Файл: Кожевников С.Н. Теория механизмов и машин учеб. пособие для студентов вузов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 395

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

наоборот, угловая скорость в начале больше, чем в конце углового периода (рис. 22.3, б). При этом периодичность относится не к угло­ вой скорости, а к приведенному моменту инерции механизма.

Относя к началу углового периода угловую скорость аи а к концу а>2, можно записать для случая разгона щ < ш2 , Для случая торможения а»! > <а2.

Обозначим сумму приведенных к начальному звену моментов сил движущих через МР ,а сумму приведенных моментов сил тех­ нологического и механического сопротивлений через М0.

В начале, и конце углового периода Ф приведенный момент инерции J машины имеет одно и то же значение, поэтому можно записать так:

(©3 - a>ï)= $ (Mp + M0)d<p = O (Mpcp + MQcp).

(22.20)

Для установившегося движения со2 = wl f поэтому

МР +Мо

= 0 ;

МР

=—MQ .

ср 1

ѵ с р

 

ср

ѵ ср "

При разгоне щ <

со2, т. е.

 

 

 

 

МР

+Мо

> 0 ;

 

 

мР">-% .

 

 

ср

 

ѵ с р

 

При торможении % > со2, следовательно,

 

МР

+ M ç

< 0 ;

 

 

 

ср 1

ѵ с р

 

 

 

МР

< . Mo .

 

 

 

ср

 

ѵ с р

 

222|

<- >

Полученные динамические признаки установившегося и неуста­ новившегося движения, выраженные формулами (22.21), дают возможность при расчете машины установить соотношение между средними значениями моментов сил движущих и сил сопротивле­ ния, соответствующее заданному режиму работы.

§22.4. ПЕРЕДАЧА РАБОТЫ И МОЩНОСТИ. КОЭФФИЦИЕНТ ПОЛЕЗНОГО ДЕЙСТВИЯ МАШИН

Выше указывалось, что цель применения машины — это произ­ водство некоторых технологических операций в рабочих машинах, преобразование энергии в машинах трансформирующих и т. д. Технологическая трансформация материала связана с затратой энергии на преодоление сил технологического сопротивления. В одних случаях, как, например, в прокатных станах, прессах, металлорежущих станках, дробильных машинах и др., работа, производимая движущими силами, в результате преодоления сил технологического сопротивления может быть велика, в других

459



случаях, как, например, в ткацких машинах, трикотажных к ряде других машин, силы технологического сопротивления на­ столько малы, что работой, затраченной на их преодоление, можно пренебречь. Сила, приложенная к начальному звену и производя­ щая положительную работу, передается через посредство звеньев механизма на ведомое звено, к которому приложена сила сопро­ тивления, производящая отрицательную работу.

В процессе передачи сил от начального звена к исполнительному органу часть работы расходуется на преодоление паразитных со­ противлений (сил трения, гидравлического и аэродинамического

сопротивлений

и пр.).

 

Отношение

ср отрицательной работы AF паразитных

сопротив­

лений,

появляющихся при движении механизма, к работе АР дви­

жущих

сил принято

называть к о э ф ф и ц и е н т о м

п о т е р ь

 

 

 

 

(22.22)

При

отыскании

коэффициента потерь, необходимо

определять

отношение работ, производимых силами, либо в течение одного периода работы механизма, либо в течение произвольного, но боль­ шого по сравнению с периодом, промежутка времени.

Во многих случаях работу машины характеризует отношение полезно использованной работы на преодоление технологических сопротивлений, например, работы, затраченной на подъем тяжести лебедкой, к затраченной работе, производимой движущей силой. Это отношение называется коэффициентом полезного действия,

который

в дальнейшем сокращенно будем

обозначать к. п. д.:

 

 

1 1 = -

J

? .

 

(22.23)

 

 

 

Яр

 

 

Определяя работу движущих

сил и работу всех сил сопротив­

ления за период,

можно написать

 

 

 

 

 

Ар = — (A0

+ AF)

 

 

или

 

 

 

 

 

 

 

 

1 = Ф

+

Л-

 

(22.24)

Если

каждая

из работ — АР,

А0

и AF

определяется

не за пе­

риод, а за какое-то произвольное время t,

то во многих

случаях

понятия коэффициента потерь и коэффициента полезного действия теряют смысл, потому что часть работы Ар будет затрачена на уве­

личение

кинетической

энергии или же некоторая доля работ А0 и

AF будет

произведена

за счет кинетической энергии звеньев меха­

низма. В этом случае

т) + ф Ф 1.

Как фактически будет обстоять дело, зависит от типа механизма и от того, за какой интервал времени определяется каждая из работ.

460


Чтобы при оценке работы машины исключить влияние изменения

кинетической энергии, следовало бы ввести отношение ^ . к о т о р о е

о

можно представить либо в функции положения начального звена, либо в функции времени.

