Файл: Литвин Ф.Л. Проектирование механизмов и деталей приборов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 285

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Равным дугам, проходимым по начальным окружностям, соот­ ветствуют углы поворота, находящиеся в отношении, выражае-

мом передаточным отношением i 1 2 = ~r- — -f~Следовательно,

£ні

. ^Н2 _

_ф_1_ _

J2_

(8.37)

г н і

гн2

Фг

г 1

 

У некорригированного колеса угловая толщина зубцов по де­ лительной окружности составляет половину углового шага, т. е.

Рис. 8.18

ТС она равна . У корригированного колеса угловая толщина зубца

по делительной окружности

согласно формуле (8.20) равна

(8.38)

 

«да _

Л _|_ £д£ді _ я

+ 4 1і tgа д ш

 

 

На основании

построений

рис.

8.18

 

 

 

sH i

Л + 4 І ! І г а

0 / .

.

J

.

 

J i L =

 

! — к

д _ 2 ( m v а ш у а

 

(8.39)

 

 

 

 

 

 

 

 

где inv а = tg а — а;

inv а д

=

tg а д — а

 

 

 


Применительно

ко второму колесу, учитывая, что смещение

рейки приводит

к

уменьшению ширины впадины,

получим

w«2

_

п 4 £а tg а д ! -f- 2(inva — іпуа д ) .

(8.40)

fН 2

 

Z 2

 

На основании выражений (8.37), (8.39) и (8.40) получим

inv a =

inv а д

+ —\g

a,,.

 

 

 

(8.41)

Очевидно,

что в случае

нулевой

передачи,

при

1Х = о

a = а д .

 

Межцентровое расстоя­ ние колес на основании построений рис. 8.14 оп­ ределяется из формулы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

cos a

 

 

 

 

 

 

 

=

/п

(zt

+ г2 ) cos а д

(8.42)

 

 

 

 

 

 

2 cos а

 

 

 

 

 

 

 

 

Радиусы

начальных

 

 

 

 

 

окружностей

колес опреде­

 

 

 

 

 

ляются из формулы

 

 

 

 

 

г

 

=

Г ° г

: т

гІ cos ад

 

 

 

 

 

н '

2 cos a

 

 

 

 

 

 

 

cos a

 

 

 

 

 

 

 

 

 

( 1 = 1 , 2 ) .

(8.43)

 

 

Рис. 8.19

 

 

 

 

У изучающих

корриги­

 

 

 

 

 

рование

иногда

возникает

 

 

 

 

 

ошибочное

представление,

что

изменение

межцентрового

расстояния

АЛ^= tf*gs.

Из по­

строений рис. 8.19 можно убедиться, что

если

при

сопряже­

нии

корригированных колес изменить межцентровое расстояние

на

величину АЛ = тЦх,

это

приведет

 

к

появлению

бокового

зазора между

профилями

зубцов. На

этом

рисунке

 

/ — I и

III—///

— соответственно

центроиды

рейки

при

нарезании

первого и второго колес; II—//—средняя

прямая рейки. Точки Рх

и Я 2

— полюсы зацепления

при нарезании рейкой

первого и вто­

рого колес. С профилями зубцов колес профили рейки соприка­ саются для первого колеса в точках МгяМ2, для второго колеса — в точках Ыг и N2. Из построений видно, что если расстояние ме­ жду делительными окружностями колес равно m\~s , профили зубцов корригированных колес касаются профилей зубца инстру­ ментальной рейки, а между самими профилями колес образуется


некоторый зазор. Дл я устранения зазора между профилями колес необходимо задать при сборке изменение межцентрового рас­ стояния АЛ •< m | s . Точное значение межцентрового расстояния находится из формул (8.41) и (8.42).

Радиусы окружностей впадин на основании (8.22) опреде­ ляются из формул

гik = rAk-(f0

+ c0-lk)m=:m

-f0-Co

+ %k) (k =1,2). (8.44)

Радиусы окружно­ стей выступов задаются таким образом, чтобы сохранить величину ра­ диального зазора между окружностью выступов одного и окружностью впадин другого колеса. Исходя из этого необхо­ димо, чтобы (рис. 8.20)

rtk + rik + с0т =

=

A

(k

=

1,

2).

Отсюда

следует

 

ге1

= А — гіг

с0т;

ге2 =

^ ги — с0т.

