Файл: Литвин Ф.Л. Проектирование механизмов и деталей приборов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 285
Скачиваний: 3
Равным дугам, проходимым по начальным окружностям, соот ветствуют углы поворота, находящиеся в отношении, выражае-
мом передаточным отношением i 1 2 = ~r- — -f~ • Следовательно,
£ні |
. ^Н2 _ |
_ф_1_ _ |
J2_ |
(8.37) |
|
г н і |
гн2 |
Фг |
г 1 |
||
|
У некорригированного колеса угловая толщина зубцов по де лительной окружности составляет половину углового шага, т. е.
Рис. 8.18
ТС она равна — . У корригированного колеса угловая толщина зубца
по делительной окружности |
согласно формуле (8.20) равна |
(8.38) |
||||||
|
«да _ |
Л _|_ £д£ді _ я |
+ 4 1і tgа д ш |
|
|
|||
На основании |
построений |
рис. |
8.18 |
|
|
|
||
sH i |
Л + 4 І ! І г а |
0 / . |
. |
J |
. |
|
||
J i L = |
|
! — к |
д _ 2 ( m v а — ш у а |
|
(8.39) |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
где inv а = tg а — а; |
inv а д |
= |
tg а д — а |
|
|
|
Применительно |
ко второму колесу, учитывая, что смещение |
||
рейки приводит |
к |
уменьшению ширины впадины, |
получим |
w«2 |
_ |
п —4 £а tg а д ! -f- 2(inva — іпуа д ) . |
(8.40) |
fН 2 |
|
Z 2 |
|
На основании выражений (8.37), (8.39) и (8.40) получим
inv a = |
inv а д |
+ —\g |
a,,. |
|
|
|
(8.41) |
Очевидно, |
что в случае |
||
нулевой |
передачи, |
при |
|
1Х = о |
a = а д . |
|
Межцентровое расстоя ние колес на основании построений рис. 8.14 оп ределяется из формулы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
cos a |
|
|
|
|
|
|
|
= |
/п |
(zt |
+ г2 ) cos а д |
(8.42) |
|||
|
|
|
|
|
|
2 cos а |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
Радиусы |
начальных |
||||
|
|
|
|
|
окружностей |
колес опреде |
||||||
|
|
|
|
|
ляются из формулы |
|||||||
|
|
|
|
|
г |
|
= |
Г ° г |
: т |
гІ cos ад |
||
|
|
|
|
|
н ' |
2 cos a |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
cos a |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
( 1 = 1 , 2 ) . |
(8.43) |
||
|
|
Рис. 8.19 |
|
|
|
|
У изучающих |
корриги |
||||
|
|
|
|
|
рование |
иногда |
возникает |
|||||
|
|
|
|
|
ошибочное |
представление, |
||||||
что |
изменение |
межцентрового |
расстояния |
АЛ^= tf*gs. |
Из по |
|||||||
строений рис. 8.19 можно убедиться, что |
если |
при |
сопряже |
|||||||||
нии |
корригированных колес изменить межцентровое расстояние |
|||||||||||
на |
величину АЛ = тЦх, |
это |
приведет |
|
к |
появлению |
бокового |
|||||
зазора между |
профилями |
зубцов. На |
этом |
рисунке |
|
/ — I и |
||||||
III—/// |
— соответственно |
центроиды |
рейки |
при |
нарезании |
|||||||
первого и второго колес; II—//—средняя |
прямая рейки. Точки Рх |
|||||||||||
и Я 2 |
— полюсы зацепления |
при нарезании рейкой |
первого и вто |
рого колес. С профилями зубцов колес профили рейки соприка саются для первого колеса в точках МгяМ2, для второго колеса — в точках Ыг и N2. Из построений видно, что если расстояние ме жду делительными окружностями колес равно m\~s , профили зубцов корригированных колес касаются профилей зубца инстру ментальной рейки, а между самими профилями колес образуется
некоторый зазор. Дл я устранения зазора между профилями колес необходимо задать при сборке изменение межцентрового рас стояния АЛ •< m | s . Точное значение межцентрового расстояния находится из формул (8.41) и (8.42).
Радиусы окружностей впадин на основании (8.22) опреде ляются из формул
гik = rAk-(f0 |
+ c0-lk)m=:m |
-f0-Co |
+ %k) (k =1,2). (8.44) |
Радиусы окружно стей выступов задаются таким образом, чтобы сохранить величину ра диального зазора между окружностью выступов одного и окружностью впадин другого колеса. Исходя из этого необхо димо, чтобы (рис. 8.20)
rtk + rik + с0т =
= |
A |
(k |
= |
1, |
2). |
|
Отсюда |
следует |
|
||||
ге1 |
= А — гіг |
— с0т; |
||||
ге2 = |
^ —ги — с0т. |
|||||
|
|
|
|
|
(8.45) |
|
Легко |
доказать, |
что |
||||
у корригированных |
ко |
|||||
лес, |
образующих |
поло |
||||
жительную |
или отрица |
тельную |
передачу, требование выдержать |
радиальный |
зазор |
с0т |
|||||
приводит |
к необходимости |
уменьшить |
полную высоту |
зубцов h |
|||||
по сравнению с колесами нулевой передачи. |
|
|
|||||||
|
Учитывая, |
что r n |
+ ri2 |
+ h + с0т |
= |
А, получим |
|
|
|
|
h = A — |
rn — rl2 |
— с0т = Л — т (~- — 2/0 — с0 + £s) = |
|
|||||
|
|
|
= |
(2f0 + Co)m-(mtz |
— |
AA), |
(8.46) |
||
где |
АЛ = А — А о = |
А — тЦ-. |
|
|
|
|
|||
|
Для колес |
нулевой передачи АЛ = |
0; |
| 2 = . 0 и h:= (2/0 |
+ |
||||
+ |
с0 ) т. |
|
|
|
|
|
|
на; отсут |
|
|
Определение коэффициента перекрытия и проверка |
ствие интерференции производятся подформулам (8.26) и (8.35), проверка колес на отсутствие заострения:.— по формуле.(.8,50.).
