Файл: Кожевников С.Н. Теория механизмов и машин учеб. пособие для студентов вузов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 404

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

движения

ведомого

звена,

 

 

 

на которые

при

использо­

 

ь"1

 

вании

метода графического

 

 

 

дифференцирования

кри­

 

 

 

вой перемещений не обра­

 

 

 

тили

бы

внимания. Кроме

 

 

 

того,

с

помощью

планов

 

M 3 4

 

скоростей

 

и

ускорений

 

 

можно

получить

большую

 

 

 

точность при малой затрате

 

 

 

времени

на

исследование.

 

 

 

На рис. 8.10

изображен

 

 

 

кулачок, очерченный сопря­

 

 

 

женными дугами

окружно­

 

 

 

стей и прямыми. На криво­

 

 

 

линейной части de эквн-

Рис.

8.10. Построение планов скоростей

дистанты

кулачок

можно

и

ускорений

заменяющих механизмов

заменить

кривошипно-пол-

 

 

 

зунным механизмом, а на

 

 

 

прямолинейных

участках

de и ef эквидистанты — кулисными механизмами. В точках

сопря­

жения d u e

дуги de с прямыми можно

произвести

замену

кулач­

кового механизма как кривошипно-ползунным, так и кулисным механизмами.

При определении скорости и ускорения ведомого звена целе­ сообразно пользоваться повернутыми планами скоростей и уско­ рений с векторами скорости и ускорения, равными длине начального звена механизма.

Выбирая вектор ѵА равным ОхАх, получаем ѵА = kvOxA1. Отсюда вынужденное значение масштабного коэффициента скоростей kv

=kt(X>x.

Если план скоростей строить повернутым на 90° с полюсом в точке Ох (рис. 8.10), то вектор скорости точки Вх изображается

перпендикулярно

линии ОхАх

и получается

равным

отрезку

ОхЬх>

а вектор скорости относительного движения

ѵВА перпендикулярен

прямолинейному

участку cd

эквидистанты

и равен

отрезку

а1Ь1.

Таким образом, после построения повернутого плана скоростей

получаем

.

 

ѵв = ki<nxOxbx и ѵВА = ki®xaxbx.

При построении плана скоростей для участка de эквидистанты

.используем этот же метод. Конец вектора Oxbz скорости точки В2 лежит в точке Ьг пересечения перпендикуляра к средней линии направляющих, проведенного через Ох, с продолжением шатуна. Коэффициент kv тот же, что и для участка cd эквидистанты. Для нахождения действительного направления векторов скоростей план скоростей необходимо повернуть на 90° в направлении шх.

180


Ускорение точки Вх (рис. 8.10) для прямолинейного участка cd эквидистанты может быть выражено равенством

йв = йА + аВА-\-авл-

(8.4)

Если принять

то вынужденный масштабный коэффициент ускорений

ka = kiG>l.

Втаком случае ускорение Кориолиса

т.е. на плане ускорений ал,в, изображается отрезком Аф" = ЪАфу.

Поворачивая план ускорений на 180° и совмещая поліос плана с точкой Ох после построения пла­ на ускорений по уравнению (8.4), получим вектор ускорения В в виде отрезка Офі

ав1 = каОіЬ\.

На рис. 8.10 показано построе­ ние повернутого на 180° плана уско­ рений для кривошипно-ползунного механизма. Производя построение планов ускорений для ряда поло­ жений кулачка, сможем построить диаграмму в, <р].

На рис. 8.11 изображена диа­ грамма скорости ѵв ведомого звена, на которой следует отметить точки заострения d и е, получающиеся в результате перехода от одного за­ кона изменения скорости к друго­ му (переход от кулисного меха­

низма к

кривошипно-ползунному

и обратно).

 

Точки разрыва на кривой ус­

корений

соответствуют

точкам

сопряжения отдельных

участков

эквидистанты. Эти точки

разрыва

при

графическом дифференцирова­

нии

не

могут быть обнаружены,

Ш4Шт1

Кривоишпно-ползунный. механизм

Р и с 8.11. Диаграммы перемещений, скорости и ускорения заменяющих механизмов

181


между тем как они имеют существенное значение для оценки ра­ боты кулачкового механизма. Наличие их подтверждает сущест­ вование нежестких ударов, в результате которых сила, действую­ щая на звенья механизма, мгновенно меняет свою величину в конечных пределах. Этим недостатком обладают все кулачковые механизмы, профили кулачков которых составлены из сопряжен­ ных участков. Несопряженные участки на профиле кулачка для толкателя с острием (образующие точку заострения) вообще не­ допустимы, потому что в этом случае на кривой скоростей полу­ чается разрыв, а на кривой ускорений соответствующая ордина­ та принимает теоретически значение, равное бесконечности, т. е. появляется так называемый жесткий удар. В кулачковых меха­

низмах с роликовым

толкателем жесткий удар возможен только

на вогнутых участках

профиля.

§8.5. ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ВЫБОРА ЗАКОНА ДВИЖЕНИЯ ВЕДОМОГО ЗВЕНА КУЛАЧКОВОГО МЕХАНИЗМА

Под законом движения будем понимать зависимость между перемещением ведомого звена и временем. В случае поступатель­ ного или вращательного движения ведомого звена достаточно установить связь между перемещением одной из его точек и временем, что даст возможность судить о положении звена для любого момента времени. При равномерном вращении кулачка перемещение ведомого звена может быть представлено также в функции угла поворота кулачка.

