Файл: Литвин Ф.Л. Проектирование механизмов и деталей приборов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 296

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

где а д — угол профиля исходного контура; t0 — шаг по основной окружности. В результате получим

* . . * = - ? - +

(8.124)

Приведенные выводы были получены в предположении, что зубчатые колеса находятся во внешнем зацеплении. При внутрен­ нем касании получим

=

е я ,

| 1

1

(8.125)

т з . ср —

2

3

 

При уменьшении разности чисел зубцов z±

и г 2 потери на тре­

ние также уменьшаются. По этой причине внутреннее зацепление находит широкое применение в планетарных механизмах, что

позволяет

получить приемлемые значения

к. п. д. таких

меха­

низмов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Потери на трение в опорах. При определении момента

трения

в опорах

нужно исходить

из следующей

зависимости:

 

 

 

 

М т р

= М 0 +

у ? ц г ц ,

 

 

 

 

(8.126)

где М0

— собственный момент трения опоры;

— нагрузка на

цапфу;

приведенный

коэффициент

трения

в опоре;

г ц

радиус

цапфы.

 

Л

 

 

 

 

 

Собственный момент трения М0

в опоре

вызывается

погреш­

ностями

сборки, затяжкой

подшипников. Значение М0

опреде­

ляется экспериментально как момент трения в опоре при отсут­ ствии внешней нагрузки. С учетом потерь на трение в опорах движущий момент, который нужно приложить к колесу 1, опре­

делится приближенным

уравнением

 

 

 

 

Л1(с) +

М(В)

+ M(D)

+

f(fi)R(H2, B)r(B)

+

f(D) +

RlH2,

D)r(D)

 

 

 

 

(1 — ^З . ср) «12

 

 

'

+ M(0K)

+

+

/

K)rkK)

+

fkL)RlHU

L)r[L)-

(8.127)

Для определения радиальных нагрузок на цапфы нужно вос­ пользоваться уравнениями (8.109) и (8.115). Приближенное зна­

чение | R<12> | определяется

выражением

 

|R(I2M =

l R ( 2 1 M -

7

^ - -

(8.128)

 

 

c o s Рз

 

Передача сил и потери на трение при использовании пружинного устройства для выборки мертвого хода. Схема зубчатого меха­ низма с пружинным устройством представлена на рис. 8.36. На рис. 8.44 представлена упрощенная схема передачи сил, при

изображении

которой мы пренебрегли силой трения

на

зубцах

и приняли, что полная реакция совпадает с направлением

нормали

к профилям

зубцов. Рассматривается

(рис. 8.44,

б) прямой ход

механизма

(профиль колеса 1 давит

на профиль

у—у

колеса 2

и приводит

во вращение колесо 2).

 

 

 

 


К колесу 3 (рис. 8.44, а) приложены: реакция R(13>, переда­ ющаяся от колеса 1; момент сил упругости М<П Р'2 3 >, передающийся от колеса 2 посредством пружины; реакция R(23> = — R ( 1 3 ) , передающаяся от колеса 2. Напомним, что колесо 3 подвижно относительно колеса 2- (см. п. 8.12). Очевидно, что

Рис. 8.44

К колесу 2 (рис. 8.44, б) приложены: реакция R<1 2)j переда­ ющаяся от колеса /; момент сопротивления М ( С ) и момент сил упругости М ( П Р ' 3 2 ) , передающийся от колеса 3 посредством пружин (при прямом ходе моменты М ( С ) и М ( П Р , 3 2 ) одного направления); реак­ ция R( 3 2 ) = — R<23>, передающаяся от колеса 3; реакции в опорах, передающиеся от стойки (на рисунке не изображены). Из построе­ ний рис. 8.44, б следует:

| ц 0 2 ) | = л ?

^

+

,

( 8 Л 3 0 )

К колесу / приложены:

реакция

R(3 1 ) = — R ( 1 3 > , переда­

ющаяся от колеса 3; реакция

R( 2 l > =

— R( 1 2 >, передающаяся от

колеса 2; движущий момент МВ>; реакции в опорах, передающиеся от стойки. Силы, действующие на колесо / , на рисунке не изобра­ жены.

При

обратном ходе изменяется направление вращения колес.

