Файл: Кожевников С.Н. Теория механизмов и машин учеб. пособие для студентов вузов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 388

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Средняя мощность трення может быть представлена отношением работы трепня на зубьях к полному времени зацепления.

Имея в виду, что

r i ~ ~~2~ 11 r ' z ~ ~2~г

получаем для средней мощности трения выражение

м ^ і ^ ( г + г)ттг-

( 2 3 - 2 1 )

Мощность на ведущем колесе складывается из мощности сил сопротивления и мощности сил трения. Поэтому к. п. д. может быть представлен равенством

4 = S ^ e

ï T * .

< 2 3 - 2 2 )

где

 

 

 

^

+

РіШ-

(23.23)

m cos а 5 \ г і

 

г г / +

 

Отклонения, которые можно допустить при выборе коэффи­ циента трения по сравнению с действительными их значениями, вполне оправдывают использование приближенного уравнения (23.22) при определении к. п. д. зубчатой передачи.

Уравнение (23.22) может быть использовано также для опреде­ ления к. п. д. внутреннего зацепления, если число зубьев внутрен­ него венца считать отрицательным. В зубчатой передаче с внутрен­ ним зацеплением к. п. д. выше, чем у передачи с внешним зацепле­ нием при том же передаточном отношении.

На практике чаще пользуются для подсчетов к. п. д. механизмов значениями к. п. д. зубчатых колес, полученных опытным путем.

Современные методы обработки зубчатых колес (шлифование, шевингование и др.) дают возможность получить очень высокое значение к. п. д. При практических расчетах можно пользоваться следующими данными для колес с прямыми зубьями: при шлифо­ ванных зубьях il = 0,99; при зубьях, нарезанных с высокой точ­ ностью, г\ = 0,985 -V- 0,98; при менее точно нарезанных зубьях t] = 0,98 -г- 0,975. Если при нарезании зубчатого венца допущены ошибки, то к. п. д. может значительно отклониться от указанных значений вследствие, например, шабрящего действия головки зубьев и других причин. К. п. д. косозубых передач без учета потерь в под­ шипниках можно принимать 0,975—0,97. В случае сложных меха­ низмов, составленных из зубчатых колес при последовательном,

параллельном

или смешанном

соединении их, при

вычислении

к. п. д. следует

пользоваться

общими формулами,

выведенными

в § 22.5, учитывая потерю мощности на трение не только при сколь­ жении зубьев, но и на трение в опорах.

472


§23.5. КОЭФФИЦИЕНТ ПОЛЕЗНОГО ДЕЙСТВИЯ ЭПИЦИКЛИЧЕСКИХ ПЕРЕДАЧ

Мощность силы

трения на

зубьях

колес

определяется,

как

это

было

показано в

предыдущем

параграфе,

нормальным

давлением,

действующим

на

зубья,

и

скоростью

относитель­

ного

скольжения.

Последняя

в эпициклических

передачах за­

висит

от

типа

передачи,

т. е.

является

ли

передача планетар­

ной,

дифференциальной

или

замкнутой

эпициклической

пере­

дачей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вычисление

к. п. д. эпициклической

передачи

не

всегда

необ­

ходимо. Если эпициклическая передача применяется в качестве редуктора, передающего рабочему органу машины мощность на протяжении значительного отрезка времени, то для выяснения ее пригодности необходимо вычислить к. п. д. Во многих же случаях эпициклические передачи применяют в качестве органов, регули­ рующих движение какого-нибудь звена механизма. В этом случае

к. п. д. можно не

вычислять,

если есть уверенность,

что передача

не самотормозящаяся.

 

 

На практике

в основном

применяют три метода

определения

к.п. д.

1.Непосредственное определение потерь на трение во всех по­ движных соединениях звеньев по усилиям, действующим между ними, и по скоростям относительного движения. При этом усилия определяют предварительно без учета трения, а по ним уже нахо­ дят силы и работу сил трения. Полученная работа сил трения на зубьях и известная работа сил сопротивления позволяют опреде­ лить к. п. д.

