Файл: Кожевников С.Н. Теория механизмов и машин учеб. пособие для студентов вузов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 433

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Пример

16.1. Определить

силы инерции поршня и шатуна кривошипио-

ползунпого

механизма

(рис. 16.14),

если радиус кривошипа

l Q A

=

0,1 м, длина

шатуна IАп

=

0,33 м, частота вращения кривошипа п — 1500 об/мин, вес поршня

с комплектом

детален

G3

= 21 H,

вес стального

шатуна

G2 =

25 H ,

момент

инерции шатуна относительно

оси, проходящей через

центр

тяжести

5 2

шатуна,

J ( - o = 0,0425 11 • м • с2 . Центр

тяжести S» шатуна

расположен

на

расстоянии

/

 

 

А пальца

кривошипа.

 

 

 

 

 

 

 

 

~— от центра

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р е ш с и и е. Строим

повернутый на 90° план

скоростей, совместив полюс

плана с центром О вращения

кривошипа и выбрав

масштабный

коэффициент

скоростей

кѵ

 

так, чтобы вектор риа

скорости точки

А был равен

 

длине кри­

вошипа OA па плане

механизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Угловая

 

скорость

кривошипа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

coj = ^

L = 0 , 1 0 5 « , =

157,5

1 .

 

 

 

 

 

Скорость

центра А пальца

кривошипа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

°А = 1 OAw i = ki®iÖÄ

= kv OA-

 

 

 

 

 

 

отсюда kv

=

 

А/О»! = 0,002 • 157,5 =

0,315 м/мм • с.

 

 

 

 

 

 

 

Для определения

повернутого на 90° вектора рѵЬ

скорости точки В продол­

жаем направление шатуна до пересечения в точке

b с перпендикуляром к оси

цилиндра,

восстановленным в точке О.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 16.14. Определение сил инерции кривошипно-ползунного механизма

373


План ускорений строим повернутым на 180°, совместив полюс р„ с центром О и выбрав масштаб ка так, чтобы вектор раа' ускорения точки А был равен длине

0-4 кривошипа на плане механизма. Ускорение центра А пальца кривошипа

аА = ' о л ш Г = k i °Ä CÙJ = ka OAt

откуда ka = fycof = ftaCûj = 0,002 • 157,5s = 49,6 м/с2 • мм. "Ускорение точки В поршня

~аВ = « , 1 'вА + а'

В АЕ

Для построения вектора а В А в масштабе ка описываем на AB, как на диа­ метре, окружность и вектором ab скорости точки В при движении относительно

.4 делаем на ней засечку. Опустив из полученной точки t пересечения перпендику­ ляр па А В и продолжив егодо пересечения с линией OB в точке Ь', найдем вектор

раЬ' ускорения точки

В.

а'ВА

пропорционально

отрезку

b"b',

й В А

=

b"b'ka

=

41 . 49,6 «= 2035

м/с».

 

Угловое ускорение

шатуна

 

 

 

 

 

 

 

о о

2

0 3

5

1

 

 

 

ео = — Ё І - =

= 6160 — .

 

 

 

1АВ

 

 

0,33

с-

 

 

 

 

 

 

 

 

Вектор Ь"Ь', перенесенный в В, показывает, что угловое ускорение шатуна совпадает с направлением вращения часовой стрелки. Имея в виду, что план ускорений повернут на 180°, получим угловое ускорение е2 , действующее против вращения часовой стрелки.

Ускорение поршня

 

 

 

 

öß = Pab'ka

= 22 - 4 9 , 6 =

1090

м/с«.

 

 

 

 

Далее определяем положение центра тяжести S2 и центра Кг качания ша­

туна:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

JSii

 

0,0425-9,81

 

 

 

 

 

 

 

ÏS'K*

= m2lAS2

'

 

25-0,11

= 0 ,

1 5 2

ы -

 

 

 

Согласно вычисленным координатам, отмечаем 5 2

и К2

на шатуне. Для

нахо­

ждения ускорений

центра тяжести

S2 и центра качания /С2

проводим через точки

S2

и Кп на шатуне прямые,

параллельные

OB,

до пересечения

с а'Ь'. Соединив

найденные

точки

и

k'.,

с полюсом

ра,

получаем

векторы ускорений

точек

S2

и К2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ускорение центра

тяжести S2

шатуна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

c S j

=

/ V ^ a

=

38-49,6 =

1880

м / Л

 

 

 

 

Сила

инерции

поршня

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Різ

= - m3äSi

= -

таав

= -

~

1090 = - 2 3 3 0

H .

