Файл: Кожевников С.Н. Теория механизмов и машин учеб. пособие для студентов вузов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 453

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

зуба

относительно

тела кольца в процессе его движения. Оба

эти

предположения

должны

быть положены в основу профилиро­

вания зубьев.

 

 

Предположим, что гибкий

зубчатый венец принимает форму

тон кривой, которой очерчен генератор / (см. рис. 12.25), а зуб, сохраняя свою форму, имеет среднюю линию, все время совпадаю­ щую с нормалью к деформированной кривой, т. е. средняя линия зуба всегда ориентирована по нормали в соответствующей точке генератора.

Пусть деформированной средней линией кольца генератора является эллшіс /. Тогда можно построить кривую центров кри­ визны (эволюту), представляющую собой в данном случае астроиду (рис. 12.26). Нормаль в любой точке эллипса направлена по каса­

тельной к

эволюте.

Будем

предполагать, что волновой передаче задано вращение

с угловой

скоростью генератора, но в противоположном направ­

лении. В таком случае эллипс (генератор) представится неподвиж­ ным, колесо с жестким венцом — вращающимся с угловой скоростью

о)=

— сох, а

колесо с

гибким венцом

— с угловой скоростью

со,—

к>і- Надо

полагать,

что линейная

скорость точки гибкого

звена на конце большой полуоси эллипса равна скорости на окруж­ ности радиуса г3 колеса с жестким венцом, т. е. средняя линия гиб­ кого звена и окружность радиуса г3 катятся друг по другу без сколь­ жения. В таком случае любая точка средней линии деформирован­ ного гибкого звена движется с такой же скоростью. Зная радиус кривизны траектории, можно определить значение угловой скорости профиля зуба для любого его положения относительно генератора.

Указанная угловая скорость будет

меняться

от

максимума, при

 

совпадении

средней

линии с большой

 

полуосью

эллипса,

 

до

минимума,

 

при совпадении с малой полуосью.

 

Что касается угловой

скорости

вала

 

гибкого

колеса,

то

она

равна

сред­

V

ней скорости профиля и определяется

так, как это было показано выше.

 

Если

точка А

принадлежит

про-

^ / ѵ

филю зуба

гибкого звена

и является

f

точкой

зацепления,

 

то,

пользуясь

- /

следствием

из теоремы

зацепления,

/что общая нормаль в точке зацепле­ ния делит линию центров на отрезки, обратно пропорциональные угловым скоростям, нетрудно построить на­ правление нормали. Действительно,

Рис. 12.26. Построение

эволюты

ір, — — = — может быть

опреде-

ш з

Р

кривизны

и центроид волновой

передачи

лено, если найден радиус

320


эллипса. В таком случае

легко вычислить отрезок Р0е из

отношения

 

 

 

ш( )

РО

-РОр + ОрО

ш3 =

Щ

=

РОр

или

 

 

 

 

РОр-

г

Точка Р лежит на продолжении линии центров со стороны звена, имеющего большую угловую скорость. Автором волновой передачи предложено профиль зубьев делать в форме треугольника. Однако вследствие того, что профили должны быть взаимно огибаемыми и должна удовлетворяться основная теорема зацепления, зубья в форме треугольника не могут быть использованы. Можно пока­ зать, что и эвольвентный профиль зуба на жестком венце не может

быть

использован, потому

что постоянный профиль на гибком

венце

не будет сопрягаться

с ним по всей' линии зацепления.

Если же взять на гибком звене в качестве теоретического про­ филя точку, а практически круговой профиль, то при ранее сфор­ мулированных предположениях нетрудно построить сопряженные профили. Действительно, если принять неподвижное колесо с жест­ ким венцом, а эллипс вращать, например, против часовой стрелки, то гибкое звено будет обкатываться по неподвижной окружности с радиусом, равным большой полуоси (рис. 12.26). Траекторию точки А относительно жесткого вёнца, или иначе — теоретический профиль его получим, если разделим дугу OB на равные части, отложим их от точки О по дуге радиуса г3, проведем через каждую из точек большие полуоси и построим на них эллипсы. При переходе большой полуоси из положения О в 1' нормаль к эллипсу в точке В с полуосью будет составлять такой же угол, как и в точке /, при переходе из положения О в положение 2' — такой же угол, как и в точке 2 и т. д.

Таким образом, построив ряд положений точки В и проведя в каждой из них указанные направления нормалей, можно построить ряд положений точки А, т. е. теоретический профиль на жестком кольце. Практический профиль получим как огибающую семейства окружностей выбранного радиуса.

