Файл: Литвин Ф.Л. Проектирование механизмов и деталей приборов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 297
Скачиваний: 3
Подставив в зависимость (10.40) средние значения |
угловых |
||||
скоростей |
звеньев, найдем, что |
|
|
|
|
|
І12 (ср) |
" і с р - ^ Я _ |
" і с р - ^ Я |
(10.42) |
|
|
CO. |
|
"Н |
||
|
|
' 2 Г С Р |
|
|
|
Отсюда |
следует: |
|
|
|
|
|
|
"icp |
Z-i — Zn |
(10.43) |
|
|
|
|
Н
Третий вариант планетарного редуктора с двумя коническими колесами представлен на рис. 10.17 (предложен В. И. Рыбаковым).
Водило Н несет на себе ролик е, посредством которого сателлит 2 под жимается к неподвижному колесу / . Так как z2 < z u то за полный обо рот водила Я сателлит 2 повернется
|
|
|
|
|
вокруг своей оси на |
угол ——— 2я |
|||||||||
|
|
|
|
|
в |
сторону, |
|
|
|
|
|
Z 2 |
|
на |
|
|
|
|
|
|
|
противоположную |
|||||||||
|
|
|
|
d |
правлению вращения водила. Пере- |
||||||||||
|
|
|
|
даточное отношение |
редуктора |
выра |
|||||||||
|
|
|
|
|
жается формулой (10.37). Гибкая |
||||||||||
|
|
|
|
|
пластина / позволяет передать движе |
||||||||||
|
|
|
|
|
ние от сателлита |
ведомому колесу |
d- |
||||||||
|
|
|
|
|
- В |
схеме, |
изображенной |
|
на |
рис. |
|||||
|
|
|
|
|
10.16, а, |
движение |
ведомому |
валу |
|||||||
|
|
|
|
|
передавалось |
посредством |
универ |
||||||||
|
|
|
|
|
сального |
шарнира. |
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
10.7. П Л А Н Е Т А Р Н Ы Е |
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
ФРИКЦИОННЫЕ |
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
МЕХАНИЗМЫ |
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
Планетарные фрикционные |
меха |
||||||||
|
|
|
|
|
низмы используются в радиоаппара- |
||||||||||
|
Рис. |
10.17 |
|
|
туре для настройки. |
Схема |
механиз |
||||||||
|
|
|
|
|
ма, позволяющая |
получить |
большое |
||||||||
замедление, изображена на рис. 10.18. |
|
При |
грубой |
настройке |
|||||||||||
вращение |
от |
рукоятки |
передается |
непосредственно |
колесу |
1. |
|||||||||
При тонкой |
настройке |
вращение передается колесу / от обоймы |
|||||||||||||
4; механизм |
является |
планетарным |
фрикционным механизмом |
||||||||||||
с тремя |
центральными |
фрикционными дисками / , 3 |
и |
4, |
из |
||||||||||
которых |
центральный |
диск |
3 |
закреплен |
неподвижно. |
Водило |
|||||||||
в планетарном механизме |
(рис. 10.18, а) |
отсутствует; |
им мог бы |
||||||||||||
явиться сепаратор шариков. Для обеспечения силы трения |
покоя |
между шариками и фрикционными дисками прижатие осуществ ляется с помощью звена /, выполненного в виде мембраны.
Рассматриваемый планетарный механизм можно свести к схеме (рис. 10.18, г), в которой при вращении колеса 4 приводятся в дви жение центральное колесо 1 и водило Н. Для определения пере даточного отношения ill = — можно воспользоваться формулой Виллиса, рассматривая отдельно два планетарных механизма;
со звеньями 3, 2', 4 и Я ; со звеньями /, 3, 2 и 2', Н. Используя формулу, аналогичную (10.14), для первого планетарного меха низма получим
•я %-*>н |
со4 . |
щ |
, |
, я |
_ , , |
4 В ) |
' 4 3 - — Z ^ — - |
1 — — , |
— 1 |
— |
*43 = |
1 |
+ |
(10.44)
При выводе зависимости (10.44) было принято, что r(2D) = АВ) (рис. 10.18, б).
