Файл: Кожевников С.Н. Теория механизмов и машин учеб. пособие для студентов вузов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 405

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава

Т Р Е Н И Е Г И Б К И Х Т Е Л

двадцатая

 

§ 20.1. ТРЕНИЕ ГИБКОЙ ЛЕНТЫ НА НЕПОДВИЖНОМ

ЦИЛИНДРИЧЕСКОМ БАРАБАНЕ

Гибкие ленты, плоские и клиновидные ремни, канаты, нити и другие подобные материалы, оказывающие малое сопротивление при изгибе, сжатии и кручении, получили широкое применение в машинах в виде ременных и канатных приводов, осуществляющих передачу движения от одного вала к другому, в механизмах гру­ зоподъемных машин, тормозах, ленточных транспортерах и др. При передаче движения от одного вала к другому связь гибкой лен­ ты со шкивом осуществляется за счет сил трения, возникающих между шкивом и лентой в результате натяжения ее концов или ветвей. Сила трения, распределенная в пределах дуги охвата, за­ висит от ряда факторов и в первую очередь от величины натяжения концов, дуги охвата и коэффициента трения ленты при движении относительно шкива.

При исследовании явления трения гибких тел следует различать два случая: 1) лента движется относительно цилиндрического бара­ бана; 2) относительного скольжения во всех точках дуги охвата нет. С первым случаем можно столкнуться при расчете ленточных тормо­ зов, причальных приспособлений, при определении силы трения в нитеводителях и т. д.; со вторым — при расчете ременных и канат­ ных передач, ленточных транспортеров.

Определим результирующую силу трения при скольжении такой ленты относительно барабана (рис. 20.1). Будем полагать, что концы ленты, охватывающей барабан в пределах угла а, неподвиж­ но закреплены, а барабан вращается с угловой скоростью со. Ре­ зультат будет тот же, если барабан будет неподвижен, а лента сколь­ зит относительно барабана со скоростью ѵ = reo.

Разность натяжений 5Х и 5 2 концов ленты зависит от величины силы трения, действующей со стороны барабана на ленту в пределах дуги охвата. Для установления связи между Sx и S2 выделим беско­ нечно малую дугу ленты, приложив к ее концам натяжения S и 5 + AS (рис. 20.1), каждое из которых направлено по касательной

434


к барабану в соответствующей точке. Со стороны барабана на выде­ ленный элемент-ленты будет действовать нормальное распределенное

давление, имеющее равнодействующей

AN, и распределенная сила

трения AF = [iAN.

 

 

 

 

 

 

Составляя сумму проекций сил AN и AF на направление радиуса

в средней точке

дуги

и на касательную, получим

 

 

5 s i n ^ +

(5 +

A 5 ) s i n ^ - = A;V;

 

 

5 cos

+

А Р =

(S + AS) cos

 

 

Пренебрегая

бесконечно малыми

второго

порядка

малости

и заменяя sin^y = - ^

c o s ^ =

l , найдем

 

 

 

 

 

AN = SAcp;

 

 

(20.1)

 

 

 

LtAN = AS.

 

 

(20.2)

Разделив выражение (20.2) на выражение (20.1)

и переходя к бес­

конечно малым,

имеем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

dS

= f.i5.

 

 

(20.3)

 

 

 

dw '

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интегрируя в пределах

от нуля до ср, получаем

 

 

 

 

S =

S9ew.

 

 

(20.4)

Наибольшее

натяжение

гибкой ленты будет

при ср =

о:

 

 

 

S i = S a ^ .

 

 

(20.5)

Соотношение

(20.5)

известно

под названием

формулы

Эйлера.

Это соотношение неточное, потому что при интегрировании выраже-

И '

0

0,4- 0,8

1,1

1,6

2 JUH

Рис. 20.1. Схема ленточного тор­ Р и с

20.2. Изменение

силы

трения

ленты

моза

и барабана в функции eßa

 

435


ння (20.3) было предположено и. = const, между тем как оно зави­ сит от многих параметров, в том числе и от изменяющегося в пре­ делах дуги охвата удельного давления.

Распределенная сила трения, действующая на ленту, равна раз­ ности 5Х и S:,, т. е.

F = S1 -52 =-5o.(e, i a -1).

(20.6)

О характере изменения силы трения в функции

аргумента

fia можно судить по графику (рис. 20.2). С увеличением

аргумента

сила трения быстро возрастает. Это обстоятельство используют для создания больших сил трения.

Момент трения, действующий на барабан, выражается равен­

ством

 

M = Fr = rSt (eu a - 1).

(20.7)

§20.2. ТРЕНИЕ В ПЕРЕДАЧЕ ГИБКОЙ СВЯЗЬЮ

Вслучае передачи вращательного движения между валами при помощи гибкой связи (ремня, каната и пр.) Должно быть создано предварительное натяжение ветвей с целью возбуждения нормаль­

 

ного

давления

 

между

лентой и

 

ободом шкива.

 

 

 

 

 

 

 

Во время огибания шкива на

 

ленту действует центробежна>і сила

 

инерции,

уменьшающая

нормаль­

 

ное давление на величину,

завися­

 

щую от квадрата скорости и веса р

 

погонной

единицы длины

ремня.