При синтезе кулачкового механизма предварительно должен быть выбран закон движения ведомого звена в зависимости от тех

операций,

которые выполняет

кулачковый

механизм

в машине,

и должны

быть определены

размеры его

звеньев

так, чтобы

условия работы механизма были наивыгоднейшими. Эти две основные задачи могут быть решены самостоятельно.

При выборе закона движения нельзя отвлекаться от тех конкретных операций, для выполнения которых предназначен проектируемый механизм.

В одних случаях движение ведомого звена вполне опреде­ ляется технологическим процессом, реализуемым в проектируе­ мой машине, в других случаях необходимо лишь за известный про­ межуток времени перевести ведомое звено из одной позиции в другую. Если в первом случае закон движения ведомого звена

должен считаться

заданным, то во

втором — его

можно выби­

рать. В токарном

автомате, например,

резец должен

перемещаться

механизмом продольной подачи с постоянной скоростью, обеспе­ чивающей заданную подачу на один оборот изделия. Перемеще­ ние резца, таким образом, будет линейной функцией угла по­ ворота кулачка, т. е. закон движения ведомого звена задан.

При проектировании построителей приборов для управления

182


зенитным артиллерийским огнем, механизмов текстильных машин, компенсирующих механизмов цепных приводов и т. д., законы дви­ жения ведомых звеньев задаются более сложными функциями, опре­ деляемыми операциями, для выполнения которых строится меха­ низм или машина.

Нередко закон движения задается целиком только для одной или нескольких фаз движения ведомого звена. Для остальных же фаз он может быть выбран произвольно. Например, для упомя­ нутого выше механизма продольной подачи металлорежущего авто­ мата закон движения при подводе резца к изделию и при отводе его может быть выбран произвольно.

Проектирование механизмов, в которых задаются лишь началь­ ная и конечная позиции ведомого звена, определяющие его ход, затрудняется необходимостью выбора закона движения ведомого звена. В этом случае из бесконечно большого числа возможных законов необходимо выбрать наиболее благоприятный с точки зре­ ния динамики работы механизма и его долговечности. В случае проектирования кулачков в механизмах распределения тепловых двигателей выдвигается еще требование получения возможно боль­ шего «время X сечение», т. е. возможно большего Jsdcp, пропорцио­ нального площади, ограниченной кривой Is, q>] на диаграмме пере­ мещений.

При выборе закона движения ведомого звена необходимо от­ личать случаи, когда задан только ход ведомого звена, от случаев, когда требуется построить переходные части профиля с целью улучшения условий работы механизма.

Наиболее распространенными законами движения ведомого звена являются параболический, при котором ускорение по участ­ кам постоянно, синусоидальный, косинусоидальный и трапеце­ идальный. Эти законы движения могут быть воспроизведены в ку­ лачковом механизме любого типа.

Более универсальным является полидинамический закон, описы­ вающий ускорение ведомого звена некоторым полиномом. В дина­

мическом отношении этот закон для быстроходных

механизмов

с практически упругими звеньями — наилучший.

 

Параболический закон движения. При удалении ведомого звена

 

d2s

кулачкового механизма на расстояние h (рис. 8.12)

^ остается

неизменным по участкам за время поворота кулачка на угол ср:

^ r d ^ b : = z c o n s t

( 8 ' 5 )

Углы ср! и ф', в пределах которых положительное и отрица­ тельное ускорения для фазового угла фх удаления остаются постоян­ ными, могут быть различными. Их отношение обозначим через k±.

! =

'

(8-6)

183


 

Рис. 8.12. Графики параболического закона движения

 

Так

как срі + фі — фц то

 

 

 

 

ФІ = Ф і Т ^

(8.7)

 

 

 

Ф « = Ф і Т + ѵ

(8.8)

 

 

Последовательно интегрируя дважды выражение (8.5) при из­

менении

ф в пределах 0 < ф < ф [ ,

получим

 

 

ds

Vi

 

(8.9)

 

dq>

(ûj

 

 

 

 

 

s = ^ 2

- r - C ^

+ C2 .

(8.10)

184

Начальными условиями для определения постоянных интегри­ рования при изменении угла ср в пределах 0 < ф < фі будут сле­ дующие:

 

при ср =

0 ѵ = 0 ( j 9 = o )

и

s = 0.

(8.11)

При этих начальных условиях обе постоянные

интегрирования

обращаются в нуль: С], = Са

=

0 и, следовательно,

 

 

 

 

% = Ь[у

 

 

 

(8.12)

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

s =

^

;

 

 

 

(8.13)

здесь

— линейная

функция

ф,

принимает наибольшее значе-

 

 

 

d-s т ,

 

 

 

 

 

мне при изменении

знака

 

Гак как

в

конце

удаления при

 

ds

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф — Фі — ФІ + Фі rf(p =

т о

площади

прямоугольников OFGH и

HJKL

на диаграмме

 

, фj

должны

быть

равны, т. е.

откуда

Й-$Ч- <8Л6)

Перемещения si и s* ведомого звена, соответствующие углам поворота ф| и ф* ведущего звена, пропорциональны площадям

треугольников OCD и DCE диаграммы ^ ,

ф j и, следовательно,

могут быть представлены равенствами

 

it

п

*

ітах *

 

откуда

 

 

 

§ •

<8 Л 8 >

Равенство (8.18) показывает, что точка В сопряжения парабол лежит на прямой OA. Этим обстоятельством следует пользоваться при построении кривой перемещений по заданным А, фх и kx.

185