2.Планетарные или дифференциальные передачи путем инвер­ сии сводят к простой передаче с неподвижными осями, предпола­ гая, что добавочное вращение, сообщенное всему-механизму в це­

лом, в

результате

преобразования ничего

не меняет

в

моменте,

а следовательно, и

в работе

сил трения.

 

 

 

Не

учитываются

также

дополнительные

потери

от

давления

в кинематических парах, возникающего под действием центро­

бежных сил и моментов сил инерции сателлитов.

В

дальней­

шем

определение к. п. д. будет производиться

по

этому

ме­

тоду,

 

 

 

 

 

3.

При определении к. п. д. предполагают, что

потери

на

тре­

ние в каждой паре зубчатых колес эпициклической передачи про­ порциональны произведению окружного усилия на зубьях и ско­ рости точки начальной окружности зубчатого колеса сателлита по отношению к поводку. Это произведение носит название потен­ циальной мощности.

При вычислении к. п. д. по первому и третьему методам необ­ ходимо знать окружные усилия, действующие на каждом из зуб­ чатых зацеплений эпициклической передачи.

473


Р и с 23.4. Усилия в эпициклической передаче

Рассматривая условия равновесия сателлита, можно выписать геометрическую сумму сил, действующих на сателлит, и приравнять ее нулю (рис. 23.4):

^12+^32+^42 = 0,

(23.24)

где Р12, Р32 и Рі2 — показаны на рис. 23.4.

Кроме того, сумма моментов сил, действующих на сателлит

относительно оси вращения его,

равна нулю:

 

/ Ѵ г +

ад = 0.

(23.25)

Отсюда усилия, действующие на звенья эпициклической пере­ дачи,

Р ^ - Р Л І

(23.26)

=

(23.27)

Полученные уравнения показывают, что одна из заданных сил определяет две другие.

Если передача эпициклическая и задан момент Мх, то

474

Всоответствии с этим для момента, прикладываемого к колесу

г3 , получаем выражение

(23.28)

т. е. моменты Мх и М3 без учета трения, относятся так же, как и в простой передаче. При наличии трения на зубьях связь между моментами можно представить следующим образом:

М 3 = —

(23.29)

где %з к. п. д. передачи с неподвижными осями, определяемый как для последовательного соединения.

Связь между моментами (рис. 23.4), приложенными к централь­ ным колесам, зависит от того, является ли колесо гх в эпицикличе­ ской передаче, обращенной в простую, ведущим или ведомым. Если гх в простой передаче ведущее, то можно момент М3 выразить равенством

М3 = —Л*1*ыПі8і

иесли zx в обращенной передаче ведомое, то

М3 = — МіімПГв-

В общем случае связь между моментами можно представить сле­

дующим

образом:

 

 

 

 

 

 

 

 

Af3 = — Л Г і і м т ] *

 

 

(23.30)

предполагая k равным плюс или минус единице.

 

Для

определения

знака при

k

нужно

установить,

является

ли зубчатое колесо zx

в обращенной

передаче

ведомым

или веду­

щим. Так как обычно

задается zx либо ведущим, либо

ведомым,

то произведение Мхах

будет либо больше нуля, если zx

ведущее,

либо меньше нуля, если zx ведомое.

 

zx

 

 

Если

в результате

обращения

колесо

меняет направление

вращения, то момент Мг, ведущий в эпициклической передаче, становится в простой передаче ^(обращенной) ведомым и наоборот. Об изменении направления вращения zx при обращении можно судить по отношению

ШХ ft>4

(23.31)

которое будет больше нуля, если zx не меняет направление враще­ ния, и меньше нуля, если zx меняет направление вращения. Эти неравенства можно представить еще так:

© 4

Hi 1

(23.32)

 

 

475


Полученное соотношение справедливо как для планетарной и дифференциальной передач, так и для замкнутой эпициклической передачи.

Теперь допустим, что гх в эпициклической передаче ведущее и £ і 4 < 0 или і и > 1. В таком случае zx ведущее также в обращенной эпициклической передаче, потому что отношение (23.32) больше нуля

М3 = — M і/цтіц

(А = + 1).

