Файл: Литвин Ф.Л. Проектирование механизмов и деталей приборов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 295
Скачиваний: 3
валу следующим образом: а) профиль В'—В' колеса 1 давит на профиль у'—у' и приводит во вращение колесо 3; б) колесо 3 сжимает пружины люфтовыбирающего|устройства и приводит во вращение колесо 2. Как и в случае прямого хода, при обратном ходе помимо профилей В'—В' и у'—у' колес 1 и 2 в зацеплении находятся профили 6—В и у—у колес / и 3.
На рис. 8.37 представлена конструкция составных |
колес 2 и 3 |
с люфтовыбирающим устройством, состоящим из трех |
пружин 4. |
2^ \
Рис. 8.37
Для того чтобы блок колес 2 и 3 не разваливался до его установки на ведомом валу, предусмотрена втулка 5, соединенная стопорным винтом 6 с колесом 2. Колесо 3 соединяется с валом при помощи штифта; А — отверстие под штифт во втулке 5, через которое сверлятся при сборке колесо 2 и вал. Для временного скрепления при сборке колеса 2 с валом предусмотрено резьбовое отверстие Б. Пружина 4 крепится одним концом с колесом 3, а другим — с ко лесом 2. Конец пружины продевается через отверстие в колесе либо через отверстие пружинодержателя 7, ввинченного в колесо. Количество пружин и усилие их натяжения выбираются в зави симости от конструкции колес 2 и 3. Суммарный момент пружин определяется приведенным моментом сопротивления М ( с ) .
В конструкции, изображенной на рис. 8.38, вместо цилиндри ческих винтовых пружин используется пружинная проволока 4. Один конец проволоки охватывает цилиндрическую часть
стержня 6, расклепанного в колесе 2; другим концом проволока опирается на стойку 7, запрессованную в колесе 3. Назначение втулки 5 то же, что и в конструкции, изображенной на рис. 8.37. В колесах 2 и 3 предусмотрены отверстия А для того, чтобы обес печить при сборке доступ к крепежным винтам фланца втулки для шарикоподшипников. Для соединения колеса 2 с валом в сту пице колеса предусмотрено коническое отверстие. Способ креп ления колеса 2 на конической цапфе вала изображен на рис. 8.39, где изображен вариант люфтовыбирающего устройства с изогну той пружинной проволокой. На рис. 8.40 представлена конструк ция блока из трех составных колес с двумя люфтовыбирающими устройствами. Такая конструкция применяется в передаче с па разитным колесом. С колесом / находятся в зацеплении колеса 3 и 2; с колесом V находятся в зацеплении колеса 3' и 2, На рис. 8.41 изображено люфтовыбирающее устройство для зубчатого сектора.
В секторе 2 |
имеется направляющий паз Б, а |
в секторе 3 — на |
||
правляющий |
выступ |
(4 — пружина). Винты |
5 |
предотвращают |
возможность выпадения сектора 3 из сектора |
2. |
Предполагается, |
||
что центральный угол |
зубчатого сектора р" ^ |
60°. |
8.13.ПЕРЕДАЧА СИЛ
ИПОТЕРИ НА ТРЕНИЕ НА З У Б Ц А Х
Передача движения зубчатыми колесами сопровождается поте рями на трение на зубцах и в опорах. Поверхности зубцов при зацеплении перекатываются и скользят друг по другу, но глав ную часть потерь составляют потери на трение скольжения. Д л я упрощения выводов потери на трение на зубцах и в опорах будем определять раздельно, хотя при строгом решении это должно выполняться одновременно.
