Файл: Кожевников С.Н. Теория механизмов и машин учеб. пособие для студентов вузов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 390

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

 

На

рис.

23.2

 

пока­

 

 

 

 

 

зано

изменение

к, п. д.

 

 

 

 

 

для

подъема

и

опуска­

 

 

 

 

 

ния

груза

по

наклон­

 

 

 

 

 

ной

плоскости.

Необхо­

 

 

 

 

 

димо

отметить,

что для

 

 

 

 

 

самотормозящейся

при

 

 

 

 

 

опускании груза наклон­

 

 

 

 

 

ной

плоскости

к. п. д.

 

 

 

 

 

при подъеме меньше 0,5.

й 6°Ю°

70° 30°

иО° 50° 60"

70° 80°

90°о"

Действительно,

 

доста­

точно рассмотреть

пре­

Рис. 23.2. Кривые

изменения

к. п. д.

наклон­

дельный

случай,

когда

 

ной плоскости

 

 

 

 

 

а

=

р , и

если

в

этом

 

 

 

 

 

случае

при подъеме і) <

0,5, то

и при а <

р

это

условие

будет

соблюдаться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приняв а =

р , из формулы (23.5) получаем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(23.9)

т. е. указанное выше положение, что при подъеме груза вверх по самотормозящейся наклонной плоскости г) < 0 , 5 подтверждается.

Коэффициент полезного действия модификаций наклонной пло­ скости. При рассмотрении трения на винте и в червячной передаче (§ 18.5) указывалось, что винт в винтовой паре и червяк в червячной передаче можно рассматривать, как наклонную плоскость, навер­ нутую на цилиндр. Такое представление об образовании нарезки дает возможность при определении к. п. д. винтовой и червячной пар воспользоваться полученными выше уравнениями к. п. д. наклонной плоскости. Следует указать лишь на то, что при опре­ делении к. п. д. винтовой пары с остроугольной нарезкой, имеющей

угол при вершине

нарезки, равный 2ß, или же при определении

к. п. д. червячной

пары, в которой угол наклона рабочей поверх­

ности с осью червяка составляет угол 90° — ß, вместо коэффициента

трения р,

необходимо

брать

приведенный

коэффициент трения

^ ' " c o s ß '

п о п Р и в е Д е н

н о м У коэффициенту

трения определяется

соответствующий угол

трения

р' = arctg JA' и, следовательно, воз­

можно использование полученных выше формул для к. п. д. на­ клонной плоскости.

§23.3. КОЭФФИЦИЕНТ ПОЛЕЗНОГО ДЕЙСТВИЯ ПОСТУПАТЕЛЬНОЙ ПАРЫ

Потери на трение в поступательной.паре могут быть довольно значительными и особенно в том случае, когда под действием внеш­ них сил происходит перекос ползуна. Ранее была установлена

468


связь между движущей силой Р и силой сопротивления Q, прило­ женными к ползуну:

 

 

 

COS Рпп

 

 

 

 

 

P = Q

; п р

 

(23.10)

где

 

^ cos(a + p n p )

'

\

'

a — угол между направляющими ползушки и линией действия

 

силы Р0;

угол трения.

 

 

 

Рпр приведенный

 

 

 

В

случае идеальных

направляющих,

когда трение

отсутствует

и рПр равно нулю, сила Р будет равна Р0.

 

 

Положив в формуле (23.10) р п р

= 0, получим выражение для Р0:

 

 

Р0 = — .

 

(23.11)

 

 

"

cos a

 

v

'

Силу Р0 следует понимать как некоторую часть силы Р, кото­ рая используется на преодоление полезных сопротивлений. Такое представление о силе Р0 дает возможность написать выражение для

.к. п. д. поступательной пары:

 

Püs

- =

cos (a-f-pn D )

t ] n = - ö u

Н п р ' .

1,1

Ps

cos a cos р п р

Раскрывая cos ( a + p n p )

и

преобразуя

выражение, находим

(23.12) •

v

'

полученное при этом

 

 

T)n = l - t g a t g P n p .

(23.13)

Если

a =

90° — рП р, то т)п = 0.

При a > 90° —. р п р полу­

чается т]п = 0. Таким образом, если

a 2= 90° — р п р , то

поступа­

тельная

пара

самотормозящаяся. Это же условие было

получено

из других соображений при рассмотрении в § 18.3 трения в посту­ пательной паре.

