Файл: Кожевников С.Н. Теория механизмов и машин учеб. пособие для студентов вузов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 448

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рис. 12.8. Коробка скоростей

 

Если первый и последний валы

конической

передачи

параллельны,

то при совпадении направлений стре­

лок

для

первого

и

последнего

ко­

лес

передаточное

отношение положи­

тельно.

 

 

 

 

 

 

 

При совпадении

направлений

осей

первого и последнего колес последо­

вательного

рядового

зацепления

ряд

= - / / / называется

возвратным (рис.

12.7,

а,

б и

в),

а

передача — соосной.

Возвратный ряд может быть со­ ставлен как из цилиндрических, так и из конических колес (рис. 12.7, е). Возвратный ряд зубчатых колес на­ шел себе широкое применение в ре­

дукторах, коробках скоростей, эпициклических передачах и дру­ гих механизмах.

Редуктором принято называть механизм, составленный из зуб­ чатых колес, предназначенный для уменьшения числа оборотов ведомого вала по сравнению с числом оборотов ведущего вала. Если при помощи механизма число оборотов ведомого вала увели­ чивается, то его называют мультипликатором. Некоторые меха­ низмы из редукторов могут быть обращены в мультипликаторы, если ведомый вал сделать ведущим. Если ведомому валу эпизоди­ чески требуется сообщать различные числа оборотов при неизмен­ ном числе оборотов ведущего вала, то применяются механизмы, известные под названием коробок скоростей (рис. 12.8). В них между ведомым и ведущим валами может быть включено по желанию столько рядовых зацеплений, сколько различных чисел оборотов должен иметь ведомый вал. Передаточные отношения рядовых за­ цеплений, включенных в коробку скоростей, определяются теми числами оборотов, которые должен иметь ведомый вал.

В зависимости от положения блоков а и г) в коробке скоростей (рис. 12.8) получаем девять различных передаточных отношений,

поэтому при одном и том же числе оборотов вала

/

вал / / /

может

иметь девять различных чисел

оборотов,

укладывающихся

в ряд

с заданной закономерностью.

 

 

 

 

 

§ 12.2. ГРАФИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ ЭПИЦИКЛИЧЕСКИХ

ПЕРЕДАЧ

 

Эпициклической передачей

называют

механизм,

составленный

из конических или

цилиндрических зубчатых

колес, одно из

кото­

рых, или

группа,

совершает

сложное вращательное движение,

состоящее

из вращений

вокруг

собственной

геометрической

оси

и вместе

с осью — вокруг оси

зацепляющихся с ними зубчатых

колес с неподвижными

осями.

 

 

 

 

302


На рис. 12.9 приведен механизм, в котором зубчатое колесо гг может быть неподвижно, а зубчатое колесо г2 совершает вращение вместе с поводком 3 вокруг оси колеса гх и, кроме того, в результате обкатки по колесу zx вращается вокруг собственной геометрической оси. Центр мгновенного вращения при неподвижном колесе zx совпадает с точкой В, поэтому угловая скорость колеса 2 может быть определена при помощи треугольника скоростей.

Если скорость ѵА центра А колеса 2 равна ѵА =

со3

(OB + ВА) =

w 3 (ri

+ ''г). т ° і

рассматривая вращение

колеса

2

вокруг мгно­

венного

центра В вращения, будем иметь

(рис. 12.9)

 

ВА

\

1 + -Г = м з ( і - % ) ;

 

 

 

• а/

 

 

 

Если колесо 1 вращается с угловой скоростью щ\ то скорость точки В колес / и 2, совпадающей с точкой касания центроид отно­ сительного движения зубчатых колес / и 2, ѵв = щОВ. Мгновен­ ный центр С колеса г% будет точкой пересечений прямой, проведен­ ной через концы векторов ѵА и ѵв, с линией OA центров зубчатых колес.

Угловая скорость колеса 2 в этом случае

(1)о = :

CA СВ

Мгновенный радиус СВ вращения точки В колеса 23 находим из

отношения

 

 

 

 

 

 

1Ё-

 

 

 

св

ВА

 

Подставляя

значения ѵА и ѵв, получаем

со2 =

со3( 1

OB

OB

•ЩІ21 + Щ (1 - % ) •

ВІ~

 

 

 

Отсюда следует, что, построив положение мгновенного центра колеса 2, можно определить его угловую скорость. Этот же метод может быть применен для опре­ деления угловой скорости зве­ ньев и более сложных механиз­ мов.

