Файл: Кожевников С.Н. Теория механизмов и машин учеб. пособие для студентов вузов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 484
Скачиваний: 3
Определение |
ускорений |
точек |
звеньев |
этого |
механизма |
при |
|||||||||||||
е1 2 = 0 может |
быть |
выполнено |
в |
результате |
построения плана |
||||||||||||||
ускорений по уравнениям, |
составленным исходя из тех же предпо |
||||||||||||||||||
ложений |
о сложении |
движений звена |
2, а |
именно: |
|
|
|||||||||||||
|
|
|
|
äB=ä'Bi |
+ äBt |
+ äBii |
|
+ uB2- |
|
|
|
(4.39) |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
ав |
= йв |
+ йв. |
|
|
|
|
|
(4.40) |
||||
В этих уравнениях |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
uB^-j^— |
— knb'^b'l |
|
— нормальное ускорение точки В при дви- |
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
женин |
звена |
2 |
вместе |
со |
звеном |
/; |
|||||
апв |
= г о ^ / л в |
= |
kj)'ib" |
— нормальное ускорение точки В при вра |
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
щении звена 2 с угловой скоростью со2і |
|||||||||||
|
= 2uß j i tt»1 — kab"b' |
|
вокруг |
оси |
А; |
|
|
|
|
|
|
||||||||
б | г і |
— кориолисово |
ускорение, |
появляющееся |
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
при движении точки В по вращающейся |
|||||||||||
|
|
ѵ% |
|
|
|
|
|
траектории с центром в А; |
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ав — -.—= |
|
kb"'b' |
|
|
— нормальное ускорение при движении точ- |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
ки В относительно 03 . |
|
|
|
||||||||
Вследствие того, что тангенциальные ускорения |
неизвестны, |
||||||||||||||||||
положение полюса ра |
|
плана |
ускорений |
будем |
искать построением. |
||||||||||||||
Отложив |
(рис. 4.29, |
б) из произвольной |
точки |
чертежа |
последова |
||||||||||||||
тельно |
отрезки |
b"b\, |
|
b\b", |
b"b', |
пропорциональные |
äB , йпв |
||||||||||||
и й к в |
, и вычтя |
из суммы трех отрезков отрезок |
b"'b', |
пропорцио |
|||||||||||||||
нальный |
йпв |
(т. е. прибавив |
отрезок |
b'b'"), |
через |
начало первого |
|||||||||||||
и конец последнего отрезков |
проведем |
направления, параллельные |
|||||||||||||||||
тангенциальным ускорениям ü'Bi и а'в,т. |
|
е. перпендикуляры соответ |
ственно к ОуВ и OjB. Пересечение тангенциальных ускорений опре делит положение плана полюса ра ускорений. Построив на отрезке раЬ' треугольник, подобный 0ХАВ, найдем конец а' вектора уско рения точки А.
Глава |
А Н А Л И Т И Ч Е С К А Я |
К И Н Е М А Т И К А |
пятая |
П Л О С К И Х М Е Х А Н И З М О В |
|
§ 5.1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ АНАЛИТИЧЕСКОЙ |
КИНЕМАТИКИ |
|
|
МЕХАНИЗМОВ |
|
Вследствие неизбежных погрешностей графических методов расчета во многих случаях точность их оказывается недостаточ ной для практического использования полученных результатов. Кроме того, иногда необходимо производить анализ работы более детальный, чем тот, который может быть достигнут при гра фическом изображении результатов кинематического исследова ния. Например, ускорение поршня механизма двигателя внутрен него сгорания является периодической функцией угла поворота коленчатого вала (кривошипа), которую можно представить разло женной в ряд Фурье, т. е. представить суммой простых гармоник с частотами, пропорциональными угловой скорости механизма вала.
Амплитуды гармоник различного порядка необходимо знать при уравновешивании сил инерции поршня, чтобы исключить их воздей ствие на моторную раму, при расчете коленчатых валов и прочих де талей на колебания и в других случаях. Если ускорение поршня пред ставлено кривой, ординаты которой получены графическим методом, то при вычислении амплитуд гармоник может быть допущена боль шая погрешность. При расчете тихоходных машин с этим еще мирить ся можно; для быстроходных же двигателей, таких как авиацион ные, ошибок, получающихся при графических расчетах, допускать уже нельзя и приходится искать более точные способы исследования.
При аналитических методах кинематического расчета обычно устанавливают связь между перемещением начального звена и перемещениями, скоростями и ускорениями ведомых звеньев. В не которых случаях необходимо знать уравнение траектории точки звена, совершающего сложное движение, или, как иначе говорят, уравнение шатунной кривой.
Решение задачи в общем случае сложное и не всегда имеет смысл, поэтому рассмотрим аналитическую кинематику некоторых частных механизмов: кривошипно-ползунного, кулисного и четырехшарн ирного.
117
§ 5.2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ КИНЕМАТИКА КРИВОШИПНО-ПОЛЗУННОГО МЕХАНИЗМА
Кривошипно-ползунные механизмы применяют различного типа. Чаще всего при непрерывном неопределенно длительном вращении кривошипа / с заданной угловой скоростью ползун совершает воз вратно-поступательное движение. Такого типа механизмы (рис. 5.1) используют в поршневых двигателях, насосах, компрессорах и других машинах. Размеры звеньев механизма должны удовлетворять
неравенству А. = |
< 1, чтобы кривошип / имел возможность |
|
AB |
совершать полный оборот. В механизмах эпизодического действия X может быть j=ï 1, что зависит от конкретных условий их использо вания. Начальным звеном может быть как звено /, так и поршень 3, как это имеет место в гидравлических и пневматических исполни тельных механизмах. В гидравлическом Исполнительном механизме скорость поршня определяется секундным расходом поступающей в цилиндр жидкости, в пневматическом механизме скорость должна быть определена в результате решения уравнений динамики и газо динамики.