§ 23.4. КОЭФФИЦИЕНТ ПОЛЕЗНОГО ДЕЙСТВИЯ ЗУБЧАТОГО ЗАЦЕПЛЕНИЯ

При движении зубчатых колес сопряженные профили зубьев скользят один по другому, и если пара зубчатых колес передает силу, то относительное скольжение вместе с нормальным давле­ нием порождают силу трения между зубьями.

Направление действующей силы трения легко определяется после установления направления скорости скольжения, которая может быть найдена методом инверсии.

Если сообщим всей передаче вращение с угловой скоростью — а>,, то колесо zx остановится, а начальная окружность второго колеса покатится по начальной окружности колеса гг (рис. 23.3). Полюсом мгновенного вращения будет точка Р, вокруг которой колесо гг вращается с угловой скоростью со.21 = сох + щ.

469



Скорость точки про­ филя второго колеса, совпадающей с точкой К зацепления, численно равная скорости относи­ тельного скольжения профилей, выражается равенством

У 2 1 = Х ( ( 0 1 - г - ( 0 2 ) =

- ^ О г + г т ) '

( 2 3 Л 4 )

где X—расстояние меж­ ду полюсом за­ цепления и точ­ кой К зацепле­ ния;

V — окружная ско­ рость на началь­ ной окружности.

Скорость скольже­ ния при переходе через полюс меняет знак на противоположный (рис. 23.3). Действующая на зуб второго колеса сила трения Fn направлена противоположно ѵп, по-

Рис 23.3. Трение

в зубчатом зацеплении

 

этому

она также меняет

 

 

 

 

 

 

свой

знак

при переходе

 

 

 

 

 

 

точки

зацепления

через

полюс. При определении нормальной

силы, действующей

между

зубьями, будем

полагать,

что в

работе

находится

только

одна

пара зубьев даже в том случае,

когда

коэффициент перекрытия

больше единицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Если момент сил сопротивления на втором колесе М2, то, состав­

ляя условие равновесия для колеса z2

в виде суммы моментов от­

носительно точки 02 , получим

 

 

 

 

 

 

 

M2=Pi2r2 cosas \LPù(r2s'm<xs-\-x),

 

(23.15)

где г2

радиус начальной

окружности колеса г2 ;

 

 

as

— угол зацепления

в торцовом

сечении.

 

 

 

Из условия равновесия первого колеса имеем

 

 

 

 

Мі = / V i cos сх^ — uPaifosinOs — х).

(23.16)

470


По третьему закону Ньютона Р21 — — Р12. Поэтому из уравне­ ний (23.15) и (23.16) получаем связь между действующими момен­ тами

м

 

м

2

»

=

Ж $

^ .

 

(23.17)

 

1

 

z

r2cos as

г sin as+x)

v

'

Момент Mt движущих

 

сил

вследствие

изменения х

является

функцией положения точки зацепления. Кроме того, ѵ21 при пере­ ходе через полюс меняет знак, а сила трения претерпевает разрыв, т. е. без изменения абсолютной величины меняет знак на противо­ положный.

Пренебрегая

вторым слагаемым числителя и знаменателя выра­

жения (23.17),

т. е. пренебрегая

трением на зубьях, получаем

 

М і = — М 2 ^ -

=

М2/2І-

 

гг

 

 

Для определения к. п. д. зубчатых колес находим среднюю мощность трения, затраченную в процессе зацепления одной пары зубьев.

Элементарная работа трения может быть представлена равен­ ством

dAp^Pi^dt. (23.18)

Дифференциал времени определяется через скорость точки К зацепления

Л = — ,

(23.19)

V cos as

v

'

Производя подстановку формул (23.14), (23.15), (23.19) в выра­ жение (23.18), получаем

dAf=ii

 

11

,

I

\ dx

х{——

/ cos as

r2

cos

as

\ГІ

'

r2

Интегрируя, получаем полную работу трения за время работы одной пары зубьев

г2 cos8 as

rt)

2

Время работы одной пары зубьев можно определить отношением длины "рабочей части линии зацепления к скорости точки зацеп­ ления:

t =

J i ± k .

=

fr+l

,,

 

(23.20)

 

v cos aj

 

ггщ cos as

 

4

'

 

 

 

 

 

 

471