Уравнения равновесия колеса 2. К колесу 2, |
являющемуся |
|||
ведомым, приложены: момент сопротивления М ( С ) ; |
реакция R ( 1 2 ) , |
|||
передающаяся |
от колеса /; реакции R ( H 2 ' B > |
и R ( H 2 ' ° > , возникаю |
||
щие |
в опорах |
В и D и передающиеся колесу 2 от стойки Я (рис. |
||
8.42, |
б). |
|
|
|
Уравнения равновесия колеса 2 под действием |
приложенных |
|||
сил определятся так: |
|
|
||
|
|
R (i2> _ f - R < m .B)_|_R <«2.c) = |
o, |
(8.106) |
|
|
S M № ) = M ( R ( 1 2 ) ) 4 - M ( R < f f l . B ) ) 4 - |
|
|
|
|
+ М ( R ( W 2 ' °>) -j- М ( С ) = 0, |
|
(8.107) |
где 2J М<°З> — геометрическая сумма моментов сил относительно точки 0 2 . При записи уравнения (8.107) предполагалось, что колесо 2 вращается равномерно и момент сил инерции
М<'> = — / 2 £ 2 = 0. |
(8.108) |
Для упрощения решения приведем реакцию R<12> к |
точке |
0 2 , |
|||||||||||
заменив ее силой R<12> = |
R'I 2 ) , проходящей через 0 2 , |
и |
моментом |
||||||||||
М (R( 1 2 ) ) = (Щ |
х |
R( 1 2 ) |
(рис. 8.42, б, в). |
Векторы |
R<12>; |
R W ) и |
|||||||
R (H2, D) ( р И с . 8.42, в) колинеарны |
(их линии |
действия |
параллель |
||||||||||
ны). |
Составив |
уравнения |
моментов относительно |
В |
и D , полу |
||||||||
чим |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
R < m . B) = |
_ . M _ R < i 2 ) ; |
R |
( H 2 . B ) = |
_ ^ _ R ( i 2 ) . |
(8.109) |
|||||||
Уравнения |
(8.109) |
позволяют |
выразить |
реакции |
|
R<H2- в > |
и |
||||||
R ( t f 2 , £ > ) Ч Є р Є з R ( i 2 > = |
R (i2>_ |
д л я |
определения |
R<12> |
воспользуемся |
||||||||
тем, что сумма моментов сил относительно |
оси |
вращения |
ко |
||||||||||
леса |
2 должна быть равна нулю. Тогда вместо уравнения (8.107) |
||||||||||||
можно воспользоваться |
уравнением |
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
М<с> + 02М х R<12> = |
0. |
|
|
|
(8.110) |
|||||
Введем неподвижную |
систему |
координат, |
ось |
уп |
которой |
на |
правлена по нормали к профилям, а ось хп — параллельно ка
сательной |
к профилям; |
начало этой системы координат совпадает |
|||||||||||||
с полюсом |
зацепления |
Р. |
Реакцию |
R ( 1 2 ) |
запишем так: |
|
|
||||||||
|
|
|
|
р(12) _ Y < 1 2 > i J _ V< 1 2 > ! |
|
|
|
|
|
|
|||||
где |
\ п и )п — орты |
координатных |
осей; |
Y^2) |
|
— нормальная |
со |
||||||||
ставляющая реакции; |
Л^1 2 ) — касательная |
составляющая |
реак |
||||||||||||
ции |
R(12>; |
Х^ 1 2 ) — сила |
трения, приложенная |
к |
профилю |
зубца |
|||||||||
колеса и направленная противоположно вектору |
скорости |
отно |
|||||||||||||
сительно движения |
v ( 2 1 ) (рис. 8.42, |
б). При этом |
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
ЛІ 1 2 ) |
= f3Y(n12) |
s i g n ^ ) , |
|
|
|
|
(8.111) |
||||
где |
/з — коэффициент |
трения |
скольжения; |
уп = РМ — коорди |
|||||||||||
ната, определяющая положение точки касания М |
на оси |
уп. |
|||||||||||||
Направление Л^12> зависит от знака уп. |
Д л я |
точки |
касания |
N, |
|||||||||||
находящейся выше полюса зацепления, знак уп |
— отрицательный, |
||||||||||||||
сила трения АЧ12іЛГ > изменяет свое направление |
(рис. 8.42, |
б). |
|||||||||||||
При касании в полюсе зацепления Л^ 1 2 ' = 0. |
|
|
|
|
|
||||||||||
Уравнение |
(8.110) можно представить в такой форме: |
|
|
||||||||||||
|
|
|
К І М 4 Нг A t 1 2 ) |
(rja>.tg а - У п |
) = |
|
Л ї ( с \ |
|
(8.112) |
||||||
где |
a — угол |
зацепления; |
г*2' — радиус |
основной |
окружности |
||||||||||
колеса 2. |
|
) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подставим в уравнение (8.112) выражение (8.111), после чего |
|||||||||||||||
получим |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
П 1 2 ) = |
... г |
, |
М ( С |
) .. х |
|
|
^ |
|
(8.113) |
||||
|
|
|
|
г (2) |
i + F/з tg«—FIR)S I G N( У П ) |
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
Г0 |
|
|
|
|
Из уравнения (8.113) следует: а) при постоянной величине момента сопротивления нормальное давление на зубцы перемен ное; оно зависит от положения точки касания профилей на линии
