Файл: Кожевников С.Н. Теория механизмов и машин учеб. пособие для студентов вузов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 428

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

или

h\ = п

- Д І + m0sSi) +

1,25/n0t.

(9.29)

Аналогично

 

 

 

Л*" = r2

— (лд 2 + nioslz) +

1,25/n.

(9.30)

Сохраняя радиальный зазор между окружностями головок и впадин равным 0,25 mos, получаем для высот головок зубьев выраже­ ния

 

li\ = hl — 0,25m0s

= r2

— (^дз + '»о*Ы + mos;

(9.31)

 

lh = h"i— 0,25mos

= ri — (/-ді + m 0 ^ x ) - f m0 i . "

(9.32)

В соответствии с этим диаметры заготовок будут равны:

для

колеса zx

 

 

 

 

или

Del = 2 ( а +

Лі) = 2 [(n + г2 ) - г д 3 + m M ( 1 - У ]

(9.33)

 

 

 

 

 

 

Del

= 2A-m0s(z2

+ 2l2-2);

(9.34)

для

колеса z2

 

 

 

 

 

De2

= 2A-m0s(z1

+ 2tl-2).

(9.35)

Каждое из рассчитываемых корригированных зацеплений необ­ ходимо проверять на заострение зубьев и на степень перекрытия.

§9.16. ВНУТРЕННЕЕ ЗУБЧАТОЕ ЗАЦЕПЛЕНИЕ

ИЕГО ОСОБЕННОСТИ

Если начальную окружность малого колеса расположить внутри начальной окружности большого колеса, то получим внутреннее зацепление (рис. 9.23), у которого полюс лежит вне линии центров, т. е. делит последнюю внешним образом на отрезки, обратно про­ порциональные угловым скоростям: щ и ю2 здесь имеют одинаковый знак, потому что зубчатые колеса вращаются в одну сторону.

Скорость скольжения профилей при внутреннем зацеплении будет меньше, чем при внешнем зацеплении колес с такими же радиусами начальных окружностей и при одинаковом расположении точки зацепления относительно полюса, благодаря тому, что при внутреннем зацеплении относительная угловая скорость а>21 равна разности абсолютных значений угловых скоростей колес, а не сумме, как это имеет место при внешнем зацеплении:

ü21=rPk(w2-ai),

(9.36)

где Pk — расстояние между

точкой зацепления

и полюсом.

• Следствием уменьшения

скорости относительного скольжения,

а следовательно, и удельного скольжения во внутреннем зацепле­ нии, по сравнению с внешним, является меньший износ профилей и более высокий к. п. д.

250


Рис. 9.23. Внутреннее эвольвентное зацепление

Построение профилей зубчатых колес при внутреннем зацеплении ничем не отличается от описанного построения для внешнего зацеп­ ления, поэтому все те способы, которые применялись для построения профиля, построения сопряженных точек, рабочей части профиля и пр., целиком можно перенести и на рассматриваемый случай зацеп­ ления. Нужно при этом иметь в виду, что пространство, соответ­ ствующее в колесе с внешним венцом впадине, в колесе с внутренним венцом будет заполняться телом зуба. Благодаря этому толщина зуба s2 на окружности заданного радиуса г2 через толщину sL зуба на окружности радиуса гг будет определяться не выражением (9.4), а следующей формулой:

Из формулы (9.37) имеем

251

где si и si — толщина зуба колеса с внутренним венцом на окруж­ ностях радиусов і\ и г.г.