Если вычертить линию зацепления, воспользовавшись построе­ ниями на рис. 12.26, то легко найти рабочую часть профиля зуба, задавшись предварительно высотами головок. Последние должны быть выбраны из такого расчета, чтобы во избежание интерферен­ ции зубья в верхней части полуэллипса находились в зацеплении в пределах угла 45°. Часть кругового профиля зуба гибкого звена вне рабочей части у ножки может быть очерчена произвольной кривой, в частности прямой.

11 С. Н. Кожевников

321


В качестве достоинств волновой передачи отмечают: большую плавность передачи, возможность осуществления больших переда­ точных отношений, высокий к. п. д. Часть из этих достоинств сомнительна, во всяком случае такими же достоинствами обладают внецентроидные передачи, описанные выше. В то же время знако­ переменные деформации гибкого кольца создают неблагоприятные условия работы его, профили зубьев малотехнологпчны, возмож­ ности передачи больших мощностей ограничены. Вследствие этого при практическом использовании волновых передач должны быть тщательно взвешены все достоинства и недостатки их.

Глава

М Е Х А Н И З М Ы

тринадцатая

Д Л Я В О С П Р О И З В Е Д Е Н И Я

 

Д В И Ж Е Н И Я С О С Т А Н О В К А М И

§13.1. НАЗНАЧЕНИЕ И ТИПЫ МЕХАНИЗМОВ

Вавтоматически и полуавтоматически действующих' машинах встречается необходимость периодически сообщать движение ведо­ мым звеньям механизма с последующей полной остановкой, время которой может быть заданным.

Для сообщения кратковременного движения ведомому звену в одном направлении могут быть использованы механизмы с одно­ сторонне действующей связью, механизмы вырождающиеся, т. е. преобразующиеся в другие механизмы при определенных положе­ ниях начального звена, механизмы с низшими парами, некоторые точки звеньев которых описывают траектории, на отдельных участ­ ках мало отличающиеся от дуги окружности или прямой, и др.

К механизмам с односторонне действующей связью необходимо отнести храповые и анкерные механизмы, к вырождающимся — мальтийские и звездчатые механизмы, неполные зубчатые колеса и др.

Если в механизме с низшими парами точка звена на некотором участке траектории описывает приближенно дугу окружности (рис. 13.1) или прямую, то это обстоятельство можно использовать для получения механизма с остановкой ведомого звена при непре­ рывном движении начального звена. Действительно, если в точке звена,ч приближенно описывающей дугу окружности, шарнирно присоединить первое звено AB двухповодковой группы, длина 1Ав которого равна радиусу кривизны дуги окружности, а второе звено ВС этой группы присоединить к неподвижному, то при совпадении центра В внутреннего шарнира группы с центром О кривизны дуги этот центр шарнира остановится, следовательно, второе звено ВС группы будет также неподвижным все время, пока внешний шарнир А группы перемещается по дуге окружности. Неподвижный центр С шарнира необходимо всегда располагать на дуге радиуса 1Вс с цент­ ром в точке О.

Если точка

звена

механизма с низшими парами описывает

на некотором

участке

приближенно прямую, то для получения

11*

323


Рис. 13.1. Круговой

направляющий

Рис. 13.2. Кулисный механизм с пау-

мехзннзм

I

замп в движении кулисы

механизма с остановками ведомого звена в рассматриваемой точке необходимо шарнирно присоединить ползушку, скользящую в пазу кулисы. При совпадении средней линии паза кулисы с прямоли­ нейным участком траектории кулиса будет неподвижной (рис. 13.2).

§13.2. ХРАПОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ

Вхраповых механизмах движение ведомому звену сообщает

собачка, зацепляющаяся с ним при движении в одном направлении и выходящая из зацепления при движении в обратном направлении.

На рис. 13.3 приведена схема одного из типов храповых меха­ низмов, в котором собачка / шарнирно присоединена к коромыслу четырехзвенного механизма. При движении коромысла против часовой стрелки собачка заскакивает между зубьями и увлекает за собой храповое колесо 2. Во время обратного движения коро­ мысла собачка свободно скользит по зубьям храпового колеса, удерживаемого от вращения собачкой с неподвижной осью или тормозом на оси храпового колеса. Угол поворота храпового ко­ леса за время одного оборота начального звена может быть изменен, если изменить длину кривошипа четырехшарнирного механизма.

Собачка может приводиться в качательное движение различными механизмами. На рис. 13.4 изображен храповой механизм, приме­

 

няемый в быстродействую­

 

щей телеграфной

аппарату­

 

ре, в котором коромысло /

 

с

собачкой

приводится в

 

движение кулачком 2. Этот

 

тип

храпового

механизма

 

применяется в тех случаях,

 

когда

необходимо осущест­

 

вить

вполне

определенное

 

соотношение

между време­

 

нем движения ведомого зве-

Рис. 13.3. Храповой механизм

на

и

временем

остановки.

324