Средняя мощность трення может быть представлена отношением работы трепня на зубьях к полному времени зацепления.
Имея в виду, что
r i ~ ~~2~ 11 r ' z ~ ~2~г
получаем для средней мощности трения выражение
м ^ і ^ ( г + г)ттг- |
( 2 3 - 2 1 ) |
Мощность на ведущем колесе складывается из мощности сил сопротивления и мощности сил трения. Поэтому к. п. д. может быть представлен равенством
4 = S ^ e |
ï T * . |
< 2 3 - 2 2 ) |
где |
|
|
|
^ |
+ |
РіШ- |
(23.23) |
m cos а 5 \ г і |
|
г г / + |
|
Отклонения, которые можно допустить при выборе коэффи циента трения по сравнению с действительными их значениями, вполне оправдывают использование приближенного уравнения (23.22) при определении к. п. д. зубчатой передачи.
Уравнение (23.22) может быть использовано также для опреде ления к. п. д. внутреннего зацепления, если число зубьев внутрен него венца считать отрицательным. В зубчатой передаче с внутрен ним зацеплением к. п. д. выше, чем у передачи с внешним зацепле нием при том же передаточном отношении.
На практике чаще пользуются для подсчетов к. п. д. механизмов значениями к. п. д. зубчатых колес, полученных опытным путем.
Современные методы обработки зубчатых колес (шлифование, шевингование и др.) дают возможность получить очень высокое значение к. п. д. При практических расчетах можно пользоваться следующими данными для колес с прямыми зубьями: при шлифо ванных зубьях il = 0,99; при зубьях, нарезанных с высокой точ ностью, г\ = 0,985 -V- 0,98; при менее точно нарезанных зубьях t] = 0,98 -г- 0,975. Если при нарезании зубчатого венца допущены ошибки, то к. п. д. может значительно отклониться от указанных значений вследствие, например, шабрящего действия головки зубьев и других причин. К. п. д. косозубых передач без учета потерь в под шипниках можно принимать 0,975—0,97. В случае сложных меха низмов, составленных из зубчатых колес при последовательном,
параллельном |
или смешанном |
соединении их, при |
вычислении |
к. п. д. следует |
пользоваться |
общими формулами, |
выведенными |
в § 22.5, учитывая потерю мощности на трение не только при сколь жении зубьев, но и на трение в опорах.