Файл: Кожевников С.Н. Теория механизмов и машин учеб. пособие для студентов вузов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 407
Скачиваний: 3
Каждая из этих функций может быть построена при использо вании графических методов. Это построение приведено на рис. 8.14. Рассматриваемый закон движения толкателя характерен, наличием нежестких ударов в начале и конце удаления. Ударная сила опре
деляется амплитудой ускорения |
и массой ведомого звена. |
я2
Наибольшее ускорение в -g- раз больше, чем ускорение при пара болическом законе. Если сопоставить максимумы ускорений парабо
лического, косинусоидального и синусоидального законов, то они относятся, как 1 :^г-:у или 1 : 1,23, : 1,57.
Трапецеидальный закон движения. Если ускорение изменяется по трапеции (рис. 8.15), то кривая скоростей составлена из частей парабол и отрезков прямых, а кривая перемещений — из сопря женных отрезков кубических и простых парабол.. Применением этого закона движения удары в кулачковом механизме устраняются вообще, а максимальное ускорение может быть сделано меньшим, чем при синусоидальном законе движения. Для этого нужно зна чения углов, в пределах которых ускорение меняется линейно, взять достаточно малыми, с тем, чтобы трапеция незначительно отлича лась от прямоугольника.
Линейный закон движения. На рис. 8.16 изображен график линейного закона движения ведомого звена кулачкового механизма. Скорость, остающаяся неизменной в пределах всей фазы ф ъ мгно венно возрастает от нуля до ѵ = const в начале движения и также
мгновенно уменьшается в конце. На диаграмме ^dcp'd s Ф в соответ-
ствующих точках кривая скоростей претерпевает разрывы. Ускорение ведомого звена для всех значений угла равно нулю, за исключением тех, при которых кривая скоро стей претерпевает разрыв. В этих точках ускорение теоретически
Рис. 8.15. Трапецеидальный закон дви |
Р и с 8.16. Линейный закон движе |
жения |
ния |
191
Рис. 8.17. Вписывание пе реходных кривых в линей ный закон движения тол кателя
равно бесконечности. В механизме появ ляются так называемые жесткие удары, в результате которых силы, действующие на звенья, возрастают теоретически до бесконечности, что не допускается.
Поэтому целесообразно при проекти ровании кулачковых механизмов заранее вводить переходные кривые, с помощью которых сопрягаются два участка кривой перемещения, а силы инерции, пропорцио нальные ускорению, сводятся до жела тельной величины.
Рассмотрим вписывание переходных кривых при изменении ускорения по си нусоиде. Угол поворота кулачка, в пре делах которого ведомое звено совершает движение по переходному закону дви
жения, |
обозначим |
через ср', тогда |
d2s |
i l - я |
(8.38) |
-г „ = |
0 s i n - , ф. |
Дважды интегрируя, получаем
ds |
г |
cos ^ Ф ; |
(8.39) |
||
d y ~ |
L v |
||||
|
|
|
|||
s = Ci4> • <f"b' . Я |
. |
(8.40) |
Условием сопряжения переходной кривой с осью абсцисс и пря
мой заданного |
закона |
движения |
в точках |
а и b (рис. 8.17), если |
|||||
начало отсчета ф в точке а, |
будет следующее: |
|
|
||||||
л |
ds |
n |
s = |
n |
|
I |
ds |
f m a v |
|
при ф = 0 |
^ = |
0, |
|
0. и при ф = Ф |
Ар |
|
|
||
где у т а х — заданная |
постоянная |
скорость. |
|
|
|||||
|
и (8.40), |
получаем |
|||||||
Подставляя |
эти условия в формулы (8.39) |
||||||||
|
|
|
Сг = ^-Ь' и С2 = 0, |
|
|
||||
что дает после |
подстановки Сг, |
С2 и ф = |
ф' в формулу |
(8.39) |
|||||
|
|
|
|
|
|
2у'щ ' |
|
|
(8.41) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ЭТИ значения постоянных позволяют формулу (8.40) предста вить в виде
ф'гѴ-ѵ / Ф |
1 . |
я |
„ |
|
||
max |
I Ф |
|
„, „ |
|
(8.42) |
|
S = - 2си |
-7 |
Я |
Sin —г ф |
|||
ф |
|
ф |
г |
|
192
В конце переходного участка при Ф = Ф' перемещение ведомого звена
,Ф ' и т а х
S — 2<ùt •
Если в начале и конце удаления толкателя вписаны одинаковые кривые, то полный заданный ход ведомого звена можно выразить так:
/г = |
2s' |
(ФІ-Ѵ). |
|
|
отсюда |
Cûj/l |
|
|
|
Фі |
- ф ' = ф 1 + ф ' - |
(8.43) |
||
|
||||
|
|
|
||
Последнее равенство |
показывает, что при заданных |
h и ѵтах |
фаза была бы равна ф х , если в кривой Is, ф] имели бы место разрывы,
а при включении |
переходных кривых в начале и конце |
движения |
