Файл: Литвин Ф.Л. Проектирование механизмов и деталей приборов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 289

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

направлению, как

это изображено на рис. 14.26, б, а противопо­

ложны. Полезно иметь в виду,

что

при р 2 = р±

точка

Р уходит

в бесконечность.

Определяемая

из

уравнения

(10.81)

точка Р

является мгновенным центром вращения двух профилей а—а и Р6 (рис. 10.26), совершающих описанные выше плоские дви­ жения. Так как в относительном движении профили перекаты­ ваются и скользят друг по другу, они касаются друг друга в та­ кой точке М, в которой скорость v<M> перпендикулярна мгновен­ ному радиусу вращения MP в относительном движении вокруг Р. Из этого следует, что нормаль к профилям в точке касания М должна пройти через мгновенный центр вращения Р в относи­ тельном движении, т. е. через полюс зацепления. Легко удосто­

вериться,

что

полюсом

зацепления

для

профилей

а<°>—а< 0 ) и

рЧО) — р(0)..'(рис.

10.25

и 10.26, а)

является

точка К0

касания

базо­

вых линий.

 

 

 

 

 

 

 

 

Если

ввести

в рассмотрение

другую пару профилей а( 2 ) —а<2 >

и р ( 2 )

— р (

2 > (на

рис.

10.26 они

не

изображены) с

точками

К{2)

и /Сг2

', полюс зацепления

Р ( 2 ) определится

аналогичным образом.

Положение полюса Р ( 2 ) будет зависеть от величины

и направления

радиусов

кривизн ОКІ2) и С[2)К[2).

Очевидно, что

Р < 2 )

не совпа­

дет с

В процессе движения

изменяется положение

точек Кі

и /Сг на базовых линиях, изменяется и положение полюса зацеп­ ления в неподвижном пространстве. Кривизны взаимодействую­ щих профилей должны находиться в определенном соотношении, удовлетворяющем условию передачи движения с постоянным отношением угловых скоростей подвижных звеньев механизма. Профили зубцов колес волновой передачи, обеспечивающие пере­ дачу движения с постоянным отношением угловых скоростей, могут быть определены аналитическим путем. Значительный ин­ терес в практическом отношении представляют предложения о до­ стижении сопряженности зацепления в волновой передаче, обес­ печиваемом в процессе нарезания зубцов гибкого колеса [22, 25]. Эти предложения основываются на том, что при нарезании зубцов гибкого колеса инструмент должен воспроизводить производящее колесо, идентичное жесткому колесу, а гибкое колесо' должно совершать такие же движения по отношению к производящему колесу и также деформироваться, как в передаче с жестким ко­ лесом.



ГЛАВА 11

ЗУБЧАТЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПРЕРЫВИСТОГО ВРАЩАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ

11.1.СХЕМА МЕХАНИЗМА

ИО Б Л А С Т Ь ПРИМЕНЕНИЯ

Зубчатым механизмам прерывистого движения посвящены работы К- А. Амиряна [3], А. С. Раджагопала, выполненная им под руководством Л. Н. Решетова, Э. М. Хендре [129, 130], выполненная под руководством автора книги, В. А. Уткина [121],

С.В. Харламова [127] и других авторов.

Простейший зубчатый механизм прерывистого вращательного

движения состоит из ведущего неполнозубого колеса (сектора) / (рис. 11.1, а) и ведомого полнозубого колеса 2.

Обозначим через zu — число зубцов на зубчатом секторе ко­ леса / , г х — число зубцов, которое можно было бы разместить на колесе 1, если бы оно было полным, z 2 число зубцов ПОЛНОГО колеса 2. При зацеплении зубчатого сектора с полным колесом имеются три фазы зацепления: кромочное при входе в зацепление; обычное зацепление профилей; кромочное при выходе из зацепле­ ния. Существует неверное представление, что за полный оборот зубчатого сектора ведомое колесо совершит поворот на угол ср2,

равный угловому шагу zu зубцов

колеса 2. Поэтому угол

поворота

ведомого колеса

должен будто

бы определиться из уравнения

 

Ф 2 = ^ 2 „ .

(11.1)

 

 

z 2

 

Ошибочность

этого взгляда

в том, что зацепление

неполного

и полного колес рассматривается как зацепление обычных колес. Вследствие кромочного зацепления при входе и выходе из зацеп­ ления и ввиду того, что коэффициент перекрытия є >> 1, вели­ чина угла поворота ведомого колеса, как правило, оказывается больше значения, рассчитываемого по уравнению (11.1) [см. урав­ нение (11.4)].

Преимущества зубчатого механизма прерывистого движения по сравнению с мальтийским механизмом заключаются в сле­ дующем: а) создаются более широкие возможности выбора


цикловых характеристик (соотношения времен движения и покоя, углов поворота ведущего и ведомого колес); б) большая нагру­ зочная способность механизма. Недостатком зубчатого механизма прерывистого движения является наличие жесткого удара при входе в зацепление, что требует принятия специальных кон­ структивных мер.

