Файл: Кожевников С.Н. Теория механизмов и машин учеб. пособие для студентов вузов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 378

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

заканчивается

на направлении

й В А ,

проведенном

через точку

Ъ" — конец

нормального ускорения й В А .

 

 

 

 

Произведя

аналогичное

построение

по уравнению

(б), найдем,

что йв за­

канчивается на

направлении

й в с ,

проведенном через точку Ь'" — конец вектора

"вс-

Таким образом, точка V пересечения направлений й1вс и а'ВД определяет конец вектора йв .

Для нахождения точки d' — конца вектора BD — необходимо, соединив точки а' и 6', т. е. найдя полное ускорение в относительном движении точек В H А, построить на отрезке а'Ь' треугольник a'b'd', подобный треугольнику A BD, сохраняя последовательность обхода точек на картине относительных ускорений

a'b'd' такую же, как н

на

фигуре ABD.

 

 

 

DEF;

Аналогичное

построение

произведем

для

двухповодковой группы

отсюда

определим

ускорение

шарнира

Е,

удовлетворяющее уравнениям

 

 

 

 

 

 

 

E =

äD

 

 

 

 

(D)

 

 

 

 

 

 

3Е

=

Вр+

äEF-r

uEF

 

(Г)

где BD

и ä p

известны (aF =

0), а

нормальные

ускорения вычисляются по

урав

нениям

 

 

 

 

 

 

 

 

_ klde*

 

 

 

 

 

 

 

 

п

 

_»ЕР

-•kad'e'i

 

 

 

 

 

 

ED

IDE

 

DE

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

l

EF-

-г^=

 

-т—

= kJ'e'"

=

kг npne"'.

 

 

 

 

 

i_

 

I

 

а'

 

а а

 

 

 

 

 

 

'FE

 

lEF

 

 

 

 

 

_ Отрезки

de и

fe=

pve,

пропорциональные относительным скоростям

0 E D

в vEF, находят из плана скоростей в мм.

Построение плана ускорений по уравнениям (в) и (г) представлено на рис. 4.23. Используя данные, полученные после построения плана ускорений, нетрудно определить es. Действительно, из плана ускорений для тангенциального ускоре­ ния точки Е при вращении звена 5

 

План

скоростей

вокруг

точки F

имеем

 

 

 

К

 

 

 

 

,

 

 

 

 

 

 

- "

 

 

 

 

=kaë"é

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

a

 

 

 

 

 

 

и,

следовательно,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

л

kaë"ë

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8й = -

lEF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

lFE

 

FE

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пример

4.3.

Определить

уско­

 

 

 

рения

поршней

3 и

5

в

главном

 

 

 

и

боковом

цилиндрах

механизма

 

 

 

Ѵ-образного авиационного двига­

 

 

 

теля

(рис. 4.24),

©1 =

const;

задан

 

 

 

план

скоростей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р е ш е н и е .

Порядок

построе­

 

 

 

ния

плана

ускорений

определяем

 

 

 

разделением

механизма

на

элемен­

 

 

 

тарные

группы,

из

которого

сле­

Р и с 4.23. План ускорений шестизвенного дует,

что в

первую

очередь

необ­

механизма

 

 

ходимо

произвести

исследование

106


•Ра ci fs'
в

группы D2 §, затем D 4 6 . Обе включенные в механизм груп­ пы имеют внешнюю посту­ пательную пару. Ускоре­ ние точки А кривошипа, равное

АО kaPaa>

откладываем на плане уско­ рений в виде отрезка раа', выбрав предварительно мас­ штабный коэффициент ka:

—, ÄA

Paß = - Г - -

План ускоренийf в'

Ь',

Далее, рассматривая дви­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

жение

центра

В поршневого

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 4.24. План

ускорений меха­

пальца

сначала

относитель­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

низма

Ѵ-образного

двигателя

но точки А, затем относи­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тельно точки С в неподвиж­

 

момент времени совпадающей с точкой В, имеем-

ных направляющих,, в данный

 

 

 

 

5

5 =

5

л +

а

ВА

+

ВА>

 

 

 

 

 

(а)

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

zBc+

 

 

Ввс+

 

Я*вс>

 

 

 

 

 

(б)

где

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

иВА

 

 

 

UBA

 

и

 

,

Т7Т..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

=

 

1АВ =

 

AB

 

 

6

>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

77Г

 

Т 7 Г = Ѵ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а с

 

= 0; а | с = 2 © в о в с

= 0,

 

 

 

 

так как <вв =

0, потому что направляющая, или в нашем случае главный цилиндр,

неподвижна,

ab — отрезок,

 

пропорциональный

ѵВА,

 

определяемый

из плана

скоростей.

 

 

векторов по уравнению (а) проводим через точку а'

 

Для сложения

линию,

параллельную AB,

и в направлении от S к Л от изображающей точки а'

откла-

дываем

отрезок

 

апВА

 

Далее,

через

точку

 

6" проводим

перпендикуляр

а'Ь" = -г—.

 

 

"а

кAB, указывающий направление â B A .

После этого через полюс ра, с которым совпадает изображающая точка с'е, про­ водим направление й в с , параллельно направляющим главного поршня. Пересе­ чение направлений й в с и й В А определяет точку Ь' — конец вектора ускорения центра В поршневого пальца.

На ускорении äBA, изображенном на плане ускорений отрезком а'Ь\ строим картину относительных ускорений a'b'd', подобную фигуре ABD. Соединив точку d' с полюсом, найдем вектор pad' ускорения точки D.

