Файл: Кожевников С.Н. Теория механизмов и машин учеб. пособие для студентов вузов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 366

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§ 26.4. КОЭФФИЦИЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ СКОРОСТИ

Зная функции f0 (z) и fp (г), можно найти угловую скорость © вала регулятора, при которой он для заданного положения муфты будет находиться в равновесии.

Пусть кривая 1 на рис. 26.6 изображает зависимость уравнове­ шивающей силы Q = f0 (z) в функции ординаты z, определяющей положение муфты. Если задаваться различными значениями zit при которых регулятор находится в равновесии, то можно отметить

ряд

точек

Аъ

А2,

А3,

А-, пересечения характеристик приведен­

ной силы инерции масс регулятора с характеристикой

восстанавли­

вающей силы Q.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С учетом выражения (26.2) можно записать

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Qi = Pi =

тА

(ùUi =

Mafzi,

 

 

 

 

 

 

 

 

Maîzi =

kQiji

= kQXi

tg ф£ = -^-

Zi Ig ср,-;

 

 

 

 

откуда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

tg ф«;

 

 

 

 

 

(26.7)

здесь М=тА

^г;

и k0

и kt

— соответственно масштабы сил и пере­

мещений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Имея характеристику уравновешивающих сил регулятора, можно

для различных значений z-, определить tg ф,-, а затем и

равновесную

угловую скорость вала регулятора по формуле (26.7).

 

 

 

 

Муфта

регулятора

имеет некоторый

ход h

при

изменении

z

от

2 т а х

до

Zmin,

соответствующих

минимальной

и

максималь­

ной угловым скоростям вала регулятора. При значениях

угловой

скорости

меньше

com jn и

больше

©max

регулятор

не

реаги­

 

 

 

 

 

 

рует на изменение угловой скорости.

 

 

 

 

 

 

 

Определяя

равновесную

угловую

 

 

 

 

 

 

скорость

по

формуле (26.7)

для

г,

 

 

 

 

 

 

изменяющегося в пределах хода h,

 

 

 

 

 

 

можно

построить

кривую

угловых

 

 

 

 

 

 

скоростей вала регулятора {рис. 26.7)

 

 

 

 

 

 

и, следовательно, найти пределы, в ко­

 

 

 

 

 

 

торых регулятор реагирует на измене­

 

 

 

 

 

 

ние угловой скорости вала машины.

 

 

 

 

 

 

 

Обозначим

через

© т

полусумму

 

~2тах

 

 

 

максимального

и

минимального зна­

 

 

 

 

чений угловой

скорости

регулятора,

Р и с

26.7. Определение коэффи­

тогда

 

 

 

 

 

 

 

 

циента нечувствительности

регу­

 

 

© т

=

-

 

min

 

 

 

 

лятора

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

538


Назовем коэффициентом регулирования скорости величину е, определяемую отношением

е==-

J min

(26.8)

 

Коэффициент регулирования скорости зависит от максимальной и минимальной нагрузок машины и при проектировании должен считаться заданным. Заданные коэффициенты е регулирования ско­ рости и кривая равновесной угловой скорости регулятора опреде­ ляют ход муфты /г.

Взависимости от вида кривой равновесной угловой скорости регулирующая способность регулятора будет разной. Поэтому пра­ вильный выбор типа регулятора, обладающего подходящей для заданных условий характеристикой, имеет чрезвычайно большое значение.

Вразличных регуляторах при одном и том же ходе муфты коэф­ фициент регулирования будет тем больший, чем круче кривая равновесной угловой скорости. Коэффициент регулирования обра­ щается в нуль, если кривая равновесной угловой скорости обра­ щается в прямую, параллельную оси абсцисс. При таком изменении равновесной угловой скорости при любом положении муфты вал ре­ гулятора имеет постоянную угловую скорость.

Регулятор, имеющий подобную характеристику, называется астатическим и для целей пропорционального регулирования не­ применим. Однако астатические регуляторы используются для непрямого регулирования.

§ 26.5. КОЭФФИЦИЕНТ НЕЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ РЕГУЛЯТОРА

При рассмотрении работы регулятора не принимались во внима­ ние сопротивления, возникающие в результате движения его звеньев. На самом же деле в процессе регулирования силами инерции грузов или уравновешивающей силой преодолеваются силы трения на элементах кинематических пар механизма собственно регулятора и силы трения, возникающие при движении звеньев регулирующего органа, например сервомотора. Параметры регулятора, очевидно, должны быть подобраны так, чтобы при заданном коэффициенте регулирования скорости изменение сил инерции масс было доста­ точным для преодоления сил сопротивления и установки муфты в по­ ложение, соответствующее режиму работы машины.

