Файл: Литвин Ф.Л. Проектирование механизмов и деталей приборов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 194
Скачиваний: 3
Сопротивление этому сдвигу и является причиной жидкостного трения. Д л я преодоления жидкостного трения к пластине нужно приложить силу Р, определяемую согласно закону Ньютона из следующего уравнения:
Р = |
[XS du |
(2.43) |
|
dx |
|
где s — площадь поверхности |
du |
|
скольжения; |
градиент ско |
|
рости; \i — коэффициент, аналогичный модулю |
сдвига твердых |
тел, известный под названием коэффициента динамической
вязкости жидкости.
Коэффициент |х имеет размерность кгс-с
в технических единицах — ^ — . В физической системе мер единица динамической вязкости называется
дин • с
пуазом и имеет размерность |
%— • |
Наряду с динамической (абсолютной)
и
Р и с - 2-5
вязкостью используется понятие о кинематической (относительной) вязкости, представляющей отношение времени
истечения |
объема 0,2 л испытуемого масла при заданной температуре (обычно |
50° С) ко |
времени истечения такого же объема воды при температуре 20°С. |
Основываясь на формуле (2.43), момент трения в подшипнике
скольжения можно определить, исходя из |
следующих |
упрощен- |
|||||
|
і"— |
|
( |
|
.t |
|
|
|
г ^ \ |
|
|
|
|
||
|
CO |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
( |
|
|
|
|
|
|
|
•T'jr. |
|
|
|
|
Рис. |
2.6 |
|
|
|
|
ных представлений^(рис. 2.6): а) оси вала и подшипника |
совпадают; |
||||||
б) смазка |
равномерно распределена вокруг |
вала. Очевидно, что |
|||||
|
|
|
du |
v |
аг |
v |
|
при этом |
градиент |
скорости |
— |
= |
, где |
= cor — |
|
окружная |
скорость |
вал^; поверхность |
скольжения s = |
2яг/, где |
/— длина подшипника.
Врезультате получим
л* |
п |
srv |
= |
2nr3la> |
,п лл\ |
М = |
Рг=р—?- |
|
)*. — j — . |
(2.44) |
Нагрузка на вал прямо в формулу (2.44) не входит, но косвенно учитывается через величину h толщины слоя смазки, уменьшаю
щегося с возрастанием нагрузки. |
|
|
|
|
Работами Н. |
П. Петрова (1883 |
г.), |
Рейнольдса (1886 |
г.), |
Н. Е/Жуковского, |
С. А. Чаплыгина |
(1904 |
г.) и ряда других |
уче |
ных была создана теория жидкостного трения в подшипнике сколь жения.
Рис. 2.7
Схематически образование масляного клина в подшипнике можно представить следующим образом. Так как посадка цапфы в подшипнике является подвижной, между цапфой и подшипни ком существует определенный зазор. В начале движения цапфа занимает крайнее нижнее положение (рис. 2.7, а). При вращении цапфы она начнет вскатываться по поверхности подшипника в на правлении, противоположном направлению вращения, и займет положение, изображенное на рис. 2.7, б. В этом положении тре ние близко к сухому и вектор эксцентриситета Оп Оц занимает по
отношению к линии действия Q угол р = arctg (/), где / — коэф фициент трения скольжения при отсутствии смазки. Затем в клино видный зазор между цапфой и подшипником начнет нагнетаться смазка, увлекаемая вращающейся цапфой. Гидродинамическое давление, развивающееся в клиновидном зазоре, приподнимет цапфу над вкладышем и сместит ее в сторону движения. В резуль тате цапфа установится так, что вектор эксцентриситета Оп Оц отклонится от линии действия Q в сторону движения (рис. 2.7, б). К цапфе будут приложены элементарные силы нормального дав ления dRn и силы трения dF, равнодействующая R которых будет равна по величине и противоположна силе Q.
Момент трения в цапфе может быть определен из зависимости
М т р = kQr, |
(2.45) |
где /ц — приведенный коэффициент трения цапфы; г — радиус цапфы.
Приведенный коэффициент / ц является функцией от скорости скольжения vCK и среднего удельного давления q (рис. 2.7, г), определяемого из выражения
|
4 = -%-. |
|
(2-46) |
||
где / и d — длина |
и диаметр |
цапфы. |
|
|
|
Из графиков функции / ц |
= |
/ ц (q, |
vCK) (они |
получены экспери |
|
ментальным путем) |
видно, |
что при |
q = const |
/ц сначала резко |
уменьшается, достигая минимального значения при некотором
значении vCK. При / ц |
= |
/ ц т 1 п устанавливается чисто |
жидкостное |
ТреНИе. Уменьшение |
/ ц |
В Промежутке / 0 Г^г /ц ^ /цтіп |
(/о — н а и _ |
больший коэффициент трения покоя) объясняется тем, что с воз растанием скорости vCK увеличивается количество подводимой
смазки. После достижения значения / ц = / ц |
т 1 п возрастание |
ско |
рости vCK приводит к некоторому повышению |
приведенного |
коэф |
фициента трения |
цапфы /ц, что объясняется возрастанием сопро |
|||||||
тивления сдвигу |
слоев смазки |
при |
возрастании |
скорости. |
|
|||
На рис. 2.7, |
г |
изображены |
графики функции |
/ ц |
(q, vCK) при |
|||
значениях qx и q2 |
(q2 >> q^. |
Уменьшение значений fA |
при |
возра |
||||
стании удельного давления |
q может |
привести к неверному |
пред |
|||||
ставлению, что увеличение нагрузки |
и удельного давления |
сопро |
вождается уменьшением момента трения. Во избежание такой ошибки нужно проанализировать, как сказывается на величине
момента трения совместное действие / ц |
и q. Основываясь на выра |
||
жениях (2.45) |
и (2Л6), |
уравнение для определения момента трения |
|
представим в |
такой |
форме: |
|
|
|
Мтр = 2/г2 [/ц |
(q,v)q]. |
Величина момента трения зависит, как видно, от произведе ния f^q. Хотя увеличение нагрузки Q и среднего давления q сопровождается уменьшением / ц , но произведение /ц<7 при этом
возрастает и потери на трение с повышением нагрузки увеличи ваются.
