Файл: Литвин Ф.Л. Проектирование механизмов и деталей приборов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 284

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В свою очередь, для определения углов aD> и aF> нужно воспользоваться следующими зависимостями:

 

aD> =

arccos (

02D' )

;

0 2 D '

=

 

 

= V

г2л +

A2 -

2rELA

cos (02 0;5) ;

(11.15)

 

 

( 0 2 а д

= arcsin ( - ^ - ) ;

a r = arccos

 

. J

Легко удостовериться,

что значение

k =

1, если соблюдается

неравенство,

аналогичное

неравенству

(11.5):

 

 

 

1 <

Р2 + {0ЛП

 

< 2

 

(11.16)

 

 

 

 

Y2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для последующих выводов понадобятся параметры, определяю­ щие положения точек N2 и на профилях зубцов колес 2 и / ; через N-L обозначена точка касания профилей в начале зацепле­ ния (рис. 11.8, а). Основываясь на построениях рис. 11.8, б, получим

 

tg <%2 - а +

- ~ -

-у + arcsin ( - ^ ) + tg aD.,

(11.17)

где a D '

определяется

из

зависимостей

(11.15).

 

При выводе выражения (11.17) использованы следующие вспо­

могательные зависимости:

 

 

 

 

 

{O^^F')

( i n v a F — inva D ') + aD> =

 

 

= ( 0 1 O s S ) = | - - a r c s i n ( ^ f ) ;

 

 

(FO?Ox) =

ф8 -

( О Д Г ) =

I

і - (Ox08 F);

 

 

(FOjfij)

+

inv a F — invajv2

+ a = a^,;

 

 

 

 

i n v a F = inva/r'.

 

Для

определения

 

параметров,

определяющих

положение

точки Ni на профиле зубца колеса / , воспользуемся такой зави­

симостью

(рис. 11.8, а, б):

 

 

 

 

 

 

 

г01 tg aN1

+ r 0 2

tgaNi

=

(r0 1

+ r 0 8 ) tg a.

 

Отсюда

следует:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

tg aN1

 

tg a

t 1 2

(tgajv2

— tg a).

(11.18)

Перейдем теперь

к

определению

угла

ц>г

поворота

колеса /,

в течение

которого

профили

бх

и r\1—Tjx

колес /

и 2 войдут

25 Ф. л. Литвин

385


и выйдут из зацепления. Из построений рис. 11.8, а следует:

 

 

ф 1 = ( £ 0 > х ) + ( В Д 0 2

) + (OAS) =

 

 

 

= i n v a £

\nvaN1

-j-a — aN1

~\- arcsin

 

 

После

простых

преобразований

получим

 

 

 

 

Фх= i n v a £ t g a M

+ a +

arcsin

( ~ f - ) •

(H-19)

Очевидно,

что

в случае

za

>> 1

 

 

 

 

Ф 1

= (SO>X) + (ВДО2) +

 

і)

+ (OAS) =

 

 

=

inv аЕ

— tg а м + a -J- arcsin (-^f-) +

(*« — 1) ~ •

(11.20)

Определим условия, при которых зацепление профилей

при

входе начнется как правильное зацепление

эвольвентных

про­

филей. Для этого необходимо соблюдение следующих требова­

ний:

а) начальная

точка Nt

касания

профилей 6Х —6Х

и г]1У\1

(рис.

11.8, а) должна оказаться между точками К и L или, $ край­

нем случае,

совпасть

с К', б) дуга СТ

соседнего профиля должна

оказаться вне дуги

GF. Первое требование будет соблюдено,

если

aNi

^ aF. Второе

требование вытекает из условия отсутствия

заклинивания

зубцов

в начале

зацепления

(см. рис.

11.10, а)

и

оно записывается

в

виде

уравнения

(11.34).

 

 

 

 

 

Пример 11.2. Рассматривается

зубчатый механизм

прерывистого

движения

счетчика оборотов. Исходные данные: z±

= 20; z2

=

8; zu = 2; зацепление

кор­

ригированное,

коэффициент

коррекции

 

%i= 1 г =

—0,362; модуль от =

0,5.

При указанных

данных

А = 7 мм; а = 20°; ге1

5,319 мм;

ге2

=

2,681 мм;

6 2 = 41° 59'.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для того

чтобы удостовериться,

что k=

1,

воспользуемся

неравенством

(11.16). Из выражения

(11.14) найдем,

 

что (OxOgf) =

43° 48'

и

неравенство

(11.16)

действительно

соблюдается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При k =

1 и zM =

2 угол поворота

колеса 2 за один полный

оборот колеса /

на

основании

уравнения

(11.4) составит

( р а = 90°.

 

и выходу из

зацепления

 

Угол поворота колеса /, соответствующий входу

колеса

2, на

основании выражений

(11.20), (11.18) и (11.17) окажется равным

Фі = 40° 25'.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Угол aN2

=

30° 4Г, угол ар — 45° 30', неравенство aN2

ар соблюдается,

и точка N-i находится между точками К и L. Этим подтверждается,

что в началь­

ной фазе нет кромочного зацепления. Заклинивание профилей в начале зацепле­ ния исключено, что подтверждено соблюдением уравнения (11.34).

