Файл: Кожевников С.Н. Теория механизмов и машин учеб. пособие для студентов вузов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 484

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Определение

ускорений

точек

звеньев

этого

механизма

при

е1 2 = 0 может

быть

выполнено

в

результате

построения плана

ускорений по уравнениям,

составленным исходя из тех же предпо­

ложений

о сложении

движений звена

2, а

именно:

 

 

 

 

 

 

äB=ä'Bi

+ äBt

+ äBii

 

+ uB2-

 

 

 

(4.39)

 

 

 

 

 

 

 

ав

= йв

+ йв.

 

 

 

 

 

(4.40)

В этих уравнениях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

uB^-j^—

knb'^b'l

 

— нормальное ускорение точки В при дви-

 

 

 

 

 

 

 

 

женин

звена

2

вместе

со

звеном

/;

апв

= г о ^ / л в

=

kj)'ib"

— нормальное ускорение точки В при вра­

 

 

 

 

 

 

 

 

щении звена 2 с угловой скоростью со2і

 

= 2uß j i tt»1 kab"b'

 

вокруг

оси

А;

 

 

 

 

 

 

б | г і

— кориолисово

ускорение,

появляющееся

 

 

 

 

 

 

 

 

при движении точки В по вращающейся

 

 

ѵ%

 

 

 

 

 

траектории с центром в А;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ав — -.—=

 

kb"'b'

 

 

— нормальное ускорение при движении точ-

 

 

 

 

 

 

 

 

ки В относительно 03 .

 

 

 

Вследствие того, что тангенциальные ускорения

неизвестны,

положение полюса ра

 

плана

ускорений

будем

искать построением.

Отложив

(рис. 4.29,

б) из произвольной

точки

чертежа

последова­

тельно

отрезки

b"b\,

 

b\b",

b"b',

пропорциональные

äB , йпв

и й к в

, и вычтя

из суммы трех отрезков отрезок

b"'b',

пропорцио­

нальный

йпв

(т. е. прибавив

отрезок

b'b'"),

через

начало первого

и конец последнего отрезков

проведем

направления, параллельные

тангенциальным ускорениям ü'Bi и а'в,т.

 

е. перпендикуляры соответ­

ственно к ОуВ и OjB. Пересечение тангенциальных ускорений опре­ делит положение плана полюса ра ускорений. Построив на отрезке раЬ' треугольник, подобный 0ХАВ, найдем конец а' вектора уско­ рения точки А.


Глава

А Н А Л И Т И Ч Е С К А Я

К И Н Е М А Т И К А

пятая

П Л О С К И Х М Е Х А Н И З М О В

§ 5.1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ АНАЛИТИЧЕСКОЙ

КИНЕМАТИКИ

 

МЕХАНИЗМОВ

 

Вследствие неизбежных погрешностей графических методов расчета во многих случаях точность их оказывается недостаточ­ ной для практического использования полученных результатов. Кроме того, иногда необходимо производить анализ работы более детальный, чем тот, который может быть достигнут при гра­ фическом изображении результатов кинематического исследова­ ния. Например, ускорение поршня механизма двигателя внутрен­ него сгорания является периодической функцией угла поворота коленчатого вала (кривошипа), которую можно представить разло­ женной в ряд Фурье, т. е. представить суммой простых гармоник с частотами, пропорциональными угловой скорости механизма вала.

Амплитуды гармоник различного порядка необходимо знать при уравновешивании сил инерции поршня, чтобы исключить их воздей­ ствие на моторную раму, при расчете коленчатых валов и прочих де­ талей на колебания и в других случаях. Если ускорение поршня пред­ ставлено кривой, ординаты которой получены графическим методом, то при вычислении амплитуд гармоник может быть допущена боль­ шая погрешность. При расчете тихоходных машин с этим еще мирить­ ся можно; для быстроходных же двигателей, таких как авиацион­ ные, ошибок, получающихся при графических расчетах, допускать уже нельзя и приходится искать более точные способы исследования.

При аналитических методах кинематического расчета обычно устанавливают связь между перемещением начального звена и перемещениями, скоростями и ускорениями ведомых звеньев. В не­ которых случаях необходимо знать уравнение траектории точки звена, совершающего сложное движение, или, как иначе говорят, уравнение шатунной кривой.

Решение задачи в общем случае сложное и не всегда имеет смысл, поэтому рассмотрим аналитическую кинематику некоторых частных механизмов: кривошипно-ползунного, кулисного и четырехшарн ирного.

117


§ 5.2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ КИНЕМАТИКА КРИВОШИПНО-ПОЛЗУННОГО МЕХАНИЗМА

Кривошипно-ползунные механизмы применяют различного типа. Чаще всего при непрерывном неопределенно длительном вращении кривошипа / с заданной угловой скоростью ползун совершает воз­ вратно-поступательное движение. Такого типа механизмы (рис. 5.1) используют в поршневых двигателях, насосах, компрессорах и других машинах. Размеры звеньев механизма должны удовлетворять

неравенству А. =

< 1, чтобы кривошип / имел возможность

 

AB

совершать полный оборот. В механизмах эпизодического действия X может быть j=ï 1, что зависит от конкретных условий их использо­ вания. Начальным звеном может быть как звено /, так и поршень 3, как это имеет место в гидравлических и пневматических исполни­ тельных механизмах. В гидравлическом Исполнительном механизме скорость поршня определяется секундным расходом поступающей в цилиндр жидкости, в пневматическом механизме скорость должна быть определена в результате решения уравнений динамики и газо­ динамики.

