Файл: Кожевников С.Н. Теория механизмов и машин учеб. пособие для студентов вузов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 368
Скачиваний: 3
§ 4.7. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СКОРОСТЕЙ ТОЧЕК ЗВЕНЬЕВ
ДВУХПОБОДКОВЫХ ГРУПП
Рассматривая плоские механизмы как системы, состоящие из начальных звеньев и элементарных статически определимых групп, кинематическое исследование механизма любой сложности можно разделить на ряд отдельных задач по исследованию движения звеньев группы, входящих в состав механизма.
Если придерживаться такого метода образования механизма, то порядок кинематического исследования можно представить себе следующим. После последовательного отделения групп звеньев Ассура к начальному ззену присоединяют последнюю из выделен ных групп и определяют скорости и ускорения всех точек звеньев полученного простейшего механизма, состоящего из начального звена и одной элементарной группы, в том числе скоростей и уско рений центров шарниров, которыми присоединена очередная группа. После этого присоединяют к механизму следующую группу, при чем оказывается, что в смысле кинематического анализа условия для исследования движения ее звеньев такие же, как и для первой группы, присоединенной к начальному звену, поскольку скорости и ускорения центров внешних шарниров уже опреде-
лены.
Таким образом, представляя любой многозвенный механизм как систему последовательно и параллельно присоединенных эле ментарных групп, можно последовательным переходом от одной группы к другой, начиная от начального звена, определить ско рости и ускорения всех точек звеньев.
Подавляющее большинство известных механизмов составлено из двухповодковых групп. Весьма малое число механизмов вклю чает в себя трехповодковые группы и единицами насчитываются механизмы с четырехповодковыми группами первого класса и груп пами более высоких классов и порядков. Исходя из этого, в даль нейшем рассмотрим методы определения скоростей и ускорений различных видов двухповодковых групп и механизмов, составлен ных из них, а также механизмы с группами первого класса третьего порядка по Ассуру.
Прежде чем переходить к кинематическому расчету механизмов, рассмотрим кинематику двухповодковых групп.
Двухповодковая группа с тремя вращательными парами (рис. 4.11). Предположим, что в результате предварительного кине матического расчета определены скорости точек Л и С звеньев q и s механизма, совпадающих с центрами внешни^ шарниров. Рассмат ривая движение точки В сначала относительно точки А, а затем относительно точки С, можно записать два уравнения:
ѴВ=ѴА + ѴВА; |
(4.1) |
|
(4.2) |
92"
|
Векторы скоростей ѵпл |
и ѵвс |
движе |
|
|||
ния точки В относительно Л и С пер |
|
||||||
пендикулярны соответственно |
радиусам |
|
|||||
AB |
и СВ относительного |
вращения. |
|
||||
|
Выбрав произвольную точку рѵ, |
про |
|
||||
изведем сложение векторов по первому |
|
||||||
из |
приведенных |
уравнений, т. е. отло- |
|
||||
|
|
"А |
|
|
|
|
|
жим сначала -у—=/?„а и |
через его ко- |
|
|||||
нец а проведем направление г}Вд перпен |
|
||||||
дикулярно ВА. |
Аналогично сложим век |
|
|||||
торы по уравнению (4.2), откладывая |
|
||||||
предварительно |
вектор |
••рѵс. |
При |
|
|||
этом найдем, что вектор скорости точки В |
|
||||||
должен |
заканчиваться на |
перпендику |
|
||||
ляре к ВС, проведенном через изобра |
|
||||||
жающую точку с плана скоростей. |
Рис. 4.11. Построение плана |
||||||
Таким |
образом, |
единственным |
возмож |
скоростей для диады с тремя |
|||
ным положением конца вектора скорости |
шарнирами |
||||||
|
точки В будет точка Ь пересечения напра влений относительных скоростей. Соединив найденную точку с по
люсом, получим вектор рѵЬ скорости точки В.
