Файл: Литвин Ф.Л. Проектирование механизмов и деталей приборов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 194

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сопротивление этому сдвигу и является причиной жидкостного трения. Д л я преодоления жидкостного трения к пластине нужно приложить силу Р, определяемую согласно закону Ньютона из следующего уравнения:

Р =

[XS du

(2.43)

 

dx

 

где s — площадь поверхности

du

 

скольжения;

градиент ско­

рости; \i — коэффициент, аналогичный модулю

сдвига твердых

тел, известный под названием коэффициента динамической

вязкости жидкости.

Коэффициент |х имеет размерность кгс-с

в технических единицах — ^ — . В физической системе мер единица динамической вязкости называется

дин • с

пуазом и имеет размерность

%— •

Наряду с динамической (абсолютной)

и

Р и с - 2-5

вязкостью используется понятие о кинематической (относительной) вязкости, представляющей отношение времени

истечения

объема 0,2 л испытуемого масла при заданной температуре (обычно

50° С) ко

времени истечения такого же объема воды при температуре 20°С.

Основываясь на формуле (2.43), момент трения в подшипнике

скольжения можно определить, исходя из

следующих

упрощен-

 

і"—

 

(

 

.t

 

 

 

г ^ \

 

 

 

 

 

CO

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(

 

 

 

 

 

 

 

•T'jr.

 

 

 

 

Рис.

2.6

 

 

 

 

ных представлений^(рис. 2.6): а) оси вала и подшипника

совпадают;

б) смазка

равномерно распределена вокруг

вала. Очевидно, что

 

 

 

du

v

аг

v

 

при этом

градиент

скорости

=

, где

= cor —

окружная

скорость

вал^; поверхность

скольжения s =

2яг/, где

/— длина подшипника.

Врезультате получим

л*

п

srv

=

2nr3la>

,п лл\

М =

Рг=р—?-

 

)*. j — .

(2.44)


Нагрузка на вал прямо в формулу (2.44) не входит, но косвенно учитывается через величину h толщины слоя смазки, уменьшаю­

щегося с возрастанием нагрузки.

 

 

 

Работами Н.

П. Петрова (1883

г.),

Рейнольдса (1886

г.),

Н. Е/Жуковского,

С. А. Чаплыгина

(1904

г.) и ряда других

уче­

ных была создана теория жидкостного трения в подшипнике сколь­ жения.

Рис. 2.7

Схематически образование масляного клина в подшипнике можно представить следующим образом. Так как посадка цапфы в подшипнике является подвижной, между цапфой и подшипни­ ком существует определенный зазор. В начале движения цапфа занимает крайнее нижнее положение (рис. 2.7, а). При вращении цапфы она начнет вскатываться по поверхности подшипника в на­ правлении, противоположном направлению вращения, и займет положение, изображенное на рис. 2.7, б. В этом положении тре­ ние близко к сухому и вектор эксцентриситета Оп Оц занимает по

отношению к линии действия Q угол р = arctg (/), где / — коэф­ фициент трения скольжения при отсутствии смазки. Затем в клино­ видный зазор между цапфой и подшипником начнет нагнетаться смазка, увлекаемая вращающейся цапфой. Гидродинамическое давление, развивающееся в клиновидном зазоре, приподнимет цапфу над вкладышем и сместит ее в сторону движения. В резуль­ тате цапфа установится так, что вектор эксцентриситета Оп Оц отклонится от линии действия Q в сторону движения (рис. 2.7, б). К цапфе будут приложены элементарные силы нормального дав­ ления dRn и силы трения dF, равнодействующая R которых будет равна по величине и противоположна силе Q.

Момент трения в цапфе может быть определен из зависимости

М т р = kQr,

(2.45)

где /ц приведенный коэффициент трения цапфы; г — радиус цапфы.

Приведенный коэффициент / ц является функцией от скорости скольжения vCK и среднего удельного давления q (рис. 2.7, г), определяемого из выражения

 

4 = -%-.

 

(2-46)

где / и d — длина

и диаметр

цапфы.

 

 

Из графиков функции / ц

=

/ ц (q,

vCK) (они

получены экспери­

ментальным путем)

видно,

что при

q = const

/ц сначала резко

уменьшается, достигая минимального значения при некотором

значении vCK. При / ц

=

/ ц т 1 п устанавливается чисто

жидкостное

ТреНИе. Уменьшение

/ ц

В Промежутке / 0 Г^г /ц ^ /цтіп

(/о — н а и _

больший коэффициент трения покоя) объясняется тем, что с воз­ растанием скорости vCK увеличивается количество подводимой

смазки. После достижения значения / ц = / ц

т 1 п возрастание

ско­

рости vCK приводит к некоторому повышению

приведенного

коэф­

фициента трения

цапфы /ц, что объясняется возрастанием сопро­

тивления сдвигу

слоев смазки

при

возрастании

скорости.

 

На рис. 2.7,

г

изображены

графики функции

/ ц

(q, vCK) при

значениях qx и q2

(q2 >> q^.