 

 

При отсутствии нагрузки, когда

 

Si

=

52 =

S0,

скольжения

ленты

 

по шкиву нет, поэтому и сила тре­

 

ния на ободе равна нулю. Лента

 

во всех точках имеет скорость, рав­

 

ную

окружной

 

скорости

шкива.

 

В

случае

приложения

нагрузки

 

М2

=

(Si — S2 ) г2

в

точке

сбега

 

ленты с ведомого шкива натяжение

 

Sx

наибольшее,

а по мере прибли­

 

жения к точке набегания ленты

 

натяжение уменьшается до S2 . Из­

 

менением

натяжения

в

пределах

 

дуги охвата объясняется

изменение

 

деформации ее и определяемое ею

 

скольжение ленты

относительно

 

шкива.

 

 

 

 

 

 

 

 

Если пренебречь влиянием цен-

Р и с 20.3. Ременная передача

тробежной

СИЛЫ

инерции,

весом

43Ѳ


ремня и жесткостью его, то между 5Х и 5 2 устанавливается такого же типа связь, как и в случае скольжения подвижной ленты по непод­ вижному барабану:

где S, — постоянное натяжение на части АъВ.г дуги охвата А 2 С 2 ведомого шкива, в пределах которой скольжение ремня относительно шкива отсутствует (рис. 20.3).

Начиная от точки В2 лента постепенно вытягиваться, причем деформация ее увеличивается по мере приближения к точке ,С3 сбега. На рис. 20.3 направление скольжения ремня относительно шкива показано стрелками. Угол ß2 , определяющий дугу скольже­ ния, нетрудно вычислить.

Действительно,

так как

 

 

 

 

 

Si

M

и

Si-|-S2 = 25o,

 

— Sn —-

 

то имеем

 

 

 

 

 

 

Si = So + g £

и

S2

=

S 0 - ^ ;

(20.8)

отсюда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

S

+

^

 

1

o

i ~ 2 r

ß» = j , n

M'

( 2 0 Л ° )

Из выражения (20.10) следует, что угол ß2 , определяющий вели­ чину дуги ß 2 C 2 , в пределах которой наблюдается скольжение ленты относительно шкива, зависит от момента М 2 и при некотором его значении становится равным углу охвата а2 . Практически всегда должно быть ß 2 < а. Вследствие того, что натяжение ветвей ремня для ведущего шкива такое же, как и для ведомого, угол ßl f опреде­ ляющий дугу акольжения ВХСХ, равен ß2 . Проверку отсутствия боксования следует производить для меньшего шкива.

Из формулы (20.9) можно определить значение Мг:

M*=2r*s°Sr^- (20ЛІ>

Для обеспечения нормальной работы передачи необходимо, чтобы было

437


Скольжение ремня происходит и на ведущем шкиве с центром Oj, но в обратном направлении, потому что по ходу движения ремня 5 уменьшается от Sx до S2 , следовательно, длина деформированной части ремня сокращается. Скольжение происходит в пределах дуги СХВХ так, что силы трения, действующие на шкив, направлены про­ тивоположно (на рис. 20.3 показаны стрелками).

Дуги АХВХ и Л<Д2 , в пределах которых скорость ремня и шкива одна и та же, носят название дуг покоя, а дуги ВХСХ и В2С2 — дуг скольжения. Наличие дуг скольжения вызывает уменьшение ско­ рости вращения ведомого шкива по сравнению с той, которую он имел бы при полном отсутствии скольжения в пределах дуги охвата.

Окружная скорость ведомого шкива ѵ2 равна скорости набегаю­ щей ветви, вдоль которой действует натяжение 52 , а скорость ведущего шкива и — скорости ѵи набегающей на ведущий шкив и сбегающей с ведомого шкива ветви, вдоль которой действует натя­

жение Sx.

Установим связь между скоростями ѵх и ѵ2. Выделим элементар­ ную дугу в пределах дуги скольжения ведомого шкива, координи­ руемую углом ф относительно радиуса в точке В2 начала дуги сколь­ жения (рис. 20.3).

Дополнительное

удлинение

вследствие

изменения

натяжения

в ремне выделенного

элементарного отрезка длиной dx

 

 

 

= ( 8

~ Е ^

dx,

 

-(20.12)

где / — площадь

сечения

ремня;

 

 

 

 

Е — модуль

упругости

первого

рода;

 

 

5 — текущее

значение

натяжения

ремня.

 

Отсюда скорость

скольжения

ремня

по

ободу шкива

о«=!в-*тг-1=°-°"-

(20ЛЗ)

Наибольшее значение скорость скольжения принимает в конце дуги скольжения, но и переменное значение натяжения становится

равным Sx, a ѵ — ѵх\ ^ = ^ і скорость недеформированного рем­ ня, когда скольжение отсутствует на ведомом и на ведущих шкивах,

следовательно, когда

ѵх = ѵ2.

Тогда,

приняв ^jt = Vu

скорость о2

ветви, набегающей на ведомый

шкив, можно представить равенством

f2 =

O i ( l -

^ ^ - ) =

f i ( l - ^

(20.14)

гдеір — относительное скольжение или ус к , отнесенная к скорости ѵх.

Вместе с тем, передаточное отношение

становится

равным

/а = | = ^ (1 - Ч>) = і&)

о(1 - #

(20.15)

438