При разгоне машины часть работы, производимой движущей силой, затрачивается на увеличение кинетической энергии меха­ низма, а при торможении — кинетическая энергия механизма рас­ ходуется на преодоление тормозящих сил. Поэтому понятие о к. п. д., как об отношении работы сил сопротивления ко всей затраченной работе, теряет смысл также для неустановившегося движения. Стремление конструктора обычно направлено на повышение к. п. д. машин, потому что высокий к. п. д. позволяет рационально исполь­ зовать расходуемую энергию, т. е. использовать ее преимущественно на преодоление полезных усилий.

С точки зрения к. п. д. не подлежат сравнению машины раз­ ного назначения, например паровая машина и токарный станок. Сравнительную оценку машинам можно дать только в том случае, если по к. п. д. сравниваются однородные машины, выполняющие одинаковые или, во всяком случае, близкие функции. Многим ма­ шинам по к. п. д. никакой оценки дать нельзя и о качестве их можно судить по абсолютному значению затраченной работы или мощности. Таким образом, определяя к. п. д. машины, всегда нужно иметь в виду ее назначение, а также и характер работы и только в этом случае вычисленное значение его может быть использовано полезно.

§ 22.5. ОБЩИЙ КОЭФФИЦИЕНТ ПОЛЕЗНОГО ДЕЙСТВИЯ МАШИНЫ

Уравнение для определения к. п. д., приведенное в предыдущем параграфе и справедливое для всех случаев передачи движения и силы в машине, требует более детального рассмотрения потому,

что общность записи не позволяет

непосредственно использовать

его при расчетах. Более надежным

и, пожалуй, единственно пра­

вильным путем определения

к. п. д. машины является

расчленение

ее

на

отдельные элементы,

вычисление

к. п. д.

этих

элементов,

а

по

последним — определение полного

к. п. д.

машины.

Так как каждая машина представляет собой комплекс соединен­ ных определенным образом механизмов, а некоторые, сложные механизмы могут быть, в свою очередь, расчленены на более про­ стые, то, очевидно, имея возможность вычислить к. п. д. простых механизмов или же имея в своем распоряжении определенные зна­ чения к. п. д. простых механизмов, можно найти полный к. п. д. машины, составленный из простых элементов в любой их комби­ нации.

Наиболее простым случаем передачи движения и силы в машине является передача последовательным потоком, при котором к каж-

4«!


Т1

дому из звеньев приложена одна сила дей­

jTTfJ Г777- . I

 

ствующая

и одна сила

сопротивления

(рис.

 

22.4). К начальному звену механизма, кото­

м

 

 

 

рое в дальнейшем будем считать первым,

 

W / Ж І

приложена двигательная

сила мотора, а к ве­

 

домому звену

k — сила

сопротивления

(тех­

 

 

 

t / n - /

нологического

или

какого-либо

другого).

 

В

современных

машинах

используются

 

 

" А -

7777

кинематические

цепи, с

помощью

которых

та*

'm

от одного двигателя сообщается движение не­

7777

скольким

звеньям,

преодолевающим

силы

ч

сопротивления, или, наоборот, от нескольких

 

двигателей движение сообщается одному ис­

Рис. 22.4.

Последова­

полнительному органу, к которому прило­

тельное соединение ме­

жена

сила

сопротивления.

 

 

 

ханизмов

Все возможные случаи передачи дви­

 

 

жения

и

силы

можно

разделить

на

слу­

чаи: последовательного, параллельного и смешанного соеди­ нения.

Последовательное соединение. Рассмотрим определение к. п. д. на примере последовательного соединения зубчатых колес (рис. 22.4) К первому зубчатому колесу будем считать приложенным момент Мх от двигателя, а к последнему зубчатому колесу — момент M f t полезного сопротивления.

Выделим из последовательного ряда зубчатых колес m 1

и т. К зубчатому

колесу m 1 приложена некоторая сила со сто­

роны m —2 колеса, имеющая момент Мт_х

относительно оси колеса

Zm_i. Момент

Мп^х совершает

положительную

работу

А т _ х

=

= Л'Іт _1 Л І _1 .

На

колесо

m со

стороны

колеса

m + 1

действует

сила сопротивления, имеющая момент Мт

относительно оси

колеса

гт и за то же

время t совершающая отрицательную работу

Ат

— ЛітфотМомент

Мт

преодолевает не

только

момент

Мт

сил

сопротивления, но и механические сопротивления в выделенной

паре зубчатых колес в виде трения на зубья

и

на поверхности

цапф

валов. Поэтому

Л т _ х > Ат

или

 

 

 

 

 

 

 

 

Ащ

 

 

 

 

(22.25)

 

 

 

 

Ащ- " — 'Чт-І, т>

 

 

 

Чт-\,т

Для

простого

механизма,

состоящего

из

двух

зубчатых

колес,

будем

называть

частным

к.

п. д. В

формуле

(22.25) и

далее

принимается для

каждой

из

работ ее абсолютное зна­

чение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аналогичные уравнения можно написать для каждой из выде­

ленных пар зубчатых

колес:

 

 

^ • = т1іг;

^""^ЗД»

Л ^ і " 1 ^ * - 1 , * "

(22.26)

462