Если эпициклическая пере­ дача применяется для связи между валами с неподвижными осями, то она должна быть соосной, т. е. инверсией механиз­ ма она может быть преобразо­ вана в возвратный ряд.

Группа зубчатых колес 2—2'

Р и с > і 2 9 . П л а н с к о р о с г е й д л я з у б ч а .

на рис. 12.10, совершающая

оых колес

303


Рис. 12.10. Пятнзвснные цепи

сложное вращательное движение, называется сателлитом. Зубча­ тые колеса / и 3 с неподвижными осями называются солнечными или центральными.

Если эпициклическая передача имеет неподвижное солнеч­ ное колесо, то ее принято называть планетарноіі. Эпицикли­ ческая передача, не имеющая неподвижного солнечного колеса, называется дифференциальной передачей или просто дифферен­ циалом.

Для образования простейшей соосной эпициклической передачи может быть использована одна из приведенных на рис. 12.10 пятизвенных кинематических цепей, составленных из зубчатых колес. Закрепляя в каждой из кинематических цепей одно из звеньев, получаем пять различных модификаций механизмов с двумя сте­ пенями свободы. Будем считать закрепленным звено 5, тогда кине­ матическая цепь обращается в дифференциальный механизм с двумя

степенями

свободы (W — 2). Действительно,

так как в каждой из

рассматриваемых цепей подвижных звеньев

п — 1 = 4 ,

шарниров

ру = 4 и

кинематических пар второго рода

рг 2, то

 

W = 3(n- 1 ) - 2 р 1 - р 2 = 3 - 4 - 2 - 4 - 2 = 2.

Таким образом, определенность движения звеньев дифферен­ циального механизма будет иметь место только в том случае, если задать движение двух звеньев.

304

Если.одно из центральных колес связать неподвижно со стойкой 5, т. е. лишить его одной степени свободы, то дифференциальный механизм обращается в планетарный, имеющий одну степень свободы. Если в дифференциальной передаче закрепить поводок 4, то она обращается в простую зубчатую передачу с неподвижными осями.

Кинематический расчет эпициклических передач сводится обычно к определению числа оборотов ведомого звена по заданным разме­ рам механизма или числам зубьев колес и числам оборотов началь­ ных звеньев.

§12.3. АНАЛИТИЧЕСКИЙ СПОСОБ РАСЧЕТА ЭПИЦИКЛИЧЕСКИХ

ПЕРЕДАЧ

Рассмотрим эпициклическую передачу (рис. 12.11), составлен­ ную из зубчатых колес — центральных гх и z3 и сателлита z2 z2имеющих угловые скорости в абсолютном движении соь ш3 и щ. Угловую скорость поводка обозначим через ы4 .

Угловые скорости каждого из центральных зубчатых колес и сателлита при вращении относительно поводка можно определить как разность соответствующих абсолютных угловых скоростей.

Значение абсолютных и относительных угловых

 

скоростей звеньев

 

 

Звено

Абсолютная угловая

Угловая скорость звеньев

 

скорость

по отношению

к

поводку

 

Cûi

х ш 4

=

ш 1 4

г 2 г .

ш 2

и 2 — Ш4 = 0)21

Щ

СОз — û) 4

=

û>3 1

 

Поводок 4

а>4

О

 

 

ß таком случае, если рассматривать движение звеньев пере­ дачи относительно поводка, то поводок можно считать непод­ вижным, а эпициклическую передачу — простой зубчатой пере­ дачей, в которой ось каждого из зубчатых колес неподвижна.

Обозначив через /1 3 = ш,4 передаточное отно­

шение между центральными зубчатыми колесами для случая, когда поводок не подвижен, и І2 — переда­ точное отношение между сателлитом и центральным колесом 3, будем иметь

 

ей] а>4

(12.6)

 

Щ — û>4 '

'2'3 :

_ Ма — (04

(12.7)

" û ) 3 — 0)j '

41

• г

Рис. 12.11. Эпициклическая передача

305


пли после решения относительно coj и со2:

 

c û 1 = c û 3 f 1 3 4 - ( û i ( J — /1 3 );

(12.8)

 

(12.9)

Для практических расчетов удобнее пользоваться формулами,

устанавливающими связь

менаду

числами оборотов. Заменив со

im

 

 

 

на ^тг, имеем

 

 

 

пі =

3 г1 3 +

«4 (1 —/із);

(12.10)

» 2 =

»3*'2'3-f-rc4 (l гѴз).

