Файл: Кожевников С.Н. Теория механизмов и машин учеб. пособие для студентов вузов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 361

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

механизмах, то только в том смы­

 

сле, что в этих механизмах в ка­

 

честве источника энергии, за счет

 

изменения

которой

сообщается

 

движение

звеньям

машины,

ис­

 

пользуются сжатый газ,

нагнетае­

 

мая жидкость,

электромагнитные

 

волны

и

т. п.; для

управления

 

движением

ведомых

звеньев

при­

 

меняются

специальные

аппараты:

 

ЗОЛОТНИКИ,

клапаны,

дроссели, ре-

Рис. 2.1. Механизм пружинного мо-

гуляторы скорости и др., что

при

лота

исследовании

динамических

про­

 

цессов

• в

машинах

необходимо

 

использовать законы гидродинамики сжимаемой и несжимаемой жидкости, законы электротехники и т. д. После принятого опре­ деления звена не следует считать жидкость, газ и т. п. звеньями

механизма,

а рассматривать их

как рабочее

тело

(энергоноси­

тель) или

как кинематическую

(жидкость)

или

динамическую

связь.

 

 

 

 

Рациональная классификация механизмов должна преследовать цель разделения их на группы, для которых можно было бы разра­ ботать общие методы структурного, кинематического и динамиче­ ского анализа. С этой целью целесообразно выделить в отдельные группы механизмы:

1) с одними твердыми и гибкими нерастяжимыми телами в ка­ честве звеньев, движение которых можно исследовать, используя законы теоретической механики;

2) с твердыми и упругими звеньями, движение которых можно

исследовать,

используя методы теории упругости,

т. е.

принимая

во внимание

влияние деформации упругих звеньев

на

закон дви­

жения ведомых звеньев;

3)гидравлические и пневматические, движение ведомых звеньев

вкоторых можно исследовать, используя законы гидродинамики сжимаемой и несжимаемой жидкости.

В теории машин и механизмов обычно рассматриваются меха­ низмы первой группы. Опубликованные классификации их преду­ сматривают разделение механизмов только по структурным призна­ кам, т. е. в зависимости от сочетания звеньев в группах и их соеди­ нения кинематическими парами. Формальное разделение механиз­ мов по структурным признакам не облегчает труда конструктора, перед которым стоят обычно конкретные задачи по выбору механизмов, выполняющих определенные функции в машине. В связи с этим, наряду с классификацией механизмов по струк­ турным признакам, облегчающей исследование механизмов, це­ лесообразно рассматривать еще и функциональную классифика­ цию их.

69



§ 2.2. СТРУКТУРНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ СТЕРЖНЕВЫХ МЕХАНИЗМОВ

Все многообразие механизмов со звеньями в виде твердых тел может быть охвачено единой классификацией, учитывающей все структурные особенности механизмов. Вместо традиционного деле­ ния механизмов на плоские и пространственные проф. В. В. Добро­ вольский [15] предлагает делить механизмы на пять родов в за­ висимости от числа общих связей, налагаемых на все звенья механизма. Например, плоский механизм можно рассматривать как систему, на каждое из звеньев которой наложены три общих для системы связи, выражающиеся в том, что звенья лишаются возможности вращаться вокруг двух осей и перемещаться посту­ пательно вдоль третьей оси, в результате чего звенья могут перемещаться параллельно одной плоскости. Для каждого из звеньев остается три степени свободы. Дополнительные связи от одной до двух могут быть наложены каждой из кинематиче­ ских пар.

Остающееся после наложения общих связей число степеней свободы m каждого из тел определяет номер рода механизма. Если механизмы обладают одной степенью свободы, то N — m—1; N = 1; m — N + I = 2; после наложения общих связей на все звенья механизма первого рода каждое из них обладает двумя степенями свободы. Звенья между собой могут образовывать только кинематические пары первого рода. К механизмам этого вида могут быть отнесены такие, в которых звенья соединяются поступатель­ ными парами, определяющими перемещения, параллельные одной плоскости, например механизм клинового пресса (рис. 2.2) К этому же роду должны быть отнесены винтовые механизмы с общей осью вращения.

Принимая, что каждое из звеньев механизма первого рода может иметь только две степени свободы, а каждая из кинематических пар может вносить только одну дополнительную связь, число степеней

Рис. 2.2. Механизмы с поступательными парами: в — клиновой пресс; б н 9 — замкнутая цепь

70

свободы механизма первого рода

 

А

оставляем без

изменения, если

 

 

присоединяются группы, удовле­

 

 

творяющие условию

 

 

 

Р =

2п,

 

 

где р — число

кинематических

 

S

 

пар;

 

 

В

п — число звеньев.

Рис. 2.3.

Кривошипно-ползунный ме­

Для

открытых нераспадаю­

ханизм

с диадой, имеющей только

щихся цепей в этом случае воз-

 

поступательные пары

можны

только

одноповодковые

 

 

группы, каждая из которых представляет собой одно звено, при­ соединяемое к двум другим звеньям при помощи поступательных

пар. Для

п ^ 3

могут существовать

замкнутые

цепи вида,

изобра­

женного

на рис.

