Файл: Кожевников С.Н. Теория механизмов и машин учеб. пособие для студентов вузов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 427

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Применение нормальных зубчатых колес с постоянной высотой головки зубьев и постоянным углом зацепления вызвано стремле­ нием получить систему сменных зубчатых колес с постоянным расстоянием между центрами для одной и той же суммы чисел зубьев, с одной стороны, и с другой — сократить число комплектов зубо­ резного инструмента в виде модульных фрез, которыми должны снабжаться инструментальные мастерские. Однако условие смен­ ности зубчатых колес при постоянном расстоянии между центрами может быть удовлетворено и при корригированных зубчатых коле­ сах, построенных по определенной системе.

Применение нормальных геометрических элементов при проек­ тировании механизмов, в которых зубчатые колеса работают в паре

и с другими колесами не зацепляются, ограничивает

конструктора

в смысле выбора наилучших для работы передачи

параметров и

не позволяет сократить размеры передачи из-за возможного подре­ зания ножек. Совершенно очевидно, что в таких случаях можно отказаться от нормальных соотношений и параметры могут быть выбраны из условия наибольшего благоприятствования работе пере­ дачи.

Корригирование зубчатых колес в большинстве случаев приме­ няют для улучшения условий работы зубьев (увеличения их проч­ ности, уменьшения наибольших значений удельного скольжения, влияющего на износ боковых поверхностей и др.).

Размеры зубчатой передачи можно уменьшить снижением числа зубьев зубчатых колес, у которых должно отсутствовать внедрение профилей. Как это видно из формулы (9.19), число зубьев малого колеса при фиксированном передаточном отношении может быть уменьшено за счет увеличения угла зацепления.

Помимо этого, многие передачи не могут быть вообще построены с нормальными зубчатыми колесами. Это относится главным обра­ зом к соосным передача.м, у которых две или более пар зубчатых колес должны иметь осп, геометрически совпадающие при фиксиро­ ванных передаточных отношениях зубчатых колес.

Методы расчета нестандартных зубчатых колес по заданным условиям объединяются под общим названием корригирования зуб­ чатых колес. При удовлетворении тех или иных условий при расчете зубчатых колес получаем определенную систему расчета или систему корригирования.

С точки зрения изменения геометрических элементов зубчатого зацепления различают высотное корригирование, корригирование по углу зацепления и смешанное корригирование.

При высотном корригировании изменяются высота головки и высота ножки зуба по сравнению с нормальным зацеплением, а

угол

зацепления

остается нормальным.

 

 

 

В

зубчатом

зацеплении, подвергнутом

корригированию

по

углу, угол зацепления не равен 20° . При

смешанном

корриги­

ровании в рассчитываемых зубчатых колесах

отличаются

от

нор-

244


мальных значений как высота головок зубьев, так н угол зацеп­ ления.

Корригированные зубчатые колеса могут быть изготовлены ме­ тодом обкатки стандартным инструментом, в качестве которого в дальнейшем будем принимать зубчатую рейку с высотой головки зуба 0 = tn0s или hô = 0,8m0s, где mos — модуль рейки.

§9.14. АБСОЛЮТНЫЙ И ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ СДВИГ ПРОИЗВОДЯЩЕЙ РЕЙКИ

На рис. 9.20 изображена инструментальная рейка, при помощи которой производится нарезание зубчатых колес. Угол стандартных реек равен 20°. Толщина зуба по средней линии рейки равна ширине впадины. Часть зуба рейки, расположенная вне средней прямой, называется его головкой, остальная — ножкой. Высоты головки и ножки зуба у нормальной инструментальной рейки одинаковы, причем относительная высота профилирующей части головки и ножки зуба рейки принимается равной единице для нормального зуба и 0,8 для укороченного. Помимо профилирующей части зуба, очерченной прямой линией, головка и ножка зуба имеют закруглен­ ные части, служащие для образования радиального зазора между головкой и ножкой зуба введенных в зацепление нарезанных зубча­ тых колес. Высота закругленной части зуба принимается равной 0,2 ч - 0,25/Ло*.

Шаг по делительной окружности нарезаемого колеса равен шагу рейки, толщина зуба — ширине впадины рейки по делительной прямой, а ширина впадины колеса — толщине зуба рейки.

Если модульная прямая / / ' — / / ' совпадает с делительной пря­ мой, то толщина зуба и ширина впадины нарезаемого колеса по делительной окружности будут одинаковыми (рис. 9.21).