Обозначим через Ft приведенную к муфте силу трения в самом регуляторе и через F2 приведенную силу трения в регулирующем органе, которую называют также перестановочной силой. Полная приведенная сила F = Fx + F 2 всегда действует в сторону, проти­ воположную движению муфты регулятора, потому что каждая из приводимых сил трения производит отрицательную работу.

539



Движение муфты начнется лишь после того, как разность при­ веденных сил инерции и уравновешивающей силы станет равной приведенной к муфте силе трения при движении муфты в_верх

^fP(z)-fQ[z)=F

(26.9)

и при движении муфты вниз

 

fQ(z)-a>*fn(z)=F.

(26.9')

Значение угловой скорости вала регулятора при дзижении муфты вверх обозначим через со", а при движении вниз — через со'. Тогда из формул (26.9) соответственно получаем

и

• " ' - 4 $ г 1

 

<26-10>

 

 

 

 

M'!=W-

 

(26,0'>

Из выражений (26.10) видно, что, если вследствие изменения

нагрузки машины

угловая скорость вала

регулятора

заключается

в пределах со' <

со < ; со" (рис. 26.7), то

муфта будет

находиться

в покое и регулятор не будет реагировать на изменение скорости.

Нечувствительность регулятора

характеризуют

коэффициентом

нечувствительности г|, определяемым отношением

 

со" —со'

со"- —со'2

, п п , , .

Л = — s — = — и г - ,

(26.11)

где со — равновесная угловая скорость идеального регулятора, в ко­ тором F = 0, приближенно принимаемая равной

со = ^ ± ^ .

(26.12)

Коэффициент нечувствительности регулятора можно представить в виде двух слагаемых, зависящих в отдельности от трения в собст­ венно регуляторе и трения в регулирующем органе:

Используя выражение (26.13), можно по заданным коэффициенту нечувствительности ц и приведенной силе трения F определять уравновешивающую силу fQ (z) и массы шаров; г\ является функ­ цией положений муфты, поэтому при расчете необходимо опериро­ вать средними его значениями в заданной области регулирования.

Стремление снизить коэффициент нечувствительности приводит к необходимости уменьшать приведенную силу трения F, потому что увеличение инертных масс нежелательно по ряду соображений. Величина F в первую очередь зависит от перестановочной силы F2,

540


которая в регулирующем органе двигателей больших мощностей может быть очень велика. Применяя метод непрямого регулирова­ ния, при котором перестановочная сила регулирующего органа преодолевается сервомотором, получаем возможность во много раз уменьшить перестановочную силу, преодолеваемую муфтой регуля­ тора, и, следовательно, получить желаемые коэффициент нечувст­ вительности и величину массы регулятора. Однако следует отметить, что коэффициент нечувствительности регулятора должен быть больше коэффициента Ô неравномерности хода машины, потому что в противном случае появляются нежелательные колебания скорости вала машины, возбуждаемые неравномерным ходом начального звена.

§ 26.6. УСТОЙЧИВОСТЬ РЕГУЛЯТОРА

Регулятор, годный для целей регулирования, должен быть устой­ чивым, т. е. механизм регулятора, будучи выведенным из равнове­ сия для данного стационарного движения машины, должен вернуться в первоначальное положение. Если это условие не выполняется, то регулятор неустойчив и для регулирования хода машины не может быть использован.

Об устойчивости регулятора можно судить по характеристикам регулятора. На рис. 26.8 изображены графики изменения приведен­ ных силы инерции Р,- (взята с обратным знаком) и уравновешиваю­ щей силы Q. Точка А соответствует условию равновесия регулятора

при координате zA, определяющей

положение муфты, для которой

Q = — Р;. Если муфте сообщить

перемещение + Az (муфта опу­

скается), то Р; становится больше Q и муфта стремится перемещаться

Е в е р х

потому, что приведенная

сила инерции Р,- направлена вверх.

При

перемещении муфты вверх

на величину — Az она под дейст­

вием

силы Q, которая

в этом случае больше Р,-, будет стремиться

вниз, т. е. при любом

нарушении

равновесного положения муфты

при заданной,характеристике она стремится вернуться в начальное

положение.

Отсюда

можно

 

установить вид характеристик

 

статически

устойчивого регу­

 

лятора.

 

 

 

 

 

Признак

устойчивости ре­

 

гулятора

нетрудно

выразить

 

в аналитической форме.

 

Если

координате

z сооб­

 

щить

положительное

прира­

 

щение Az, то точкам

А и С

 

характеристики силы инерции

 

при

со — со^ будут

соответ­

 

ствовать

значения

параметра

Р и с 2 6 8 > У с т о П ч и в а я характеристика ре-

z и г + Az. Так как угловая

гулятора

541