2.2,

б (п — 3) или

на рис. 2.2, в (п = 4).-

На практике

этот

вид механизмов получил

применение

в виде

клинового пресса и всякого рода клиновых соединений. Примене­ ние их обусловлено особыми свойствами получаемого механизма, позволяющего создать большие давления приложением малой дви­ жущей силы, а также наличием так называемого самоторможения.

Проследим за тем, что получается в случае присоединения рассматриваемой группы к механизму с одной степенью свободы. На рис. 2.3 изображен кривошипно-ползунный механизм 1—4 с при­ соединенной к нему группой [диадой 5—6 5 6 )] с тремя поступа­ тельными парами. Формальный подсчет механизма по формуле

(1.4) дает W =

 

1, и этот результат совпадает с действительностью.

Однако звено OA начальным сделать нельзя, потому что после

присоединения

группы Дьа

кривошипно-ползунный механизм обра­

щается в неподвижную систему, т. е. группа Д

замыкает механизм

ОАВ,

лишая

его звенья

относительной подвижности. Действи­

тельно,

звенья

 

OA и AB

механизма должны

иметь отличные одна

от другой угловые скорости, в то время как Д 5 6

налагает условие,

чтобы

и ю2

были равны. Это условие в

заданном механизме

удовлетворяется

только в том случае, если

а>1

и <в2 равны нулю.

Что касается звеньев 5 и 6, то они имеют возможность перемещаться. Такой механизм, по В. В. Добровольскому, называется комбини­ рованным; в нем комбинируются группы Ассура для механизмов второго рода с группами первого рода.

В механизмах второго рода N = 2; m = 3. Сюда относятся прежде всего так называемые сферические механизмы, в которых звенья между собой соединены парами первого рода. Три пассив­

ных условия

связи

вносятся вследствие

пересечения всех осей

в одной точке,

что

было показано ранее

(рис. 1.19).

В сферическом механизме ни одно из звеньев не может совершать поступательного движения, поэтому его можно рассматривать так же, как систему, на все звенья которой наложены три общие связи.

71


Плоский шарнирный механизм можно рассматривать как част­ ный случай сферического, у которого осп шарниров пересекаются в бесконечно удаленной точке, поэтому его также следует отнести

кмеханизмам второго рода.

Впространственном механизме, звенья которого соединяются поступательными парами, исключена возможность вращения их, т. е. можно считать, что на звенья этого механизма наложено три общих условия связи, поэтому его также нужно отнести ко второму роду.

Примером механизма третьего рода (N = 3; m — 4) может слу­ жить пятизвенный механизм с пятью винтовыми парами произволь­ ного шага, с несовпадающими, но параллельными осями (рис. 2.4). Если взять такую открытую кинематическую цепь, то для фиксации осп последней винтовой пары достаточно задать положение только одной ее точки, т. е. три условия связи. Из четырех степеней сво­ боды, которыми обладает открытая кинематическая цепь, три уни­ чтожаются при фиксации оси последней винтовой пары.

В механизмах четвертого рода (N = 4; m — 5) происходит выпа­ дение одного условия связи (одно пассивное условие) при замыка­ нии простой открытой кинематической цепи.

На рис. 1.21 показано образование механизма такого рода. К этому же роду относится показанная на рис. 2.5 так называемая угольниковая передача, в которой выпадение одного условия связи происходит вследствие расположения осей простых шарниров па­ раллельно плоскости расположения осей цилиндрических пар уголь­ ника.

К механизмам пятого рода (N = 5; m — 6) принадлежат про­ странственные механизмы без пассивных связей.

Классификация В. В. Добровольского не лишена недостатков. Основным из них является то, что к механизмам какого-либо рода

Рис. 2.4. Винтовой

пятизвенный

меха­

низм

Рис. 2.5. Угольниковая передача

72

можно отнести только однородные простые контуры звеньев. Более сложные комбинации групп звеньев иногда трудно отнести к ка­ кому-либо роду вообще. В связи с этим более полезным является разделение по классам структурных групп, из которых может быть составлен механизм.

§ 2.3. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ МЕХАНИЗМОВ

Классификация механизмов по структурным признакам не всегда может удовлетворить конструкторов, проектирующих конкретные механизмы. Действительно, отнесение того или иного механизма к определенному классу, порядку, семейству, виду, группе и т. д. еще не определяет тех кинематических возможностей, которые необходимо учитывать конструкторам и по которым должен быть выбран тип механизма.

Механизмы в машинах выполняют различные функции, по­ этому целесообразно структурную классификацию дополнить еще функциональной классификацией. Последняя не имеет столь стро­ гого обоснования, как структурная классификация, однако, не­ смотря на свое несовершенство, может оказаться весьма полезной, тем более, что многие механизмы с точки зрения структурной клас­ сификации не могут быть полностью охарактеризованы.

