Файл: Кожевников С.Н. Теория механизмов и машин учеб. пособие для студентов вузов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 367

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§25.6. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОМЕНТА ИНЕРЦИИ МАХОВИКА МАШИНЫ

СЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ПРИВОДОМ

Многие промышленные агрегаты, работающие при резко возра­ стающих нагрузках, снабжаются электродвигателями, момент на роторе которых является функцией угловой скорости. Подбирая мощность двигателя по средней нагрузке за цикл, принимают обычно

номинальный момент двигателя

без маховика Мл

=

1,2

М0ср;

Мрс р — среднее

значение

момента

сил сопротивления

за цикл.

Наибольшее

значение

Мл не должно

превосходить

опрокиды­

вающего или критического значения Мк.

В связи с этим

целесооб­

разно метод расчета маховика построить так, чтобы были удовлетво­ рены все условия нормальной работы двигателя при допустимой перегрузке ш д = (0,8 — 0,85)Х. Здесь X = Мк : Л4„ и M m n x : Ми =

=т д .

Особенность расчета маховика для машины с электроприводом

заключается главным образом

в том, что основой для вычислений

в

большинстве случаев является не степень неравномерности о,

а

минимальное значение com jn

угловой скорости, которое не должно

достигнуть величины, соответствующей критическому моменту М к . Для простоты будем полагать, что переменная часть приведен­ ного момента инерции массы механизма мала и ею можно пренебречь,

а рабочая часть

характеристики

двигателя

— линейная. Согласно

такому

виду характеристики

(рис. 24.7) момент двигателя

 

 

 

М д = £ © 0

—Аш = М 0

—Aw,

(25.22)

где k — крутизна

характеристики.

 

MQt до М

 

При

мгновенном изменении

момента

от

угловая

скорость ротора двигателя уменьшается, а момент последнего воз­ растает по кривой / или 2 (рис. 25.2), что зависит от величины мо­ мента инерции маховика. При снятии нагрузки угловая скорость ротора возрастает, а величина момента двигателя снижается по штриховой кривой.

Для наших предположений уравнение движения агрегата для времени после возрастания нагрузки может быть написано в форме

М д - MQl

= кщ - Ы - MQt

= у • % = J® % •

 

В этом уравнении переменные разделяются,

в результате имеем

 

*Р = і

Й

^

(25.23)

здесь J — искомый

момент инерции механизма

и маховика и А

=

= /гсо0 —М0 і .

 

 

 

 

 

Интегрируя выражение (25.23) в пределах q>lt т. е. от ю.2 до

аи

будем иметь

 

 

 

 

 

ф 1

= L[k ( Ш а _ щ ) +

Л In ^ g ] .

(25.24)

 

522


Если % =

m [n — предельное значение угловой скорости и

©о = cûmax угловая

скорость холостого хода при нагрузке М02,

то требуемый

момент

инерции маховика и механизма

Восстановление угловой

скорости до

величины

% = ©п

соответствующей практически

 

 

•»maxi

меньшему уровню нагрузки М02,

должно произойти в течение угла поворота <р2. Начальная угловая

скорость (о2 в момент приложения пиковой

нагрузки'

неизвестна,

однако она может быть определена

приближенно.

 

 

 

Действительно,

угловое

ускорение начального звена можно вы­

разить через

производную

момента двигателя:

 

 

 

 

 

 

dt

dt \

и

ш0

— со,, j

 

dt

 

 

 

Тогда уравнение движения для фазы нагружения можно предста­

вить в форме

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

M,-MQl

+ j

l * ^ . ^

= M,-MQl

+ T

^

= 0;

(25.26)

здесь T = J ю " Г"Сі)" — постоянная

времени.

 

 

 

 

Введем в уравнение (25.26)

безразмерное время х — ~ І[> разде­

лив переменные, получим

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-d%

=M^K'

 

 

 

\

(25-27)

а после

интегрирования и потенцирования

найдем

 

 

 

 

 

 

 

M, = MQl-(MQl-MQl)e-\

 

 

 

 

(25.28)

Быстрота приближения кривой момента к асимптотической пря­

мой — М

зависит целиком от постоянной времени Т. Так, множи­

тель е _ т равен соответственно 0,05 (5%) при т = - ^ - = 3,

0,018 (1,8%)

при т = 4, 0,01(1%) при т = 4,5.