||||||||
фаза увеличивается на ф'. |
|
|
|
|
|
|
|
|||
Угол ф' нужно выбирать из условия, чтобы ускорение не выхо |
||||||||||
дило |
за допустимые пределы атах, |
а |
радиус |
кривизны |
в соответ |
|||||
ствующей части |
профиля |
кулачка |
был бы не меньше |
радиуса ро |
||||||
лика. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Так как ускорение ведомого звена a = Ь'щ, то должно удовле |
||||||||||
творяться неравенство |
|
|
b'w'i, |
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
или |
отсюда |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ф |
|
|
|
|
|
|
(8.44) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В тех случаях, когда необходимо сохранить заданную величину |
||||||||||
фазы ф ъ из уравнения (8.43) следует определить ѵтах |
по известным |
|||||||||
Л и ф'. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Динамические требования к закону движе |
|
|
|
|
||||||
ния. Рассмотренные здесь законы движения |
|
|
|
|
||||||
не во всех случаях могут удовлетворить поста |
|
|
|
|
||||||
вленным при проектировании кулачковых ме |
|
|
|
|
||||||
ханизмов условиям. Если требуется, напри |
|
|
|
|
||||||
мер, воспроизвести перемещения с высокой |
|
|
|
|
||||||
точностью и исключить возможность появле |
|
|
|
|
||||||
ния |
динамических перегрузок |
в |
механизме, |
|
|
|
|
|||
то при выборе удовлетворяющего этим усло |
|
|
|
|
||||||
виям механизма необходимо обратить внима |
|
|
|
|
||||||
ние на возможность появления деформаций |
|
|
|
|
||||||
звеньев, т. е. необходимо |
отказаться |
от пред |
|
|
|
|
||||
ставления о звеньях как о твердых |
телах. |
n 0 |
1 0 |
п |
|
|||||
п |
|
|
|
|
и |
РИС. о. іо. |
ѵ^хема ку- |
|||
Пусть между толкателем и ведомой мае- |
лэчкового |
механизма |
||||||||
сой |
заключено |
упругое |
звено |
(рис. 8.18). |
с упругим |
толкателем |
||||
7 |
С. Н. Кожевников |
|
|
|
|
|
|
|
193 |
Тогда его сила упругости определится произведением |
дефор |
|||||||
мации |
sß — X и жесткости |
с. |
В упругом |
звене |
вследствие |
|||
внутреннего |
трения |
материала |
возникают |
сопротивления |
||||
A'i ( S ß |
— -ѵ), |
пропорциональные относительной |
скорости. |
Кроме |
||||
этого, |
на движущееся звено |
действуют внешние |
силы |
постоянные |
||||
и зависящие |
от скорости |
(Кх). Поэтому расчетную схему |
можно |
|||||
представить так, как это показано |
на рис. 8.18. В первом прибли |
жении можно учесть только действие силы упругости, сообщающей массе m ускорение
x = - = -(sD-x). |
(8.45) |
Перемещение ведомой массы определяется, таким образом, из
дифференциального уравнения |
|
|
|
|
.v + |
ß2 x = |
ß2 sß ; |
(8.46) |
|
здесь ß = "j/"-jL—цикловая |
частота |
колебании |
массы, связанная |
|
с периодом Т собственных колебаний |
системы |
равенством |
||
|
ß = |
y |
|
|
Из уравнения (8.45) видно, что х — перемещение ведомой массы отличается от перемещения sD острия толкателя на величину ~ ,
причем это различие тем больше, чем больше m и меньше с. Отсюда следует, что при выборе закона изменения ускорения
ведомого звена следует обращать внимание еще и на более высокие производные, т. е. ускорения второго, третьего и более высоких порядков.
Продифференцируем дважды уравнение (8.46):
* + ß** = |
ß8 sB ; |
|
"х - f ß s * = |
ß*sB; |
(8.47) |
xiv +߻Jc = |
ß*sB . |
|
Из равенств (8.47) можно выяснить требования, которые нужно предъявить к закону движения ведомого звена. В начале и конце фазы ускоренного движения при отсутствии жестких и нежестких
ударов для ф = 0 и ф = фі должно быть s — s — s = 0. |
|
||
Из равенств (8.47) вытекает, что при этих положениях |
кулачка |
||
должно быть х = х = х = х= хІѴ = |
0. Кроме этого, функция и |
||
ее первые четыре |
производные в пределах 0 •< Ф • < Фі не должны |
||
иметь точек разрыва первого и второго рода. |
|
||
Подходящим |
выбором ускорения |
второго порядка |
ведомого |
звена, т. е. закона изменения х, можно удовлетворить поставлен-
194
ным условиям. Например, если х = ayl — cos ^ ф ] . т о в с е усло вия могут быть удовлетворены. Кроме этого, закон изменения ускорения второго порядка можно принять в форме полинома, постоянные которого должны быть определены из начальных и конечных условий.
