Файл: Кожевников С.Н. Теория механизмов и машин учеб. пособие для студентов вузов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 365
Скачиваний: 3
ß |
с |
|
Если сложить попарно |
|||
|
|
неравенства |
(3.11), |
(3.12) |
||
|
|
и (3.13), то после упроще |
||||
|
|
ний |
найдем |
|
|
|
|
|
|
|
а<.Ь; |
а<Сс; |
|
|
|
|
|
a<d, |
(3.14) |
|
|
|
т. е. кривошип кривошип- |
||||
|
|
но-коромыслового механиз |
||||
Рис. 3.7. Шарнирный |
параллелограмм |
ма |
|
является |
наименьшим |
|
из |
звеньев. |
|
выте |
|||
|
|
|
Из изложенного |
|||
|
|
кает |
формулировка |
усло |
вий существования кривошипа кривошипно-коромыслового меха
низма: |
звено а |
может быть |
кривошипом, |
если оно наименьшее из |
|
звеньев |
и если |
сумма |
длин |
наибольшего |
и наименьшего из звеньев |
меньше |
суммы |
двух |
других. |
|
|
У рассматриваемого четырехшарнирного механизма звено с, расположенное против звена а, будет односторонним коромыслом, если удовлетворяются неравенства (3.11) и (3.12). При обращении одного из неравенств в равенство звено с становится двусторонним коромыслом, т. е. при совпадении звеньев оно может перейти на другую сторону стойки. При обращении неравенств (3.12) и (3.13) в равенства получим двухкривошипный механизм, потому что звено с так же, как и звено а, удовлетворяет условиям существования
кривошипа |
и, следовательно, может занимать любые положения |
в пределах |
угла 2л. |
Такой механизм, у которого а = с и b — à, известен под назва нием шарнирного параллелограмма и применяется для соединения колес паровозов (рис. 3.7). При движении в одну сторону угловые скорости звеньев а я с одинаковы.
Если звенья а и с вращаются в противоположные стороны при условии а = с и b — d, то механизм называется антипараллело граммом (на рис. 3.7 показан штриховой линией).
Углы ф и ß могут принимать любые значения от нуля до 2я, если удовлетворяются неравенства (3.11) и (3.12), поэтому криво- шипно-коромысловый четырехшарнирный механизм, у которого меньшее звено сделано стойкой, обращается в двухкривошипный (рис. 3.4, г).
У Г Л Ы ô и е механизма (рис. 3.4, а) нег могут принимать любых значений в пределах от нуля до 2я, вследствие этого полученный механизм после обращения звена с в стойку становится двухкоромысловым (рис. 3.4, б).
Глава |
К И Н Е М А Т И Ч Е С К О Е |
И С С Л Е Д О В А Н И Е |
четвертая |
П Л О С К И Х М Е Х А Н И З М О В |
|
|
Г Р А Ф И Ч Е С К И М И М Е Т О Д А М И |
|
§ 4.1. ЦЕЛИ |
И ЗАДАЧИ КИНЕМАТИЧЕСКОГО |
ИССЛЕДОВАНИЯ |
Выше было показано, что всякий механизм можно разложить на группы звеньев, каждая из которых, будучи присоединена при помощи кинематических пар к неподвижному звену, обращается в статически определимую систему. Такое разделение механизма дает возможность развить методы кинематического и динамического исследований в применении не к механизму в целом, а к отдельным частям его. Это представляет собой большое удобство, потому что позволяет обобщить методы исследования механизмов и вместе с этим сократить количество разновидностей механизмов, подлежа щих рассмотрению.
Класс и порядок групп, на которые может быть разложен меха низм, определяет метод их кинематического исследования. Однако следует заметить, что в практике применяется довольно большое число механизмов, в которых задается относительное движение звеньев, т. е. начальное звено не связано со стойкой. Такого рода механизмы не укладываются в классификацию Ассура, потому что не представляется возможным выделить из механизма статически определимые группы. Это приводит к необходимости несколько видоизменить метод кинематического исследования.
