Файл: Кожевников С.Н. Теория механизмов и машин учеб. пособие для студентов вузов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 363

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

агентов (количество или да­

 

вление

рабочего вещества,

 

поступающего в двигатель),

 

производится

при

помощи

 

сил, появляющихся

в регу­

 

ляторе

при

изменении ре­

 

гулируемого

 

параметра.

 

Например,

с

увеличением

 

угловой

скорости вала ма­

 

шины при уменьшении мо­

 

мента

сил

сопротивления

 

вал конического регулято­

 

ра (рис. 26.1) начинает вра­

Вал машины У

щаться быстрее и инертные

массы пі\ и т\ под действием

'

центробежных

СИЛ

пере-

Рис. 26.1. Центробежный регулятор прямого

мещают

задвижку

 

вниз,

действия

уменьшая проходное

сече­

 

ние в трубе, по которой поступает в двигатель рабочее вещество (вода, пар), что, в свою очередь, вызывает уменьшение момента дви­ жущих сил, и нарушенное равновесное движение восстанавливается.

В регуляторах непрямого действия перестановка регулирующих органов производится за счет силы вспомогательного источ­ ника, называемого сервомото­ ром, на который воздействует регулятор. В качестве серво­ моторов применяются электри­ ческие, пневматические или гидравлические двигатели. На рис. 26.2 показана схема ско-

 

Рабочее Вешестдо

 

 

б двигатель

К Валу дйигателя

Рис. 26.3.

Регулятор с жесткой об­

 

ратной связью:

 

 

Р и с 26.2. Регулятор непрямого

I — муфта;

2 — звено: 3 — сервоиотор;

4 — золотник; 5 — поршень; 6 — за­

действия

 

движка

533


 

 

 

ростного

регулятора

(мо­

 

 

 

дератора),

при

 

помощи

 

 

 

которого

производится по­

 

 

 

ворот

 

лопасти

 

 

винта

 

 

 

с

целью

изменения

мо­

 

 

 

мента

сопротивления

на

 

 

 

валу

авиационного

двига­

 

 

 

теля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регуляторы

непрямого

 

 

 

действия могут быть с жест­

 

 

 

кой

или упругой

обратной

 

 

 

связью.

 

 

 

 

 

 

5

-1>

s,

 

В

регуляторах

 

непря­

 

мого

действия с

жесткой

8

 

 

обратной

связью

звено

AB

 

 

(рис.

26.3),

управляющее

Щ\Ѵ77?УУУ^^

 

 

работой сервомотора,

полу­

 

 

 

 

 

 

чает

перемещение

от

масс

 

 

 

регулятора

и от

 

сервомо­

 

 

 

тора. По завершении

про­

 

 

 

цесса

регулирования

при

 

 

 

возрастании

или уменьше­

Рис.

26.4.

Изодромнын регулятор:

нии

нагрузки

 

золотник

/ — муфта; 2 — звено; 3 — сервомотор; 4 — зо­

возвращается в среднее по­

лотник; 5

— поршень; 6 — заслонка; 7 — катаракт;

ложение, а поршень серво­

 

 

8 — пружина

 

 

 

мотора занимает другое по­

 

 

 

ложение

по

сравнению с

тем, которое он занимал до нарушения соотношения агентов, соот­ ветствующего равновесному движению.

Угловая скорость вала машины после окончания процесса регу­ лирования может быть больше или меньше угловой скорости до ре­ гулирования, в зависимости от того, произошел ли сброс или уве­ личение нагрузки.

Изменение угловой скорости после окончания регулирования исключено при регуляторе непрямого действия с упругой обратной связью, схематически изображенном на рис. 26.4. В обратную связь, осуществляемую рычагом AB, включены пружина 8 и катаракт 7. Благодаря пружине 8 и катаракту 7 рычаг AB обратной связи за­ нимает после завершения процесса регулирования исходное поло­ жение, соответствующее установленной скорости, в то время как поршень 5 сервомотора 3 занимает положение, соответствующее из­ менившейся нагрузке.

Регуляторы с упругой обратной связью, позволяющие поддер­ живать регулируемую угловую скорость на одном и том же уровне, называются изодромными.

534


§26.3. ХАРАКТЕРИСТИКА РЕГУЛЯТОРА

Впроцессе работы регулятора на его звенья действуют силы инерции, стремящиеся удалить центры тяжести инертных масс от оси вращения, и силы, их уравновешивающие, например силы тя­ жести инертных масс или силы упругости пружин. Силы инерции масс пропорциональны квадрату угловой скорости вращения вала

регулятора и, кроме того, зависят от положения муфты регулятора и величины инертной массы. Силы, уравновешивающие при уста­ новившемся движении машины силы инерции масс регулятора, также зависят от положения муфты регулятора.

Для удобства анализа работы регулятора и установления его свойств обычно силы инерции и их уравновешивающие силы при­ водятся к муфте регулятора или к центру тяжести инертных масс.

