Файл: Литвин Ф.Л. Проектирование механизмов и деталей приборов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 287
Скачиваний: 3
центра вращения (рис. 8.27). Кинематический и результирующий эксцентриситеты могут быть обнаружены при однопрофильном контроле накопленной погрешности окружного шага.
Ошибка перемещения для пары эксцентричных колес. Пред ставим сначала, что центры Ох и 0 2 основных окружностей колес совпадают с центрами 0 ( 1 ) и 0 ( 2 ) вращения; профили зубцов ка саются друг друга в точке М (рис. 8.28, а). Переходя к рассмо трению зацепления эксцентричных колес, сместим каждое из колес поступательно так, чтобы геометрические центры колес
заняли положения Ох и 02, |
смещенные относительно центров вра |
||||||
щения 0 ( 1 ) |
и 0 ( 2 ) . Между профилями зубцов, |
касавшимися |
ранее |
||||
друг друга |
в точке М, появится зазор |
либо |
они внедрятся |
друг |
|||
в друга. Д л я того чтобы снова |
ввести профили зубцов в касание, |
||||||
повернем |
колесо 2 вокруг |
0 ( 2 ) |
на угол |
Д 8 ( 2 ) . Этот угол явится |
|||
ошибкой |
положения колеса |
2. |
|
|
|
|
Для определения ошибки положения колеса 2 нужно восполь зоваться уравнением (6.86), которое, переходя к новым обозначе
ниям, |
запишем |
так: |
|
|
|
|
|
|
(Ае2 — Д Є і |
+ Д 6 ( 2 ) х 0 ( 2 ) М ) j = |
0. |
|
(8.62) |
Здесь |
j — орт нормали к эвольвентным профилям; |
Де 2 = |
0{Z)02 |
|||
и Де х |
= 0 ( 1 ) О х |
— векторы |
эксцентриситетов |
колес; |
через |
i , j и |
к обозначены орты неподвижной системы координат, жестко свя занной со стойкой.
Геометрический способ решения векторного уравнения (8.62) представлен на рис. 8.28, б. Как и в примере 3.2, при определении
Д6( 2 > вместо профилей, касающихся |
в М, |
можно |
ввести в рас |
|
смотрение эквидистантные профили, |
касающиеся |
друг |
друга |
|
в полюсе зацепления Р. Легко установить, |
что на величине |
Д0 ( 2 ) |
это не скажется. Это следует из того, что заштрихованные на
рис. |
8.28 треугольники |
подобны. |
|
|
||||
Основываясь на аналитическом или геометрическом способах |
||||||||
решения |
уравнения |
(8.62), |
получим |
|
|
|||
|
|
д 0 ( 2 ) _ |
Aet sin (Pi + а) + Ae2 s i n (Pa — " ) . |
(8 63) |
||||
Через |
и В2 обозначены углы, определяющие текущие поло |
|||||||
жения векторов эксцентриситетов по отношению |
к вектору |
0 ( 1 ) 0 ( 2 ) |
||||||
(углы р г |
и р 2 отсчитываются |
в направлении |
вращений |
колес). |
||||
В процессе движения геометрические центры Ог |
и 0 2 колес пере |
|||||||
мещаются по окружностям радиусов Дех и Де2 . Векторы |
Де х и |
|||||||
Де2 |
— вращающиеся векторы, изменяющие свои положения в про |
|||||||
цессе движения. С учетом |
этого запишем |
|
|
|||||
|
|
Рі = Рю + |
Фіі |
Ра = Р 2 0 + Ч>«, |
|
(8.64) |
||
19* |
|
|
|
|
|
|
|
291 |
где |
Bj-Q — угол, |
определяющий положение |
вектора эксцентриси |
|||||||||||
тета |
в |
начальном |
положении |
при срг = |
0; |
ц>і — угол |
поворота |
|||||||
колеса |
(і = |
1, |
2). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Ошибка углового перемещения колеса 2 определится как раз |
||||||||||||||
ность |
ошибок |
текущего и начального положений: |
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
Д ф ( 2 ) = |
Д 0 ( 2 ) _ Д О ( 2 ) |
= |
|
|
|
|||
|
|
Ле1 |
t S |
i n |
(Фі + ї ї ) — s |
i n |
Yl) + A e 2 |
[Sm (фз + Уг) — Sin Y 2 ] |
gg-j |
|||||
где |
Ті = 6 |
1 0 + |
а; |
у2 = |
P2o — a ' . |
Фг = |
Фі*2і — теоретический |
|||||||
угол |
поворота |
колеса 2; |
/ 2 1 |
— теоретическое значение |
передаточ- |
а)
Рис. 8.28
ного отношения. При выводе уравнения (8.65) мы пренебрегли изменением уравнения зацепления в процессе движения.