Функции перемещения, скорости и ускорения. График функции перемещения <р2 = <р2 х ) при зацеплении во всех трех фазах для общего случая представлена на рис. 11.9, а. Для аналити­ ческого определения функции ф 2 = ф 2 (ц>х) воспользуемся построе­ ниями рис. 11.9, б. Предварительно нужно, используя урав­ нения (11.10) и (11.11)—(11.12), найти значения ф 2 и Ф і , опреде­ ляющие начальные положения профилей т]г —пх и 6Х —8Х . После

25*

387


этого для определения текущего значения функции ф 2 = ф 2 х ) нужно решить косоугольный треугольник 0ХМ02 (рис. 11.9, б). В результате получим

ОхМ =

]/"ГЙ +

Л2 — 2ге 2 Л cos (гра — <р2);

 

ам

= arccos

Л>1

} (П-21)

,Л1

 

 

 

sin (г})! — Ф! — inv а л +

inv а м ) = sin (г|)2 — ф2 )

.

Для определения угла аА

нужно воспользоваться выражением

 

аА = arccos ( - ^ - ) •

(11.22)

Значение Ох Л определяется

из формулы (11.11).

 

Определение текущего значения

ф 2 2 ) с помощью

уравнений

(11.21) требует применения

метода

последовательных

приближе­

ний.

Вычисления заметно упрощаются при определении

функции

Фі =

Фі (фг)> если задаваться

при вычислениях значениями ф 2 .

Для определения

граничного

значения ф п

соответствую­

щего

точке

К линии

зацепления,

воспользуемся

построениями

рис. 11.9, в,

согласно

которым

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г|з* = arccos (-—-) — «;

 

 

 

(11.23)

 

 

 

OiK2

=

r2 2 +

Л 2 — 2гс 2 Л cos г|/2;

 

 

(11.24)

 

 

 

 

 

а к .

Г01

 

 

 

 

(11.25)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

sin (фі — ф! і п у а л

-\- i n v a ^ )

0,К

Sin 1(52,

(11.26)

где а — угол

зацепления.

 

 

 

 

 

 

Граничное

значение

угла

ф 2 для первой

фазы зацепления

определяется

из выражения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф2 =

і|>2 — Ь-

 

 

 

(11.27)

Во второй фазе зацепления

при ФЇ <С Фі <С Фп функция ф 2 =

= ф 2

(фх) является линейной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ф2

= Фі іа і =

ФіЦ-

 

 

 

(11.28)

г2

В третьей фазе зацепления функция ф 2 = ф 2 х ) снова ста­ новится нелинейной. Дл я аналитического определения этой функ­ ции нужно воспользоваться способом, аналогичным тому, кото­ рый был применен для определения ф 2 = ф 2 (фі) в первой фазе зацепления.


Функцию передаточного отношения г'2і - = h i (фі) можно найти дифференцированием функции ср2 = ф 2 х ) либо используя то положение (рис. 11.9, б ) , что

 

 

 

h l ~

щ ~ 'Oj-

 

 

(]!-29)

Мгновенный полюс зацепления находится как точка пересече­

ния с линией межцентрового расстояния 0x0.2

нормали MP к про­

филю зубца

колеса 1. Нормаль MP образует с линией 0 Х 0 2 угол

гРМ)

= -j — [ам - f

фх) (inv осл

— i n v а Л ) ] ,

(11.30)

где м определяется

из выражения

(11.21).

 

 

Функция

углового

ускорения е 2 = е 2 (фх) колеса 2 при ©х =

= const определяется

 

уравнением

 

 

 

 

 

 

Є

2 - - 3 ? - - ^ 2 -

( 0 1 -

 

 

( П - 3 1 )

Графоаналитический

способ определения функции є 2

= є 2 (фх)

основывается

на дифференцировании функции

со2 == ю 2

(фх). Ана­

литический способ определения функции є 2

= s2 (фх) ввиду его

громоздкости

не приводится.

 

 

 

 

 

 

11.3. П Е Р Е Д А Ч А СИЛ

 

 

Наиболее неблагоприятны условия

передачи сил в первой фазе

зацепления.

В начальном положении

может

возникнуть

закли­

нивание механизма вследствие

того, что вершина профиля

зубца

ведущего колеса упирается в головку зубца ведомого колеса.

Обратимся к построениям рис. 11.10, а. Профили б х — б х

и т]х—т)х

должны

были

бы вступить в зацепление

в точке А, но это стало

невозможным

из-за

того, что профиль б х — б х своей вершиной Е

уперся в линию выступов зубца, соседнего по отношению К Т)хТ)х.

При этом давление

от колеса /

передается

колесу

2 по

нормали

к

окружности

выступов, проходящей через

центр

О 2 колеса 2.

Описанная ситуация не возникнет, если

дуга СТ линии

выступа

зубца колеса

2 окажется вне промежутка AG, где А — вершина

профиля

т)х—rix,

G — точка пересечения

окружностей

выступов

rei

и гл

колес / и 2 (рис. 11.10,

а). Для этого необходимо соблю­

дение неравенства

 

 

 

 

 

 

или

 

 

 

AT

>А~Е,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(А02Е)

< ( Л О > ) = (А02С)

- (С02Т).

 

(11.32)

 

Используя

построения рис. 11.10, а, выражение (11.32) пред­

ставим

в таком

виде:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

P « - 1 > . < Y , — ( П . З З )

где se2—дуговая

толщина зубца колеса 2 на окружности радиуса ге%.

39Э