зацепления; б) |
наибольшее значение |
У( п 1 2 ) и | R( 1 2 ) | |
появляется |
при касании профилей в начальной точке линии |
зацепления, |
||
когда вершина |
профиля зубца колеса 2 находится |
в касании |
|
с ножкой зубца |
колеса / (уп при этом |
отрицательная |
величина); |
в) в ускорительной передаче при касании профилей в начальной
точке линии зацепления Y^2~> больше, |
чем в замедлительной пе |
||||||||||||||
редаче; |
это связано |
с тем, что при уменьшении |
числа зубцов" ве |
||||||||||||
домого |
колеса |
возрастает |
отношение |
Уп |
|
. После |
определения |
||||||||
г(2) |
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Yn2) |
можно |
найти |
величину |
и направление |
реакции |
R ( 1 2 ) . |
|||||||||
|
|
|
R<12> = |
r 2 |
) = |
y f > [ / 3 s i g n ( ^ ) i „ |
+ |
jJ;) |
|
(8.114) |
|||||
|
|
|
|
R |
(12) |
|
|
|
|
|
у<12) |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
COS Рз |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
где |
Рз — угол |
трения. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
Уравнения |
равновесия |
колеса |
/ . |
К |
колесу / |
приложены: |
||||||||
а) движущий |
момент М<дв>; |
б) реакция R<21> = |
— R ( 1 2 ) , |
переда |
|||||||||||
ющаяся, от |
колеса |
2; |
в) |
реакции |
в |
о п о р а х - ц ш и ю и |
R(#bL ) |
||||||||
(рис. 8.42, |
а, |
б). Используя |
аналогичный |
способ вывода, |
найдем |
||||||||||
следующие |
выражения |
для реакций |
в опорах (рис. 8.42, |
а): |
|
|
£ ( 2 1 ) . |
Ц{Н1, L) |
° і Л ^ ( 2 і ) _ |
||
Для определения М<дв> воспользуемся |
уравнением |
|||||
|
М ( Д В ) |
+ (ЛМ x R ( 2 1 ) = 0, |
|
|
||
где |
R<21> = R<21> = |
_ |
Г<1 2 ) [/з sign {yn) |
1„ + |
U]. |
|
|
||||||
Раскрыв |
это уравнение, |
получим |
|
|
||
y(2l) |
_у<12) |
|
|
Д{(дв) |
|
|
1 п |
— 1 п |
|
|
(^tga+-fiV) sign |
|
|
|
г(1) |
1 + |
(уп) |
|||
|
г 0 |
|
|
го |
|
|
(8.115)
[(8.116)
(8.117)
Рассмотрев совместно уравнения (12.113) и (12.117), получим
fa |
а |
Уп |
|
r d ) |
|||
|
|
||
|
|
Уп |
|
|
|
г (2) |
где со,щ |
г (1) |
г(2) |
sign (Уп)
СО(2) |
(8.118) |
МЫ. |
sign (Уп)
Коэффициент потерь на трение на зубцах. Коэффициент потерь от трения скольжения зубцов определяется выражением
•Фз = 1 — Лз = 1 — |
(8.119) |
|
М ( д Е ) ш ( 1 ) |
Подставив (8.119) в выражение (8.118), получим
(8.120)
1 + h ( tg « + -щ-1 sign Ы
Умножим числитель и знаменатель дроби в выражении (8.120)
на 1 — /з / tg a + У/г |
sign (уп) и при преобразованиях отбросим |
г (1) |
|
члены, содержащие f\, как вели чины второго порядка малости. В результате получим следующее выражение для мгновенного коэф фициента потерь:
|
|
|
|
(8.121) |
|
|
|
|
|
|
Рис. |
8.43 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
где т — модуль зубцов; |
а д |
— угол |
профиля |
исходного |
контура. |
||||||||||
В выражении (8.121) уп sign (г/„) — положительная |
величина, |
||||||||||||||
которую мы обозначим через I; |
I |
= |
|
\ уп |
I — расстояние |
точки |
|||||||||
касания профилей от полюса зацепления. График |
функции |
г|)3 (/) |
|||||||||||||
представлен на рис. 8.43, |
на котором / х |
и / 2 |
|
— расстояния |
край |
||||||||||
них точек касания от полюса зацепления; |
1г |
+ / 2 |
= /р , |
где 1р — |
|||||||||||
длина рабочего участка |
линии зацепления. Найдем среднее инте |
||||||||||||||
гральное значение |
i|)3,с р |
функции |
ty3 |
(/); |
|
г|э3.с р |
представляет |
||||||||
высоту прямоугольника |
с основанием |
/ р . |
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
и |
|
|
I, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
\ldl+j |
|
tdl |
|
|
|
||
т з - °Р |
т cos а д |
\ |
гг |
1 |
г 2 |
) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
= |
|
/з |
|
/ |
1 |
, |
1 |
\*1 + |
'2 |
|
(8.122) |
||||
|
/гг cos |
а д |
\ |
гх |
|
г 2 |
/ |
|
/ р |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
Следуя Н. И. Колчину |
[44], |
примем, |
|
что / х |
|
|
|
||||||||
Отметим также, |
что |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
lp |
= |
zto |
= |
є я / и cos |
а д |
, |
|
|
(8.123) |
317