При внутреннем зацеплении возможно подрезание ножки зуба малого колеса, если окружность головок большого колеса будет пересекать линию зацепления в пределах отрезка L X L 2 или за точ­ кой L . 2 . Наименьшее число зубьев малого колеса, свободного от подрезания, может быть определено по формуле (9.19). При одина­ ковом с внешним зацеплением передаточном отношении, при внут­ реннем зацеплении число зубьев у малого колеса получается боль­

шим, потому что / 2 1

положительно. Формула (9.19) принимает

вид

 

 

 

4/:

(9.39)

 

 

Одной из особенностей внутреннего эвольвентного зацепления является возможность интерференции, т. е. наложения профиля колеса с внешним венцом на профиль колеса с внутренним венцом. Это_ явление, отсутствующее у внешнего зацепления, значительно усложняет расчет зубчатых колес с внутренним зацеплением, осо­ бенно при проектировании передачи с числом зубьев колес, близ­ ким одно к другому. В этом случае может оказаться, что изготовлен­ ные зубчатые колеса нельзя ни при одном из положений ввести

в зацепление из-за наложения профилей. Если интерференция по­

является в процессе

нарезания, то часть профиля головки колеса

с внутренним венцом

может быть срезана долбяком.

Для выяснения геометрической картины интерференции пред­ ставим себе профили колес, очерченные неограниченными эволь­ вентами, вращающимися при зацеплении колес вместе с начальными окружностями. В начале зацепления часть эвольвенты малого ко­ леса между ее началом и точкой k зацепления располагается внутри соответствующей части эвольвенты большого колеса (позиция / рис. 9.23). При дальнейшем вращении эвольвента малого колеса сначала пройдет через начало эвольвенты большого колеса (пози­ ция / / рис. 9.23), а затем будет пересекать ее в точке M (позиция / / /

рис. 9.23), которая меняет свое положение на неподвижной пло­ скости. Пересечение профилей в точке M соответствует теоретиче­ скому наложению профилей, которое может оказаться действитель­ ным, если радиусы окружностей головок колес будут соответствую­ щей величины. Очевидно, последние нужно подбирать так, чтобы действительного наложения профилей не было.

Допустим, что геометрическое место точек M пересечения эволь­ вент, имеющее начало в какой-то точке М0 основной окружности большого колеса, построено. Если задана окружность головок колеса с внутренним венцом, то ее пересечение в точке M о с геомет­ рическим местом точек M определяет зону возможного наложения

252


профилен.

Если высота

головки зуба малого колеса такова, что

окружность

ее головок

пересекает кривую M вне участка М0М'9,

то наложение профилей будет действительным; последнее будет отсутствовать при Rel < ОѵМ'о.

Случай пересечения окружности головок малого колеса с кривой

/VI в точке М'й, т. е. совпадение точки А пересечения окружностей

головок с точкой Л4'0, является предельным и будет

соответствовать

соприкосновению граней головок

зубьев в момент

выхода головки

зуба малого колеса из впадины с внутренним венцом.

Отсутствие наложения профилей можно проверить с помощью

неравенства

 

 

О < ( f l r t + ß f l + a,) zx - (Фс 8

+ ß« + a,) z2 + 2

- zx) tg as, (9.40)

которое существует до совпадения

точки А с точкой М'0. Если сов­

падение точек А и М'0 произошло, то неравенство (9.40) обращается

в равенство и между

углами ß^ и ß,.2 устанавливается

простая за­

висимость, которую

легко вывести из треугольника

ОхМ^).г:

sin (180° ß e 1 )

_ R

a _ ОЖ«

sin ß e 2

[in

OLM-0-

При этом нужно иметь в виду, что углы ß f l и ß e 2 числены по формулам

-m 4 n

K '

могут быть вы­

 

c o s p , , - " ' ' ^ ; * " -

(9.13)

Эвольвентиые функции бѵі и & е 2 внешних точек профилей опре­

деляются через

соответствующие

углы давления ае1 и ас.г:

 

^ f i = tga f i —аеі

и ^ P 2 = tga f 2 аег,

 

где ае1 и ап определяются

из выражений

 

 

cos аеі =

и cos ае2

— ~ .

 

Неравенство

(9.40)

может

служить

для проверки

отсутствия

интерференции

зубьев.

