Файл: Кожевников С.Н. Теория механизмов и машин учеб. пособие для студентов вузов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 403

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Скольжение возрастает вместе с увеличением разности натяже­ ний

Si — <S2 =

При отсутствии скольжения, т. е. при холостом ходе, я|> = О, следовательно, / 2 1 = г( 2 і)о= т -

В скоростных ременных и канатных передачах на величину передаваемого момента влияет скорость движения ремня, потому что при огибании шкивов ремнем возникает центробежная сила инер­ ции. Если принять во внимание последнюю, то

еѵ-9

Мг . рѵ2

где р — вес погонной единицы длины ремня.

Отсюда следует, что при том же моменте сил сопротивления ЛТ2 на ведомом шкиве натяжение ветвей растет с. увеличением скорости ремня.


Глава

Ф Р И К Ц И О Н Н Ы Е П Е Р Е Д А Ч И

двадцать

первая

§21.1. ФРИКЦИОННЫЕ ПЕРЕДАЧИ С ПОСТОЯННЫМ ПЕРЕДАТОЧНЫМ ОТНОШЕНИЕМ

Фрикционные катки применяются для передачи непосредствен­ ным соприкосновением движения между валами с параллельными или пересекающимися осями. Как в том, так и в другом случае

передачи могут

быть построены

для осуществления постоянного

или переменного

передаточного

отношения.

Возможность передачи движения и силы от ведущего звена к ве­ домому обеспечивается тем, что ведомые и ведущие звенья прижи­ маются друг к другу или к промежуточным звеньям при помощи силы, например силы упругости пружины. Возникающая под дей­ ствием прижимающей силы в зоне контакта звеньев сила трения устанавливает определенную связь между ведущим и ведомым звеньями.

Максимальное значение силы трения в зоне контакта звеньев называется силой сцепления.

На рис. 21.1 изображена фрикционная передача с цилиндриче­ скими катками. Если к ведомому звену 2 приложен момент сопро­ тивления М 2 , то для преодоления его со стороны цилиндрического катка / к цилиндрическому катку 2 должна быть приложена окруж­

ная с и л а Р 1 2 = — . При наличии

прижимающей

силы

Q междѵ

 

r%

 

 

 

 

катками будет

действовать сила сцепления F =

pQ.

Очевидно,

что боксование

будет отсутствовать,

если Р 1 2 < ; F.

 

 

Отношение

-g- = r* =k

носит название коэффициента за-

паса сцепления. При условии, что k> 1, цилиндрические катки будут катиться друг по другу без скольжения, т. е. их окружные скорости будут одинаковы:

440


Это дает возможность определить передаточное отношение

'12 :

И,

II

(21.1)

 

Одним из недостатков фрикционной

передачи с цилиндриче­

скими катками является необходимость при значительном моменте Мг сил сопротивления прижимать фрикционные катки друг к другу

с большой силой Q, которая определяется

из уравнения

 

 

Q-

Цг2

 

(21.2)

 

 

 

 

Сила

Q воспринимается подшипниками,

которые в этом

случае

сильно

нагружаются.

 

 

 

Одним из средств, способствующих уменьшению нажатия на катки, а следовательно, и уменьшению давления на подшипники, является применение катков из материала с большим коэффициен­

том трения. Если это оказывается недостаточным, то можно

при­

менить катки с клинчатой формой желоба,

как это показано на

рис. 21.2. Если угол при вершине желоба 2ß, то нормальные

силы

Л\ = N2 = N, возбуждающие

в зоне контакта катков силы

тре­

ния, могут быть определены из равной нулю суммы проекций

всех

сил, действующих на каток, на направление

силы Q

 

N

= ï h -

(21.3)

Возбуждаемая нормальными силами N сила трения F будет

равна

 

 

 

И<2

(21.4)

/ П \

 

F = 2u7V = sin ß •

 

Если угол ß взять достаточно малым, то при заданном значении силы F нажа­ тие может быть значительно умень­ шено по сравнению с цилиндрическими

2fl

\2

777777, 777777,

1

Рнс. 21.1. Цилиндрическая фрикционная

Р и с 21.2.