Если выбран закон изменения х и постоянные m и с механизма известны, то, пользуясь уравнением (8.46), можно определить пере мещение острия толкателя Sß, а по последнему построить профиль кулачка. Разумеется, что построенный таким образом профиль
будет |
отличаться от профиля, построенного по закону sß = х. |
|||||||
Если |
задаваться законом изменения sB, |
то динамическая |
ошибка |
|||||
может |
быть |
найдена |
после |
отыскания |
частного |
решения |
уравне |
|
ния (8.46). |
|
|
|
|
|
|
||
Эта |
ошибка может быть |
определена |
из уравнения |
|
||||
|
|
|
|
|
t |
|
|
|
|
|
|
Ax=sB |
— x = ~^^ Sß (т) sin ß (/ — т) |
di, |
|
||
где 0 |
< |
т < |
t. |
|
о |
|
|
|
|
|
|
|
|
§ 8.6. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЗМЕРОВ ЗВЕНЬЕВ КУЛАЧКОВЫХ МЕХАНИЗ МОВ С ОСТРЫМ ИЛИ СНАБЖЕННЫМ РОЛИКОМ ТОЛКАТЕЛЕМ
Рассмотрим сначала определение размеров кулачкового меха низма с вращающимся коромыслом. Усилие Р13, действующее со стороны кулачка на коромысло, направленное вдоль нормали NN (рис. 8.19) к профилю кулачка или, что то же самое, к эквидистанте, может быть разложено на направление радиуса СВ3 коро мысла и на направление, перпендикулярное последнему. При этом получаем
M |
pt |
и |
|
^ = - Г ^ т > ; |
(8.49) |
здесь •& — угол давления, зависящий от заданного закона движения и минимального радиуса-вектора эквидистанты, и Івс — длина ко ромысла.
Качество работы кулачкового механизма может быть охаракте ризовано коэффициентом возрастания усилия
13
и коэффициентом полезного действия механизма. Из формулы (8.48) видно, что чем больше угол г}, тем тяжелее условия работы меха-
7* |
195 |
|
|
|
|
низма, |
потому |
что сила |
Р13 |
возра |
|||||
|
|
|
|
стает с увеличением Ф при том же |
|||||||||
|
|
|
|
значении |
|
М3, |
|
к. п. д. |
механиз |
||||
|
|
|
|
|
Кроме |
этого, |
|||||||
|
|
0>3 |
ма |
является функцией угла |
давле |
||||||||
|
|
|
|
ния, |
вследствие |
чего'" положение |
|||||||
|
|
|
|
оси |
кулачка или, что то же самое, |
||||||||
|
|
|
|
значение |
|
минимального |
радиуса- |
||||||
|
|
|
|
вектора г0 эквндпстанты должно, |
|||||||||
|
|
|
|
быть выбрано так, чтобы ни при |
|||||||||
|
|
|
|
одном из положений кулачка пере |
|||||||||
|
|
|
|
менный |
угол |
давления |
Ф не пре |
||||||
|
|
|
|
восходил |
|
бы |
заданной |
величины |
|||||
|
|
|
|
Фтах, |
П р и |
КОТОРОЙ |
К. П. Д. МѲХЯ- |
||||||
Рнс. 8.19. Определение угла давле |
низма |
и коэффициент |
возрастания |
||||||||||
|
ния |
|
|
усилия |
имеют |
приемлемую |
вели |
||||||
|
|
|
|
чину. При определении |
минималь |
||||||||
ного радиуса-вектора |
необходимо еще иметь в виду получение ми |
||||||||||||
нимальных |
габаритных |
размеров механизма [22, 23, 24]. |
|
|
|||||||||
Между |
вектором |
скорости |
на |
повернутом |
плане |
скоростей, |
|||||||
|
|
dsn |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
равным отрезку х и ~ |
(рис. 8.19), может быть установлена |
связь |
|||||||||||
в форме |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
dsr. dq>
в равной мере справедливая для механизмов с поступательно дви
жущимся толкателем и с коромыслом. Используя отрезок х, можно |
||||||||||
отыскать такое положение оси Ог кулачка, при котором |
Ф^Фщах |
|||||||||
для |
всех положений |
коромысла. |
|
|
|
|
||||
Если через ось Ох |
кулачка провести линию, параллельную нор |
|||||||||
мали NN, то на направлении коромысла отсечем отрезок BSD — х, |
||||||||||
причем построенная |
линия с направлением |
коромысла |
составляет |
|||||||
угол |
90° — ft. |
|
|
|
dsn |
|
|
|
|
|
Таким |
образом, если |
|
то, |
откладывая от |
||||||
известно —-• = ßj%, |
||||||||||
точки В3 вдоль направления |
коромысла отрезок |
х |
и |
соединяя |
||||||
его |
конец |
с |
осью |
0± |
вращения кулачка, легко определить |
|||||
угол |
давления |
для |
заданного |
положения |
кулачка |
или, наобо |
рот, по заданному углу давления можно построить линию, парал
лельную нормали и проходящую через ось вращения |
кулачка |
|
(рис. 8.19). |
х, следует придерживаться следующего |
|
Откладывая отрезки |
||
правила: при вращении |
кулачка и коромысла в одном |
направле |
нии > отрезок X откладывают от точки В3 в направлении С; при вращении кулачка и коромысла в противоположных направле-
196