Чтобы при оценке работы машины исключить влияние изменения
кинетической энергии, следовало бы ввести отношение ^ . к о т о р о е
о
можно представить либо в функции положения начального звена, либо в функции времени.
При разгоне машины часть работы, производимой движущей силой, затрачивается на увеличение кинетической энергии меха низма, а при торможении — кинетическая энергия механизма рас ходуется на преодоление тормозящих сил. Поэтому понятие о к. п. д., как об отношении работы сил сопротивления ко всей затраченной работе, теряет смысл также для неустановившегося движения. Стремление конструктора обычно направлено на повышение к. п. д. машин, потому что высокий к. п. д. позволяет рационально исполь зовать расходуемую энергию, т. е. использовать ее преимущественно на преодоление полезных усилий.
С точки зрения к. п. д. не подлежат сравнению машины раз ного назначения, например паровая машина и токарный станок. Сравнительную оценку машинам можно дать только в том случае, если по к. п. д. сравниваются однородные машины, выполняющие одинаковые или, во всяком случае, близкие функции. Многим ма шинам по к. п. д. никакой оценки дать нельзя и о качестве их можно судить по абсолютному значению затраченной работы или мощности. Таким образом, определяя к. п. д. машины, всегда нужно иметь в виду ее назначение, а также и характер работы и только в этом случае вычисленное значение его может быть использовано полезно.
§ 22.5. ОБЩИЙ КОЭФФИЦИЕНТ ПОЛЕЗНОГО ДЕЙСТВИЯ МАШИНЫ
Уравнение для определения к. п. д., приведенное в предыдущем параграфе и справедливое для всех случаев передачи движения и силы в машине, требует более детального рассмотрения потому,
|
|
|
|
|
|
|
|
что общность записи не позволяет |
непосредственно использовать |
его при расчетах. Более надежным |
и, пожалуй, единственно пра |
вильным путем определения |
к. п. д. машины является |
расчленение |
ее |
на |
отдельные элементы, |
вычисление |
к. п. д. |
этих |
элементов, |
а |
по |
последним — определение полного |
к. п. д. |
машины. |
Так как каждая машина представляет собой комплекс соединен ных определенным образом механизмов, а некоторые, сложные механизмы могут быть, в свою очередь, расчленены на более про стые, то, очевидно, имея возможность вычислить к. п. д. простых механизмов или же имея в своем распоряжении определенные зна чения к. п. д. простых механизмов, можно найти полный к. п. д. машины, составленный из простых элементов в любой их комби нации.
Наиболее простым случаем передачи движения и силы в машине является передача последовательным потоком, при котором к каж-