Если

после подстановки значений углов

Реіи ß«2> вычисленных по формулам (9.42) и (9.43) по заданным раз­ мерам зубчатых колес, неравенство (9.40) удовлетворяется, то ин­ терференция отсутствует. В противном случае необходимо изменять параметры зубчатых колес во избежание наложения профилей.

Рассматривая неравенство (9.40), нетрудно установить направле­ ние изменения параметров зубчатых колес. Неравенство (9.40) можно усилить, увеличив разность (г3zx) чисел зубьев, угол за­ цепления и, наконец, увеличив радиус окружности головок колеса с внутренним венцом или уменьшив колеса с внешним венцом.

253


Таким образом, изменяя так или иначе параметры зубчатой пере­ дачи, можно подобрать их такими, чтобы интерференция зубьев отсутствовала.

При окончательном выборе размеров зубчатых колес следует принимать во внимание степень перекрытия и удельное скольжение профилей.

§ 9.17. ЦИКЛОИДАЛЬНОЕ ЗАЦЕПЛЕНИЕ И ЕГО ЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ

Кривые, описываемые различными точками катящегося круга по неподвижной окружности, получили название циклоидальных кривых. В зависимости от положения выбранной точки на катящемся круге и его расположения относительно неподвижной окружности получается тот или иной вид циклической кривой.

Эпициклоида- (рис. 9.24) описывается точками производящей окружности / при ее внешнем качении без скольжения по не­ подвижной окружности Очевидно, что при качении окружностей одной по другой без скольжения длина их взаимно обкатанных

Р и с 9.24. Построение эпициклоиды

254

дуг одинакова, т. е. 0Рі

 

= w P ^ i .

vPoPz

=

^РОЯІ

 

и т. д. Этим обстоятельством

 

можно

воспользоваться

для

 

отыскания

последовательных

 

положений

Аи

Аг

и т. д. точ­

 

ки А

производящей

окруж­

 

ности

/.

 

 

 

 

 

 

Если производящую

ок­

 

ружность / при качении по

 

окружности

1

считать

вра­

 

щающейся

вокруг мгновенно­

 

го центра

РІ,

совпадающего

 

с точкой касания основной и

 

производящей

окружностей,

 

то точка А будет описывать

 

элементарную дугу окружно-

р И с . 9.25. Построение гипоциклоиды

сти радиуса PtA.

 

[Представляя

 

таким образом движение точки А, можем получить ее траекторию как огибающую семейства дуг окружностей с центрами в точках Р,- неподвижной окружности и радиусами, равными хордам Р\А, ко­ ординирующими точку А при данном положении производящей окружности.

Из указанного построения можно установить направление нор­ мали к эпициклоиде в данной ее точке А. Действительно, так как нормаль в точке А огибаемой элементарной дуги окружности совпадает с направлением прямой, проходящей через точку А и полюс Р, то нормаль в точке А эпициклоиды также проходит через полюс Р, так как огибающая и огибаемая имеют общую нормаль.

Гипоциклоида (рис. 9.25) описывается различными точками про­ изводящей окружности при ее внутреннем качении без скольжения по неподвижной окружности.

Гипоциклоиду, так же как и эпициклоиду, можно представить как огибающую семейства элементарных дуг окружностей с центрами в полюсе мгновенного вращения и радиусами, равными длинам хорды, определяющим положения рассматриваемой точки на катя­ щейся производящей окружности. Следовательно, нормаль в любой точке А гипоциклоиды проходит через полюс мгновенного враще­

ния

производящей

окружности.

Из описанного

построения следует, что, если эпициклоида

или

гипоциклоида

вращается' вместе с подвижной окружностью

вокруг точки 0то нормаль к эпициклоиде или гипоциклоиде в лю­ бой из их точек пересечения в нулевом положении производящей окружности пересекает линию центров OJOJ в точке Р0.

Необходимо еще указать на частные случаи гипоциклоиды, которые используются при профилировании некоторых видов цик-

255