Направления

реакций, действующих на

колеса, не изменяются;

не меняются

и направления

моментов сил упругости М< П Р - 2 3 ) И

до(пр,з2).

0 д Н а К о направление

момента

сил сопротивления М<с>

изменяется на противоположное. Вследствие этого величина реакции

! R ( i 2 ) | = -11мМ.

(8.131)

Коэффициент потерь на трение на зубцах при наличии пружин­ ного устройства для выборки мертвого хода определяется урав­ нением

4>8.ср = т г e f 3 ( 2 Y ±

l ) ( - j r ± - ^ - ) .

(8.132)

В записи (2у ±

1) верхний и нижний знаки отвечают

прямому

и обратному ходу;

в записи ^ у - ±

- j - ^ верхний знак

отвечает

внешнему, нижний — внутреннему

зацеплению.

 

Подробный вывод формулы (8.132) приведен в работе [74]. Упрощенный вывод формулы (8.132) основывается на таких представлениям. При прямом ходе давление на зубцы ведомого

колеса создается не только моментом Л4( с ) , но и моментом М<П Р'3 2 >

=

= у М ( с ) . Вследствие этого возрастает нормальное давление

на

профиль зубцов ведомого колеса, и коэффициент потерь на трение при зацеплении колеса 2 с колесом / определится как сумма такого вида:

ф В Д - T l ) 3 . c p ( M ( c ) ) + ^ . c p ( M ( n P - 3 2 ) ) .

(8.133)

В ""формуле (8.133) через ij4! tp) обозначен коэффициент

на тре­

ние профилей колес 1 к 2.

 

Колесо / находится одновременно в зацеплении с колесами 2

и 3. Профили зубцов колес 1 и 3 будут прижаты друг к другу

усилием, определяемым

А1<ПР'23>, и коэффициент потерь на трение

при зацеплении колес J и 3 определится так:

 

да=,гр3.ср(пр-23)).

 

(8.134)

Суммарный коэффициент потерь на трение при зацеплении

колеса / с колесами 2

и

3

определится уравнением

 

І . с р =

гра.ср(Л1«=)) + 2гр3 .с р (уИ("Р)).

(8.135)

Индексы 23 й 32 в обозначении М<ПР>

опущены.

 

Учитывая, что М<П Р>

=

уМ<с\ можно

записать,

что

^ С Р

=

(2?+1ИЗ.СР (Л1<с >),

(8.136)


где фз.ср (Л4<с>) определяется выражениями (8.124) и (8.125) в за­ висимости от того, является ли зацепление внешним или внутрен­ ним.

При обратном ходе момент на ведомом колесе, создаваемый пружинами, и момент сопротивления противоположны по знаку. Вследствие этого нормальное давление на профили зубцов колес / и 2 уменьшится, и в формуле (8.133) сумма (2у - f 1) должна быть

заменена

разностью

(2у — 1).

Для

определения

давлений в опорах колес J я 2 приведем

реакции,

приложенные к профилям зубцов, к центрам вращения

колес. В результате к точке О х колеса / (рис. 8.45, с) будут прило­ жены силы R'2 1 ) = R<21> и R<31> = R'3 1 >. Определив результиру­ ющий вектор

R(D = R(2D + R(3i),

(8.137)

легко найти направление и величины реакций в опорах

колеса / .

Для этого нужно использовать уравнения, аналогичные (8.115). Таким же образом может быть определен (рис. 8.45, б) резуль­

тирующий вектор

R(2) = R02)+ Ц(12)>

проходящий через точку О2 колеса 2.

Для определения реакций в опорах колеса 2 нужно восполь­

зоваться уравнениями,

аналогичными

(8.109).

 

 

О с н о в н ы е

о б о з н а ч е н и я , п р и н я т ы е

в гл. 8

а д — У г о л

профиля исходного контура (сечения исходной рейки

плоскостью,

перпендикулярной

направлению

зубцов)

«и — угол

профиля

инструментальной

рейки

общем случае

«и =h а д)

 

 

 

 

 

 

а — угол зацепления

в передаче

(у корригированных колес при

21 Ф. Л . Литвин

321


 

& в

— уґол давления в точке В ножки профиля, вступающей в ка­

 

aQ

сание с вершиной профиля зубца другого колеса

 

 

— угол давления

в точке G сопряжения эвольвентного профиля

 

 

с переходной

кривой

 

 

угол

радиуса-вектора

эволь­

 

6 = t g a

а = inv a — полярный

 

 

вентного профиля

(рис.