Уменьшение значений fA

при

возра­

стании удельного давления

q может

привести к неверному

пред­

ставлению, что увеличение нагрузки

и удельного давления

сопро­

вождается уменьшением момента трения. Во избежание такой ошибки нужно проанализировать, как сказывается на величине

момента трения совместное действие / ц

и q. Основываясь на выра­

жениях (2.45)

и (2Л6),

уравнение для определения момента трения

представим в

такой

форме:

 

 

 

Мтр = 2/г2 [/ц

(q,v)q].

Величина момента трения зависит, как видно, от произведе­ ния f^q. Хотя увеличение нагрузки Q и среднего давления q сопровождается уменьшением / ц , но произведение /ц<7 при этом


возрастает и потери на трение с повышением нагрузки увеличи­ ваются.

Чисто жидкостный режим работ опор скольжения возможен при установившемся режиме работы и достаточно большой угло­ вой скорости вращения вала. В приборостроении опоры сколь­ жения работают, как правило, в режиме полужидкостного трения.

Значительные давления, развиваемые в масляном слое, при­ водят к изменению свойств смазки. В первую очередь это сказы­ вается на вязкости, значительно увеличивающейся с ростом давления. Этим, в частности, объясняют способность смазки удер­

живаться в зазоре при такой скорости

относительного

движения,

когда

чисто жидкостное

трение не

должно было

бы иметь

места.

 

 

 

 

В

последние годы стала

развиваться контактно-гидродинами­

ческая теория смазки, в основу которой положен учет как гидро­ динамического эффекта смазки, так и контактных деформаций по­ верхностей контактируемых тел.

Гидродинамические давления, возникающие в смазочном слое, приводят к деформации поверхностей. Это, в свою очередь, влияет на величину и форму зазора между контактируемыми поверх­ ностями и, следовательно, на распределение давлений в смазоч­ ном слое. Решению контактно-гидродинамической задачи посвя­ щены работы А. М. Эртеля, А. И. Петрусевича, А. Н. Грубина, Д. С. Коднира. Подробная библиография по этому вопросу при­ ведена в работе [39].

Требования к приборным смазкам. Виды смазок. К приборным смазкам предъявляются следующие требования [125]: а) смазки должны быть высоко активными; б) способствовать уменьшению потерь на трение; в) предохранять от коррозии; г) выдерживать значительные перепады температур; д) свойства смазки должны

быть стабильными

в течение длительного промежутка вре­

мени.

 

Под активностью

смазки понимается ее способность вступать

в прочную связь с поверхностями твердых тел, на которые она наносится; активные смазки незначительно растекаются по по­ верхностям трения. Указанное свойство особенно важно для при­ боростроения, где специальные смазывающие устройства с'непре-

рывным подводом

смазки применяются

редко.

1 ^ -

Эффективность

применения смазки

оценивается^достигаемым

уменьшением коэффициента трения. По новейшим воззрениям [103] способность смазки уменьшать потери на трение обуслов­ лено не только ее свойствами, но и взаимодействием смазки с по­ верхностями твердых тел, на которые она наносится. Иными сло­ вами, смазочное действие зависит от сорта смазки и сочетания материалов поверхностей трения.

Способность смазки защищать смазанные

поверхности от

кор­

розии обеспечивается

отсутствием

в смазке

коррозионных

аген­

тов — воды, кислот,

абразивных

механических примесей.

 



Требование стабильности свойств приборных смазок в течение длительного времени обусловлено тем, что смазки в приборострое­ нии сменяются редко.

Основой приборных смазок служат животные и растительные жиры, минеральные и синтетические масла. В качестве животных жиров применяют костяное масло (вымороженный копытный и цевочный жир крупного рогатого скота) и жидкие жиры морских животных. Из растительных жиров находят применение касторо­

вое, пальмовое,

оливковое масла. Синтетические масла готовят

из органических

соединений.

Наибольшей активностью обладают животные и растительные жиры, но они застывают при незначительном понижении темпера­ туры. Минеральные масла не замерзают при низких температурах, однако, являются мало активными. Для устранения этого недо­ статка (малой активности минеральных масел) ранее прибегали к эпиламированию — покрытию трущихся поверхностей тонкой пленкой поверхностно-активных веществ. В настоящее время на­ ходят широкое применение составные (компаундированные) масла, образуемые в результате смеси минеральных масел с жирами или синтетическими жидкостями. Такие масла являются высоко актив­

ными

и могут применяться при большом перепаде температур.

В

приборостроении разработаны нормали, регламентирующие

номенклатуру смазок и рекомендации по их применению.

2.6. ВЛИЯНИЕ ТРЕНИЯ НА Т О Ч Н О С Т Ь ПОКАЗАНИЙ

ИЗМЕРИТЕЛЬНОГО П Р И Б О Р А

В ряде случаев измерение физической величины х выполняется прибором по схеме, изображенной на рис. 2.8, а. Измеряемая величина х поступает в преобразователь /, где она трансформи-

Мдв

 

\Мг.

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.8

 

 

 

руется в механическую

величину — движущий

момент М д в

или

в "движущую силу Я д в .

В измерительном блоке 2 прибора его по­

движное звено, заканчивающееся стрелкой (рис. 2.8,

б), оказы­

вается под

воздействием

движущего момента М д в и

противодей­

ствующего

момента Мс

(предполагается, что

подвижное

звено