Если на каком-либо из звеньев имеется промежуточная точка, скорость которой нужно определить, то для нахождения конца соответствующего вектора скорости абсолютного движения следует воспользоваться теоремой о картине относительных скоростей. Пусть на звене 1 имеется промежуточная точка D, скорость кото рой нужно найти. Построив на отрезке ab плана скоростей треуголь
ник abd, подобный ABD, |
но повернутый на 90°, найдем точку |
d, |
а соединив ее с полюсом, |
получим вектор pvd скорости точки |
D. |
Связь между значениями скоростей и соответствующими отрез ками на плане скоростей следующая:
vA |
= kvpva и |
vc=kvpvc, |
где kv — масштабный |
коэффициент |
скорости в м/с -мм. |
Теперь нетрудно также найти угловые скорости звеньев / и 2. Действительно, так как линейные скорости относительного движе ния известны, то
© — В А —кіАВ
1АВ
(Un ѵвс kvcb
LCB kfiB
93
Направление угловой скорости определяют так. Вектор относи тельной скорости переносят в соответствующую точку, например вектор ab относительной скорости точки В при вращении вокруг точки А — в точку В. Тогда направление стрелки перенесенного вектора укажет, вращается ли заданное звено по часовой или против часовой стрелки.
Двухповодковая группа с внутренней поступательной парой. Рассмотрим теперь группу, в которой средний шарнир заменен поступательной парой (рнс. 4.12). Законы движения начальных звеньев q и s предполагаются заданными.
На звеньях 1 и 2 необходимо выбрать точку так, чтобы предста вилось возможным составить при определении ее скорости два
уравнения. Таковой |
будет |
точка В2 на направляющей звена 2, |
|||
в данный |
момент времени |
совпадающая с точкой Ах звена |
1, Для |
||
скорости ѵв точки В составляем следующие уравнения: |
|
||||
где ѵА |
(.ùqlq |
vc ~ |
i0sl$ — заданы; |
|
|
|
|
II Vr |
VßA — параллельна направляющей |
//—/7; |
|
|
|
|
Ö/ІС |
— перпендикулярна ВС. |
|
Построение плана скоростей по этим уравнениям ничем не отли чается от построения в предыдущем случае. Скорость какой-нибудь промежуточной точки D определяется по картине относительных скоростей.
Угловые скорости звеньев 1 и 2 вследствие их соединения при
помощи поступательной пары |
одинаковы. |
|
|
|
||
Двухповодковая группа с |
внешней |
поступательной |
парой. |
|||
Для группы с внешней поступательной парой условия, |
необходимые |
|||||
|
для |
кинематического |
расчета, |
за |
||
|
даются в такой же форме, как и |
|||||
|
для |
ранее рассмотренных |
групп. |
|||
|
Для |
группы звеньев |
1 и |
2 |
||
|
(рис. 4.13), присоединенной к зве |
|||||
|
ньям q и s, можем определить ско |
|||||
|
рость точки В2 центра |
внутреннего |
Рис. 4.12. План скоростей диады с |
Рис. |
4.13. План |
скоростей диады с од |
внутренней поступательной парой |
ной |
внешней |
поступательной парой |
94
шарнира. Переносной скоростью принимаем сначала скорость точ ки А, а затем точки С, тогда
ѴВ=ѴА+ѴвА |
ПѴв=ѴС+ѴВС, |
(4.3) |
где ѵс — скорость точки Cs |
направляющей s, равная ѵс = |
<ùsls. |
Для каждого положения механизма ѵс должна вычисляться |
||
вновь. Направление ѵВА перпендикулярно линии шарниров |
AB, |
а направление ѵВс параллельно направляющей s, т. е. параллельно OsB. Ввиду того что решение приведенных здесь векторных урав нений для скорости ѵв точки В ничем не отличается от предыдущего, опускаем его описание, ограничившись ссылкой на многоугольник скоростей (рис. 4.13). Если направляющая s не проходит через центр В, то нужно ввести условную направляющую, параллельную заданной и проходящую через центр В шарнира.