Чисто жидкостный режим работ опор скольжения возможен при установившемся режиме работы и достаточно большой угло вой скорости вращения вала. В приборостроении опоры сколь жения работают, как правило, в режиме полужидкостного трения.
Значительные давления, развиваемые в масляном слое, при водят к изменению свойств смазки. В первую очередь это сказы вается на вязкости, значительно увеличивающейся с ростом давления. Этим, в частности, объясняют способность смазки удер
живаться в зазоре при такой скорости |
относительного |
движения, |
||
когда |
чисто жидкостное |
трение не |
должно было |
бы иметь |
места. |
|
|
|
|
В |
последние годы стала |
развиваться контактно-гидродинами |
ческая теория смазки, в основу которой положен учет как гидро динамического эффекта смазки, так и контактных деформаций по верхностей контактируемых тел.
Гидродинамические давления, возникающие в смазочном слое, приводят к деформации поверхностей. Это, в свою очередь, влияет на величину и форму зазора между контактируемыми поверх ностями и, следовательно, на распределение давлений в смазоч ном слое. Решению контактно-гидродинамической задачи посвя щены работы А. М. Эртеля, А. И. Петрусевича, А. Н. Грубина, Д. С. Коднира. Подробная библиография по этому вопросу при ведена в работе [39].
Требования к приборным смазкам. Виды смазок. К приборным смазкам предъявляются следующие требования [125]: а) смазки должны быть высоко активными; б) способствовать уменьшению потерь на трение; в) предохранять от коррозии; г) выдерживать значительные перепады температур; д) свойства смазки должны
быть стабильными |
в течение длительного промежутка вре |
мени. |
|
Под активностью |
смазки понимается ее способность вступать |
в прочную связь с поверхностями твердых тел, на которые она наносится; активные смазки незначительно растекаются по по верхностям трения. Указанное свойство особенно важно для при боростроения, где специальные смазывающие устройства с'непре-
рывным подводом |
смазки применяются |
редко. |
1 ^ - |
Эффективность |
применения смазки |
оценивается^достигаемым |
уменьшением коэффициента трения. По новейшим воззрениям [103] способность смазки уменьшать потери на трение обуслов лено не только ее свойствами, но и взаимодействием смазки с по верхностями твердых тел, на которые она наносится. Иными сло вами, смазочное действие зависит от сорта смазки и сочетания материалов поверхностей трения.
Способность смазки защищать смазанные |
поверхности от |
кор |
||
розии обеспечивается |
отсутствием |
в смазке |
коррозионных |
аген |
тов — воды, кислот, |
абразивных |
механических примесей. |
|
Требование стабильности свойств приборных смазок в течение длительного времени обусловлено тем, что смазки в приборострое нии сменяются редко.
Основой приборных смазок служат животные и растительные жиры, минеральные и синтетические масла. В качестве животных жиров применяют костяное масло (вымороженный копытный и цевочный жир крупного рогатого скота) и жидкие жиры морских животных. Из растительных жиров находят применение касторо
вое, пальмовое, |
оливковое масла. Синтетические масла готовят |
из органических |
соединений. |
Наибольшей активностью обладают животные и растительные жиры, но они застывают при незначительном понижении темпера туры. Минеральные масла не замерзают при низких температурах, однако, являются мало активными. Для устранения этого недо статка (малой активности минеральных масел) ранее прибегали к эпиламированию — покрытию трущихся поверхностей тонкой пленкой поверхностно-активных веществ. В настоящее время на ходят широкое применение составные (компаундированные) масла, образуемые в результате смеси минеральных масел с жирами или синтетическими жидкостями. Такие масла являются высоко актив
ными |
и могут применяться при большом перепаде температур. |
В |
приборостроении разработаны нормали, регламентирующие |
номенклатуру смазок и рекомендации по их применению.
2.6. ВЛИЯНИЕ ТРЕНИЯ НА Т О Ч Н О С Т Ь ПОКАЗАНИЙ
ИЗМЕРИТЕЛЬНОГО П Р И Б О Р А
В ряде случаев измерение физической величины х выполняется прибором по схеме, изображенной на рис. 2.8, а. Измеряемая величина х поступает в преобразователь /, где она трансформи-
Мдв
|
\Мг. |
|
|
|
|
|
|
Рис. 2.8 |
|
|
|
руется в механическую |
величину — движущий |
момент М д в |
или |
||
в "движущую силу Я д в . |
В измерительном блоке 2 прибора его по |
||||
движное звено, заканчивающееся стрелкой (рис. 2.8, |
б), оказы |
||||
вается под |
воздействием |
движущего момента М д в и |
противодей |
||
ствующего |
момента Мс |
(предполагается, что |
подвижное |
звено |