Файл: Кожевников С.Н. Теория механизмов и машин учеб. пособие для студентов вузов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 445

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

где % = 90° — ßi — угол подъема винтовой линии на начальном цилиндре червяка.

Таким образом, передаточное число червячной передачи равно отношению числа заходов червяка к числу зубьев червячного ко­ леса.

В червячной передаче ведущим звеном, как правило, является червяк, а ведомым — червячное колесо, т. е. червячная передача обычно служит для уменьшения числа оборотов. Однако в редких случаях червячная передача применяется и для увеличения числа

оборотов, т. е.

ведущим может быть принято червячное колесо,

если обеспечено

отсутствие самоторможения.

Глава

М Е Х А Н И З М Ы , СОСТАВЛЕННЫЕ

двенадцатая

И З ЗУБЧАТЫХ

КОЛЕС

§ 12.1. МЕХАНИЗМЫ,

СОСТАВЛЕННЫЕ

ИЗ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС

С НЕПОДВИЖНЫМИ ОСЯМИ

Зубчатые передачи выполняют не только в виде пары зубчатых колес того или иного типа зацепления, но и в более сложных ком­ бинациях (рядовое зубчатое зацепление, эпициклическое и др.).

При расчете или анализе такого рода механизмов сталкиваются, как правило, с задачами двух видов: с необходимостью выражения передаточного отношения или чисел оборотов через заданные числа зубьев колес и необходимостью определения чисел зубьев колес по заданным передаточным отношениям. Первая задача вполне опре­ деленная: вторая же обычно вызывает известные затруднения вслед­ ствие бесчисленного количества решений, из которых следует вы­ брать наиболее благоприятные. В некоторых случаях точное реше­ ние вообще отсутствует и практически приходится подбирать наи­ более близкое решение, при котором с наименьшей ошибкой может быть реализовано заданное передаточное отношение.

Рассмотрим методы определения передаточных отношений слож­ ных механизмов через заданные числа зубьев, предварительно усло­ вившись о правилах определения знака передаточного отношения.

Взубчатой передаче (рис. 12.1) с внешним зацеплением зубчатые колеса вращаются в противоположных направлениях, следова­ тельно, передаточное отношение должно быть принято отрицатель­ ным:

Впередаче с внутренним зацеплением (рис. 12.2) зубчатые ко­ леса вращаются в одну сторону, поэтому передаточное отношение положительно:

/ „ = 3 = ^ = -^.

(12.1')

Рассмотрим соединение зубчатых колес, в котором имеется k параллельных валов; на каждом из k 2 промежуточных валов

298


закреплено по два зубчатых коле­ са, зацепляющихся с колесами, закрепленными на предыдущем и последующем валах (рис. 12.3). Такое рядовое зацепление назы­ вается последовательным. Выпи­ шем для каждой из пар зубчатых колес передаточное отношение, не учитывая пока его знака (в даль­ нейшем будем называть его про­ стым передаточным отношением):

г..

' і 2 = -

 

hi -1.W-

Піі.

 

 

 

 

 

 

 

"ft

' f t - i

 

 

 

 

 

 

Рис.

12.1.

Пара

зубчатых колес

 

Если вал / — ведущий, то гъ

го,

внешнего

зацепления

г,,

г; _ , — ведущие,

а гг, г3 ,

 

 

 

 

zk

— ведомые зубчатые

колеса. Если вал / — ведомый, -то соответ­

ственно изменяется

роль перечисленных зубчатых колес.

 

Перемножив почленно выражения простых передаточных от­

ношений, получим

 

 

 

...

zk

 

 

 

' і 2 ' 2 3 • • • ht-i,k~-

г„г3

(12.2)

 

 

г, г.,

zk-\

 

 

 

 

 

 

Отношение чисел оборотов первого и последнего валов сложной зубчатой передачи называется полным передаточным отношением механизма

hk-- • Hi

'пк'

Полное передаточное отношение последовательного рядового зацепления, как это следует из. формулы (12.2), равно произведе­ нию всех простых передаточных отношений. При ведущем вале /

II

 

 

77777/

 

 

п

 

 

т к

 

 

77777)

 

 

Рис. 12.3. Последователь­

Рис. 12.2. Пара

зубчатых колес внут­

ное рядовое зацепление

реннего

зацепления

колес

299



300
и-

оно равно отношению произведений чисел зубьев всех ведомых зубчатых колес к произведению чисел зубьев всех ведущих колес.

