Файл: Литвин Ф.Л. Проектирование механизмов и деталей приборов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 288
Скачиваний: 3
деляет число зубцов колеса / , участвующих в зацеплении с ко лесом 2. Перемещение колеса 2 по валу 3 достигается нажатием соответствующей клавиши. Клавиша 4, передвигаясь вниз, при водит в движение рычаг 5, сообщающий перемещение гребенке 6 и колесу 2 в осевом направлении. Величина перемещения опреде лена соотношением плеч рычага 5 и соответствует набираемой цифре. Поворот колеса 2, сообщаемый ему колесом / , передается через конические колеса 7 и 8 цифровому диску 10. Осевое пере мещение блока конических колес 7 и 9 позволяет изменить направ ление вращения колеса 8 и цифрового диска 10 и перейти от опе рации сложения на вычислительной машине к операции вычи тания.
11.2. КИНЕМАТИКА МЕХАНИЗМА
Фазы зацепления. На рис. 11.5, а зубчатый сектор / и полное колесо 2 изображены в начале зацепления, при котором общей
точкой профилей Ьх—бх и г\х—т)1 |
служит |
точка |
А |
(вершина |
про |
филя rjj — rij) . Зацепление является кромочным, |
так как поверх |
||||
ности зубцов с профилями б х — 8 Х |
и "Пі—т)і в точках |
кромки |
А—А |
||
не имеют общих нормалей (кромка А—А |
проходит |
через А пер |
пендикулярно плоскости чертежа). При последующем вращении
колес общая точка профилей б х — 8 Х |
и т]х — б у д е т по-прежнему |
совпадать с вершиной профиля цх—т]1; |
линией зацепления явится |
дуга АК окружности выступов колеса 2. Крайняя точка К линии зацепления находится как точка пересечения окружности выпу
сков ге% |
с общей |
касательной ./V—N к основным |
окружностям |
|
колес. |
|
|
|
|
В точке К начинается вторая фаза зацепления. Профили |
81—бх |
|||
и г\1—т}х |
зацепляются, как обычные звольвентные |
профили. Ра |
||
бочим участком линии зацепления будет отрезок |
К—L |
общей |
||
касательной N—N |
к основным окружностям г 0 1 и г 0 2 |
(рис. 11.5, б). |
В то время, как дуга А К является линией зацепления только одной пары профилей (81—б^и г)г—г),), отрезок K L окажется линией зацепления всех zu пар профилей сектора / и колеса 2. В рас
сматриваемом случае |
зубчатый сектор1* снабжен |
тремя зубцами |
|
(zu = 3) и K L — линия зацепления |
не только |
профилей^! — б х |
|
И 4 1 — 4 1 , но 6 2 — б 2 |
И Т ] 2 — Т ] 2 , б 3 — б 3 |
И Т ] 3 — Т ) 3 . |
|
Отметим на отрезке K L точку В (рис. 11.5, б). Перемещению точки контакта профилей из К в В соответствует поворот колеса 2
|
|
2л |
|
|
|
на |
угловой шаг у2 |
— — • |
Как |
только профили зубцов |
8Х—81 |
и |
г\1—т)! вступят в |
касание |
друг |
с другом в точке В, соседние |
профили б 2 — б 2 и ті2 —г]2 вступят в касание друг с другом в точке К- После поворота колеса 2 еще на один угловой шаг, профили б 2 — б 2
и |
г]2—и 2 вступят в касание друг с другом |
в точке В, а профили |
б 3 — б 3 и т]3 —Т13 вступят в касание в точке |
К. |
