Файл: Кожевников С.Н. Теория механизмов и машин учеб. пособие для студентов вузов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 451

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Подставляя

числа зубьев

гх

и г2

из формул

(12.18) и

(12.19)

в формулу (12.16),

получаем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

JL=^kA+2<l±sin±

 

 

 

 

(12.21)

откуда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

A^s—.

,

/ .

я

-

 

Г ,

 

(12.22)

 

 

 

 

 

q — p

х

 

4

'

 

 

 

 

к

sin -,

 

•' ,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к

 

(j +

p

 

 

 

 

или, так как— = г,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к sin -,-

 

 

 

 

 

(12.23)

 

 

 

 

» + U

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При

і = 1

получается наименьшее

значение

А = 2,

которое

в редукторе

использовать

 

нельзя.

При

окончательном

выборе

необходимо иметь в виду, что числа зубьев гг, г.г

и г3

должны быть

целыми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Небезынтересно

проследить

влияние

числа

сателлитов а

целого

числа

А на

передаточное отношение редуктора. Это тем

более важно, что в некоторых редукторах стремятся число сателли­

тов принимать возможно большим с целью

уменьшения

износа

зубчатых

колес.

 

 

 

 

 

Решая

неравенство (12.23)

относительно і,

будем

иметь

 

 

.

. . я

4

 

 

 

 

 

( 1

2 .

2 4

)

] - $ І П ' к + к Л

Выражение (12.24) показывает, что увеличение числа k сател­ литов или уменьшение габаритов редуктора за счет уменьшения А снижает максимально возможное передаточное число редуктора.

Наивысший предел отношения—- = / при данном k получается

г \

для А = со:

l. +. .

s

mя

T

W =

 

zr.

(12.25)

l - s

i n

£

 

Задаваясь различными значениями k, получаем следующие предельные значения і.,і а х :

k

2

 

3

4

5

e

7

8

9

 

 

 

13,92

5,82

3,85

3

2,53

2,28

2,03

k

2

 

10

11

12

 

13

14

15

•max

0

0

1,89

1,78

1,69

 

1,62

1,57

1,52

312


L

к=з

0

W

ÎO-

30

ko

50

60

70

A

Рис. 12. |6. График изменения i в функции от А

При ориентировочном выборе числа k сателлитов по передаточ­ ному отношению можно пользоваться этими данными (имея, однако, в виду, что і < ïmax) или же диаграммой (рис. 12.16), построенной по формуле (12.24), устанавливающей связь между ѵ и А при раз­ личных значениях к.

§12.6. ЗУБЧАТО-РЫЧАЖНЫЕ МЕХАНИЗМЫ

Втекстильных и металлургических машинах, упаковочных автомзтах и др. возникает необходимость передачи вращательного движения между валами, расстояние между осями которых пере­ менное. Часто требуется при непрерывном и равномерном враща­ тельном движении приводного вала осуществить реверсивное вра­ щательное движение, движение с остановкой в пределах заданного

времени, пилигримовое движение ведомого вала и др.

В ряде машин необходимо воспроизвести сложные траектории отдельных точек звеньев, которые не представляется возможным получить при помощи обычных рычажных механизмов.

Такого рода технические требования могут быть удовлетворены применением зубчато-рычажных систем и зубчатых передач. При этом могут быть построены механизмы, в которых рычажные си­ стемы и системы зубчатых колес включены параллельно, причем

313

звенья рычажного механизма несут на себе оси зубчатых колес, или же механизмы, в которых зубчатые колеса являются состав­ ными частями общей структурной схемы.

В качестве примеров приведем несколько кинематических схем зубчато-рычажных механизмов. На рис. 12.17, а показан механизм с ведомым зубчатым колесом z3, движение которому сообщается от колеса z3 на коромысле с четырехзвенного кривошипно-коромысло- вого механизма. Колесо z2 зацепляется с колесом г ъ вращающимся относительно эксцентричной оси. В зависимости от соотношения размеров звеньев и чисел зубьев на выходном валу, связанном

сколесом z3, можно получить непрерывное вращение с заданной степенью неравномерности, движение с остановкой, движение вперед

счастичным возвратом (рис. 12.17, б ) . На рис. 12.18 показаны различные схемы зубчато-рычажных механизмов, построенных на основе четырехшарнирного рычажного механизма с ведомым зуб­ чатым колесом, вращающимся вокруг оси коромысла, и ведущим — связанным с кривошипом а .