Для предотвращения самопроизвольного поворота ведомого колеса в период его покоя предусматриваются фиксирующие устройства. При способе фиксации, изображенном на рис. 11.1, а, используются запирающие дуги 3 и 4. На ведущем колесе 1 уста­

навливается одна запирающая дуга; на ведомом колесе 2 нужно разместить несколько запирающих дуг 3, если угол поворота колеса 2 за оборот сектора / отличается от 2я. При способе фик­ сации, изображенном на рис. 11.1, б, после выхода сектора / из зацепления колесо 2 фиксируется с помощью запирающего диска 4 и охватывающих его длинных зубцов колеса 2. При вра­ щении диска 4, радиус которого равен радиусу выступов ведущего колеса, запирающие зубцы скользят по диску и предохраняют колесо 2 от поворота.

Зубчатые механизмы прерывистого движения используются в счетчиках, в навигационных приборах, в устройствах дискрет­ ной цифровой техники, в ограничителях движения и т. д. В ма­ шинах-автоматах они применяются в качестве шагового привода исполнительных органов, механизмов деления, прерывистой по­ дачи и т. д.

До последнего времени в приборостроении применялись зуб­ чатые механизмы прерывистого движения с цевочным зацепле­ нием. В настоящее время для таких механизмов широко приме­ няется эвольвентное зацепление, нарезаемое стандартным зубо­ резным инструментом. Цевочное зацепление сохранилось для

тихоходных механизмов прерывистого движения, например в счет­

чиках с числом оборотов

входного вала

я < 100 об/мин. Колеса

с цевочным зацеплением

для упрощения

технологии отливаются

из цинковых сплавов или прессуются из пластмасс.

Рассмотрим несколько примеров применения прерывистых механизмов движения в приборостроении.

На рис. 11.2 представлен механизм передачи движения в де­ сятичном счетчике от барабана 2 младшего разряда к барабану 5 старшего разряда. Движение барабану 2 сообщается от приводного колеса 1. После полного оборота барабана 2 барабан 5 должен повернуться на одну десятую часть полного оборота и перед смот­ ровым окошком над барабаном 5 должна появиться цифра, отли­ чающаяся на единицу от преды­ дущей цифры. Прерывистое дви­ жение барабана 5 осуществляется следующим образом. С барабаном младшего разряда жестко связано двухзубцовое колесо 3, выпол­ няющее роль ведущего неполного колеса механизма прерывистого движения. Ведомым звеном этого механизма является колесо 6, у которого каждый второй зубец укорочен по длине. В зацеплении с двумя зубцами неполного ко­ леса 3 находятся восемь зубцов

колеса 6. За один оборот цифрового барабана 2 ведомое колесо 6 механизма прерывистого движения совершит поворот на 90°. Колесо 6 находится в непрерывном зацеплении с зубчатым ко­ лесом 4 барабана 5 старшего разряда; число зубцов z4 = 20. Передаточное отношение

• _

<Р4 _

z6 _

8

ере

z4

20 ;

Приняв во внимание, что за один оборот цифрового барабана 2 колесо 6 совершает поворот на 90°, получим, что полному обороту барабана 2 отвечает значение ср5 = ф4 = 36°, т. е. 1 / 1 0 оборота. Фиксация барабана 5 в период покоя осуществляется по способу, изображенному на рис. 11.1, б: два длинных зубца колеса 6 в пе­ риод покоя упираются в цилиндрическую поверхность колеса 3. Для передачи движения барабанам последующих старших раз­ рядов используются механизмы, аналогичные описанному. Ко­ личество разрядов зависит от требуемой емкости счетчика.

На рис. 11.3 представлена схема одной ступени механизма, используемого в дискретной цифровой технике для представления угла поворота вала в виде числа (преобразователь вал — цифра). Механизм прерывистого движения, состоящий из ведущего звена /


с двумя зубчатыми секторами и ведомого колеса 2, сообщает через промежуточное зубчатое колесо 3 прерывистое движение шайбе 4. Эта шайба при своем вращении замыкает или размыкает кон­ такты 5. Шайба 6 вращается совместно с колесом / и также при этом размыкает или замыкает контакты 7. Дискретное изменение

состояния (их замыкание и размыкание) контактов 5 и 7 в зависимости от угла

\

 

 

 

 

Рис.

11.3

 

поврфота колеса

1

дает

возможность" осуществить

регистрацию

в^ Дискретной

форме

угла

поворота. Принцип работы механизма

'прерывистого

движения в

описываемом устройстве

тот же, к что

и в десятичном

счетчике.

 

 

 

На рис.

1 1 . 4 изображен

зубчатый

 

механизм прерывистого движения, исполь-

 

 

 

Рис 11.4

 

 

 

 

 

зуемый

в вычислительной

клавишной

машине механического

типа. Ведущее

колесо 1 выполнено

в

виде

зубчатого

валика

с девятью зубцами различной длины. Ведомое

полнозубое

колесо

2 тоже

имеет

девять зубцов

и может

перемещаться по

валу 3

прямоугольного сечения. При повороте колеса / на полный оборот колесо 2 повернется на угол, величина которого зависит от поло­ жения колеса 2 на валу 3. Основное перемещение колеса 2 опре-