8.1)

 

 

контура

 

 

 

£ — коэффициент смещения

 

исходного

 

 

 

£ s

= £х +

£2

— суммарный

коэффициент

смещения

 

 

 

А — межцентровое

расстояние

 

 

 

 

 

 

 

В — точка профиля ножки, вступающая в зацепление с вершиной

 

с0

профиля головки зубца сопряженного колеса;

 

 

 

— коэффициент высоты скругленной части головки зубца исход­

 

 

ного

контура

(рис.

8.9)

 

 

 

 

 

 

 

 

/ 0

— коэффициент

высоты

головки

 

зубца

исходного

контура

 

 

(рис.

8.9)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

G — точка сопряжения эвольвентного участка профиля с переход­

 

 

ной

кривой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

т — модуль зубцов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г0

— радиус

основной

(развертываемой)

окружности

колеса

 

/д — радиус

делительной

окружности

колеса

(центроиды

 

гн

при зацеплении с исходной рейкой, имеющей угол профиля осд)

 

радиус

начальной

 

окружности

колеса

(центроиды

колеса

 

 

в передаче, используемой для передачи вращательного дви­

 

 

жения)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ге

и rt

— радиусы

окружности

выступов

и

впадин

колеса

 

ЇД и % — толщина

зубца

по делительной

и

начальной

окружностям

to, tR

и tH

— шаг между соседними одноименными профилями,

измеренный

 

 

соответственно по дуге основной, делительной и начальной

 

 

окружностей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

tn — t0

— шаг между соседними одноименными профилями,

измеренный

 

 

по общей нормали к профилям

 

 

 

 

 

окруж­

від, г% — дуговая ширина впадины

по делительной и начальной

 

 

ностям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ГЛАВА 9

ЦИКЛОИДАЛЬНОЕ ЗАЦЕПЛЕНИЕ

9.1. О Б Щ И Е СВЕДЕНИЯ . ЦИКЛИЧЕСКИЕ К Р И В Ы Е

В п. 8.1 было отмечено, что циклоидальное зацепление, пред­ шествовавшее эвольвентному, было впоследствии почти полностью вытеснено из плоских зацеплений. Исключение составили часовые механизмы, в которых часовое зацепление применяется до сих пор. Это нельзя объяснить консервативностью, привычкой к тра­ дициям и т. д., особенно по отношению к СССР, где часовая про­ мышленность создавалась заново. Эвольвентное зацепление не нашло применения в часовых механизмах главным образом из-за худших условий передачи сил в ускорительных механизмах (см. п. 9.3). В машиностроении циклоидальное зацепление приме­ няется сейчас в виде цевочного, в колесах Рута [72], в винтовых насосах и в винтовых компрессорах [ПО]. В приборостроении цевочное зацепление применяется в счетчиках оборотов, но в по­ следнее время с ним успешно конкурирует эвольвентное зацепление (см. гл. 8).

Циклические кривые образуются как траектории точек, свя­ занных с окружностью, перекатываемой без скольжения по другой окружности. На рис. 9.1, а изображена эпициклоида, описывае­ мая точкой М окружности радиуса г, перекатываемой по непо­ движной окружности радиуса гх\ окружности радиусов г и ^ находятся во внешнем касании. На рис. 9.1, б изображено обра­ зование гипоциклоиды как траектории точки М окружности ра­ диуса г, перекатываемой по неподвижной окружности радиуса гг\ в отличие от случая, изображенного на рис. 9.1, а, окружности радиусов г и гх находятся не во внешнем, а во внутреннем касании.

Опуская доказательство, отметим, что в случае г — -у- и если

перекатываемые окружности находятся во внутреннем касании, гипоциклоида вырождается в прямую линию, проходящую через центр Ог окружности rt.

Легко показать, что линия РМ, соединяющая производящую точку М и мгновенный центр вращения Р перекатываемой окруж­ ности в относительном движении (рис. 9.1), является нормалью к образуемой кривой (к эпициклоиде или к гипоциклоиде). Это следует из того, что скорость \ м точки М направлена по касатель-

21*

323