При 0 < і ы < 1 zx в обращенной

передаче ведомое, потому что

его угловая скорость изменила знак на противоположный. Поэтому

 

 

 

Л*з = —Мх/иту»

(А = — 1 ) .

 

 

Если zx

в эпициклической передаче ведомое звено, то получаем

соответственно

 

 

 

 

 

 

 

при £14 <

0 и /1 4

>

1

 

 

 

 

 

 

 

 

М3

= —

Мхіхац^

 

 

 

и при 0 <

і и <

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М 3

= — МхіхяЩз.

 

 

 

Полученные

значения к

можно

С Е е с т и

в следующую таблицу:

 

Колесо

zt

 

0 < / ы

< 1

Остальные

значе­

 

 

 

 

 

 

 

ния

(,,

 

 

 

 

 

—1

 

+ 1

 

 

 

 

 

 

+1

 

- 1

 

Связь между моментами, действующими на звенья эпицикличе­ ской передачи, может быть установлена из рассмотрения условия равновесия всей передачи в целом. При этом получаем

Мх + М34 = 0,

(23.33)

где Мц — внешний момент, действующий на поводок.

 

Рассмотрим определение к. п. д. планетарной

передачи для

случаев, когда в передаче колесо zx —ведущее или ведомое звено.

Ведущее звено — центральное колесо гх.

Из уравнения

(23.33)

после подстановки М3

из формулы (23.30) получаем

 

 

 

M 4

= - M x [ l - ( 1 - / „ ) < ] ,

 

 

где іХІ

— передаточное

число планетарной

передачи

і и =

1—

i l 3

— передаточное

отношение простой

передачи,

полученной

 

из планетарной в результате обращения.

 

 

Определяя по-прежнему к. п. д. как отношение полезно

исполь­

зованной мощности к полной мощности, вводимой в механизм, по­ лучаем

^ - ^ ^ ' - ( ' Т ' и П и ,

(23.34)

476


Из выражения (23.34) видно, что в планетарной передаче при ведущем zï возможно самоторможение.

Установим пределы передаточного числа і1 4 , определяющие границы самотормозящихся планетарных передач при ведущем центральном колесе zt:

 

k = + \ при

 

/ ' і 4 < 0

и . / 1 4 > 1 .

 

 

Но из формулы (23.34) видно, что при і и >

1 и k =

1, г)1 4 всегда

больше нуля, т. е. при іы

> 1 самоторможения передачи не может

быть. При том же значении k

и і и <С 0 к. п. д. принимает

отрица­

тельные значения при 1 — т)1 3

 

(1—Î1 4 ) >

0.

установить,

что при

-Полученное неравенство дает возможность

hi < 0 будет самоторможение,

если г1 4 заключено в пределах

 

 

1

Ліз

-~<'ы<0.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В случае, если і и больше нуля, но меньше единицы, k — —1 и пла­

нетарная

передача будет самотормозящейся при 1—(1—і14) т)7з < 0,

т. е. если

передаточное

число

 

планетарной

передачи

заключено

в пределах 0 < і и < 1 — г)п.

На рис. 23.5, а приведена кривая изменения к. п. д. планетарной передачи в зависимости от ее передаточного числа і и при ведущем центральном колесе гх. Кривая имеет отрицательную ветвь (на рис. не показана), соответствующую самоторможению механизма для передаточного числа, заключенного в установленных выше

пределах

1

<С і и < ; 1 — т|1 3 в

области, смежной с нулем.

При і и

меньше

единицы планетарная передача может быть при­

менена в качестве мультипликатора,

т. е. механизма, увеличиваю­

щего угловую скорость ведомого вала, в данном случае вала по­ водка. Вследствие возможности самоторможения применение пла­ нетарной передачи в качестве мультипликатора для указанных выше пределов передаточного числа исключено.

I/

î

1

1

 

4 f

t

 

 

~0\

1

ht-

 

1 •* -

 

 

 

Область самоторможения

5)

Рис. 23.5. Кривые к. п. д. планетарной передачи

477