 

с

Направление Р,-3 совпадает с повернутым на

180° вектором ав,

т. е. совпадает

направлением^^'.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

374


Сила

инерции шатуна

 

 

 

 

 

 

 

 

Pis = — / M s

 

1880=^-4800 H .

 

 

Направление Р,-2 параллельно

p a Sâ -

 

 

 

 

Определим

Л И Н И Ю действия

силы инерции Р,-2 шатуна

несколькими

спо­

собами.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Предполагая движение шатуна складывающимся из поступательного

движения вместе с центром тяжести

S2 и вращения относительно последнего,

прикладываем к шатуну в центре

тяжести S2 силу

инерции

Р,-2 и момент

М-,2

сил инерции:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М12 = — e 2 / S n

= — 6160 • 0,0425 = — 262 H • м.

 

Заменяем

силу Р~,-2 и момент Мц

одной силой Р'іг

= Р;2,

смещенной относи­

тельно S2

на величину и.2 так, чтобы момент силы Р,-2

относительно S2 был равен

моменту

сил инерции УИ,-2. При этом

получаем

 

 

 

 

 

.

Мі2

 

262

 

 

 

 

 

Л '2 =

Л7= 48Ш= 0 ' 0 5 4 5 М-

 

 

 

2. Предполагая движение шатуна складывающимся из поступательного движения вместе с точкой А н вращения вокруг последней, необходимо в центре

тяжести

S2 приложить

силу инерции (Р,-2 )п переносного поступательного движе­

ния, а в центре качания К2 — силу инерции

(Р,-2 )п П Р И

относительном

вращении

шатуна

вокруг точки

А. (Р,-2)п параллельна

OA, a

(Pj 2 ) 0

параллельна

a's'.

Проведя через S2 линию, параллельную OA, а через

К2,— параллельную

а'Ь\

получим

в точке их пересечения полюс инерции Т2,

через

который

проходит

полная

сила

инерции

шатуна Р"/2 — {Рі2)п +

 

(Рц)о =

mas-

 

 

3. Предполагая массу шатуна разнесенной

на две точки А и К2,

приклады­

ваем в точках А и К2

составляющие

полной

силы инерции,

направленные

соот­

ветственно параллельно векторам раа'

и pak'.2

ускорений точек А и К2

и пересе­

кающиеся в полюсе инерции Го. Полная сила инерции Р-І2,

 

приложенная

в T'ît

параллельна вектору pas!, ускорения центра тяжести

шатуна.

 

 

Линия Т'аТ2 действия

силы инерции смещена относительно центра тяжести

на расстояние Л;2 .

 

статическую

замену

массы

шатуна

сосредоточенными

4. Если

произвести

в точках А и В массами, то равнодействующая сила

инерции будет

приложена

в точке О пересечения направлений ускорений точек А и В. Полученное направле­ ние силы инерции смещено относительно линии Т'2Т2 полюсов инерции на раст стояние Akin, в результате чего появляется ошибка в моменте сил инерции, равная

 

 

Ші2 = ДЛ,-2 Р;2 = 0,032 • 4800 ^= 154 H • м,

т. е. в этом случае

расчетный момент сил инерции для данного положения меха-

к

••

100-154

_ О 0 .

низма больше

действительного на — ™

= 59%.


Глава

К И Н Е Т О С Т А Т И К А М Е Х А Н И З М О В

семнадцатая

 

§ 17.1. ЗАДАЧИ КИНЕТОСТАТИКИ МЕХАНИЗМОВ

Одной из задач динамики механизмов является определение сил, действующих на элементы кинематических пар, и так называемых уравновешивающих сил. Знание этих сил необходимо для расчета механизмов на прочность, определения мощности двигателя, ана­ лиза характера, износа трущихся'поверхностей, установления типа

подшипников и их смазки и т. д.,

т. е. силовой расчет механизма

является одной

из существенных

стадий проектирования машин.