Ошибка перемещения колеса 2 представляет периодическую функцию, которую можно представить как сумму двух гармоник, периоды которых равны периодам оборотов колес / и 2. Это можно записать так:
(2) _ |
AeL[sm (фі + |
Y i ) — |
sin y t ] |
; і |
A „ W; |
i<>"» VYI ~г |
in — |
ш |
аф _ |
|
-щ |
г2І -\- |
А е 3 |
[sin ( ф 2 |
+ уг) — sin у 2 ] |
(8.66) |
|
|
г(2) |
|
|
Введем обозначения |
|
|
|
|
|
||
Л г |
а |
_ |
Agx[sin((pi + yi)—sin Vj] ш |
_ Ае2 [sin (ф2 |
+ у3 ) — sin у2] |
|||
А ф х |
— |
|
, |
А ф 2 — |
|
-щ |
. |
|
|
Тогда |
ошибка перемещения |
ведомого |
колеса |
2 |
определится |
||
так: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дф ( 2 ) = Афії'зі -f- Аф г2 |
= |
|
|
||
|
|
|
2_ |
21 |
I "W2 2 |
|
|
|
|
|
|
(ф/ |
+ ус) — Sin Yi |
|
|
||
|
|
|
&Є{ [Sin |
|
(8.67) |
|||
|
|
|
Et = i |
{() |
|
- hi, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
где |
г 2 2 = |
1. |
|
|
следующим образом: |
|||
|
Уравнение (8.67) можно истолковать |
ошибка перемещения Аф ( 2 ) ведомого колеса представляет собой
сумму |
двух погрешностей. Первая из них А ф 2 г 2 1 представляет |
||
ошибку |
перемещения колеса 2, вызванную эксцентриситетом Аех |
||
колеса |
1; вторая А ф 2 / 2 2 |
= Дф 2 представляет |
ошибку перемеще |
ния колеса 2, вызванную |
эксцентриситетом Д |
е 2 этого же колеса. |
Ошибка перемещения кинематической цепи. Рассматривается кинематическая цепь, в которой передается движение от веду щего колеса / к ведомому колесу п. Ошибка перемещения Ац>(п) колеса представит сумму погрешностей, определяемых эксцентри ситетами всех колес кинематической цепи, включая и колесо п. Это можно записать так:
- |
Аф<"> = 2 ] АФі/»! = |
АЦ[«МФ1 + У*)-.toy/1 i n h |
{ |
8 |
Щ |
|||
где і п і |
— передаточное отношение от ведомого колеса га кинемати |
|||||||
ческой цепи к |
колесу |
і |
(Іпп |
= 1 ) . |
|
|
|
|
В |
формуле |
(8.68) |
под |
зависимостью |
|
|
|
|
|
|
А Ф / |
= |
А«іГ*МФ< + У<)-8іпу,і |
( |
8 > 6 |
9 ) |
|
|
|
|
|
|
го |
|
|
|
понимается погрешность, вызываемая эксцентриситетом Де, t-ro колеса и измеренная на валу r'-го колеса; Аф£г'„, — представляет ошибку в угле поворота ведомого колеса га, вызванную эксцентри ситетом Де, колеса /.
При использовании формулы (8.68) следует учесть, что yt =
=РУО + если г'-е колесо ведущее.по отношению к тому, с ко
торым оно находится в зацеплении; у{ = р \ 0 — а, если колесо является ведомым. Передачу с паразитным колесом (рис. 8.29) нужно при этом заменять двумя передачами, в одной из которых паразитное (промежуточное) колесо является ведомым, а в дру гой — ведущим. В первой передаче, составленной из колес 1 и 2,
начальные положения векторов эксцентриситетов Aex |
и Ле 2 |
определяются углами р \ 0 и Р 2 0 , отсчитываемыми от вектора |
0 ( 1 ) 0 ( 2 ) |
в направлении вращения колес 1 и 2. В передаче, составленной из колес 2 я 3, начальные положения векторов Де 2 и Ле 3 опреде ляются углами р2о и Р 3 0 , отсчитываемыми от вектора 0 ( 2 ) 0 ( 3 ) в направлении вращения колес 2 и 3. Из построений рис. 8.29
|
|
Следует, |
ЧТО УГОЛ |
§20 = |
||||
|
|
— б + |
Р 2 0 |
, |
где б — угол |
|||
|
|
между |
векторами |
0 ( 1 ) 0 < 2 ) |
||||
|
|
и |
O |
V . |
|
|
|
|
|
|
|
Передачи |
с |
промежу |
|||
|
|
точным |
колесом |
вносят |
||||
|
|
погрешности, |
эквивалент |
|||||
|
|
ные |
погрешностям |
двух |
||||
|
|
передач. |
Если |
это пред |
||||
|
|
ставляется возможным по |
||||||
|
|
конструктивным |
сообра |
|||||
|
|
жениям, |
такие |
передачи |
||||
|
|
следует заменять |
переда |
|||||
|
|
чами с внутренним |
зацеп |
|||||
|
|
лением. |
|
|
|
|
||
|
|
|
В кинематической цепи |
|||||
|
|
с |
замедлением |
(со„ С со2) |
||||
|
|
наибольший |
удельный вес |
|||||
|
|
имеют |
погрешности |
ведо |
||||
|
|
мого колеса п и ближай |
||||||
|
|
ших по отношению |
к нему |
|||||
колес. Это нужно учитывать при проектировании |
кинематической |
|||||||
цепи, |
задавая |
наиболее высокую степень |
точности |
для |
ведомого |
|||
колеса |
п, а |
в отдельных случаях — колес |
с |
номерами |
п—1, |
|||
п—2 и т. д. |
|
|
|
|
|
|
|
Погрешность Дф^ (фі), определяемая выражением (8.69), яв ляется главной составляющей так называемой кинематической погрешности зубчатого колеса — нормы точности, регламенти рованной государственным стандартом. Кинематическая погреш ность зубчатого колеса может быть определена экспериментально как ошибка перемещения контролируемого колеса при однопро фильном зацеплении его с образцовой рейкой или образцовым колесом. Полученную измерением кинематическую погрешность Аф/ (ф») можно представить в виде тригонометрического ряда, используя методы гармонического анализа. Первая гармоника Полученного таким образом ряда и представит функцию (8.69). К аналогичным результатам придем, если определить экспери ментально накопленную погрешность окружного шага и выделить затем первую гармонику. Размах кинематической погрешности