 

 

 

 

 

 

Практически можно считать

момент двигателя

установившимся

при t =

(4 4,5) Т.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из выражения

(25.22) для момента

двигателя

найдем

угловую

скорость

вала

© = © 0 — ч т о

после

подстановки

значения Мл

дает

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

CO = © 0

_ I [ M Ç s - 4 - ( M Q I

- / W Q 2 ) ( I - е ~

т )

] .

(25.29)

При і

=

іх

угловая скорость ш =

©Ш ІП.

 

 

 

 

523


Интегрируя уравнение (25.29), получаем связь между ср, в функ­ ции которого задана нагрузка, и і:

кшп + Мп Т ( __±\

При / = tl

угол Ф =

фі,

поэтому

уравнение

(25.30)

позволяет

по заданному

ц>х определить

tlt

следовательно,

величину

момента

двигателя при сбросе нагрузки

и значение com in .

 

 

 

 

Уравнение

(25.30) можно

привести

к

виду

 

 

 

 

 

k<fi

Ы

о

+ м с ,

h

 

1 - е

 

 

(25.31)

T ( M Q - M Q S )

- (MQT-MQJ

'

Y

т

 

 

 

 

 

 

или

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

t

 

_ Л.

 

 

 

 

 

которое может быть решено графически. Для этого, считая

Т! = -^-

переменным, строится кривая

1 — е _ Т

і и прямая с угловым коэффи­

циентом Ь, проведенная

через точку на осп ординат,

удаленную от

начала 01 на расстоянии а1. Величину ах

и о, вычислить

нетрудно.

Точка пересечения экспоненты

1 и прямой 2 (рнс. 25.8) определяет

безразмерное Еремя т1 ( следовательно, и время /г по заданному углу фі, найденному моменту инерции J — Т/г и составляющим нагрузки.

Величина tx определяет к концу действия нагрузки MQt значе­ ния com i n и момента двигателя /ИД ] , являющегося начальным для последующей фазы.

Интегрируя' уравнение движения (25.27) для фазы работы ма­ шины после сброса нагрузки, найдем выражение для момента дви­ гателя

 

M,

=

MQl

+ (MQl-MQ2)t-\

 

(25.32)

Соответственно для угловой скорости начального

звена

со =

со0

-

Jk- [MQl

+

(MQi

-

MQt)

е~Ч

(25.33)

и угла поворота

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<Р=

°

k

Q'-t

+ T

(

M Q

- M

Q l )

t - \

(25.34)

При нормальной работе агрегата на заданном режиме и при наличии маховика с вычисленным выше моментом инерции к концу фазы ф 2 момент двигателя должен принять значение, мало отличаю-

Ып—М0

щееся от MGl, а угловая скорость — от c ö m a x = — ^ — . Для проверки нужно из уравнения (25.34) аналогично предыдущему по

524


заданному

ф = ф2

определить

Г)

.

т 2 = у - , а

по формулам (25.32)

 

 

и(25.33) найти значение Мд „ и со2) которые следует сравнить с MQ2

и« ш а х - При незначительном от­ клонении задачу можно считать решенной. Впрочем, если полу­

ченное значение т2 > 4 -f- 5, то такой проверки делать нет необ­

ходимости, потому что множи­

1—-т, —1

г

тель е _ т = в этом случае мал.

Рис. 25.8. Определение времени

конца

Для машин, в которых нагруз­

действия нагрузки

 

ка изменяется непрерывно или

 

 

переменная составляющая приведенного момента инерции значитель­ но отклоняется от среднего значения и ею пренебречь нельзя, опре­ делять момент инерции маховика описанным методом нельзя. Расчет в этом случае усложняется и его описание выходит за пределы курса.

