Файл: Кожевников С.Н. Теория механизмов и машин учеб. пособие для студентов вузов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 365

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ß

с

 

Если сложить попарно

 

 

неравенства

(3.11),

(3.12)

 

 

и (3.13), то после упроще­

 

 

ний

найдем

 

 

 

 

 

 

а<.Ь;

а<Сс;

 

 

 

 

 

a<d,

(3.14)

 

 

т. е. кривошип кривошип-

 

 

но-коромыслового механиз­

Рис. 3.7. Шарнирный

параллелограмм

ма

 

является

наименьшим

из

звеньев.

 

выте­

 

 

 

Из изложенного

 

 

кает

формулировка

усло­

вий существования кривошипа кривошипно-коромыслового меха­

низма:

звено а

может быть

кривошипом,

если оно наименьшее из

звеньев

и если

сумма

длин

наибольшего

и наименьшего из звеньев

меньше

суммы

двух

других.

 

 

У рассматриваемого четырехшарнирного механизма звено с, расположенное против звена а, будет односторонним коромыслом, если удовлетворяются неравенства (3.11) и (3.12). При обращении одного из неравенств в равенство звено с становится двусторонним коромыслом, т. е. при совпадении звеньев оно может перейти на другую сторону стойки. При обращении неравенств (3.12) и (3.13) в равенства получим двухкривошипный механизм, потому что звено с так же, как и звено а, удовлетворяет условиям существования

кривошипа

и, следовательно, может занимать любые положения

в пределах

угла 2л.

Такой механизм, у которого а = с и b — à, известен под назва­ нием шарнирного параллелограмма и применяется для соединения колес паровозов (рис. 3.7). При движении в одну сторону угловые скорости звеньев а я с одинаковы.

Если звенья а и с вращаются в противоположные стороны при условии а = с и b — d, то механизм называется антипараллело­ граммом (на рис. 3.7 показан штриховой линией).

Углы ф и ß могут принимать любые значения от нуля до 2я, если удовлетворяются неравенства (3.11) и (3.12), поэтому криво- шипно-коромысловый четырехшарнирный механизм, у которого меньшее звено сделано стойкой, обращается в двухкривошипный (рис. 3.4, г).

У Г Л Ы ô и е механизма (рис. 3.4, а) нег могут принимать любых значений в пределах от нуля до 2я, вследствие этого полученный механизм после обращения звена с в стойку становится двухкоромысловым (рис. 3.4, б).


Глава

К И Н Е М А Т И Ч Е С К О Е

И С С Л Е Д О В А Н И Е

четвертая

П Л О С К И Х М Е Х А Н И З М О В

 

Г Р А Ф И Ч Е С К И М И М Е Т О Д А М И

§ 4.1. ЦЕЛИ

И ЗАДАЧИ КИНЕМАТИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ

Выше было показано, что всякий механизм можно разложить на группы звеньев, каждая из которых, будучи присоединена при помощи кинематических пар к неподвижному звену, обращается в статически определимую систему. Такое разделение механизма дает возможность развить методы кинематического и динамического исследований в применении не к механизму в целом, а к отдельным частям его. Это представляет собой большое удобство, потому что позволяет обобщить методы исследования механизмов и вместе с этим сократить количество разновидностей механизмов, подлежа­ щих рассмотрению.

Класс и порядок групп, на которые может быть разложен меха­ низм, определяет метод их кинематического исследования. Однако следует заметить, что в практике применяется довольно большое число механизмов, в которых задается относительное движение звеньев, т. е. начальное звено не связано со стойкой. Такого рода механизмы не укладываются в классификацию Ассура, потому что не представляется возможным выделить из механизма статически определимые группы. Это приводит к необходимости несколько видоизменить метод кинематического исследования.

Под кинематическим исследованием механизма понимают обычно аналитический или графический процесс расчета, в результате которого определяются положения каждого из звеньев механизма, перемещения точек звеньев или углы их поворота, линейные ско­ рости и ускорения точек и угловые скорости и ускорения звеньев по заданному закону движения начального (начальных) звена.

Координаты, скорости и ускорения точек звеньев вычисляют обычно в пределах цикла работы механизма для ряда положений, что дает возможность построить траектории точек механизма и годографы скоростей и ускорений, а также графики перемещений, скоростей и ускорений, позволяющих произвести оценку работы

81

механизма. Знание каждого нз перечисленных кинематических элементов необходимо для практического использования при кон­ струировании машин. Например, траектории некоторых точек механизма нужны для определения хода звеньев, установления очертания картеров и корпусов машин, а также для выяснения возможности свободного перемещения звеньев в любом из его поло­ жений и исключения столкновений с другими звеньями механизма и т. д.