Полному передаточному отношению можно присвоить определен­ ный знак. Если в рядовом зацеплении m внешних и k — 1 —in внут­ ренних зацеплений, то при переходе от одного вала передачи к дру­ гому происходит ш раз изменение знака угловой скорости. Таким образом, об окончательном знаке угловой скорости можно судить по числу m внешних зацеплений, т. е. по множителю (—1)"'. Вслед­ ствие этого полное передаточное отношение со знаком нужно выра­ зить так:

hu

г2

г.

( - 1)"

(12.3)

 

 

Если при подсчете іѴі

получится отрицательным, то знак

минус

покажет, что последнее колесо вращается противоположно первому. Если на каждом из валов закреплено по одному колесу, входя­ щему одновременно в зацепление с колесами на предыдущем и последующем валах, то такое последовательное рядовое зацепление называется паразитным рядом, а все промежуточные колеса назы­ ваются паразитными (рис. 12.4). Полное передаточное отношение

паразитного

ряда

можно

получить из

ізыраження (12.3), приняв

4 sï .= z.î, z3 =

zj,

г„ =

г- и т.

д.:

 

 

 

 

'1А-

=

(12.4)

Последнее

выражение

показывает,

что паразитные колеса на

величину передаточного отношения не влияют, однако их включе­ ние может изменить знак передаточного отношения. Если число паразитных колес четное, то знак пере­ даточного отношения такой же, как если бы колеса z± и 22 зацеплялись непосредственно. Нечетное число паразитных колес меняет знак передаточного числа на противоположный.

Паразитные зубчатые колеса применяют в тех слу­ чаях, когда расстояние между первым и последним валом велико и непосредственно зацепляющиеся ко­ леса увеличивают габаритные размеры механизма, или же в тех случаях, когда нужно соответственно изменить направление вращения последнего вала. В качестве примера удовлетворения последнему тре­ бованию можно указать на реверсор (трензель) (рис. 12.5), применяемый в токарных станках. Пово­

' Ж

ротом

рукоятки

может быть включено

одно (z2)

или' два

(Zo и

z3) паразитных колеса.

В соответ­

 

Рис 12.4.

ствии с этим направление вращения колеса z4 будет

совпадать

или

будет противоположным

вращению

Паразитный

колеса

zx.

 

 

 

ряд

 

 

 


Рис. 12.5. Механизм ре­

Рнс. 12.6. Сдвоенная передача коническими

версора

колесами

Последовательное рядовое

зацепление может быть образовано

не только из цилиндрических

зубчатых колес, но и из конических,

оно может представлять собой смешанную передачу, в которую включены зубчатые колеса, передающие вращательное движение

как между параллельными, так и непараллельными

валами.

На рис. 12.6 показано последовательное рядовое зацепление,

составленное из конических зубчатых колес.

 

Полное передаточное отношение,

как и в предыдущем случае,

может быть определено как произведение простых

передаточных

отношений:

 

sin <р2 sin фз

 

' і з - : '12*23; ni

г.23

(12.5)

п3

z1 za

sm (fx sm фа

 

Для рядового зацепления, включающего в себя конические зуб­ чатые колеса, знак передаточного отношения не имеет смысла, если оси первого и последнего валов не параллельны. Направление вращения последнего вала следует определять при помощи стре­ лок так, как это показано на рис. 12.6.

Ѵ77,

'/7/77//S. у

>777. 777. 7777.

7777, 7777/

а)

9

Рис.

12.7. Возвратный ряд зубчатых колес

301