Третья фаза зацепления начнется в тот момент, когда точкой касания последней из числа zu пар профилей явится точка L
Рис. 11.5
(рис. 11.5, в). В рассматриваемом случае третья фаза зацепления начинается в тот момент, когда L становится точкой касания про
филей б 3 — б 3 |
и |
т]3 —т]3 . В точке L профиль т]3 —TJ3 касается с про |
филем б 3 — б 3 |
в |
вершине последнего. При последующем вращении |
колеса 2 зацепление профилей б 3 — б 3 и т]3 —т]3 |
станет кромочным, |
|||
в зацеплении с различными точками профиля ц3—TJ3 |
будет |
на |
||
ходиться вершина профиля б3 —б3 . Линией зацепления |
профилей |
|||
б 3 — б 3 и т]3 —ті3 |
явится дуга LD окружности ге1 |
выступов колеса / . |
||
В точке D, представляющей точку пересечения окружностей вы |
||||
ступов ге1 и ге2, |
заканчивается зацепление последней из |
числа |
zu |
|
пар профилей. |
|
|
|
|
Цикловые характеристики. Важнейшими цикловыми |
характе |
ристиками являются: значение угла поворота ср2 ведомого колеса 2
при одном цикле движения; |
угол поворота ф х сектора / , |
соответ |
|||||||||
ствующий входу |
в |
зацепление сектора / с колесом 2 и выходу |
|||||||||
его из зацепления |
(при повороте колеса / на угол |
ф х |
колесо |
2 |
|||||||
поворачивается |
на |
угол |
ф а ) ; |
соотношение |
времен |
движения |
и |
||||
покоя колеса 2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Найдем выражение |
для |
угла ф 2 |
. Из построений |
рис. |
11.5, |
а, |
|||||
б, в следует: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ф2 = (А02К) |
+ |
(zu |
- |
1) ( |
а |
д - f (K02L) |
+ (L0 2 D) . |
(11.2) |
|||
При записи выражения (11.2) было принято во внимание, что |
|||||||||||
дуга А К — линия |
зацепления |
первой пары |
профилей |
(6Х — 8Х |
|||||||
и Ц і — Лі). ДУг а LD — линия |
зацепления последней |
из числа |
zu |
пар профилей. Угол поворота колеса 2, соответствующий зацеп
лению zu |
пар эвольвентных |
профилей^с^линией |
зацепления |
KL |
|
представлен как сумма двух-углов: а) угла поворота |
(гц — 1) х |
||||
X (К02В), |
соответствующего |
последовательному |
зацеплению |
пер |
|
вых (zu — 1) пар профилей; |
б) угла поворота |
(K02L), |
соответ |
ствующего входу и выходу из правильного зацепления последней
из |
zu |
пар профилей. Основываясь на построениях рис. |
11.5, а, |
б, |
в, |
получим |
|
|
|
ф2 = ( г н - 1 ) ^ + ( л е д . |
( п . З ) |
|
|
*2 |
|
Легко установить, что значение угла (АО2D) кратно угловому шагу, так как после завершения первого цикла движения про филь щ—r\k займет то положение, которое в начале первого цикла
занимал профиль Лі—Лі- На этом основании |
(A02D) |
= ky2, |
где k — целое число; у2 — угловой шаг зубцов колеса 2. |
С учетом |
|
этого уравнение (11.3) запишем в таком виде: |
" |
|
Ф. = ( г « - . 1 ) ^ + * ^ = ( г « + * - 1 ) - 7 ^ |
( П - 4 ) |
В общем случае k >> 1 и, если для определения с р 2 вместо фор мулы (11.4) используется (11.1), это приводит к значительным ошибкам (см. пример 11.1).