Двухповодковые группы с двумя поступательными парами. При двух поступательных парах в группе необходимо прежде всего ввести условные направляющие, проходящие через центр шарнира с тем, чтобы представилось возможным составить совместные урав нения для определения скорости искомой точки. Так, например, для группы звеньев / и 2 (рис. 4.14) введем направляющую для звена s, проходящую через точку В и параллельную заданной направляющей; тогда для точки В можно написать два уравнения типа (4.3), рассматривая ее движение сначала относительно точки А, а затем относительно точки Cs.
Точно так же введем две условные направляющие для группы (рис. 4.15), имеющей один внутренний шарнир. Это дает возмож ность, рассматривая движение точки В относительно двух услов ных направляющих, написать два уравнения, позволяющих определить ее скорость. При сложе нии векторов скоростей для двух последних видов двухповодковых групп нужно иметь в виду, что скорости относительного дви жения параллельны соответ
ствующим направляющим.
Рис. |
4.14. План скоростей диа |
Рис. 4.15. Диада с одним |
ды |
с одним внешним шарни |
внутренним шарниром |
|
ром |
|
95
Определение скоростей |
промежуточных |
точек звеньев этих |
|||||
групп облегчается тем, что известны угловые |
скорости |
звеньев. |
|||||
Так, |
например, для |
группы рис. 4.14 сох |
= |
со2 = |
a>s, а для |
группы |
|
рис. |
4.15 сох =.а>? и |
со2 = |
(as. Поэтому |
для |
вычисления скоростей |
любых точек звеньев группы достаточно определить скорость только одной из этих точек, например точки В. Затем, вычислив по из вестной угловой скорости звена скорость относительного движения промежуточной точки относительно точки В, легко произвести сложение векторов и этим самым найти абсолютную скорость про
межуточной |
точки |
звена. |
|
|
|
|
|
|
§ |
4.8. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ |
ЗАДАЧИ, |
ПРИМЕНЯЕМЫЕ |
ПРИ |
ОПРЕДЕ |
|||
|
ЛЕНИИ УСКОРЕНИЙ. |
КАРТИНА |
ОТНОСИТЕЛЬНЫХ УСКОРЕНИЙ |
|||||
Задача 1. |
При |
шарнирном |
соединении |
двух звеньев |
ускорение |
|||
любой |
тонки |
звена, |
например |
точки В |
звена |
1 (рис. |
4.16), |
склады |
вается |
из ускорения |
центра шарнира |
А и ускорения |
точки В при |
вращении |
звена вокруг последнего, |
т. |
е. |
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
ав=йА-\-авА |
=ал |
+ |
авА+йвА- |
|
|
(4.4) |
||||
Это следует из того, что движение звена 1 можно рассматривать |
||||||||||||
как сумму движений — поступательного |
вместе с точкой |
А |
и вра |
|||||||||
щательного относительно последней. |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
На рис. 4.16 изображено шарнирное |
соединение двух |
звеньев, |
||||||||||
причем предполагается, что со звеньями |
q п |
1 связаны |
плоскости |
|||||||||
Q и J, |
на |
которых |
можно |
выбирать |
любые |
точки. |
|
|
|
|||
Если известны угловая скорость щ |
и |
угловое ускорение et |
||||||||||
звена / при вращении его вокруг точки А, |
то ускорение при относи |
|||||||||||
тельном |
вращении |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ввл=йвА |
+ йвл, |
|
|
|
|
(4.5) |
|||
г Д е а л л = |
с°і ^АВ =~r^ |
нормальное |
|
ускорение при |
движении |
|||||||
|
|
|
1АВ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
точки В относительно А и CLBA = |
^ІАВ — |
||||||||
|
|
|
тангенциальное ускорение, т. е. |
|
||||||||
|
|
|
аВА |
=ІАВ |
Ѵаі |
+ гі |
|
|
|
(4.5') |
Из равенства (4.5') следует, что ускорение при вращении точки В вокруг точки А прямо пропорционально радиусу 1АВ вращения.
Ускорение составляет с соответствующим радиусом некоторый угол \і, определяемый из выражения
т. е. угол отклонения вектора ускорения в относительном движе нии не зависит от расположения точки на плоскости, связанной
»6