В тихоходных

машинах силы

инерции, возникающие в резуль­

тате движения, незначительны по сравнению с внешними силами, поэтому ими в большинстве случаев можно пренебречь. Вместе с этим механизм можно рассматривать в состоянии равновесия и силы, действующие на элементы кинематических пар, определять мето­

дами

статики.

 

 

 

Расчет механизма,

производимый

только

при учете внешних

сил,

действующих на

звенья, носит

название

статики механизма.

В быстроходных машинах, как, например, авиационнных двига­ телях, ускорения точек звеньев могут достигать. такой величины, что силами инерции пренебрегать нельзя, потому что они могут иметь величину того же порядка, а в некоторых случаях даже боль­ шую, чем внешние силы.

О величине силы инерции, которая может возникнуть в совре­

менных быстроходных двигателях, можно судить по следующему

'пл

1

примеру. Если радиус кривошипа IQA= 0,08 м, К = -р— =

.гтг,

частота

вращения коленчатого

валап х = 2500 об/мин и вес поршня

G3

— = 20 H, то наибольшее ускорение поршня

 

aD = l0A^

(1+К) = 0,08 [^^-J[l

+ і ) = 7100 м/с2 ,

а

сила

инерции

поршня

 

 

 

 

pl3 =

m ä B = =

* L .

7 1 0 0 ^ - 14500 H .

376


Сравнивая силу инерции поршня с его весом, видим, что послед­ ний в 725 раз меньше силы инерции. Очевидно, что во всех расчетах механизмов быстроходных двигателей весом деталей можно пренеб­ регать, а принимать в расчет лишь силы давления газов, силы инер­ ции и момент сопротивления на валу двигателя.

Если к звеньям механизма наряду с внешними силами прило­ жить еще и силы инерции, то на основании принципа д'Аламбера механизм в целом, так же как и отдельные группы звеньев, его составляющих, можно рассматривать в состоянии равновесия и неизвестные силы можно определять теми же методами, что и при статическом расчете механизмов.

Силовой расчет, в результате которого силы, действующие на элементы кинематических пар, и неизвестные внешние силы опре­ деляются в зависимости от заданных внешних сил и сил инерции масс звеньев, носит название кинетостатики механизмов.

Под уравновешивающими силами принято понимать силы, уравновешивающие заданные внешние силы и силы инерции звеньев механизма, определенные из условия равномерного вращения кри­ вошипа. Число уравновешивающих сил, которые нужно приложить к механизму, равно количеству начальных звеньев или, иначе, числу степеней свободы механизма. Так, например, если механизм обладает двумя степенями свободы, то в механизме должны быть приложены две уравновешивающие силы.

Силы инерции определяют по ускорениям центров тяжести зве­ ньев при условии, что начальное звено (кривошип) вращается с по­ стоянной угловой скоростью, в то время как в реальной машине вследствие действия переменных сил кривошип вращается неравно­ мерно. Поэтому определенная из кинетостатического расчета урав­ новешивающая сила может отличаться от действительно приложен­ ной внешней силы (силы сопротивления или движущей силы), однако их средние значения при постоянном числе оборотов кривошипа в единицу времени будут одинаковы. Разность между вычисленной уравновешивающей силой и приложенной внешней силой опреде­ ляет добавочные силы инерции звеньев, возникающие при неравно­ мерном вращении кривошипа.

Отыскание действительного закона движения

начального

звена механизма

по заданным внешним силам представляет собой

основную задачу

динамики, которая в дальнейшем будет рассмот­

рена особо.

 

 

При кинетостатуіческом расчете проектируемых машин кон­ структор сталкивается с рядом затруднений. Эти затруднения вызываются тем, что неизвестны массы и моменты инерции масс звеньев, определяющие силы инерции, и неизвестен также дейст­ вительный закон движения начального звена, определяющий уско­ рения центров тяжести звеньев.

Поэтому кинетостатический расчет при проектировании новых машин производят следующим образом. Приближенно определяют

377