Различных сочетаний рычажных систем и зубчатых передач с круглыми и некруглыми колесами можно построить очень много, однако из всего многообразия практически используется ограни­ ченное количество. В связи с этим здесь мы рассмотрим лишь два типа зубчато-рычажных механизмов, а именно: механизмы для передачи вращательного движения между валами с изменяющимся расстоянием между осями и механизмы, используемые для получе­

ния

сложного вида

траекторий

и трансформации движения.

С

точки зрения

структуры

все зубчато-рычажные механизмы

с круглыми зубчатыми колесами можно рассматривать как рядные зубчатые цепи с переменной конфигурацией линий центров, изме­ нение которой определяется положением звеньев, несущих оси колес. Возможность передачи движения от цепи колес на одном звене к цепи колес на соседнем звене появляется лишь в случае, если связующее колесо или группа колес имеет ось, совпадающую

сосью шарнира, образованной-этими звеньями.

Вобщем случае можно считать, что зубчато-рычажный механизм имеет две или большее число степеней свободы.

Рис. 12.19. Зубчато-рычажный механизм с тремя степенями свободы

315


 

Например,

зубчато-рычажный

 

механизм, схема которого

изобра­

 

жена на рис. 12.19, а, обладает

 

тремя

степенями свободы;

угловая

 

скорость какого-либо из колес мо­

 

жет быть определена при заданных

 

угловых скоростях стержней а и Ь

 

и одного из колес. Число степе­

 

ней свободы,

следовательно, и ко­

 

личество начальных звеньев

можно

 

уменьшить, соединяя звенья

между

Рис. 12.20. Обобщенный дифферен­

собой.

Если,

например,

колесо /

циальный механизм

соединить со стойкой, а колесо 2 —

со звеном Ь, то получим механизм (рис. 12.19, б), в котором колеса 2 и 3 относительно стержня не вра­ щаются, а точка В описывает так называемую удлиненную эпи­ циклоиду.

Движение точки В (рис. 12.19, а) можно ограничить (рис. 12.20), заставив ее перемещаться, например, по дуге окружности. Полученный механизм обладает двумя степенями свободы, в нем движение ведомого колеса 4 зависит от угловой скорости одного из колес рядной зубчатой цепи и угловой скорости одного из звеньев стержневого механизма. Он может быть принят за базовый. В таком случае найденные для него кинематические соотношения можно распространить на различные частные случаи. Поставим задачу

определить

угловую

скорость

одного из колес

зубчатой

цепи,

например г4 , в зависимости от заданных

 

и ша .

 

 

Зубчато-рычажный механизм, изображенный

на рис.

12.20,

можно представить как два дифференциальных механизма

с води­

лами а и с, угловые

скорости сателлитов 2 и 3 которых находятся

в определенном отношении.

 

 

 

2 vi 3

 

 

Если предположить, что блоки колес

 

разъединены, то

можно написать

 

 

ш4 шс

 

 

 

 

 

со2

— со„ .

 

'13'

 

 

 

 

 

 

ш3 шс

 

 

 

где

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

' 2 і =

-

 

 

 

Ч

 

 

Отсюда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

щ = (ûjïox +

ю 3 ( 1 — / 2

 

) ;

 

(12.26)

 

 

1

 

 

 

C04

= {ö3 /4 3 + <öc(l

— / 4

3 ) .

 

(12.27)

Передаточное отношение зубчатых

колес г, и z3 при движении

относительно

шатуна

 

 

 

 

 

 

 

 

или

 

3 2

ш2 b

3 2

 

г 3

 

 

 

a>3 — ЩІ32 + <йй (1 ізг).

 

(12.28)

 

 

 

316


Исключая из выражения (12.27) о)3, имея в виду

 

выражение

(12.26), находим

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ю, = щі21і3»іі3

+ <о„ ( 1 — /2 1 ) і з г і і 3 +

— /32)

і і 3 +

сос ( 1 -

 

/.,з). (12.29)

В этом уравнении соь

и сзс являются функциями сод

и могут быть

определены

как

передаточные функции

іьа — —b- и

i c n

= -0>с- для

четырехшарннрного

механизма.

Поэтому

со.,- является

функцией

двух независимых переменных % к со„.