Для второго планетарного механизма получим
н
Чз
_ с о х - с о я |
сох . |
W l _ |
„ |
rjA)rjB) |
|
|
~ |
- с о я |
- 1 - " a 3 7 ' |
1 3 ^ - |
1 — 1 1 3 = 1 ~ |
r(A)riB) |
• |
(10.45)
Рассмотрев совместно (10.44) и (10.45), получим
/ |
АА)ЛВ) |
\ |
. |
. |
l 14 — (О,'4
(10.46)
Передаточное отношение /?4 можно получить и другим путем, используя план скоростей механизма (рис. 10.18, в). Приняв, что мгновенной осью вращения шарика по отношению к стойке является В—В', найдем, что скорость точки D шарика опреде лится выражением
|
|
|
|
|
« ^ ( г ^ + г И ^ Л |
|
|
|
(Ю.47) |
||||
где ©г5 ' — угловая скорость вращения шарика вокруг оси |
В—В'. |
||||||||||||
Примем |
во внимание, что |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
y < D ) |
= |
t>r = co4 rf) ; |
|
|
|
(10.48) |
||
|
|
|
|
|
v ^ = ^ B |
) { r ^ - ^ |
A ) ) \ |
|
|
|
(10.49) |
||
|
|
|
|
|
viA) |
= |
v[A) = щг[А). |
|
|
• |
(10.50) |
||
Здесь |
(ох |
и |
со4 |
— угловые |
скорости |
вращения |
дисков |
вокруг |
|||||
своих осей; |
|
г > 2 и т} 4 — углы, |
тангенсы |
которых |
пропорцио |
||||||||
нальны |
0)1, © 2 £ |
) И С04 . |
уравнения |
(10.47)—(10.50), |
получим |
||||||||
Рассмотрев |
совместно |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
r(D) |
(АВ) |
_ЛА)\ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 1 4 ~ ©« ~ '1Л ) (4 В ) + |
' |
|
|
|
||||
При |
r | B ) |
= |
4 D > |
формула |
(10.51) совпадает с |
(10.46). |
|
||||||
Рассмотренный |
планетарный |
редуктор |
можно использовать |
для большого замедления, управляя смещением точки А относи тельно В [управляя разностью (r[B) — г[Л))\.
При небольшом замедлении используется фрикционный пла нетарный редуктор (рис. 10.19, а)- Рукоятка грубой настройки жестко связана с водилом Я , являющимся одновременно сепара тором шариков 2. Вращение от водила Я передается непосред ственно, настраиваемому контуру. Рукоятка тонкой настройки жестко связана с коническим катком / . При вращении звена 1 шарики 2 перекатываются по неподвижной втулке 3, приводя в движение водило Я . Передача движения от рукоятки тонкой
настройки к |
водилу |
осуществляется |
с |
замедлением. |
|
|||
Для определения |
передаточного отношения |
і\н = |
обра- |
|||||
тимся к плану |
скоростей (рис. 10.19, б), согласно |
которому |
||||||
v(2N) = |
со2 гш ( 1 + |
cos - f ) = |
v r |
= « х / Г ; |
(10.52) |
|||
|
viC) |
= |
(о2 гш = |
v(HC) = ©я (гз — г ш ) . |
|
, (10.53) |
Рассмотренным планетарным механизмом можно осуществить передачу движения с небольшим замедлением (с небольшим отно
шением |
сов _ |
как |
rs |
ограничено |
конструктив- |
|||||
С0Я |
,, так |
отношение .... |
||||||||
|
) |
|
Г(Ю |
|
|
|
|
|
|
|
ными факторами. Предельным при трех шариках является случай |
||||||||||
(рис. 10.20), |
когда |
шарики касаются друг друга и одновременно |
||||||||
|
|
|
|
окружностей |
|
с |
радиусами |
|||
|
|
|
|
r[N) |
и |
г з (угол а |
принимается |
|||
|
|
ТА/ |
мало отличающимся от нуля). |
|||||||
|
|
В |
точках |
касания |
шариков |
|||||
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
друг |
с другом |
их |
линейные |
|||
|
|
|
|
скорости противоположны по |
||||||
|
|
|
|
направлению, вследствие чего |
||||||
|
|
|
|
будет |
иметь |
место |
скольже |
|||
|
|
|
|
ние шариков. |
Во |
избежание |
||||
|
|
|
|
этого |
необходимо, |
чтобы |
||||
|
|
|
|
|
|
< |
1 |
|
2 ^ 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
Рис. 10.20 |
|
AN) |
< |
2 - Г з |
V( 1 0 . 5 7') |
10.8.ПОТЕРИ НА Т Р Е Н И Е
ВП Л А Н Е Т А Р Н Ы Х П Е Р Е Д А Ч А Х
Основное преимущество планетарных механизмов заключается в возможности получения больших передаточных отношений при малых габаритах. Следует, однако, учитывать, что в планетарных механизмах при передаче движения с большим понижением скорости велики потери на трение. Планетарными механизмами
сбольшим передаточным отношением передача движения с повы шением скорости невозможна, так как они являются самотормо зящимися-
Для лучшего понимания причин, приводящих к увеличению потерь на трение в планетарном механизме, сопоставим две схемы
содинаковым передаточным отношением — простого (рис. 10.21, а) и планетарного ряда (рис. 10.21, б). В простом ряду движущий
момент Мр приложен к колесу /?, ведомый Ms — к колесу номера s. В планетарном ряду движущий момент Ми приложен к водилу Я , ведомый Ms — к центральному, колесу.
Мощность сил трения в механизме зависит от величины сил, нагружающих опоры и зубчатые колеса, и скорости относитель ного движения на зубцах и в опорах. Несмотря на большее число осей и зубчатых пар, мощность сил трения в простом ряду будет меньше, чем в планетарном, так как при увеличении крутящих