(12.11)

Передаточные отношения і 1 3 и /2 »3 простой зубчатой

передачи,

полученной из эпициклической путем закрепления поводка, могут быть выражены через числа зубьев. Так, например, для передачи, изображенной на рис. 12.10, а,

/ 1 з = г ^ ( - 1 ) 2 ;

*Ѵз = § ( — 1).

В каждом конкретном случае передаточное отношение может получить вполне определенное численное значение.

Выведенные аналитическим способом уравнения применимы для любой эпициклической передачи. Для числового решения при­ веденных уравнений необходимо задавать еще одно уравнение в лю­ бой форме, связывающее те же числа оборотов, что и в уравнении (12.10), в противном случае решения будут отсутствовать.

Дополнительными условиями, определяющими тип эпицикли­

ческой передачи, могут быть:

 

 

 

1. Заданы два каких-либо числа оборотов: пх и п3

или п3 и п4 ,

или

пх и я 4 ,

постоянные

или каким-нибудь

образом

меняющиеся

во

времени.

Эти условия

воспроизводятся

в дифференциальной,

а также в планетарной передаче, если одно из чисел оборотов равно нулю.

2. Заданы отношения между двумя числами оборотов: — или

—, или —, и одно из чисел оборотов: пх, п3 или я 4 . Эти условия вос-

производятся в замкнутых эпициклических передачах.

3. Заданы отношения чисел оборотов двух звеньев эпицикли­ ческой передачи к известному числу оборотов звена дополнительной

передачи:

 

или

или л и /hп '

306


Таким образом, рассматривая кинематику эпициклических ме­ ханизмов в самом общем виде, всегда можно написать необходимое количество линейных уравнений, с помощью которых определяются числа оборотов отдельных звеньев, т. е. к основному уравнению (12.10) необходимо добавить уравнения, вытекающие из наклады­ ваемых условий по пп. 1, 2 и 3.

§ ПЛ. ПРИМЕНЕНИЕ ЭПИЦИКЛИЧЕСКИХ ПЕРЕДАЧ

Эпициклические передачи получили очень широкое распро­

странение в различного рода рабочих и транспортных

ма­

шинах.

 

Эпициклические передачи при соответствующем выборе

схемы

и числа зубьев колес дают возможность осуществить при малом количестве зубчатых колес весьма большие передаточные отноше­ ния 1 , трудно реализуемые в обычных передачах с неподвижными осями. При этом передача может быть очень компактной и легкой. Однако основным преимуществом этих механизмов является воз­ можность передачи движения одному валу от двух других, вра­ щающихся независимо, причем один из валов может периодически останавливаться, что не влияет на число оборотов второго веду­ щего вала, но изменяет число оборотов ведомого.

Эпициклические передачи используют в качестве преобразова­ телей движения — редукторов или мультипликаторов, суммирую­ щих механизмов (дифференциалов), реверсивных механизмов, пре­ дохранительных механизмов, коробок скоростей с переключением скоростей на ходу, в механизмах обкатки, компенсирующих ме­ ханизмах и др.

Рассмотрим несколько примеров.

Пример 12.1. Определить передаточное отношение планетарного редуктора (рис. 12.10, а), в котором гг = 100, г2 = 99, г'3 = 100 и г 3 = 101. Колесо 3 не­ подвижно.

Р е ш е н и е . Приняв в формуле (12.10) п3 = 0, получаем

 

 

1 = я 4 ( 1 — і 1 3 ) .

 

 

Определяем

і13 как для простой

передачи:

 

 

 

h s ~

>

100-100

10 000'

— = t j 4 носит

название

передаточного отношения

планетарной передачи:

 

1

9999

_

1

0

(

Чі-і

Чз=*1

1 0 0 0 0

1

0 0 0

Пример 12.2. На рис. 12.12 приведена схема механизма дифференциала автомобиля, позволяющего задним колесам на поворотах вращаться с разным

1 Известны передачу имеющие передаточное отношение 1 : 200 000.

307