Под кинематическим исследованием механизма понимают обычно аналитический или графический процесс расчета, в результате которого определяются положения каждого из звеньев механизма, перемещения точек звеньев или углы их поворота, линейные ско рости и ускорения точек и угловые скорости и ускорения звеньев по заданному закону движения начального (начальных) звена.
Координаты, скорости и ускорения точек звеньев вычисляют обычно в пределах цикла работы механизма для ряда положений, что дает возможность построить траектории точек механизма и годографы скоростей и ускорений, а также графики перемещений, скоростей и ускорений, позволяющих произвести оценку работы
81
механизма. Знание каждого нз перечисленных кинематических элементов необходимо для практического использования при кон струировании машин. Например, траектории некоторых точек механизма нужны для определения хода звеньев, установления очертания картеров и корпусов машин, а также для выяснения возможности свободного перемещения звеньев в любом из его поло жений и исключения столкновений с другими звеньями механизма и т. д.
Необходимость вычисления сил инерции требует знания закона изменения ускорения, по которому может быть найдено наибольшее его значение. Таким образом, кинематический анализ механизмов должен производиться при расчете и конструировании машин либо для оценки качества работы механизмов, либо с целью получения необходимых данных (ускорения) для силовых расчетов. Кинема тический анализ, кроме того, является большим подспорьем при синтезе механизмов.
§ 4.2. РАЗНОВИДНОСТИ ДВУХПОВОДКОВЫХ ГРУПП И ПОСТРОЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ И ТРАЕКТОРИЙ ТОЧЕК ЗВЕНЬЕВ
Наиболее простая группа по классификации |
Ассура |
может |
||
иметь тот или иной вид в зависимости от |
количества |
входящих |
||
в нее вращательных и поступательных пар |
(рис. |
4.1). |
Предпола |
|
гается, что во всех случаях звенья / и 2 |
двухповодковых |
групп |
||
присоединяются к звеньям g и s механизма, |
закон движения |
кото |
||
рых задан. |
|
|
|
|
Двухповодковая группа, будучи присоединена к механизму, приобретает подвижность, в результате чего происходит изменение относительного расположения звеньев. Перемещение звеньев будет однозначным и вполне определенным, за исключением некоторых особых положений механизма.
Определение положенийзвеньев группы может быть осуществ лено на основе простых геометрических соображений:
1. Если звено А В двухшарнирное, то центр В второго шарнира располагается на окружности радиуса AB с центром в А.
2.Если звено образует с двумя другими звеньями вращательную
ипоступательную пару, то центр шарнира располагается на пря мой, параллельной средней линии направляющей.
Пусть двухповодковая группа с тремя шарнирами из положения
Аъ Вх и Сг |
переходит в новое |
|
положение, заданное |
точками А2 |
|||
и С2. Очевидно, точка В2 лежит |
|
в точке пересечения |
окружностей |
||||
радиусов AB |
и СВ, |
описанных |
из Л 2 и С3 |
(рис. 4.1, а). Из двух |
|||
точек пересечения |
окружностей |
должна |
быть |
выбрана точка, |
|||
соответствующая первоначальной |
сборке звеньев |
группы. |
На рис. 4.1, б показано построение положений звеньев двухповодковой группы с одной внешней поступательной парой по задан ным положениям Л а центра шарнира А и 52 — средней линии
82
направляющей на звене s. Положение В2 точки В определяется как
точка пересечения окружности радиуса AB |
с центром в Аг |
и прямой |
S'2, параллельной 52 , расстояние между которыми всегда |
равно /г2. |
|
В случае внутренней поступательной |
пары (в двухповодковой |
группе, рис. 4.1, б) средняя линия направляющей 1 от центров Л и С шарниров отстоит на расстояниях Іц и h2. Поэтому при построении положений звеньев группы достаточно из заданных Аг и С2 , как из центров радиусами hx и А2> описать окружности и провести общую касательную к ним, которая и определит искомое положение на правляющей 1. Из всех возможных положений касательной следует выбрать то, которое соответствует первоначальной сборке.