Коэффициент k, являющийся, как уже упоминалось, целым числом, равен числу зубцов колеса 2, которое можно разместить
на дуге GD (рис. 11.5, а, б), гдеС и£> — точки пересечения |
окруж |
||||||||||||||||
ностей |
выступов |
колес 1 и 2. |
Поэтому значение |
k можно опреде |
|||||||||||||
|
|
іг,=0,25 i2i=0,5 |
|
|
|
|
лить как целую часть дро- |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
би |
4 г " . Г ДЄ |
P2 |
= (P02 D) = |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
V2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
= |
(P02G) |
(рис. 11.5, а). Это |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
означает, |
что значение |
k |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
удовлетворяет неравенству |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0 < |
$ L - k < l . |
|
(11.5) |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
У2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Угол |
Р 2 |
определяется |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
выражением |
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
<2 |
і .2 |
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
COS Р2 |
л |
Т - ге2 |
|
ге\ |
|
|||
|
|
60 |
SO |
100 |
120 ПО Z, |
|
|
= |
|
2ге2А |
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 11.6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(11.6) |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
где |
А — межцентровое |
расстояние |
колес. |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
Для |
некорригированных |
передач |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
л — |
|
л |
, |
Геі == m ( % + 2 |
) |
|
( / = 1 , 2) |
|
|
|
|||||
|
|
|
cos Р2 = 1 |
4 г, |
|
|
|
|
|
|
|
|
(П.7) |
||||
|
|
|
(г2 + 2) ( г і |
+ г2 ) |
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Значение k зависит от сочетания чисел зубцов zx |
и г 2 |
и коэф |
|||||||||||||||
фициентов коррекции. На рис. 11.6 приведена номограмма, |
позво |
||||||||||||||||
ляющая |
определить |
значения |
k для некорригированных передач. |
||||||||||||||
Кривые на этой номограмме определяют зоны, в которых |
значе |
||||||||||||||||
ния |
k равны 2, 3, 4, 5, 6. |
Прямые zx |
= |
z l m i |
n |
и |
z2 |
= z2 m l |
n |
огра |
|||||||
ничивают область значений чисел зубцов, |
при которых возникает |
||||||||||||||||
подрезание в процессе нарезания при отсутствии коррекции (zl |
mln— |
||||||||||||||||
минимальное число зубцов, допустимое из условий |
отсутствия |
||||||||||||||||
подрезания). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Найдем теперь выражение для угла |
cpj. Обратимся |
к построе |
|||||||||||||||
ниям рис. 11.7, а, на котором изображены профили |
бх —Ьх |
и цх— |
|||||||||||||||
цх |
в начале зацепления, |
когда их |
общей |
точкой |
является |
А. |
|||||||||||
Пунктиром изображены профили б 3 — б 3 |
и г|3 —г)3 |
в конце зацепле |
|||||||||||||||
ния, когда их общей точкой |
является |
D (рассматривается |
слу- |
чай, когда za = 3). Очевидно, что искомый угол поворота
|
|
|
|
ФХ = ( £ O x F) = |
( £ 0 ^ ) + |
(zu- 1) Yi, |
(П.8) |
||
где |
у І |
= |
— |
угловой шаг |
зубцов |
колеса |
/ . |
|
|
В |
свою |
очередь, |
угол |
(EOxD) |
определяется |
уравнением |
|||
(рис. |
11.7, |
а, |
б) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(EOJ)) |
=$1+ |
inv аЕ — inv аА |
+ р\ . |
(11.9) |
|
Угол |
|
определяет начальное положение профиля Ьх—д>1 и на |
|||||||
ходится |
из косоугольного треугольника ОхА02 |
с помощью формул |
Совокупность уравнений (11.8)—(11.12) определяет значе
ние ф х .
Одной из важных характеристик цикла является отношение времени движения колеса 2 к времени покоя:
r = |
J & . = — ( 1 1 . 1 3 ) |
{п |
2я — фх |
При записи выражения (11.13) было принято, что колесо 1 вращается равномерно, поэтому отношение ^д в и tn можно заме нить отношением углов поворота ф х и 2л — ф х колеса / , в течение которых колесо 2 находится в движении и в покое.