Практически используют также кривошипно-ползунные меха­ низмы, в которых задается угловая скорость шатуна (рис. 5.2).

Связь между перемещениями, скоростями и ускорениями звеньев.

Для всех разновидностей кривошипно-ползунного механизма можно

установить соотношение между

угловыми

координатами звеньев

1 и 2 и линейной координатой sB

ползуна

из условия замкнутости

контура, образуемого звеньями.

 

 

Р и с 5.1. Схема определения передаточной функции кривошипно-ползунного механизма

118

Проектируя

длины

звеньев 1

 

 

и 2 на линию движения

центра

 

 

шарнира В и нормаль к ней, можно

J

f b P J

записать

 

 

 

 

 

 

9>

 

 

 

 

г COS<p +

/ C O S I | ) = SB

*

 

 

и

 

 

 

 

 

г sin ф =

/ sini|;-|-e.

 

 

 

Размеры звеньев и

углы

пока­

Рис. 5.2. Кривошипно-ползунный

заны на рис. 5.1. Все расчеты удоб­

механизм с ведущим

шатуном

нее вести в относительных

едини­

 

 

цах, поэтому приведем уравнения замкнутости к безразмерному виду, разделив обе части равенства на /. При этом получим

cos г]з = а — Я cos ф;

(5.1)

5ІП'ф =

Я,(8ІПф —х).

(5.2)

В уравнениях (5.1) и (5.2)

обозначено: X— -гу, G = s-BJ- - и

е

Я, и к — параметры механизма, от которых зависят пределы измене­ ния переменных.

Записанные уравнения позволяют по одному из заданных пере­ мещений ф, сг или г|) найти два других.

В качестве независимой переменной в обычном кривошипноползунном механизме (X < 1) задается угол ф, в гидравлических и пневматических исполнительных механизмах — безразмерное пе­ ремещение а поршня, в механизме с заданным относительным дви­ жением — угол i|> или т]. Последние связаны между собой равенством

ті=180° —(ф + яр),

(5.3)

с помощью которого в уравнения (5.1) и (5.2) вместо функций угла •ф могут быть введены функции угла ц.

Отношение скоростей ведомого звена (или точки) и начального звена в дальнейшем будем называть кинематической передаточной функцией и обозначать через і с индексами. Например,

' 2 1 —

'

.

а

 

 

••• _

Ф .*32 —

а~

 

ір • -

тр

'12 — "Г I

и т. д. Нетрудно видеть, что между кинематическими передаточными функциями существует связь:

Если известны кинематические передаточные функции и скорость начального звена, например 1, то искомые скорости легко находятся:

tt = qw'a, о = ф/3 і.

(5.4)

119



Дифференцируя уравнения

(5.1)

и (5.2),

получим

 

 

 

— г|) sin ір =

а +

Л.ф sin ф;

 

(5.5)

 

 

ij)cosi|) =

Àcpcos9.

 

(5.6)

Из уравнения (5.6)

передаточная

функция

 

 

 

 

, о і =

І

=

5

і

^ ,

 

(5.7)

 

 

- 1

ф

 

 

 

COS 1|) '

 

ѵ

'

а из уравнения

(5.5)

передаточная

функция

 

 

 

гчі =

— ==—

Xsinœ — 4-stn'0) =

Кѵт \ .

 

(5.8)

d l

ф

т

 

ф

 

 

1

cos\p

ѵ

'

Выражения (5.7) и (5.8) показывают, что передаточные функции зависят только от положения механизма и не зависят ни от времени, ни от скорости начального звена.

Теперь нетрудно найти формулы для ускорений ведомых звеньев, если продифференцировать уравнения (5.4):

 

•Ф = ф ' 2 і +

ф 2 ' " а і ;

(5-9)

 

ст=Ф'зі

+ Ф г ' я і -

(5 -

Производные передаточных функций % и і'31 по углу ср имеют

вид

 

 

 

fc__x*j

+ w

S S j - l .

( 5 . П )

При основном движении начального звена с постоянной ско­

ростью (ф = 0) первые слагаемые в правой части

(5.9) и (5.10)

обращаются в нуль. В начале движения, когда ф =

0, отношение

ускорений совпадает с отношением соответствующих скоростей. Если начальным является звено 2 или 3, то формулы для опреде­ ления скоростей и ускорений ведомых звеньев могут быть получены аналогично. Соответствующие формулы приведены в сводной

таблице на стр. 121.

Связь между угловыми координатами звеньев J и 2 задается уравнением (5.2), в которое входят параметры К и х. Эта связь приобретает простой вид для нормального кривошипно-ползунного механизма, которому соответствует к = 0, т. е. линия движения центра шарнира В проходит через ось О вращения звена /.

Поэтому из приведенных выше уравнений можно получить выра- 'жения для углового перемещения, скорости и ускорения шатуна нормального кривошипно-ползунного механизма. Так, при к = 0 из выражений (5.2), (5.7), (5.9) и (5.11) получаем для углового пере­ мещения

ф = aresin sin ф);

(5.13)

120