Глава |
Т Р Е Н И Е Г И Б К И Х Т Е Л |
двадцатая |
|
§ 20.1. ТРЕНИЕ ГИБКОЙ ЛЕНТЫ НА НЕПОДВИЖНОМ
ЦИЛИНДРИЧЕСКОМ БАРАБАНЕ
Гибкие ленты, плоские и клиновидные ремни, канаты, нити и другие подобные материалы, оказывающие малое сопротивление при изгибе, сжатии и кручении, получили широкое применение в машинах в виде ременных и канатных приводов, осуществляющих передачу движения от одного вала к другому, в механизмах гру зоподъемных машин, тормозах, ленточных транспортерах и др. При передаче движения от одного вала к другому связь гибкой лен ты со шкивом осуществляется за счет сил трения, возникающих между шкивом и лентой в результате натяжения ее концов или ветвей. Сила трения, распределенная в пределах дуги охвата, за висит от ряда факторов и в первую очередь от величины натяжения концов, дуги охвата и коэффициента трения ленты при движении относительно шкива.
При исследовании явления трения гибких тел следует различать два случая: 1) лента движется относительно цилиндрического бара бана; 2) относительного скольжения во всех точках дуги охвата нет. С первым случаем можно столкнуться при расчете ленточных тормо зов, причальных приспособлений, при определении силы трения в нитеводителях и т. д.; со вторым — при расчете ременных и канат ных передач, ленточных транспортеров.
Определим результирующую силу трения при скольжении такой ленты относительно барабана (рис. 20.1). Будем полагать, что концы ленты, охватывающей барабан в пределах угла а, неподвиж но закреплены, а барабан вращается с угловой скоростью со. Ре зультат будет тот же, если барабан будет неподвижен, а лента сколь зит относительно барабана со скоростью ѵ = reo.
Разность натяжений 5Х и 5 2 концов ленты зависит от величины силы трения, действующей со стороны барабана на ленту в пределах дуги охвата. Для установления связи между Sx и S2 выделим беско нечно малую дугу ленты, приложив к ее концам натяжения S и 5 + AS (рис. 20.1), каждое из которых направлено по касательной
к барабану в соответствующей точке. Со стороны барабана на выде ленный элемент-ленты будет действовать нормальное распределенное
давление, имеющее равнодействующей |
AN, и распределенная сила |
трения AF = [iAN. |
|
|
|
|
|
|
Составляя сумму проекций сил AN и AF на направление радиуса |
в средней точке |
дуги |
и на касательную, получим |
|
|
5 s i n ^ + |
(5 + |
A 5 ) s i n ^ - = A;V; |
|
|
5 cos |
+ |
А Р = |
(S + AS) cos |
|
|
Пренебрегая |
бесконечно малыми |
второго |
порядка |
малости |
и заменяя sin^y = - ^ |
c o s ^ = |
l , найдем |
|
|
|
|
|
AN = SAcp; |
|
|
(20.1) |
|
|
|
LtAN = AS. |
|
|
(20.2) |
Разделив выражение (20.2) на выражение (20.1) |
и переходя к бес |
конечно малым, |
имеем |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
dS |
= f.i5. |
|
|
(20.3) |
|
|
|
dw ' |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Интегрируя в пределах |
от нуля до ср, получаем |
|
|
|
|
S = |
S9ew. |
|
|
(20.4) |
Наибольшее |
натяжение |
гибкой ленты будет |
при ср = |
о: |
|
|
|
S i = S a ^ . |
|
|
(20.5) |
Соотношение |
(20.5) |
известно |
под названием |
формулы |
Эйлера. |
Это соотношение неточное, потому что при интегрировании выраже-
И '
0 |
0,4- 0,8 |
1,1 |
1,6 |
2 JUH |
Рис. 20.1. Схема ленточного тор Р и с |
20.2. Изменение |
силы |
трения |
ленты |
моза |
и барабана в функции eßa |
|
ння (20.3) было предположено и. = const, между тем как оно зави сит от многих параметров, в том числе и от изменяющегося в пре делах дуги охвата удельного давления.
Распределенная сила трения, действующая на ленту, равна раз ности 5Х и S:,, т. е.
F = S1 -52 =-5o.(e, i a -1). |
(20.6) |
О характере изменения силы трения в функции |
аргумента |
fia можно судить по графику (рис. 20.2). С увеличением |
аргумента |
сила трения быстро возрастает. Это обстоятельство используют для создания больших сил трения.