 

 

 

 

 

(8.45)

Легко

доказать,

что

у корригированных

ко­

лес,

образующих

поло­

жительную

или отрица­

тельную

передачу, требование выдержать

радиальный

зазор

с0т

приводит

к необходимости

уменьшить

полную высоту

зубцов h

по сравнению с колесами нулевой передачи.

 

 

 

Учитывая,

что r n

+ ri2

+ h + с0т

=

А, получим

 

 

 

h = A

rn — rl2

— с0т = Л — т (~- — 2/0 с0 + £s) =

 

 

 

 

=

(2f0 + Co)m-(mtz

AA),

(8.46)

где

АЛ = А — А о =

А тЦ-.

 

 

 

 

 

Для колес

нулевой передачи АЛ =

0;

| 2 = . 0 и h:= (2/0

+

+

с0 ) т.

 

 

 

 

 

 

на; отсут­

 

Определение коэффициента перекрытия и проверка

ствие интерференции производятся подформулам (8.26) и (8.35), проверка колес на отсутствие заострения:.— по формуле.(.8,50.).


8.8.БЛОКИРУЮЩИЙ КОНТУР

Блокирующий контур строится в системе координат \ ъ £2> где 2^ и | 2 — коэффициенты сдвигов при нарезании колес 1 и 2. Блокирующий контур опре­ деляет область допустимых значений коэффициентов сдвига | х и £а , при которых обеспечиваются благоприятные условия зацепления колес: отсутствие подреза­ ния и интерференции, обеспечение минимального коэффициента перекрытия, отсутствие заострения и т. д. Блокирующий контур рассчитывается для каждого сочетания Zj и г 2 чисел зубцов. В системе | х , | 2 строятся графики функций £2 =

— is (£i)> каждая из которых рассчитывается по одному показателю зацепления.

 

 

 

На

рис. 8.21 изображен

блоки­

 

 

рующий

контур, определенный

как

 

 

совокупность

графиков

 

функций

 

 

£ 2 (£]). Штриховка на линиях кон­

 

 

тура

указывает

область

недопусти­

 

 

мых

 

значений

I j и £

2 .

Граничные

 

 

линии контура: J — граница

интер­

 

 

ференции на ножке зубца колеса 2

 

 

(z2>Zj);

2 — линия,

определяю­

 

 

щая,

что подрезание

эвольвентного

 

 

профиля колёса / не распростра­

 

 

няется выше точки Вг

ножки зубца

 

 

этого

клеса; 3 — линия

предель­

 

 

ного

коэффициента

 

перекрытия

 

 

е =

1,0

[15]; 4 — граница интерфе­

 

 

ренции

 

на

ножке зубца

колеса /;

 

 

5 — граница

заострения

зубца

на

 

 

колесе /

 

(s e

i=0); 6—линия,

опре­

 

 

деляющая,

что подрезание

эволь­

 

 

вентного

профиля колеса

2 не рас­

=0,2SmV

 

пространяется выше точки В2

ножки

!"5 £ •

зубца

этого

колеса.

 

 

 

 

 

Б

 

Зона

Б

контура — зона внепо-

 

 

люсных

 

передач, характеризуемых

Рис. 8.21

У.

следующими

особенностями:

а)

ка­

 

 

сание профилей

происходит только

 

 

по

одну

сторону полюса

зацепле­

ния; б) зубец одного колеса имеет только головку, другого колеса — только

ножку.

 

Зона А — зона полюсных

передач.

Внутри контура изображены линии, определяющие другие показатели

зацепления, как-то: se l = 0,25m; se2

= 0,25 т; а и б — линии, определяющие

равную прочность зубцов изгибу (а — при ведущем колесе zt; б — при ведущем

колесе

z

2 ); £ i m l n

и £2 1 Ш п — линии,

определяющие границы подрезания зубцов

колеса

1

и колеса 2; линии б г = 0,0

и Oj. = 0,6 определяют соответственно рас­

стояния в долях модуля по линии зацепления от полюса до границы зоны двух-

парного

зацепления.

 

Создание блокирующих контуров явилось результатом большой и трудоем­ кой работы, выполненной Т. П. Болотовской, И. А. Болотовским, В. Э. Смирно­ вым и др. [15], а также работ М. Б. Громана, В. А. Гавриленко и Я- С. Давы­ дова.

8.9. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТОЛЩИНЫ З У Б Ц О В

Связь

между

толщинами зубцов

на делительной окружности

и окружности радиуса гх. Обратимся

к рис. 8.22,

на котором sR

толщина

зубцов

на делительной окружности;

ищется толщина