Файл: Кожевников С.Н. Теория механизмов и машин учеб. пособие для студентов вузов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 370

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На рис. 4.4 слева изображен кривошипно-ползуиный механизм, для которого нужно построить диаграмму перемещений поршня или, что то же самое, перемещений точки В. Задавшись нулевым положением кривошипа на продолжении оси цилиндра, делим окружность для точки А на равные части, например на 12, и из каждой точки деления делаем засечку на оси цилиндра дугой ра­ диуса АВ = - ~ , Найденные точки В0, Вх, Вг и т. д. определяют

положение центра пальца поршня. Далее выбираем начало коорди­ нат и строим координатные оси. По оси абсцисс откладываем отре- 'зок X, соответствующий времени одного оборота кривошипа, и делим его на такое же число частей, как и окружность, описывае­ мую точкой А. Из каждой точки деления на оси абсцисс проводим вертикаль и на ней откладываем отрезки, пропорциональные перемещениям точки В. Вдоль оси ординат нужно откладывать отрезки, соответственно равные

ух = кВ0 Ві, у-2 = 1гВ0 В2; ys = kB0B3; ki — kks.

По оси абсцисс масштабный коэффициент будет kt, если произ­ водится отсчет времени, и £ф , если производится отсчет углов поворота кривошипа:

, Т 60 , 2л

где Т — время одного оборота кривошипа в с.

При построении диаграммы [s, t] или [s, ср] масштабные коэффи­ циенты нужно выбирать так,- чтобы не получить диаграммы, слиш­ ком вытянутой вдоль одной из осей.

Аналогично может быть произведено построение диаграммы угловых перемещений звена. По оси ординат в этом случае отклады-

Рис. 4.4. Построение диаграммы перемещения поршня кривошипно-ползунного механизма

87

ваются отрезки

уи

 

у.2 и

т. д.,

соответственно

пропор­

циональные

углам

я|>і, У\\ и

т. д.

поворота

коромысла,

определяемым из плана

меха­

низма (рис. 4.5). Масштабный

коэффициент

по оси орди­

нат

определяется

по

урав­

нению

 

 

 

 

Рис. 4.5. Построение положении коро­

к

 

 

 

 

мысла

 

 

 

 

 

где фтах размах колебаний коромысла, или, иначе, угловой ход; І/тах максимальная ордината на диаграмме угловых пере­

мещений.

§ 4.4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХОДА ВЕДОМОГО ЗВЕНА

Звенья механизма, совершающие периодическое движение, в из­ вестные моменты времени занимают крайние положения, определяя этим самым ход звена.

На рис. 4.6 изображен кривошипно-ползунный механизм со смещением е. Поршень занимает крайние положения в том случае, если кривошип г и шатун / либо вытягиваются в одну линию, либо накладываются. Если из точки А сделать засечки радиусами / + г ц / — /-на линии движения центра С пальца поршня, то найдем внешнее и внутреннее крайние положения его. Расстояние k,C'0C0 между крайними положениями пальца поршня равно его ходу Н. Помимо хода поршня, определяют также положения АВ0 и АВ'0 кривошипа, при которых поршень занимает крайние положения. При сообщении ведомому звену механизма движения от звена механизма, совершающего сложное .движение, нельзя указать поло­ жения кривошипа, при котором ведомое звено займет крайнее положение.

Если

построена

траекто­

 

 

рия

точки

D прицепа

(рис.

£,

 

4.7), механизма Ѵ-образного

 

 

двигателя,

то крайние

поло­

 

 

жения поршня можно при- BL

 

ближенно

отыскать

следую­

 

 

щим образом. .Из произволь­

 

 

ных

точек

1, 2, 3

и

т. д.

 

 

на линии движения центра Е

 

 

пальца бокового поршня ра-

Р и с . 4 - 6 . Определение хода

поршня кри-

диусом

ED описывают

дуги

вошипно-ползунного

механизма

88


так,

чтобы

они

пересе­

 

 

кали

траекторию

точ­

 

 

ки D.

Если теперь

каж­

 

 

дую

из

дуг

 

V,

2',

3'

 

 

и т. д.

разделить,

попо­

 

 

лам

и

точки

 

деления

 

 

соединить плавной

кри­

 

 

вой,

то

ее

пересечение

 

 

с траекторией

определит

 

 

положение

точки

 

DÔ,

 

 

при

котором

 

поршень

 

 

занимает внешнее

край­

 

 

нее положение Е'0. Ана­

 

 

логично

может

быть

 

 

определено

внутреннее

 

 

крайнее

положение

Е0

 

 

поршня.

 

 

 

 

 

 

 

 

После того

как

най­

Рис. 4.7.

Опре­

дены

крайние

положе­

деление хода бо­

ния

поршня,

нетрудно

кового

поршня

определить соответству­ ющие позиции кривошипа и, следовательно, найти углы поворота

его за время хода поршня в ту и другую сторону.