 

 

 

 

 

 

 

Для всех схем зубчато-рычажных механизмов

(см. рис. 12.18)

необходимо

положить

= соп. В таком

случае

из

выражения

(12.26) щ — a,

т. е. колесо гг

блокировано

с

кривошипом, а

 

Юі =

ю 0 із2 « 4 3 + И й(1 - ' з г ) ' 4 3

+

ff>c(l

—'«)•

 

(12.30)

Если колеса 2 и 5 блокированы с шатуном, т. е. w2

=

w3 = coö,

то

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«>i = (û6 ti2 + ft)„ (1 — / 1 2 ) ;

 

 

 

 

(12.31)

 

 

 

4

= шй /4 3 +

й)е(1 — іі3).

 

 

 

 

(12.32)

Формула (12.31) может быть использована для определения

угловой скорости

ведомого звена механизма

Уатта

 

(рис. 12.21),

в котором

отсутствуют

колеса z3

и z4 и со3 = 0.

 

 

 

 

В практике машиностроения

используются

трехзвенные зубча­

тые механизмы (пара зацепляющихся колес), к колесам которых присоединяются звенья элементарных статически определимых

Рис. 12.21. Механизм

Рис. 12.22. Римская

Уатта

передача

317


групп. С точки зрения структуры и кинематики такого типа меха­ низмы можно рассматривать как рычажные, начальные звенья 1 и 2 которых вращаются с заданным постоянным отношением угло­ вых скоростей. На рис. 12.22 показана схема такого вида механизма, в котором поводки трехповодковой группы шарнпрно соединены

сколесами 1 и 2.

§12.7. ВОЛНОЗДЯ ПЕРЕДАЧА

В1959 г. Массер [29] в США взял патент на так называемую зубчатую волновую передачу (рис. 12.23), которая может быть использована в качестве редуктора с большим передаточным отно­

шением. Передача состоит из неподвижного зубчатого колеса 3 с внутренним зубчатым венцом, зубчатого венца на легкодеформируемом цилиндре 2, связанного с ведомым валом, и так называе­ мого генератора / волн деформации, установленного на ведущем валу. При движении генератора 7 ролики или какое-либо другое профилированное тело деформируют упругий зубчатый венец (гиб­ кий венец 2), зацепляющийся с неподвижным венцом 3. Благо­ даря перемещению волны деформации венец 2 обкатывается отно­ сительно неподвижного колеса и сообщает движение ведомому валу. По замыслу изобретателя разность чисел зубьев жесткого и гибкого зубчатых колес равна двум (минимальная разность). Число волн деформации на гибком звене может быть больше двух.

На рис. 12.24 показана схема волновой передачи с генератором деформации, создающим три волны деформации.

Параллельное или последовательное соединение волновых передач позволяет получить очень большие передаточные отно­ шения.

Связь между числами оборотов или угловыми скоростями звеньев волновой передачи можно установить, воспользовавшись методом инверсии.

Рис. 12,23. Волновая передача.

318

Если сообщить всей передаче вра­

 

 

 

щение с угловой скоростью — щ , то по­

 

 

 

лучим простую передачу с одним дефор­

 

 

 

мируемым зубчатым венцом. Для инвер­

 

 

 

тированной

передачи

 

 

 

 

СО» — Ш і

 

 

 

 

 

г2 '

 

 

 

Отсюда, как и для ранее рассмотрен­

 

 

 

ных планетарных

передач,

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

1 —Il

Й 2

Рис. 12.24. Волновая

переда­

 

г

 

 

2

ча

с тремя волнами

дефор­

 

 

 

Сложным

и не до конца решенным

 

мации

 

является вопрос профилирования зубьев

 

 

 

гибкого и жесткого венцов, которые при соблюдении законов за­ цепления должны быть сопряженными. Сложность профилирова­

ния

зубьев на

деформируемом кольце заключается в том, что

зуб

все время

меняет свой наклон относительно радиуса-вектора

р, определяющего его положение. Если средняя линия зуба на недеформированном кольце вращается с постоянной угловой ско­ ростью (рис. 12.25), то при той же угловой скорости вала радиусвектор р, координирующий зуб деформированного кольца, вра­ щается неравномерно. Однако средняя угловая скорость враще­ ния р равна угловой скорости вращения вала. Следует также отметить, что вследствие нерастяжимости кольца линейная ско­ рость по средней линии деформированного кольца остается по­ стоянной.

При профилировании зубьев звеньев волновой передачи необ­ ходимо вводить ряд допущений и прежде всего предположение о форме деформированного кольца, на поверхности которого расположены зубья. Кроме этого, нужно установить положения

Р и с 12.25. Передача движения в волновой передаче

319