§ 25.7. ВЛИЯНИЕ УПРУГОСТИ ЗВЕНА В ПРИВОДЕ НА СТЕПЕНЬ НЕРАВНОМЕРНОСТИ И ВЫБОР МЕСТА УСТАНОВКИ МАХОВИКА

Вреальных машинных установках определенная для заданных условий работы степень неравномерности хода может значительно отличаться от расчетной вследствие влияния упругости промежуточ­ ных звеньев.

Вкачестве последних могут быть передача гибкой связью (клиноременная, цепная), упругие муфты, большой длины упругие валы и другие звенья, в которых при переменных нагрузках возникают периодически изменяющиеся деформации. В результате на периоди­ ческое движение всего агрегата в целом как одного твердого тела (например, приведенной к какому-либо из валов массы) налагается колебательное движение, изменяющее степень неравномерности.

При выборе места установки маховика в машинных агрегатах, работающих в тяжелых динамических условиях, имеет не меньшее

 

 

 

 

 

 

значение защита деталей от пере­

 

 

 

 

 

 

грузок и разрушения/ Можно ука­

 

Узел

колебаний

 

 

зать на ряд случаев, когда выбор

 

Www* ^

 

\*\ч\\\

 

 

места

установки маховика

без до­

 

 

2

 

статочного

анализа явился

причи­

 

 

 

 

*

7

 

 

 

 

Ч

ной

появления больших динами­

 

'^ШІІІІІІІІІІІІ

 

 

ческих нагрузок в звеньях пере­

 

 

 

Рассмотрим систему

(рис. 25.9)

 

І

лей

 

1

даточных

механизмов.

 

 

и1тах

 

 

 

 

 

двигатель

1 — машина

2,

между

Рис. 25.9. Маховик

и машина как

 

которыми

включено упругое звено

 

колебательная

система

 

 

постоянной жесткости

с1 2 . Момент

525


двигателя Мх положим постоянным, а момент на выходном валу рабочей машины

Л/« = /Иа + M sin ср., я « Mi + M sin wcpt;

здесь cûcp — средняя угловая скорость.

Так как средние значения моментов двигателя и рабочей машины равны друг другу, то движение агрегата стационарное, со средней скоростью <вср. Допущение, что sin ф2 = sin «>ср /, вносит ошибку второго порядка малости, которой в нашем случае можно пренеб­ речь.

Если Jx и J2 — постоянные, то уравнение движения для каждой из масс можно записать в форме

Лфі + Ci- (ФІ -

Ф») =

Mr,

(25.35)

Jotpa - c12 х -

ф.>) =

M2.

(25.36)

Эти два уравнения можно свести к одному, если разделить пер­ вое на Jlt а второе на Л н разность их умножить на с1 2 . В результате получим

Л ' / 1 2 + 12

= с 1 2 ' Щ ^ ± ,

(25.37)

если обозначим через Мп =

с1 2 (cpj — cf..) — момент сил упругости

иß j 2 = С]о Jlj j — цикловую частоту колебаний системы.

Подставив значение

М2 — Мх

+ M sin c p /

и преобразуя,

найдем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

м\о + ß ? 2

M 1 2

=

ßioMi +

ß i s M т^гг;

s i n

«M-

(25.38)

Если

положим

Л-],, — Mx

— A sin

сос р /,

то

из

уравнения

(25.38)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(26'М)

 

 

Л

=

«

7

7

^ -

- Ѵ .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И .

 

 

 

т. е. амплитуда колебаний

момента сил упругости

зависит от соот­

ношения моментов инерции масс Jx

и / 2 .

 

 

 

Теперь нетрудно определить значение каждой из угловых ско­

ростей Й ! = ФІ и ш2

=

ср2

в первом

приближении. Из

уравнений

(25.35) и (25.36) движения масс после подстановки М12

и интегри­

рования

имеем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

m i = m » + M c p ( W t )

_ W ( c o s ^ - 1 ) ;

(25.40)

 

 

 

 

 

 

1

Ѣ

 

 

 

 

 

со^со.о + ^

^

. -

^

-

-

A(l-cosco^). (25.41)

5 2 6