Момент трения, действующий на барабан, выражается равен
ством |
|
M = Fr = rSt (eu a - 1). |
(20.7) |
§20.2. ТРЕНИЕ В ПЕРЕДАЧЕ ГИБКОЙ СВЯЗЬЮ
Вслучае передачи вращательного движения между валами при помощи гибкой связи (ремня, каната и пр.) Должно быть создано предварительное натяжение ветвей с целью возбуждения нормаль
|
ного |
давления |
|
между |
лентой и |
|
ободом шкива. |
|
|
|
|
|
|
|
Во время огибания шкива на |
|
ленту действует центробежна>і сила |
|
инерции, |
уменьшающая |
нормаль |
|
ное давление на величину, |
завися |
|
щую от квадрата скорости и веса р |
|
погонной |
единицы длины |
ремня. |
|
|
При отсутствии нагрузки, когда |
|
Si |
= |
52 = |
S0, |
скольжения |
ленты |
|
по шкиву нет, поэтому и сила тре |
|
ния на ободе равна нулю. Лента |
|
во всех точках имеет скорость, рав |
|
ную |
окружной |
|
скорости |
шкива. |
|
В |
случае |
приложения |
нагрузки |
|
М2 |
= |
(Si — S2 ) г2 |
в |
точке |
сбега |
|
ленты с ведомого шкива натяжение |
|
Sx |
наибольшее, |
а по мере прибли |
|
жения к точке набегания ленты |
|
натяжение уменьшается до S2 . Из |
|
менением |
натяжения |
в |
пределах |
|
дуги охвата объясняется |
изменение |
|
деформации ее и определяемое ею |
|
скольжение ленты |
относительно |
|
шкива. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Если пренебречь влиянием цен- |
Р и с 20.3. Ременная передача |
тробежной |
СИЛЫ |
инерции, |
весом |
ремня и жесткостью его, то между 5Х и 5 2 устанавливается такого же типа связь, как и в случае скольжения подвижной ленты по непод вижному барабану:
где S, — постоянное натяжение на части АъВ.г дуги охвата А 2 С 2 ведомого шкива, в пределах которой скольжение ремня относительно шкива отсутствует (рис. 20.3).
Начиная от точки В2 лента постепенно вытягиваться, причем деформация ее увеличивается по мере приближения к точке ,С3 сбега. На рис. 20.3 направление скольжения ремня относительно шкива показано стрелками. Угол ß2 , определяющий дугу скольже ния, нетрудно вычислить.
Действительно, |
так как |
|
|
|
|
|
Si |
M |
и |
Si-|-S2 = 25o, |
|
— Sn — —- |
|
то имеем |
|
|
|
|
|
|
Si = So + g £ |
и |
S2 |
= |
S 0 - ^ ; |
(20.8) |
отсюда |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
S |
+ |
^ |
|
1 |
o |
i ~ 2 r |
ß» = j , n |
M' |
( 2 0 Л ° ) |
Из выражения (20.10) следует, что угол ß2 , определяющий вели чину дуги ß 2 C 2 , в пределах которой наблюдается скольжение ленты относительно шкива, зависит от момента М 2 и при некотором его значении становится равным углу охвата а2 . Практически всегда должно быть ß 2 < а. Вследствие того, что натяжение ветвей ремня для ведущего шкива такое же, как и для ведомого, угол ßl f опреде ляющий дугу акольжения ВХСХ, равен ß2 . Проверку отсутствия боксования следует производить для меньшего шкива.
Из формулы (20.9) можно определить значение Мг:
M*=2r*s°Sr^- (20ЛІ>
Для обеспечения нормальной работы передачи необходимо, чтобы было
Скольжение ремня происходит и на ведущем шкиве с центром Oj, но в обратном направлении, потому что по ходу движения ремня 5 уменьшается от Sx до S2 , следовательно, длина деформированной части ремня сокращается. Скольжение происходит в пределах дуги СХВХ так, что силы трения, действующие на шкив, направлены про тивоположно (на рис. 20.3 показаны стрелками).
Дуги АХВХ и Л<Д2 , в пределах которых скорость ремня и шкива одна и та же, носят название дуг покоя, а дуги ВХСХ и В2С2 — дуг скольжения. Наличие дуг скольжения вызывает уменьшение ско рости вращения ведомого шкива по сравнению с той, которую он имел бы при полном отсутствии скольжения в пределах дуги охвата.
Окружная скорость ведомого шкива ѵ2 равна скорости набегаю щей ветви, вдоль которой действует натяжение 52 , а скорость ведущего шкива и — скорости ѵи набегающей на ведущий шкив и сбегающей с ведомого шкива ветви, вдоль которой действует натя
жение Sx.
Установим связь между скоростями ѵх и ѵ2. Выделим элементар ную дугу в пределах дуги скольжения ведомого шкива, координи руемую углом ф относительно радиуса в точке В2 начала дуги сколь жения (рис. 20.3).
Дополнительное |
удлинение |
вследствие |
изменения |
натяжения |
в ремне выделенного |
элементарного отрезка длиной dx |
|
|
|
dô |
= ( 8 |
~ Е ^ |
dx, |
|
-(20.12) |
где / — площадь |
сечения |
ремня; |
|
|
|
|
Е — модуль |
упругости |
первого |
рода; |
|
|
5 — текущее |
значение |
натяжения |
ремня. |
|
Отсюда скорость |
скольжения |
ремня |
по |
ободу шкива |
о«=!в-*тг-1=°-°"- |
(20ЛЗ) |
Наибольшее значение скорость скольжения принимает в конце дуги скольжения, но и переменное значение натяжения становится
равным Sx, a ѵ — ѵх\ ^ = ^ і — скорость недеформированного рем ня, когда скольжение отсутствует на ведомом и на ведущих шкивах,
следовательно, когда |
ѵх = ѵ2. |
Тогда, |
приняв ^jt = Vu |
скорость о2 |
ветви, набегающей на ведомый |
шкив, можно представить равенством |
f2 = |
O i ( l - |
^ ^ - ) = |
f i ( l - ^ |
(20.14) |
гдеір — относительное скольжение или ус к , отнесенная к скорости ѵх.
Вместе с тем, передаточное отношение |
становится |
равным |
/а = | = ^ (1 - Ч>) = і&) |
о(1 - # |
(20.15) |