8.8.БЛОКИРУЮЩИЙ КОНТУР
Блокирующий контур строится в системе координат \ ъ £2> где 2^ и | 2 — коэффициенты сдвигов при нарезании колес 1 и 2. Блокирующий контур опре деляет область допустимых значений коэффициентов сдвига | х и £а , при которых обеспечиваются благоприятные условия зацепления колес: отсутствие подреза ния и интерференции, обеспечение минимального коэффициента перекрытия, отсутствие заострения и т. д. Блокирующий контур рассчитывается для каждого сочетания Zj и г 2 чисел зубцов. В системе | х , | 2 строятся графики функций £2 =
— is (£i)> каждая из которых рассчитывается по одному показателю зацепления.
|
|
|
На |
рис. 8.21 изображен |
блоки |
||||||||
|
|
рующий |
контур, определенный |
как |
|||||||||
|
|
совокупность |
графиков |
|
функций |
||||||||
|
|
£ 2 (£]). Штриховка на линиях кон |
|||||||||||
|
|
тура |
указывает |
область |
недопусти |
||||||||
|
|
мых |
|
значений |
I j и £ |
2 . |
Граничные |
||||||
|
|
линии контура: J — граница |
интер |
||||||||||
|
|
ференции на ножке зубца колеса 2 |
|||||||||||
|
|
(z2>Zj); |
2 — линия, |
определяю |
|||||||||
|
|
щая, |
что подрезание |
эвольвентного |
|||||||||
|
|
профиля колёса / не распростра |
|||||||||||
|
|
няется выше точки Вг |
ножки зубца |
||||||||||
|
|
этого |
клеса; 3 — линия |
предель |
|||||||||
|
|
ного |
коэффициента |
|
перекрытия |
||||||||
|
|
е = |
1,0 |
[15]; 4 — граница интерфе |
|||||||||
|
|
ренции |
|
на |
ножке зубца |
колеса /; |
|||||||
|
|
5 — граница |
заострения |
зубца |
на |
||||||||
|
|
колесе / |
|
(s e |
i=0); 6—линия, |
опре |
|||||||
|
|
деляющая, |
что подрезание |
эволь |
|||||||||
|
|
вентного |
профиля колеса |
2 не рас |
|||||||||
=0,2SmV |
|
пространяется выше точки В2 |
ножки |
||||||||||
!"5 £ • |
зубца |
этого |
колеса. |
|
|
|
|
|
|||||
Б |
|
Зона |
Б |
контура — зона внепо- |
|||||||||
|
|
люсных |
|
передач, характеризуемых |
|||||||||
Рис. 8.21 |
У. |
следующими |
особенностями: |
а) |
ка |
||||||||
|
|
сание профилей |
происходит только |
||||||||||
|
|
по |
одну |
сторону полюса |
зацепле |
ния; б) зубец одного колеса имеет только головку, другого колеса — только
ножку. |
|
Зона А — зона полюсных |
передач. |
|
Внутри контура изображены линии, определяющие другие показатели |
||||
зацепления, как-то: se l = 0,25m; se2 |
= 0,25 т; а и б — линии, определяющие |
|||
равную прочность зубцов изгибу (а — при ведущем колесе zt; б — при ведущем |
||||
колесе |
z |
2 ); £ i m l n |
и £2 1 Ш п — линии, |
определяющие границы подрезания зубцов |
колеса |
1 |
и колеса 2; линии б г = 0,0 |
и Oj. = 0,6 определяют соответственно рас |
|
стояния в долях модуля по линии зацепления от полюса до границы зоны двух- |
||||
парного |
зацепления. |
|
Создание блокирующих контуров явилось результатом большой и трудоем кой работы, выполненной Т. П. Болотовской, И. А. Болотовским, В. Э. Смирно вым и др. [15], а также работ М. Б. Громана, В. А. Гавриленко и Я- С. Давы дова.
8.9. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТОЛЩИНЫ З У Б Ц О В
Связь |
между |
толщинами зубцов |
на делительной окружности |
|
и окружности радиуса гх. Обратимся |
к рис. 8.22, |
на котором sR — |
||
толщина |
зубцов |
на делительной окружности; |
ищется толщина |