Практически используют также кривошипно-ползунные меха низмы, в которых задается угловая скорость шатуна (рис. 5.2).
Связь между перемещениями, скоростями и ускорениями звеньев.
Для всех разновидностей кривошипно-ползунного механизма можно
установить соотношение между |
угловыми |
координатами звеньев |
1 и 2 и линейной координатой sB |
ползуна |
из условия замкнутости |
контура, образуемого звеньями. |
|
|
Р и с 5.1. Схема определения передаточной функции кривошипно-ползунного механизма
118
Проектируя |
длины |
звеньев 1 |
|
|
|
и 2 на линию движения |
центра |
|
|
||
шарнира В и нормаль к ней, можно |
J |
f b P J |
|||
записать |
|
|
|
||
|
|
|
9> |
-г |
|
|
|
|
|
||
г COS<p + |
/ C O S I | ) = SB |
* |
|
|
|
и |
|
|
|
|
|
г sin ф = |
/ sini|;-|-e. |
|
|
|
|
Размеры звеньев и |
углы |
пока |
Рис. 5.2. Кривошипно-ползунный |
||
заны на рис. 5.1. Все расчеты удоб |
механизм с ведущим |
шатуном |
|||
нее вести в относительных |
едини |
|
|
цах, поэтому приведем уравнения замкнутости к безразмерному виду, разделив обе части равенства на /. При этом получим
cos г]з = а — Я cos ф; |
(5.1) |
|
5ІП'ф = |
Я,(8ІПф —х). |
(5.2) |
В уравнениях (5.1) и (5.2) |
обозначено: X— -гу, G = s-BJ- - и |
е |
Я, и к — параметры механизма, от которых зависят пределы измене ния переменных.
Записанные уравнения позволяют по одному из заданных пере мещений ф, сг или г|) найти два других.
В качестве независимой переменной в обычном кривошипноползунном механизме (X < 1) задается угол ф, в гидравлических и пневматических исполнительных механизмах — безразмерное пе ремещение а поршня, в механизме с заданным относительным дви жением — угол i|> или т]. Последние связаны между собой равенством
ті=180° —(ф + яр), |
(5.3) |
с помощью которого в уравнения (5.1) и (5.2) вместо функций угла •ф могут быть введены функции угла ц.
Отношение скоростей ведомого звена (или точки) и начального звена в дальнейшем будем называть кинематической передаточной функцией и обозначать через і с индексами. Например,
' 2 1 — |
' |
. |
а |
|
|
||
••• _ |
Ф .*32 — |
а~ |
|
|
ір • - |
тр |
'12 — "Г I
и т. д. Нетрудно видеть, что между кинематическими передаточными функциями существует связь:
Если известны кинематические передаточные функции и скорость начального звена, например 1, то искомые скорости легко находятся:
tt = qw'a, о = ф/3 і. |
(5.4) |
119
Дифференцируя уравнения |
(5.1) |
и (5.2), |
получим |
|
|
|||||
|
— г|) sin ір = |
а + |
Л.ф sin ф; |
|
(5.5) |
|||||
|
|
ij)cosi|) = |
Àcpcos9. |
|
(5.6) |
|||||
Из уравнения (5.6) |
передаточная |
функция |
|
|
||||||
|
|
, о і = |
І |
= |
5 |
і |
^ , |
|
(5.7) |
|
|
|
- 1 |
ф |
|
|
|
COS 1|) ' |
|
ѵ |
' |
а из уравнения |
(5.5) |
передаточная |
функция |
|
|
|
||||
гчі = |
— ==— |
Xsinœ — 4-stn'0) = — |
К—ѵт \ . |
|
(5.8) |
|||||
d l |
ф |
т |
|
ф |
|
|
1 |
cos\p |
ѵ |
' |
Выражения (5.7) и (5.8) показывают, что передаточные функции зависят только от положения механизма и не зависят ни от времени, ни от скорости начального звена.
Теперь нетрудно найти формулы для ускорений ведомых звеньев, если продифференцировать уравнения (5.4):
|
•Ф = ф ' 2 і + |
ф 2 ' " а і ; |
(5-9) |
|
ст=Ф'зі |
+ Ф г ' я і - |
(5 - |
Производные передаточных функций % и і'31 по углу ср имеют |
|||
вид |
|
|
|
fc__x*j |
+ w |
S S j - l . |
( 5 . П ) |
При основном движении начального звена с постоянной ско |
|||
ростью (ф = 0) первые слагаемые в правой части |
(5.9) и (5.10) |
||
обращаются в нуль. В начале движения, когда ф = |
0, отношение |
ускорений совпадает с отношением соответствующих скоростей. Если начальным является звено 2 или 3, то формулы для опреде ления скоростей и ускорений ведомых звеньев могут быть получены аналогично. Соответствующие формулы приведены в сводной
таблице на стр. 121.
Связь между угловыми координатами звеньев J и 2 задается уравнением (5.2), в которое входят параметры К и х. Эта связь приобретает простой вид для нормального кривошипно-ползунного механизма, которому соответствует к = 0, т. е. линия движения центра шарнира В проходит через ось О вращения звена /.
Поэтому из приведенных выше уравнений можно получить выра- 'жения для углового перемещения, скорости и ускорения шатуна нормального кривошипно-ползунного механизма. Так, при к = 0 из выражений (5.2), (5.7), (5.9) и (5.11) получаем для углового пере мещения
ф = aresin (К sin ф); |
(5.13) |
120