§ 4.5. ПЛАН ОТНОСИТЕЛЬНЫХ СКОРОСТЕЙ ТОЧЕК ЗВЕНА

Предположим, что известны траектории точек А и В звена ABC (рис. 4.8) и скорость точки А, заданная вектором ѵА. Представим твердое тело вращающимся вокруг мгновенного центра Р, положе­ ние которого определится пересечением нормалей к траекториям в точках А и В. Тогда скорость точки В можно найти из соотношения

1РА

ИЛИ Ѵв = ѴА

' р е

1РВ

 

PA

Точно такое же соотношение можно написать и для скорости точки С, вектор которой перпендикулярен радиусу мгновенного вращения Ірс-

ѵс = ѵА !7PC

PA

Отложив векторы скоростей точек А и В от произвольно выбран­ ной точки рѵ и соединив концы а и b векторов, получим треуголь­ ник арф, подобный треугольнику АРВ. Это следует из пропор­ циональности соответствующих сторон треугольников и равенства углов при вершинах Р и рѵ. Отложим еще вектор скорости точки С и, соединив точку с с точками о и Ь, получим треугольник abc, подобный треугольнику ABC.

89



Отсюда

ab

_

be

_ ас

 

 

 

LAB

 

Ісв

1AC '

 

 

 

т. е. соответствующие стороны

треугольников

ABC

и abc

пропор­

циональны, следовательно,

треугольники подобны.

 

 

Движение звена ABC можно

представить

себе

еще

иначе, а

именно, состоящим из переносного поступательного движения, совпадающего с движением какой-либо точки звена, и вращения вокруг этой точки.

Скорость точки В можно рассматривать как геометрическую сумму ѵА — вектора скорости переносного движения и ѵВА вектора скорости при вращении точки В относительно точки А:

Ѵв = VA + VBA •

Для точки С можно составить два аналогичных уравнения, рассматривая ее движение сначала складывающимся из движения точки А и вращения вокруг нее, затем из движения точки ß и вра­ щения вокруг последней, т. е.

Ѵс = VA + VCA и Vc Ѵв + ѵсв •

Относительные скорости ѵАп, ѵСА " ѵСп изображаются на мно­ гоугольнике скоростей отрезками ab, ас и be, образующими фигуру, подобную перемещающейся. Фигура abc, сторонами которой яв­ ляются векторы относительных скоростей, называется картиной относительных скоростей, многоугольник скоростей pvabc — пла­

ном скоростей, а точка рѵ — полюсом плана скоростей. Так

как

относительное

движение — вращательное,

 

то

векторы

относитель­

ных скоростей

ѵВА, Ѵ~СА 1 1 ѵ~св,

а

следовательно, и отрезки

ab, ас

 

 

и

be

перпендикулярны

соответ­

 

 

ствующим

отрезкам

AB,

АС и

 

 

СВ на перемещающейся

фигуре.

 

 

Отсюда

 

вытекает формулировка

 

 

теоремы

о

картине

относитель­

 

 

ных

скоростей:

картина

отно­

 

 

сительных

скоростей

подобна

 

 

перемещающейся

фигуре

и повер­

 

 

нута

 

относительно

 

последней

 

 

на

90°

 

в

направлении

угловой

 

 

скорости

звена.

 

 

 

 

 

 

 

 

Пользуясь

теоремой о

 

кар­

 

 

тине

относительных

скоростей,

 

 

можно

легко

 

определять

 

ско­

 

 

рости других точек звена меха­

 

 

низма,

если

известны

скорости

 

 

двух его точек и, следователь­

 

 

но,

одна

из

 

сторон

картины

Рис. 4.8. План

скоростей звена

относительных

скоростей.

 

 

90


§4.6. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ СКОРОСТЕЙ

Задача Ï. При шарнирном соединении двух звеньев скорость любой точки звена мооісно рассматривать как геометрическую сумму вектора скорости центра шарнира и вектора скорости относитель­ ного движения при вращении вокруг последнего.

Допустим, что по заданному закону движения звена q (рис. 4.9) нужно определить скорость точки В звена /, соединенного шарнирно со звеном q.

Если движение звена / рассматривать состоящим из поступатель­ ного переносного движения вместе с центром А шарнира и вращения вокруг последнего, то абсолютная скорость точки В может быть выражена равенством

Задача 2. Скорость любой точки звена, образующего поступа­ тельную пару с направляющей, складывается из скорости точки направляющей, совпадающей в данный момент времени с рассматри­ ваемой точкой, и скорости относительного движения, равной ско­ рости при поступательном движении звена относительно направ­ ляющей. Последняя параллельна направляющей (рис. 4.10).

Если определяют, например, абсолютную скорость произвольно выбранной точки Вх ползуна (рис. 4.10), то ее можно рассматривать как сумму векторов переносной и относительной скоростей. При этом скоростью переносного движения будет скорость точки Aq звена q, с которой в данный момент времени совпадает точка Вх. Таким образом, можно написать

Ѵв = ѴА + ѴВА-

Используя эти две вспомогательные задачи и теорему о картине относительных скоростей, легко определять скорость любых точек звеньев механизмов, составленных из двухповодковых групп.

Рис. 4.9.

Определение

Рис. 4.10.

Определение

скоростей

при пали-

скоростей

при наличии

чип

шарнира

ползуна

91