Для определения а £ ускорения точки Е можем написать аналогичные уравнения!

аЕ= aD+anED+aEDi

(в)

НЕ— SF+ UEF+ ^EF »

(г) 107


/7/7ûfH скоростей.

6/4

-5 /

/7/70Н ускорений PC'

где

ЕГ>

ft,2, dt2

• = k„ d'e" ,

•'ED •

^DE

lDE

Кроме того,

 

аEF ' = 0

II 0/7=0.

Построение по уравнениям (в) 'и (г), ничем не отличающееся от построения по уравнениям (а) и (б), приведено на рис. 4.24.

Искомые ускорения поршней 3

и 5 соответственно равны

ускоре­

ниям точек В и Е, легко

опреде­

ляемым

из плана

ускорений:

aB

= kaPj' н

SE = kaP7-

 

 

 

 

 

 

Пример 4.4. Определить ускоре­

Рис. 4.25. План

ускорений механизма

 

ние долбяка поперечно-строгального

 

станка

(рис. 4.25),

если заданы

строгального станка

 

 

 

 

 

 

угловая скорость а>х вращения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

кривошипа OA и план

скоростей.

Р е ш е н и е . Механизм составлен из двух групп: D-a,

имеющей

внутреннюю

поступательную пару, и D45 с двумя поступательными" парами и внутренним

шарниром.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ускорение точки А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

откладываем на плане ускорений в виде отрезка раа

- Ускорение точки В кулисы,

совпадающей с центром А

пальца

камня,

определяем по

уравнениям

 

 

U B = S A

+

йВА

+

аВА>

 

 

 

(а)

 

 

&В = йС+

äBC

+

а'вс-

 

 

 

(б)

Уравнение (а) получаем, рассматривая движение точки кулисы относи­

тельно камня, а уравнение

(б) — рассматривая вращение

кулисы

вокруг непо­

движного центра

С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ускорение Кориолиса

определяем

по

уравнению

 

 

 

lCB

Отрезки üb и cd в мм берем из плана скоростей. Кулиса 3 в данном положении вращается по часовой стрелке, поэтому, поворачивая вектор kvab = v ß A по ча­

совой стрелке, находим направление ускорения Кориолиса. Далее имеем

 

г. - п

ВС

 

kleb*

/777

-

и

,

і с = = 0 и a B C = І

= — - = kapab .

 

 

св

 

 

 

Решая графически уравнение (а), через точку а' проводим'лннию, перпенди­ кулярную СВ, и откладываем от точки а' вправо отрезок а'Ь", пропорциональ­ ный кориолисову ускорению. Через точку Ь" проводим направление ä'BA, па­ раллельное кулисе. Так как Ис = 0, то, решая уравнение (б), нужно от полюса

108


йв с

отложить сначала с'Ь'" = —г— в направлении от S к С, а затем через точку Ь'"

ка

провести направление й'вс, перпендикулярное кулисе. Конец Ь' вектора ускоре­

ния точки В находим как точку пересечения направлений ускорений

й В А и ä'BC.

Ускорение точки D кулисы, совпадающей с центром Е пальца

ползушки 4,

может быть найдено при помощи картины относительных ускорений. Так как

точки С, D и В лежат на одной прямой, то ускорение aD может быть

найдено из

условия пропорциональности ускорений соответствующим радиусам

 

 

 

од

РТ*

 

CD

 

 

(в)

 

 

ав

раѴ

 

СВ

 

 

 

 

 

 

 

 

или

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

P'ad'=Pab-

 

CD

 

 

(г)

 

 

- = • .

 

 

 

 

 

 

 

СВ

 

 

 

Для центра Е внутреннего шарнира

группы Dib

составляем два уравнения:

 

 

« £ = a D

+ 4 o + U'BD<

 

(Д)

 

 

йЕ= äFEF+ä'EF.

 

 

 

(е)

Точка F принадлежит направляющим 6 долбяка

5.

 

В этих уравнениях значения ускорений следующие: ускорение Кориолиса

при движении точки

Е относительно точки D

 

 

 

 

 

4 о = 2 Ѵ я о

= 2kv P J

T ±

=k*

d'e'"'

 

 

 

 

 

 

LCD

 

 

 

äp=

0 и 0 ^ = 0, потому что направляющая

б неподвижна, ä'ED

направлено

вдоль

направляющих

кулисы; ё Е Р

направлено вдоль направляющих долбяка.

Графическое решение уравнения (д) и (е) дает конец е' вектора

ускорения

точки Е, или, что то же самое, конец вектора ускорения долбяка

 

 

§ 4.10. МЕТОД ЛОЖНЫХ ПЛАНОВ

СКОРОСТЕЙ

 

Механизмы, в состав которых входят группы первого класса

высших порядков,

например третьего, четвертого и т. д., не могут

быть

исследованы

методами,

изложенными

выше. Для

решения

поставленной задачи применяют особые методы, в основу которых положены теоремы о картине относительных скоростей и ускорений или так называемые точки Ассура.

Рассмотрим теорему, положенную в основу метода ложных положений картины относительных скоростей и ускорений, приме­ няемого для определения скоростей и ускорений точек звеньев групп Ассура первого класса третьего и более высоких порядков.

Теорема. Дан подобно изменяемый треугольник (рис. 4.26),

совершающий поступательное движение так, что две вершины его А и В перемещаются по двум прямым — а и ß; тогда и третья вер­ шина этого треугольника С будет перемещаться по прямой о,

109