Рейку в процессе нарезания можно расположить так, что модуль­ ная прямая не будет совпадать с делительной прямой, при этом толщина зуба и ширина впадины по делительной окружности полу­ чаются неодинаковыми.

Делительная

пряная

см '

Рнс. 9.20. Инструментальная рейка

245

А/

[п'

\ ! І

Таким образом, в за­ висимости от расположе- НІІЯ модульной прямой стандартной рейки относптельно делительной прямой толщину зуба по делительной окруж­ ности можно получить различной величины и одновременно с этим можно изменить конту­ ры зубьев в желатель­ ном направлении.

06 этом можно су-

Рнс. 9.21. Нарезание колеса рейкой со сдвигом дить ПО рис. 9.21, на ко-

тором тонкими линиями очерчен контур зуба при нормальной установке рейки, когда модуль­

ная прямая рейки касается делительной окружности, и жирными ли­ ниями — контур зуба при отодвинутой рейке от центра колеса на величину .v.

Таким образом, отодвигание рейки от центра Ох колеса дает воз­ можность получить более прочный зуб, имеющий у основания ножки большую толщину, чем при нормальной установке рейки, а наименее точная часть эвольвенты у ее основания не включается в рабочую часть профиля.

Величина смещения рейки имеет свои пределы, определяемые подрезанием ножки и заострением головки зуба. По мере отодвига­ ния рейки от центра Ох толщина зуба по окружности головок умень­ шается, что можно наблюдать на рис. 9.21, и при некотором значе­ нии сдвига она обращается в нуль, т. е. зубья колеса получаются заостренными.

Расстояние между делительной и модульной прямыми назы­ вается абсолютным сдвигом х рейки, а будучи отнесенным к модулю

рейки, называется относительным сдвигом g =

.Относительный

 

rnas

сдвиг является оператором, применяемым при расчете нестандарт­ ных зубчатых колес эвольвентного зацепления.

Абсолютный сдвиг будем считать положительным, если модуль­ ная прямая располагается от центра колеса дальше делительной прямой, и отрицательным, если она находится между делительной прямой и центром нарезаемого колеса.

Определим толщину зуба нарезаемого колеса по делительной окружности, если рейке сообщен сдвиг х.

Из рис. 9.20 следует, что толщина зуба s'R рейки по делительной

прямой

 

i = f-2x

tgaos.

246


Так как сумма толщин зубьев s'A по делительной

прямой и по

делительной окружности колеса равна шагу рейки,

т. е.

вц-\- sA =

t0s,

 

то искомая толщина зуба по делительной окружности

s ; = m t e ( f - +

2gtga 0 i ) .

(9.21)

Относительный сдвиг может быть различным, однако его мини­ мальное значение при условии отсутствия подрезания соответствует прохождению линии головок рейки через точку касания L x линии зацепления с основной окружностью. Если рейку приблизить к центру колеса так, что линия головки будет пересекать линию за­ цепления вне отрезка PLt, то ножка колеса будет подрезаться.

Допустим, что линия головок рейки проходит за точкой L l t тогда рейке следует сообщить сдвиг х, равный, как это следует из рис. 9.21, следующему:

где

, » mosz . ,

hi = - y - s i n 2 a 0 i .

Для придания более простой формы выражению для х предста­ вим его через минимальное число зубьев г0 нормального колеса, за­ цепляющегося с рейкой, определяемого формулой (9.19):

г = - ^ _

Следовательно,

 

0

s i n * aos

"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

х =

Пт05[і~^).

 

Относительный

сдвиг

| m m отсюда

выражается формулой

 

 

 

Ê m i n ^ f e . 5 ^ .

(9.22)

Для 20-градусной рейки z0, вычисленное

по формуле (9.19),

равно

17,1 я« 17. Если,

кроме

того,

принять

нормальную рейку

с /6 =

1, то при aos

= 20°

 

 

 

 

 

 

Ітш=¥^-.

 

(9.22')

Минимальный относительный сдвиг 20-градусной рейки при на­ резании колес с z < 17 — положительный, т. е. рейка отодвигается от центра, а при нарезании колес с z > 17 — отрицательный, т. е. рейка может быть придвинута к центру колеса по сравнению с ее нормальной установкой.