Рис. 4.1. Построение положений звеньев диад различных модификаций
63
Р и с 4.2. Разметка планов четырехшаринриого механизма |
|
||||
При наличии в группе одного внешнего шарнира |
и двух |
посту |
|||
пательных |
пар (рис. 4.1, г) |
для нахождения |
положения |
звеньев |
|
достаточно |
через произвольно выбранную точку на направляющей |
||||
S в положении S2 провести прямую 1\ под углом ß, величина кото |
|||||
рого не зависит от положения механизма. |
Далее, |
параллельно |
|||
прямой |
необходимо провести через точку А2 |
прямую / 2 , которая |
|||
определит |
действительное |
положение направляющей звена /. |
Положение звена 2 построить после этого нетрудно.
Если направляющая / не проходит через центр А шарнира, то при построении ее нового положения из точки А проводят окруж ность радиусом, равным смещению hlt и к ней касательную, параллельную прямой 1[. Построенная касательная дает действи тельное положение направляющей 1.
В |
двухповодковой группе с одним внутренним |
шарниром |
||
(рис. |
4.1, д), |
смещенным относительно направляющих |
q |
и s на |
величины hx |
и h2, положение центра В находится как точка |
пересе |
чения прямых, параллельных направляющим и смещенных относи тельно последних соответственно на hx и Л2. Из четырех возможных точек пересечения прямых нужно выбрать ту, которая соответствует первоначальной сборке механизма.
Вкачестве примера построения положений звеньев двух
поводковой группы рассмотрим четырехшарнирный механизм (рис. 4.2). Кривошип OA вращается с постоянной угловой ско ростью, поэтому положение точки А известно для любого момента времени.
«4
При кинематическом исследовании механизмов чаще всего рассматривают положения точки А через определенные углы пово рота кривошипа, пропорциональные соответствующим промежуткам времени. Это .дает возможность рассматривать только геометрию движения независимо от времени.
Шатун AB и коромысло 03В образуют двухповодковую группу с тремя шарнирами; поэтому здесь можно применить указанный выше метод определения положений звеньев. Для построения положений шатуна AB и коромысла ОяВ разделим окружность для
точки А на несколько равных частей, например 12. После этого |
|||
проведем траекторию |
точки В, т. е. |
окружность |
радиуса 03В |
с центром в точке 03. |
Последовательно, |
из точек Л 1 2 , |
Ау, А.ъ и т. д. |
отрезком, равным длине шатуна AB, сделаем засечки на траектории |
центра шарнира В, в результате чего получим последовательные
положения |
12, |
1, 2 |
и т. д. точки В, |
соответствующие |
заданным |
||
положениям |
точки |
А. |
Соединив |
одновременные |
положения |
||
точек А |
и |
В, |
найдем |
соответствующие положения шатуна, |
а соединив положения точки В с 03 , получим положения коро мысла.
