Файл: Литвин Ф.Л. Проектирование механизмов и деталей приборов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 294

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

что со4 <; соя (в планетарном редукторе происходит понижение скорости), то sign (со4 —юя ) = —sign (со4). Так как Л14 и со4 про­ тивоположны по направлению (см. рис. 10.21, б), то в результате получим, что МІ и (ш4 — ю я ) совпадают по направлению, следо­ вательно при і\н << 1 колесо 4 в простом ряду является ведущим.

Применив аналогичный способ доказательства, получим, что при і\н >> 1 колесо 4 в простом ряду будет ведомым.

Мощность сил трения в простом ряду определяется для ука­

занных выше двух случаев следующими

выражениями:

 

JV?P = ^HN%

= "фяМ41 (04 ©я I;

(10.60)

 

1 — if™

 

1 — Aj)

 

В приведенных выражениях

^ д В

и N"

— движущая

мощность

и мощность сил сопротивления; ^ и

— коэффициент потерь в про­

стом ряду, равный сумме коэффициентов потерь во всех зубчатых парах и в опорах (включая опоры водила); N"p — мощность сил трения в простом ряду, равная мощности сил трения в планетар­ ном ряду.

Можно показать, что мощность сил трения в планетарном ре­ дукторе значительно превышает мощность Nlc, снимаемую в таком редукторе. Верхний индекс в обозначении JVc указывает, что рассматривается мощность, снимаемая в планетарном ряду при неподвижном центральном колесе 1. Коэффициент

к = Щ-^"М^-^

 

 

=Г

=

r \

l - U ,

(Ю.62)

A f

w

4

т

со

т

I

1 П

I

'

4

 

4

 

 

 

 

 

к =

= ^ ^ Ш ф 1 .

 

 

 

 

(Ю.63)

Выражения (10.62) и (10.63) относятся соответственно к слу­ чаям, когда колесо 4 является ведущим и ведомым в простом ряду. При значительной величине передаточного отношения планетар­ ного редуктора, например при значении /я4 — 1000, k — 100 при коэффициенте потерь простого ряда tyH = 0,1.

Вследствие того что мощность сил трения в планетарном редук­ торе достигает значительной величины, к. п. д. редуктора весьма мал. Дл я определения к. п. д. нужно воспользоваться выражением

ім\

•т]я4 =

і

н .

(10.64)

с I тр



Подставив в формулу (10.64) выражения (10.60) и (10.61), /Vc = А/4о>4, получим

^

=

і

L

.я,1 ,

і

( " Р и &<

0 ;

(Ю.65)

ЧЬ-

, ,

,

я

^ | ,

- , . 4

|

("і-

* >

(«»•«)

Из формул (10.65) и (10.66) следует, что при большом пере­ даточном отношении г'я4, даже при сравнительно малом коэффи­ циенте потерь на трение г[)я, к. п. д. планетарного редуктора ока­ зывается весьма низким. Так, при ixm = 1000 и т|)Н = 0,01 ц н і « « 0 , 1 . Для повышения к. п. д. планетарного редуктора рассмо­ тренного типа необходимо: применять зубчатые колеса внутрен­ него зацепления с малой разностью чисел зубцов (это позволяет уменьшить потери на трение на зубцах); применять опоры на ша­ рикоподшипниках; ограничивать величину передаточного отно­ шения планетарного механизма, используя в случае необходи­ мости последовательное соединение планетарных механизмов.

Было бы ошибкой считать, что к. п. д. является низким для планетарных редукторов всех видов. Можно показать, что он достаточно высок у планетарного редуктора типа Джемса (рис. 10.6). В таком редукторе водило Н обычно ведомое звено; ведущим является подвижное центральное колесо (/ или 3). Используя приведенный выше способ вывода, получим

П ^ = 1 _ г р я ( і - ^ ) (

''(10.67)

где а — ведущее центральное колесо (колесо 3 или / ) ; b — не­ подвижное центральное колесо; tyH — коэффициент потерь в про­ стом ряду. К- п. д. планетарного механизма типа Джемса дости­ гает высоких значений, больших даже чем в соответствующем, про­ стом ряду, но при такой схеме одним редуктором нельзя получить

большого замедления, так как ^ обычно не превышает 5—6.

