способ опре деления переходной кривой изложен в монографии автора [72]. Для графического способа определения переходной кривой можно воспользоваться построениями, изображенными на рис. 8.13. При этих построениях определяется траектория в относительном дви жении точки С — центра закругленной части профиля зубца рейки, после чего строится переходная кривая профиля зубца
18 Ф. л . Литвин |
273 |
колеса, как кривая, эквидистантная траектории точки С. На рисунке изображены два положения профиля зубца рейки, в ко
торых |
образуются точки |
С и Сх |
переходной кривой. При опреде |
лении |
текущей точки Сх |
нужно |
воспользоваться тем, что РМ0 = |
=РМг.
8.6.ЗАЦЕПЛЕНИЕ ПАРЫ ЭВОЛЬВЕНТНЫХ
ПРОФИЛЕЙ
На рис. 8.14 изображены эвольвентные профили В—В и у—у зубцов двух колес, полученные развертыванием основных ок ружностей г 0 1 и г 0 2 . Рассмотрим основные особенности эвольвентного зацепления.
1
1. Передача вращения эвольвентными профилями осуществ ляется с постоянным соотношением угловых скоростей, что можно доказать следующим образом. Общая нормаль к профилям зуб цов в точке их касания М одновременно является общей каса тельной KL к основным окружностям. Полюс зацепления Р является точкой пересечения общей нормали с линией межцен трового расстояния. Так как нормаль в новой точке касания про филей (например, Blt В%) остается по-прежнему общей касатель ной к основным окружностям, то при изменении точки касания