Пример |
11.1. Требуется определить угол ф 2 поворота колеса 2 за один обо |
|||
рот колеса |
1 при следующих данных: гх = |
60, г2 = |
40, г „ = |
1; зацепление не- |
корригированное. Используя номограмму |
рис. 11.6, |
найдем |
точку F, принад |
лежащую области с значением k = 4. Такой же результат можно получить ана-
литически, используя выражение (11.6) или (11.7). Для определения ср2 восполь зуемся уравнением (11.4), в результате получим ф 2 = 36°. При определении <р2
по формуле (11.1) оказалось бы, что ф 2 = |
9°. Это является иллюстрацией того, |
|||||
к |
каким значительным |
ошибкам может привести формула (11.1). |
|
|||
|
Цикловые характеристики при k |
— 1. Из номограммы, |
изобра |
|||
женной на рис. 11.6, |
следует, что значению k = |
1 соответствуют |
||||
числа зубцов гг и z2 , |
принадлежащие области, ограниченной осями |
|||||
координат и прямыми zx |
= z, m l n |
и z2 = z 2 m l n . |
Так как при |
|||
zi |
zi mm возникает |
подрезание, в зубчатых механизмах |
преры |
|||
вистого движения с |
k = |
1 необходимо применять |
корригирован |
ное зацепление. Как правило, механизмы с корригированным за
цеплением и значением |
k = |
1 используются |
при способе |
фикса |
|||
ции, |
изображенном |
на |
рис. |
11.1, б. Зацепления с значением |
|||
k = |
1 применяются |
в |
счетчиках. |
|
|
||
На рис. 11.8, а профиль |
б х |
— б х колеса |
/ изображен |
в двух |
|||
положениях: сплошной |
линией |
в начале и |
пунктирной |
линией |
в конце зацепления (предполагается, что колесо / имеет один
зубец). Профиль |
tji—у\х колеса 2, взаимодействующий |
с профи |
|||||||||||||||
лем 6 Х — 8 и |
за |
один |
оборот |
колеса / |
совершает |
поворот |
на угол |
||||||||||
(F02F') |
= |
|
2л |
|
|
k |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ф2 = |
|
. При |
= |
1 отсутствует |
кромочный |
контакт |
|||||||||||
при входе в зацепление; началом зацепления является точка |
Nx |
||||||||||||||||
линии зацепления KL эвольвентных профилей. Зацепление про |
|||||||||||||||||
филей после точки L является кромочным, но заканчивается оно |
|||||||||||||||||
не в точкеD (рис. 11.7, |
а), а в В ' . В точке D' |
нормаль к эвольвент- |
|||||||||||||||
ному профилю y\i—% |
является одновременно нормалью к окруж |
||||||||||||||||
ности выступов колеса J и проходит через |
центр |
Ох вращения |
|||||||||||||||
колеса |
/ . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В рассматриваемом |
зацеплении k |
= 1 |
и |
ф2 = |
, |
если |
на |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Z2 |
|
|
|
дуге GF- можно разместить только один зубец колеса 2; F' — |
|||||||||||||||||
точка, в которой окажется вершина профиля r\i—после |
выхода |
||||||||||||||||
его из |
зацепления |
с |
профилем |
б х — б х . Основываясь |
на |
построе |
|||||||||||
ниях рис. 11.8, |
а, |
можно записать, что k = |
1, если равна |
единице |
|||||||||||||
целая |
часть д |
р |
о |
б |
и |
|
, |
Значение |
|
Р2 определяется выра- |
|||||||
жением (11.6), у2 |
= |
2л |
, а для определения |
(Ofi^')^ |
нужно вос- |
||||||||||||
|
|
|
|
|
г 2 |
|
|
|
|
б) |
|
|
|
|
|
|
|
пользоваться выражением |
(рис. |
11.8, |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
( О Д Г ) = (OAS) - |
{SOJ)') |
+ |
( D ' 6 > ) |
= |
|
|
|
||||||||
|
|
|
= |
— arcsin ( - ^ - ) — tg aD. |
|
+ |
inv aF•. |
|
(11.14) |