Вдальнейшем все силы будем приводить к муфте регулятора. Пусть вал конического регулятора (рис. 26.5, а) вращается с уг­

ловой скоростью со, тогда на каждую из инертных масс тА и т'А будет действовать центробежная сила инерции

РІ = тАшг tnA{e-\-asina) со2.

Массы стержней и шаров заменяют приведенными к центру тя­ жести шаров А и А' массами:

1

Ь , пи

тА = тА = та + тг

^ + -^- ;

вточке D сосредоточена

здесь та — масса шара и та — масса муфты.

При движении звеньев регулятора уравновеши­ вающие силы и силы инер­ ции действуют в плоскости

расположения

стержней,

а векторы

скорости

пере­

носного движения,

опреде­

ляемые

по

величине

угло­

вой скорости

вала

регуля­

тора,

направлены

перпен­

дикулярно

указанной

пло­

скости.

Это

приводит к

тому, что работа уравнове­ шивающих сил и сил инер­ ции в переносном движении звеньев регулятора равна нулю, т. е. при определе­ нии приведенных К муфте уравновешивающих сил

масса mD, равная mD = 2 — -{-та;

Р и с > 2 6 . 5 . Определение приведенных сил регулятора

333


достаточно рассмотреть относительное движение звеньев регуля­

тора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Допустим, что при равновесном положении

звеньев регулятора

муфте сообщается скорость vD.

 

В таком случае

(рис. 26.5, б) скоро­

сти точек С и А будут

равны

 

 

 

 

 

 

 

 

ѵп

 

 

 

л

 

 

а

 

а

 

^ 2 s m а

И

VA

=

Vr-r

b

=

и 2b s m а

"Or = 7,

 

 

 

VDK7—••—.

Работа силы инерции двух шаров равна работе приведенной к

муфте силы инерции Р;, т. е.

 

 

 

 

 

PvD = 2РІѴА cos (180° - а) = - v D

m4 ( :

 

1- а

я cos а

' V

s m a

b

1

to2. (26.1)

Имея в виду, что y = 6cosa, и пренебрегая

величиной е, поло­

жив е — 0, из выражения

(26.1) получаем

окончательно

Р = -

т А £ г ^ =

О 2

/ Р

(г).

 

(26.2)

Из выражения (26.2) видно, что сила инерции шаров, приведен­ ная к муфте регулятора, пропорциональна ординате г. Так как нами принято положительным направление оси г вниз, то знак минус в формуле (26.2) показывает, что приведенная сила инерции направлена вверх, т. е. она стремится перемещать муфту так, чтобы центры тяжести шаров' удалялись от оси вращения. Приведенная сила инерции Р с уменьшением z приближается к нулю вследствие того, что угол a в этом случае приближается к 90°.

Угловая скорость ы вращения вала входит в угловой коэффи­ циент прямой, изображающей функциональную зависимость при­ веденной силы инерции шаров от ординаты z, определяющей поло­ жение муфты регулятора. Придавая угловой скорости со различные значения, получаем семейство прямых, каждая из которых назы­ вается характеристикой центробежной силы (рис. 26.6). В том слу­ чае, если величиной е пренебречь нельзя, получаем семейство кри­ вых в соответствии с уравнением

аы2г

2 6

2

2b V

4b*

 

 

Используя метод приведения сил, можно найти величину приве­ денной к муфте уравновешивающей силы Q.

Прикладывая в точках а, е и d плана скоростей соответственно силы тяжести GA шаров, силу F упругости пружины, приведенную

Б36


уравновешивающую силу Q и силу тяжести GD муфты, найдем

QVD = GDvD-\- 2GAvA sin a + + 2FvE cos a

или, так как

г,л - 26 sin a '

 

°ür f

 

 

2

^л —-?гг^

и

cos а =

тгг,

^

2ö sin a

 

 

26 '

получаем

 

 

 

Q =

GÛ + G , f + 5

р ^ .

(26.3)

Рис. 26.6. Характеристика регуля­ тора

Приведенная к муфте уравновешивающая сила Q является также функцией положения муфты

Q = fQ(z)

(26.4)

и может быть изображена в виде некоторой кривой, называемой характеристикой уравновешивающей силы регулятора (рис. 26.6).

Приведенная к муфте уравновешивающая сила Q регулятора направлена в сторону положительных значений г, т. е. в сторону, противоположную действию приведенной силы инерции Р масс регулятора.

Для стационарного режима работы машины, характеризуемого угловой скоростью © вращения главного вала, регулятор находится в состоянии равновесия, при котором приведенная к муфте сила инерции равна уравновешивающей силе

2 Ы2) = /о(г),

_

'(26.5)

т. е. соответствующие характеристики пересекаются при г, соот­ ветствующем равновесию регулятора. Отсюда можно найти равно­ весные угловые скорости вала регулятора, для каждого из равно­ весных положений регулятора

(

2

е

е

>

Функции / 0 (г) и fp (г) зависят от типа регулятора, и, следова­ тельно, могут отличаться от полученных выражений их для кони­ ческого регулятора. Что касается установления вида функций îo (г) и fp (2 ) ДРУГ И Х типов регулятора, то оно может быть про­ изведено аналогично.

637