Файл: Литвин Ф.Л. Проектирование механизмов и деталей приборов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 291
Скачиваний: 3
Здесь Т — период одного оборота гибкого колеса, определяемый выражением
Т = |
1 |
|
|
|
|
(10.71) |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Иными словами, сов — среднее интегральное значение |
угловых |
||||||||
скоростей кулисных механизмов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Способ передачи движения от гибкого колеса жесткому валу |
|||||||||
(рис. 10.24, б) является всего лишь схемой, |
не |
пригодной для |
|||||||
|
практического |
примене |
|||||||
|
ния. |
В |
действительности |
||||||
|
гибкое |
колесо |
и жесткий |
||||||
|
вал выполняются как одно |
||||||||
|
целое в виде стакана. Вве |
||||||||
|
денные в рассмотрение ку |
||||||||
|
лисные механизмы |
имити |
|||||||
|
руют |
податливость |
|
соеди |
|||||
|
нений |
гибкого |
колеса |
и |
|||||
|
вала. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Перейдем к |
рассмотре |
|||||||
|
нию |
зубчатого |
волнового |
||||||
|
механизма. |
|
Срединная |
||||||
|
кривая |
гибкого |
колеса |
и |
|||||
|
охватывающая |
ее |
окруж |
||||||
|
ность жесткого |
колеса мо |
|||||||
|
гут |
быть |
приняты, |
как |
|||||
|
базовые |
линии, |
по |
кото |
|||||
|
рым |
задаются |
шаг |
и мо |
|||||
|
дуль |
зубцов. |
Докажем, |
||||||
|
что |
на |
базовых |
линиях |
|||||
Рис. 10.25 |
шаги зубцов должны |
быть |
|||||||
равными. Пусть в процессе |
|||||||||
|
передачи движения профиль В*1) — В' 1 ' жесткого колеса 2 взаи модействует с профилем а*1 )—а(! > гибкого колеса 1 (рис. 10.25)
Точки К21) |
и К[2Ч являются точками пересечения профилей а(і) —а (і) |
|||
и В( 1 ) — |
с |
базовыми |
кривыми. При равномерном |
вращении |
колеса 2 точка |
К21) будет |
перемещаться с постоянной |
скоростью |
по базовой окружности колеса 2. После поворота колеса 2 на угловой шаг соседний профиль В(2)—В<2> займет положение {И1' —
В( 1 ) и точка К.2} переместится в 7(|2 ) . |
Дл я того чтобы с |
профи |
лем В( 2 ) —В<2 >, переместившимся |
в новое положение, |
снова |
вступил в контакт профиль а<2 >—а( 2 >, необходимо, чтобы после
поворота колеса 2 на угловой шаг профиль ос( 2 ) —сс<2> занял |
поло |
|||
жение а ( 1 ) — а ( 1 ) . Точка |
К?} должна переместиться в |
К[1), |
при |
|
этом должно |
оказаться, |
что |
|
|
где / — шаг |
зубцов. |
t, |
(10.72) |
|
|
|
|
формулой |
Виллиса, согласно которой |
|
|
||
|
|
|
|
|
< 1 0 - 7 6 > |
где со1 — угловая скорость |
жесткого вала |
гибкого колеса 1. |
|||
При неподвижном колесе 2 и вращающемся генераторе вол |
|||||
новая передача становится |
планетарным |
механизмом. |
Положив |
||
в выражение |
(10.76) со2 = |
0. получим |
|
|
|
4 |
= |
- ? - = 1 - ^ = 1 — ^ = - ^ |
^ - = - ^ . |
(10.77) |
Если неподвижным является вал гибкого колеса (это колесо де
формируется при передаче,движения), в выражении (10.76) |
нужно |
|
положить (ох = 0. В результате |
получим |
|
I*„ = - ^ L = 1 - $ = 1 _ і ї - = і і . |
(10.78) |
|
Для двухволновой передачи, |
предполагая, что Az = |
и = 2, |
получим |
|
|
іін = —~; |
(10.79) |
|
|
*1 |
|
і\н = |
~ . |
(10.80) |
|
г 2 |
|
Формулы (10.79) и (10.80) свидетельствуют, что в волновой планетарной передаче можно без труда получить большое замед ление.
10.11.О Б Р А З О В А Н И Е С О П Р Я Ж Е Н Н О Г О
ЗА Ц Е П Л Е Н И Я
Достоинство волновой передачи — возможность одновремен ного зацепления большого числа пар профилей, что должно способствовать повышению нагрузочной способности передачи. Реализация этого преимущества становится возможной при выборе определенных видов зацеплений [22] и является одной из перспек тивных задач для волновых механизмов.
В отличие от обычного зацепления в волновой передаче нет общего полюса зацепления для всех взаимодействующих профилей. В каждый момент времени каждая пара зацепляющихся профилей имеет свой полюс зацепления; в процессе зацепления полюс перемещается в неподвижном пространстве, связанном со стойкой. На рис. 10.26, а представлены две пары профилей, находящихся одновременно в зацеплении. Найдем полюс зацепления для пары профилей а*1)—а<!> и р*1 )—Р'1 ). Профиль Р*1'—Р<*) совершает вращательное движение вокруг О. При бесконечно малом пере мещении профиля сс( 1 ) — а ( 1 ) его точка К\Х) перемещается по дуге
окружности радиуса |
C| 1 ) /(i 1 ) |
= |
pi, где |
pf— радиус" 'кривизны |
||||
линии |
деформации в |
точке |
К\1]. |
Как |
уже |
упоминалось |
выше, |
|
| v ^ i | = |
| v $ | , но направления скоростей v $ |
и |
не совпадают. |
|||||
Найдем |
мгновенный центр вращения профилей а*1 )—а'1 ) |
и Р*1*— |
||||||
рЧ*\ рассматривая их |
как жесткие звенья, |
совершающие мгно |
||||||
венные вращения вокруг С{1) |
и О. Мгновенным центром вращения |
|||||||
в относительном движении явится такая точка Р^\ |
скорости вра |
|||||||
щения |
которой вокруг |
О и С[г) совпадают по величине и |
направ- |
Рис. 10.26
лению. Графоаналитический способ определения положения точки представлен на рис. 10.26, б. Для аналитического способа определения точки Р нужно воспользоваться следующими соотношениями (верхние индексы опущены):
|
|
|
VP |
= ^ C |
l P - |
"кг |
ОР, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Р2 |
|
|
|
|
где |
р ! |
= С-ХКІ, |
р 2 |
О/С., |
|
|
|
|
|
|
|
|
Отсюда следует: |
|
|
ар2 |
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
ОР= |
+ |
|
|
|
(10.81) |
||
|
|
|
|
|
|
92 — Pi |
|
|
|
|
|
|
При |
выводе |
выражения |
(10.81) |
было |
принято, что |
С Х Р = |
||||
= |
ОР йй а, где а = OCv В местах |
применения |
двойных |
знаков |
|||||||
верхний относится к случаю, когда |
р 2 |
> Pi |
и р 2 — Pi > 0. |
||||||||
При р а |
<1 р х оказывается, что векторы ОС± |
и ОР не совпадают по |