По функциональным признакам следует различать механизмы: 1) для сообщения ведомому звену вращения с постоянной угло­ вой скоростью (зубчатые передачи с круглыми цилиндрическими, коническими, винтовыми и другими колесами; фрикционные пере­ дачи цилиндрическими и коническими катками; ременные, канат­ ные и цепные передачи; червячные передачи; шариковая передача

идр.);

2)для сообщения ведомому звену вращения с эпизодически сту­ пенчато изменяющейся угловой скоростью (коробки скоростей из

зубчатых колес, ступенчатая ременная и цепная передачи и др.);

3)для сообщения ведомому звену вращения с переменной угло­ вой скоростью — реверсивные и нереверсивные (передачи некруг­ лыми зубчатыми колесами, передачи некруглыми шкивами, кулач­ ковые механизмы с качающимся коромыслом, двухкривошипные четырехзвенные механизмы, механизм с вращающейся кулисой, рычажно-зубчатые, кулачково-зубчатые и др.);

4)для бесступенчатого изменения скорости ведомого звена (гидравлические и фрикционные передачи, передачи гибкой связью, жесткие бесступенчатые передачи и др.);

5)для сообщения возвратно-поступательного движения с по­ стоянной скоростью (зубчатое колесо и червяк или рейка, гидрав­ лические передачи и др.). Кроме этого, возможно применение стержневых механизмов со специально подобранными размерами звеньев, осуществляющих приближенно движение с постоянной

скоростью на некотором участке;

73


6) для сообщения ведомому звену движения с увеличенной сред­ ней скоростью обратного хода (шарнирные, кулисные и др.);

7)с регулируемым ходом ведомого звена;

8)направляющие точные и приближенные;

9)для движения с остановками (храповые и анкерные, мальтий­ ские и звездчатые механизмы, неполные зубчатые колеса, стержне­ вые механизмы Чебышева, механизмы автологов, кулачковые ме­ ханизмы и др.);

10)реверсивные, позволяющие периодически или по желанию изменять направление вращения или поступательного движения ведомого звена (ременные и гидравлические передачи, зубчатые и цевочные передачи, фрикционные передачи и др.);

11)компенсирующие и уравнительные;

12)предохранительные;

13)суммирующие и дифференциалы;

14)для выполнения различных математических операций;

15)регуляторов и модераторов;

16)с автоматическим регулированием скорости ведомого звена при изменении нагрузки;

17)управления.

Приведенное разделение механизмов по функциональным при­ знакам далеко не полное и может быть продолжено 1 .

1 В книге «Механизмы», М., «Машиностроение», 1965, под редакцией автора, согласно этоіі функциональной классификации подобрано свыше 2500 меха­ низмов.

Глава

Ч Е Т Ы Р Е Х З В Е Н Н Ы Е

третья

П Л О С К И Е М Е Х А Н И З М Ы

§3.1. УШИРЕНИЕ ЦАПФ. ЗАМЕНА ШАРНИРОВ ПОСТУПАТЕЛЬНЫМИ ПАРАМИ. ПОСТАНОВКА КИНЕМАТИЧЕСКОЙ ЦЕПИ НА РАЗЛИЧНЫЕ ЗВЕНЬЯ

На практике очень часто приходится иметь дело с механизмами, обладающими одинаковыми кинематическими свойствами, но отли­ чающимися конструктивно. При изучении теории механизмов, как уже было указано, от конструктивных форм нужно отвлекаться, принимая во внимание только особенности кинематических элемен­ тов, определяющих относительное движение. Это дает возможность, на первый взгляд, различные механизмы исследовать одними и теми же методами, потому что с точки зрения характера отно­ сительного движения звеньев механизмы оказываются одинако­ выми.

Рассмотрим четырехшарнирную кинематическую цепь (рис. 3.1, а), которая характеризуется тем, что любая точка звена b при движении относительно звена а перемещается по окружности с центром в точке В. Сказанное относится и ко всем точкам осталь­ ных звеньев. Совершенно естественно, что на характер относитель­

ного движения не влияют размеры элементов кинематических

пар,

в данном случае цилиндрических поверхностей, образующих

вра­

щательную пару. Так, например, для цепи на рис. 3.1,6 радиус цилиндрической поверхности с центром D на звене d сделан больше, чем для цепи на рис. 3.1, а. Полый цилиндр на звене с сделан соот­ ветствующих размеров. Сохраняя характер движения точки С относительно звена d, при достаточно больших размерах цилиндра на звене с, можно вместо кольца на звене с взять только часть его, как это показано на рис. 3.1, s, а для сохранения двусторонней связи ограничить движение второй концентричной цилиндрической поверхностью.

Часть кольца звена с носит название ползушки или камня, а звено d с криволинейным пазом, по которому скользит ползушка, — кулисы (если звено d подвижно) или направляющих (если звено d неподвижно).