Фрикционная

передача с

клинчатыми

передача

катками

441


Рис. 21.3. Фрикционная передача с ко­ ническими катками

катками таких же размеров. Взяв, например, ß = 30°, можно уменьшить давление Q в 2 раза по сравнению с давлением на цилиндрические катки при том же д..

Передача движения клинча­ тыми катками сопровождается боксованием. При заданном ре­ жиме работы устанавливаются определенные угловые скорости cöj и ш3 клинчатых катков.

Если длина зоны контакта невелика, то приближенно можно считать, что боксованне отсут­

ствует на средних окружностях зоны контакта радиусов гх и л2 , т. е. передаточное отношение можно приближенно определять по формуле (21.1), приняв в качестве гх и г2 радиусы средних окруж­ ностей желоба.

Конические катки, схематически изображенные на рис. 21.3, применяют для передачи движения непосредственным соприкосно­ вением между валами с пересекающимися осями. Катки катятся друг по другу без скольжения только при совпадении вершин конусов с точкой пересечения осей катков, и тогда передаточное отношение может быть определено по формулам для конической

зубчатой

передачи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ііа =

Ѣ = Ь =

™1Ь,

 

(21.5)

где

тх и

т2 — сопряженные

радиусы

окружностей катков / и 2;

х

п 2а2

углы

при вершине

конусов.

 

 

 

 

Нажатие между катками осуществляется силой Qu

действую­

щей вдоль оси одного из катков. При заданном значении QL нор­

мальная

сила N21,

возбуждающая силу трения, будет

выражаться

равенством

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Qi = ^2isina 1

или

ІѴ2 1

= . ^1

 

 

 

 

 

 

 

 

SHI

CCj 1

 

откуда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

sin а,

 

 

(21.6)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Действующая на общей образующей конусов нормальная сила

вызывает осевую реакцию Q2 для второго катка (на рис, 21.3 не

показана):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Q2 = Nl2

sina2 ==Q! s m

ctg

 

(21.7)

 

 

 

 

 

 

sin

a x

 

 

 

Если

угол между осями

катков схг + а 2 = 90°, то

 

 

 

 

 

Qa = Qi tg

а2 .

 

 

(21.8)

442


§21.2. ФРИКЦИОННЫЕ ПЕРЕДАЧИ С РЕГУЛИРУЕМЫМ ПЕРЕДАТОЧНЫМ ОТНОШЕНИЕМ

Втечение двух последних десятков лет к приводным механизмам предъявляются особые требования, одним из которых является возможность плавно изменять в некоторых пределах передаточное отношение. Наиболее просто этот вопрос может быть решен при­ менением фрикционных передач с регулируемым передаточным отношением. Этим, собственно, и объясняется наличие чрезвы­ чайно большого количества отличающихся друг от друга принци­ пиально или только конструктивно фрикционных передач. Рас­ смотрим лишь некоторые типы фрикционных передач с регулируе­ мым передаточным отношением.

На рис. 21.4 изображена лобовая фрикционная передача, в ко­ торой изменение передаточного отношения достигается смещением ролика / вдоль оси. Если радиус ролика rlt а средний радиус диска 2 для зоны контакта г2 , то передаточное отношение

 

 

«а

V

(21.9)

1

2

 

 

 

 

Передаточное отношение

і12

имеет наибольшее

и наименьшее

значения, равные

 

 

 

 

' атах

 

2mln

(21.10)

Ч 2 т а х -

 

 

' і З т іп — "

В отдельных точках зоны контакта ролика и лобового диска наблюдается скольжение, аналогичное скольжению в передаче клинчатыми катками. При приближенных расчетах этим боксованием можно пренебречь.

Нажатие лобового диска на ролик осуществляется за счет упру­ гой деформации пружин.

На р'ис. 21.5 изображена схема двойной лобовой передачи, в ко­ торой подвижный ролик 3 зажимается между двумя лобовыми дисками 1 и 2. Смещая ролик

вдоль оси, можно изменять передаточное отношение в пределах от

Іцтіп=

im in

r l m l n

 

2max

 

 

до

 

 

'îimax

 

-imax

 

r î m i n

 

 

Расстояние A между ося­ ми лобовых дисков должно быть выбрано в соответствии

j

т

3

С

u _i_

2

Рис. 21.4. Лобовая фрикционная передача

срегулируемым передаточным отноше­

нием

443