Файл: Кожевников С.Н. Теория механизмов и машин учеб. пособие для студентов вузов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 408

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

деформацию в направлении действующей на каждый из шариков силы можно принять также изменяющейся по закону косинуса, т. е. можно считать, что

AI = A 0 C O S Y ; /V2 = A.0 COS2Y.../\,„ = A,0 COS/ZY.

(19.10)

Для шариков, катящихся в желобе, можно принять следующую зависимость между силой и деформацией:

1 3

1 3

1 3

(19.11)

^

= - ^ = - £ V = .. . = const.

Совместное решение уравнений (19.10) и (19.11) дает для сил, воспринимаемых шариками, следующие значения:

=cos2 у;

P2 = p 0 cos 2 2 Y . . . P „ = P 0 C O S 2 ny.

(19.12)

Проектируя каждую из сил Pt на направление силы Q и прирав­ нивая сумму проекций сил РІ к внешней силе Q,-, получаем после упрощений

Q = P 0 \ l + 2 c o s 2 Y + 2COS"2 2Y + ... + 2 COS 2 ny)' (19.13)

Для числа шариков от 10 до 20 выражение, стоящее в скобках в формуле (19.13), можно считать в среднем равным г:4,37.

Если есть влияние радиального зазора и прогиба колец, то выра­ жение, стоящее в скобках в формуле (19.13), можно принять равным

430


В таком случае сила, действующая на наиболее нагруженный ша­ рик, может быть определена по формуле

^о = ^ ,

(19.14)

а сила, действующая на любой шарик, расположенный относительно максимально "нагруженного в пределах угла ± 9 0 ° , по формуле

РІ = ^ cos* іу.

(19.15)

Вслучае роликового подшипника отношение деформации ролика

ксиле, действующей на него, может быть выражено формулой

-p7 = -pf = p7 = -.. = const,

(19.16)

что совместно с формулами (19.10) дает возможность выразить силу, действующую на каждый из роликов:

pi =

PoCOSy-

p 2 = = p o C O S 2 Y ;

 

Pn = P0COSny.

(19.17)

Условия

равновесия

внутреннего

кольца дают

 

Q = P0

+ 2P1cosy

+ 2 cos 2у +... + 2Рп cos пу

 

или после подстановки значений Рг,

Р2,

Рп

 

Q = р0

(1 + 2 cos2 у + 2 cos2 2 Y

+ . . . + 2 cos2 ny).

(19.18)

Выражение в скобках для числа роликов от 10 до 20 может быть

принято приближенно р а в н ы м - ^ - ,

поэтому

 

4

4,6

 

 

или

 

 

 

Яо = і т 5

- .

(19.19)

Таким образом, сила, воспринимаемая каждым из нагруженных

роликов, может быть определена по формуле

 

Pl = i | l c o s / v .

(19.20)

Теперь перейдем к определению момента, который нужно при­ ложить к внутренней обойме для преодоления сопротивления при * качении шариков или роликов. К каждому из роликов или шариков радиуса г со стороны внутренней обоймы должна быть приложена

431


касательная сила F,-, момент которой равен моменту реакции при качении ролика по обоймам

2 / Ѵ = 2 Р Д

откуда

Для преодоления момента силы Fi и момента реакции Р; при наличии только одного шарика к внутреннему кольцу должен быть приложен момент (рис. 19.6, б)

Mi = Fi^- +

PiÔ^Pi8[l+-^),

 

где -^- — радиус желоба внутреннего

кольца, по которому

катятся

шарики или ролики.

 

 

Суммируя все моменты М{, получим полный момент MF,

который

нужно приложить к валу для преодоления сопротивления при каче­ нии шариков или роликов по обоймам:

M f = ô ( l

+ - £ - ) ( P 0 + 2P1

+ 2P2

+ . . . - f 2P,,) = ô ( l

+ - 2 ~ ) Р .

(19.21)

Арифметическая сумма Р реакций, действующих на шарики

подшипника,

равна

 

 

 

 

 

 

 

 

Р=Р0Л

-f-2 cos2

Y + 2 cos2

2Y-b---r-2cos~2 пу)'

 

или

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/

3

3

 

 

3

\

 

 

Р

( 1 + 2 cos"2 у + 2cos~2 2 у - Ь . .-f-2 cos пу)

(19.22)

Арифметическая сумма реакций, действующих на ролики под­

шипника,

Р ^

І ^ - (1 + 2 cos у + 2 cos 2y +... + 2 cos пу).

(19.23)

 

Сумма

тригонометрических

функций,

заключенная в

скобки

в выражении

(19.22),

приближенно

может быть

принята

равной

 

 

 

1

 

і

2Y +

 

 

 

 

 

1 + 2 c o s 2

Y + 2COS'2

. . . ^ ~

,

 

асумма, стоящая в скобках в выражении (19.23), равной —.

Всоответствии с этим, арифметическая сумма реакций, прило­ женных к шарикам, может быть определена по формуле

Р ш ~~ • 3~g = 1AQ A uiQ-

432


Аналогично для роликового подшипника

P P = ^ - £ = - l , 4 6 Q = M p Q .

Теперь нетрудно момент трения Мр выразить через заданную нагрузку на подшипник. Заменяя Р в формуле .(19.21) найденным значением, имеем

MP=AQô{l+~). (19.24)

Момент сил сопротивления шарикового подшипника можно представить в такой же форме, как и момент трения цапфы, т. е.

MF=iimQ^,

 

(19.-25)

где цш — приведенный коэффициент

трения,

равный

ц ш = ^ і ( і +

| - ) .

(19.26)

Аналогичное выражение получаем для роликового подшипника. Сравнивая выведенное выражение для момента трения подшип­ ника качения с выражением (18.39), находим, что сопротивление подшипника качению будет меньше, чем трение в цапфе, если

н-ш < F> т - е - если

 

И>^И-(і+-£-).

(1 9 -27)

где d — диаметр

цапфы;

 

D — диаметр

беговой дорожки внутренней

обоймы;

градиус шарика;

А= 1,4 или А = 1,46 соответственно для шарикового или ро­ ликового подшипника.