Необходимость вычисления сил инерции требует знания закона изменения ускорения, по которому может быть найдено наибольшее его значение. Таким образом, кинематический анализ механизмов должен производиться при расчете и конструировании машин либо для оценки качества работы механизмов, либо с целью получения необходимых данных (ускорения) для силовых расчетов. Кинема­ тический анализ, кроме того, является большим подспорьем при синтезе механизмов.

§ 4.2. РАЗНОВИДНОСТИ ДВУХПОВОДКОВЫХ ГРУПП И ПОСТРОЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ И ТРАЕКТОРИЙ ТОЧЕК ЗВЕНЬЕВ

Наиболее простая группа по классификации

Ассура

может

иметь тот или иной вид в зависимости от

количества

входящих

в нее вращательных и поступательных пар

(рис.

4.1).

Предпола­

гается, что во всех случаях звенья / и 2

двухповодковых

групп

присоединяются к звеньям g и s механизма,

закон движения

кото­

рых задан.

 

 

 

 

Двухповодковая группа, будучи присоединена к механизму, приобретает подвижность, в результате чего происходит изменение относительного расположения звеньев. Перемещение звеньев будет однозначным и вполне определенным, за исключением некоторых особых положений механизма.

Определение положенийзвеньев группы может быть осуществ­ лено на основе простых геометрических соображений:

1. Если звено А В двухшарнирное, то центр В второго шарнира располагается на окружности радиуса AB с центром в А.

2.Если звено образует с двумя другими звеньями вращательную

ипоступательную пару, то центр шарнира располагается на пря­ мой, параллельной средней линии направляющей.

Пусть двухповодковая группа с тремя шарнирами из положения

Аъ Вх и Сг

переходит в новое

 

положение, заданное

точками А2

и С2. Очевидно, точка В2 лежит

 

в точке пересечения

окружностей

радиусов AB

и СВ,

описанных

из Л 2 и С3

(рис. 4.1, а). Из двух

точек пересечения

окружностей

должна

быть

выбрана точка,

соответствующая первоначальной

сборке звеньев

группы.

На рис. 4.1, б показано построение положений звеньев двухповодковой группы с одной внешней поступательной парой по задан­ ным положениям Л а центра шарнира А и 52 — средней линии

82


направляющей на звене s. Положение В2 точки В определяется как

точка пересечения окружности радиуса AB

с центром в Аг

и прямой

S'2, параллельной 52 , расстояние между которыми всегда

равно /г2.

В случае внутренней поступательной

пары (в двухповодковой

группе, рис. 4.1, б) средняя линия направляющей 1 от центров Л и С шарниров отстоит на расстояниях Іц и h2. Поэтому при построении положений звеньев группы достаточно из заданных Аг и С2 , как из центров радиусами hx и А2> описать окружности и провести общую касательную к ним, которая и определит искомое положение на­ правляющей 1. Из всех возможных положений касательной следует выбрать то, которое соответствует первоначальной сборке.

Рис. 4.1. Построение положений звеньев диад различных модификаций

63

Р и с 4.2. Разметка планов четырехшаринриого механизма

 

При наличии в группе одного внешнего шарнира

и двух

посту­

пательных

пар (рис. 4.1, г)

для нахождения

положения

звеньев

достаточно

через произвольно выбранную точку на направляющей

S в положении S2 провести прямую 1\ под углом ß, величина кото­

рого не зависит от положения механизма.

Далее,

параллельно

прямой

необходимо провести через точку А2

прямую / 2 , которая

определит

действительное

положение направляющей звена /.

Положение звена 2 построить после этого нетрудно.

Если направляющая / не проходит через центр А шарнира, то при построении ее нового положения из точки А проводят окруж­ ность радиусом, равным смещению hlt и к ней касательную, параллельную прямой 1[. Построенная касательная дает действи­ тельное положение направляющей 1.

В

двухповодковой группе с одним внутренним

шарниром

(рис.

4.1, д),

смещенным относительно направляющих

q

и s на

величины hx

и h2, положение центра В находится как точка

пересе­

чения прямых, параллельных направляющим и смещенных относи­ тельно последних соответственно на hx и Л2. Из четырех возможных точек пересечения прямых нужно выбрать ту, которая соответствует первоначальной сборке механизма.

Вкачестве примера построения положений звеньев двух­

поводковой группы рассмотрим четырехшарнирный механизм (рис. 4.2). Кривошип OA вращается с постоянной угловой ско­ ростью, поэтому положение точки А известно для любого момента времени.

«4


При кинематическом исследовании механизмов чаще всего рассматривают положения точки А через определенные углы пово­ рота кривошипа, пропорциональные соответствующим промежуткам времени. Это .дает возможность рассматривать только геометрию движения независимо от времени.

Шатун AB и коромысло 03В образуют двухповодковую группу с тремя шарнирами; поэтому здесь можно применить указанный выше метод определения положений звеньев. Для построения положений шатуна AB и коромысла ОяВ разделим окружность для

точки А на несколько равных частей, например 12. После этого

проведем траекторию

точки В, т. е.