Если на одном из звеньев задана какая-либо точка, например на шатуне точка С, то ее положения легко определяются на найден ных положениях звена простыми геометрическими построениями. Если соединить последовательно найденные положения точки С, то получим ее траекторию. На рис. 4.2 приведено построение траек
тории промежуточной точки С шатуна |
AB. |
|
|
|
|||
|
Пример 1.4. |
Определить перемещение бокового поршня в цилиндре |
ротатив- |
||||
ного |
авиационного двигателя, |
если блок цилиндров повернулся |
на |
угол |
ср |
||
(рис. |
4.3). |
|
|
|
|
|
bad |
Р е ш е н и е . |
Прежде всего |
поворачиваем |
на заданный угол ф |
оси |
главного и бокового цилиндров, жестко связанные между собой. Главный шатун 2 вращается вокруг неподвижной точки А, поэтому положение В центра пальца главного поршня 3 определится как точка пересечения положения Ьх оси главного
цилиндра с дугой радиуса AB |
— дли- |
^ |
||||||
ны главного шатуна. На отрезке АВі |
1 |
|||||||
построим |
треугольник ABiClt |
|
равный |
|
||||
треугольнику АВаСй; |
вершина |
С1 |
|
|||||
эюго треугольника |
определяет |
поло |
|
|||||
жение точки прицепа бокового ша |
|
|||||||
туна. Наконец, если из Сх на напра |
|
|||||||
влении di оси бокового цилиндра |
|
|||||||
сделать засечку дугой радиуса CD, |
|
|||||||
равного |
длине |
прицепного |
шатуна, |
|
||||
то найденная точка |
Di определяет |
|
||||||
положение |
центра |
пальца |
бокового |
|
||||
шатуна. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Перемещение |
бокового |
поршня |
в |
|
||||
цилиндре за время поворота блока ци |
|
|||||||
линдра на |
угол |
<р, |
очевидно, |
равно |
|
|||
разности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 4.3. Механизм ротативного дви |
|
SD~lEDt~ |
|
lEDf |
|
|
|
гателя |
85-
§4.3. МАСШТАБНЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ ПЛАНА МЕХАНИЗМА. ПОСТРОЕНИЕ КИНЕМАТИЧЕСКИХ ДИАГРАММ
При конструировании машин, как это уже указывалось выше, очень часто необходимо производить анализ работы механизмов с целью выбора наиболее удовлетворяющих заданным по техноло
гическим |
соображениям |
условиям |
работы машины. |
Кроме того, |
в машину |
очень часто |
включается |
ряд механизмов, |
каждый из |
которых выполняет вполне определенные функции или операции
технологического процесса. |
Естественно, |
что работа механизмов |
в этом случае должна быть |
согласована, |
т. е. каждый из меха |
низмов должен начать выполнение операций в точно назначенный срок. Начальные звенья каждого из механизмов должны быть укреплены на ведущем валу пли связаны через промежуточные механизмы с ведущим валом так, чтобы воспроизводилась заданная последовательность операций. Оба указанных условия легко удов летворяются, если в распоряжении конструктора имеется диа
грамма перемещений |
рабочего звена механизма и для второго слу |
чая — дополнительно |
задана цикловая диаграмма, на которой |
в градусах угла поворота кривошипа указаны длительность каждой операции и их последовательность.
Схематическое изображение механизма в каком-либо положении, на чертеже носит название плана механизма. Если действительные
размеры звеньев механизма при вычислениях принимаются |
в мет |
||
рах (м), то на чертеже они изображаются |
соответствующими |
отрез |
|
ками, измеряемыми в миллиметрах (мм). |
|
|
|
Допустим, что размер ІАВ m звена механизма на чертеже |
изобра |
||
жается отрезком AB мм, тогда |
|
|
|
Ілв — h AB, |
|
|
|
где ki — масштабный коэффициент |
плана |
механизма. |
|
Используя заданное значение |
масштабного коэффициента ku |
нетрудно определить натуральную величину отрезков с помощью плана механизма.
Рекомендуемые значения kx:
0,001 (1:1) |
0,002 (1 •2) |
|
0,005 (1 |
5) |
|
||||
0,01 |
(1 : 10) |
0,02 |
(1 |
20) |
|
0,05 |
(1 |
50) |
|
од |
(1 : 100) |
0,2 |
(1 |
200) |
|
0,5 |
(1 |
500) |
|
1 |
(1:1 000) |
2 |
(1 • 2 000) |
5 |
(1 |
5 000) |
|||
10 |
(1 : 10 000) |
20 (1 |
20 |
000) |
50 |
(1 |
50 |
000) |
|
100 |
(1 : 100 000) |
200 |
(1 |
200 |
000) |
500 |
(1 |
500 |
000) |
В скобках для сравнения приведен чертежный масштаб, полу чаемый при измерении натуральных размеров в миллиметрах. Рассмотрим построение диаграммы перемещений на частных при мерах.
8Ѳ