10.9.СХЕМЫ ВОЛНОВЫХ П Е Р Е Д А Ч

Вволновой зубчатой передаче в отличие от обычной одно из колес гибкое и упруго деформируется в процессе зацепления. Возможность использования зубчатых механизмов с гибкими звеньями для преобразования вращательного движения была

указана в работах И. И. Артоболевского [ 5 ] , Ф . М . Куровкина [53] и др. Однако большую известность волновые зубчатые передачи приобрели сравнительно недавно, после того как в США В. Массером в 1959 г. был запатентован одноступенчатый волновой ре­ дуктор. Волновым передачам в отечественной литературе посвя-


щены работы М . Н . Иванова, Е. Г. Гинзбурга, С. А. Шувалова и других авторов. Подробный перечень работ по волновым зубчатым передачам приведен Е. Г. Гинзбургом [22].

На рис. 10.22, а представлена простейшая схема волновой зубчатой передачи, состоящая из жесткого колеса 2 с внутренним зацеплением, гибкого колеса 1 с наружным зацеплением и так называемого генератора Н, вызывающего деформацию гибкого колеса 1. Обычно волновые зубчатые передачи используются как планетарные и генератор Я является одновременно водилом.

В своем простейшем выполнении генератор снабжен двумя ро­ ликами. Зубцы колес / и 2 входят в соответствующие впадины на полную высоту в зонах контакта роликов генератора с гибким колесом 1; на участках венцов колес 1 и 2, удаленных от роликов, зубцы колес не зацепляются друг с другом. В зависимости от

числа образуемых зон зацепления различаются

двухволновые

зубчатые передачи (рис. 10.22, а), трехволновые

(рис. 10.22, б)

и т. д.

 

На рис. 10.22, в представлена

двухволновая зубчатая

передача,

в которой генератор выполнен в

виде кулачка с упругим

подшип­

ником. При такой форме генератора контакт

наружного

кольца

упругого подшипника с гибким колесом 1

осуществляется по

всей внутренней поверхности колеса, что

обеспечивает

более

точно желательный характер деформаций колеса.

Представляет большой интерес применение волнового зубчатого механизма для передачи движения из одной среды в другую, герметически отделенную от первой. Такие среды отделены друг


от друга сплошной стенкой, упругодеформируемой в процессе движения. Схема подобной передачи изображена на рис. 10.23. Упругая труба 1 герметически отделяет среды С и В. На трубе 1 нарезаны зубцы и она выполняет роль гибкого колеса, деформа­ ция которого вызывается генератором Я . Привод в движение генератора осуществляется от двигателя, помещенного вместе с генератором в среду С. При вращении водила Я благодаря упругим деформациям колеса (трубы) / приводится в движение жесткое колесо 2, находящееся в среде В. Такой способ передачи движения через закрытую стенку особенно удобен для аппаратов, используемых в космосе, в агрессивных средах и т. д.

10.10. КИНЕМАТИКА ВОЛНОВЫХ П Е Р Е Д А Ч

Волновая передача может быть использована как простой, планетарный и дифференциальный механизмы. В первом случае генератор неподвижен, вращение одного из пары колес / и 2 преобразовывается во вращение другого колеса; оси валов ко-

Рис. 10.24

лес / и 2 совпадают между собой. Механизм становится плане­ тарным, если в нем закреплено жесткое колесо 2 либо если в ме­ ханизме закреплен вал гибкого колеса / .

Рассмотрим сначала кинематику фрикционного волнового механизма. Представим, что на кулачок К, жестко связанный со стойкой, надето с натяжением гибкое колесо /, принимающее

форму кулачка (рис. 10.24, а).

Не оговаривая этого особо,

будем

в последующем отождествлять

срединную кривую гибкого

колеса

с внешней и внутренней кривыми, принимая толщину гибкого колеса пренебрежимо малой. Гибкое фрикционное колесо взаимо­ действует с жестким фрикционным колесом, в окружность ко­ торого вписана срединная кривая гибкого колеса. В двухволновой передаче колеса касаются друг друга по линиям М и N. При до­ статочной силе прижатия передача движения будет осуществляться