окружность

радиуса 03В

с центром в точке 03.

Последовательно,

из точек Л 1 2 ,

Ау, А.ъ и т. д.

отрезком, равным длине шатуна AB, сделаем засечки на траектории

центра шарнира В, в результате чего получим последовательные

положения

12,

1, 2

и т. д. точки В,

соответствующие

заданным

положениям

точки

А.

Соединив

одновременные

положения

точек А

и

В,

найдем

соответствующие положения шатуна,

а соединив положения точки В с 03 , получим положения коро­ мысла.

Если на одном из звеньев задана какая-либо точка, например на шатуне точка С, то ее положения легко определяются на найден­ ных положениях звена простыми геометрическими построениями. Если соединить последовательно найденные положения точки С, то получим ее траекторию. На рис. 4.2 приведено построение траек­

тории промежуточной точки С шатуна

AB.

 

 

 

 

Пример 1.4.

Определить перемещение бокового поршня в цилиндре

ротатив-

ного

авиационного двигателя,

если блок цилиндров повернулся

на

угол

ср

(рис.

4.3).

 

 

 

 

 

bad

Р е ш е н и е .

Прежде всего

поворачиваем

на заданный угол ф

оси

главного и бокового цилиндров, жестко связанные между собой. Главный шатун 2 вращается вокруг неподвижной точки А, поэтому положение В центра пальца главного поршня 3 определится как точка пересечения положения Ьх оси главного

цилиндра с дугой радиуса AB

— дли-

^

ны главного шатуна. На отрезке АВі

1

построим

треугольник ABiClt

 

равный

 

треугольнику АВаСй;

вершина

С1

 

эюго треугольника

определяет

поло­

 

жение точки прицепа бокового ша­

 

туна. Наконец, если из Сх на напра­

 

влении di оси бокового цилиндра

 

сделать засечку дугой радиуса CD,

 

равного

длине

прицепного

шатуна,

 

то найденная точка

Di определяет

 

положение

центра

пальца

бокового

 

шатуна.

 

 

 

 

 

 

 

 

Перемещение

бокового

поршня

в

 

цилиндре за время поворота блока ци­

 

линдра на

угол

<р,

очевидно,

равно

 

разности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 4.3. Механизм ротативного дви­

 

SD~lEDt~

 

lEDf

 

 

 

гателя

85-


§4.3. МАСШТАБНЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ ПЛАНА МЕХАНИЗМА. ПОСТРОЕНИЕ КИНЕМАТИЧЕСКИХ ДИАГРАММ

При конструировании машин, как это уже указывалось выше, очень часто необходимо производить анализ работы механизмов с целью выбора наиболее удовлетворяющих заданным по техноло­

гическим

соображениям

условиям

работы машины.

Кроме того,

в машину

очень часто

включается

ряд механизмов,

каждый из

которых выполняет вполне определенные функции или операции

технологического процесса.

Естественно,

что работа механизмов

в этом случае должна быть

согласована,

т. е. каждый из меха­

низмов должен начать выполнение операций в точно назначенный срок. Начальные звенья каждого из механизмов должны быть укреплены на ведущем валу пли связаны через промежуточные механизмы с ведущим валом так, чтобы воспроизводилась заданная последовательность операций. Оба указанных условия легко удов­ летворяются, если в распоряжении конструктора имеется диа­

грамма перемещений

рабочего звена механизма и для второго слу­

чая — дополнительно

задана цикловая диаграмма, на которой

в градусах угла поворота кривошипа указаны длительность каждой операции и их последовательность.

Схематическое изображение механизма в каком-либо положении, на чертеже носит название плана механизма. Если действительные

размеры звеньев механизма при вычислениях принимаются

в мет­

рах (м), то на чертеже они изображаются

соответствующими

отрез­

ками, измеряемыми в миллиметрах (мм).

 

 

Допустим, что размер ІАВ m звена механизма на чертеже

изобра­

жается отрезком AB мм, тогда

 

 

 

Ілв — h AB,

 

 

где ki — масштабный коэффициент

плана

механизма.

 

Используя заданное значение

масштабного коэффициента ku

нетрудно определить натуральную величину отрезков с помощью плана механизма.

Рекомендуемые значения kx:

0,001 (1:1)

0,002 (1 •2)

 

0,005 (1

5)

 

0,01

(1 : 10)

0,02

(1

20)

 

0,05

(1

50)

 

од

(1 : 100)

0,2

(1

200)

 

0,5

(1

500)

 

1

(1:1 000)

2

(1 • 2 000)

5

(1

5 000)

10

(1 : 10 000)

20 (1

20

000)

50

(1

50

000)

100

(1 : 100 000)

200

(1

200

000)

500

(1

500

000)

В скобках для сравнения приведен чертежный масштаб, полу­ чаемый при измерении натуральных размеров в миллиметрах. Рассмотрим построение диаграммы перемещений на частных при­ мерах.