247


§ $.15. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЗМЕРОВ КОРРИГИРОВАННЫХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС ПО ОТНОСИТЕЛЬНЫМ СДВИГАМ РЕЙКИ

Обычно при вычислении размеров корригированных зубчатых колес полагают, что пара зубчатых колес гх и г2 , толщины зубьев которых по делительной окружности определяются заданными относительными сдвигами ^ и | 2 , введены в беззазорное зацепление, в результате чего зубья касаются своими правыми и левыми профи­ лями. Такое зацепление возможно только в том случае, если зубча­ тые колеса имеют одинаковый нормальный шаг или, что то же саше,

одинаковый шаг по

эвольвентной окружности t0 = n/»o s cos aos.

Будем полагать,

что относительные сдвиги рейки для каждого

из зубчатых колес выбраны в таких пределах, что не получается ни подрезанной ножки, ни заостренной вершины зуба.

Если для колеса гх сдвиг

модульной прямой рейки принят \ х ,

а для колеса г2 — | 2 , то толщины зубьев s\A

и

по делительной ок­

ружности каждого из колес будут равны

(рис. 9.20):

s ; s

=

^

+ 2|1 m0 s tgao s ;

(9.23)

s« =

-

^

+ 2&.mOJ tgao,.

(9.23')

При введении в зацепление этих зубчатых

колес общая нормаль

к профилям, касающаяся основных окружностей, пересечет линию центров в полюсе зацепления и, следовательно, определит величину радиусов начальных окружностей каждого из колес.

Пусть радиусы начальных окружностей будут гх и г2 . Воспользо­ вавшись установленной выше связью между толщинами зубьев на окружностях различного радиуса, выраженной формулой (9.4), определим толщину зуба по начальной окружности каждого из

сопряженных колес:

 

 

 

 

 

5 і = 5 і д ^ -

+

 

ад(ѵ>0-^);

(9.24)

 

"4s

 

 

 

 

 

s* = Su^

+

msz.2(uo-$s)\

(9.24')

здесь ms — модуль

'"OS

 

 

 

 

зацепления

в

торцовом сечении;

 

•ôs — эвольвентная функция

угла давления для точек эволь­

венты, лежащих на начальной окружности, численно

равного

углу зацепления.

 

Сумма толщин зубьев колес по начальным окружностям пары зубчатых колес равна шагу зацепления, так как толщина зуба од­ ного колеса равна ширине впадины второго:

Складывая выражения (9.24) и (9.24'), после сокращения на мо­ дуль зацепления получим

Л = Л - f (Zj . - f z2) (#о - s) + 2 t g ctûs ( І ! -1- c 2 ) .

248


Отсюда эвольвентная функция угла зацепления

(9.25)

а угол as зацепления определяется

из выражения

t g a â - a s =

4 .

Расстояние Л между центрами равно сумме радиусов начальных окружностей':

А--

или, так как

 

cos

 

aos

 

и

Г, = -

'02

m0Sz2 cos o:0i;

cos as

2 cos

 

 

 

 

2 cos а .

 

 

 

 

 

 

 

cos as

 

 

m

1

 

и /

cos

a.

os

 

Ло cos а

(9.26)

 

 

 

 

 

 

 

0

 

 

 

2

 

"

 

cos as

 

'

cos a s '

 

где Л 0 расстояние

между

центрами

нормальной

пары зубчатых

колес.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выражая расстояние А между центрами введенных в зацепление зубчатых колес через модуль зацепления ms, имеем

Сравнивая два полученных для Л выражения, получаем

cos Uns m. ••moscos as

Толщина зуба по начальной окружности каждого из колес опре­ деляется формулами (9.24) и (9.24'). Если принять во внимание най­ денное выше значение (9.25) эвольвентной функции угла зацепления и выражения (9.23) и (9.23') для толщины зуба по делительной ок­ ружности, то

ms

mos 1

v 0

 

 

 

 

T + A l

t g a ° s ~ Z l

• г, + г2

1

или

 

 

 

 

 

 

. . ^ » + 2 ^

^

)

^ .

( 9 . 2 8 )

Аналогично для толщины зуба колеса

m , ~~ 2

г, + г2

L g a ° J -

 

Высота ножки зуба

при наличии от­

носительного сдвига может быть опреде­

лена по рис. 9.22 и выражена

равенством Рис. 9.22. Определение высо­

hl = 1,2bm0s

-

X + rt

— г д 1

ты ножки зуба корригиро­

ванного колеса

249