Файл: Кожевников С.Н. Теория механизмов и машин учеб. пособие для студентов вузов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 384

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1

0,8

0,5

I I

y y

1 ?/

 

 

 

JO

 

 

 

\x

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,7

f/^jo

x

(го

/зо

 

 

 

 

 

 

 

 

)

 

 

 

 

 

 

 

JA

 

 

 

 

 

/10Л.

/

 

 

 

60\-

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

'

0

 

10

20

30

ifO

50

60

7Q

80

90

 

 

 

 

 

 

 

 

-+90-ßnp

 

 

 

 

 

 

 

 

— * -

&

Р и с

23.8. Кривые изменения к. п. д. центрального

кулачкового

механизма

денным выше формулам, если вместо угла трения р 1 2 на профиле кулачка ввести приведенный угол трения р ' 1 2 , определяемый из равенства

 

 

t g p i ^ T f

+ T j - ,

(23.49)

где R — радиус

ролика;

 

 

 

 

г2 — радиус

цапфы ролика;

каченин;_

 

ô — коэффициент

трения

при

 

р, — коэффициент

трения

в цапфе

ролика.

 

§ 23.8. КОЭФФИЦИЕНТ ПОЛЕЗНОГО

ДЕЙСТВИЯ

МЕХАНИЗМОВ

С НИЗШИМИ КИНЕМАТИЧЕСКИМИ ПАРАМИ

Точный кинетостатический расчет механизмов с низшими кине­ матическими парами с учетом силы трения затруднен тем, что неизвестны силы трения, возникающие под действием искомых реакций. В том случае, когда при определении реакций учитываются силы трения, каждую из сил, действующую между элементами поступательно^ пары, нужно отклонить на угол трения, а во вра­ щательных парах направлять их по касательной к кругу трения. Такой метод расчета весьма сложен, поэтому на практике предпо­ читают пользоваться приближенными методами расчета.

Приближенный метод расчета обычно заключается в следующем: сначала определяют реакции в кинематических парах без учета

16*

483


сил трения, а по ним находят силы трения.

Работа появляющихся

при

относительном

скольжении

элементов

кинематической пары

сил

трения определяет к. п. д. механизма.

 

 

 

Допустим, что реакции в кинематических парах,

определенные

без

учета трения, будут Р12,

Р23

и т. д.,

а

скорости

скольжения

элементов кинематических пар — ѵ12, ѵ23

и т. д. Тогда мощность

трения,

развиваемая

в каждой

кинематической паре,

будет

 

 

N 1 2

=

uP1 2 i>1 2 ,

N23

= LlP23V23

 

и т. д.,

 

а общая

мощность

трения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

NF=ZNik.

 

 

(23.50)

Если, кроме того, к звеньям механизма приложены силы сопро­ тивления Plt Р2 и т. д. и моменты сил сопротивления Ми М2, М3 и т. д., то полезно используемая мощность (эффективная мощность) может быть выражена равенством

А'э = £ PiVi cos а, + V м(щ.

(23.51 )

Полная мощность, которую необходимо ввести в механизм, равна сумме мощностей, расходуемых на преодоление сил и моментов сил сопротивления и на преодоление сил трения на элементах ки­ нематических пар, т. е.

N = Nt + NP.

К. п. д. механизма, определяемый как отношение эффективной мощности к полной мощности, введенный в механизм, будет равен

" Ч = л П р ѵ 7 = TT* •

(23.52)

где

Полученное выше выражение для мощности трения NF не совсем точно. В каждой машине всегда имеется дополнительное трение, не зависящее от реакций, действующих в шарнирах, но которое определяется характером и точностью сборки и т. д. Его часто называют сборочным. Величина силы этого вида трения зависит от затяжки подшипников, точности и напряженности клиньев напра­ вляющих, вязкости смазки и т. д. В результате правильно было бы полную мощность, вводимую в механизм, определять суммой

N = NB + Nt + N0

484


в соответствии с чем к. п. д. может быть представлен так:

где N0 — мощность так называемого сборочного трения.

Силы, действующие на элементы кинематических пар, являются функциями положения механизма, поэтому и к. п. д. машины также является функцией положения начального звена. Следовательно, если изменением кинетической энергии внутри цикла работы машины пренебрегать нельзя, то при практической оценке машины необхо­ димо пользоваться некоторым средним значением ее к. п. д.

Глава

Д В И Ж Е Н И Е М Е Х А Н И З М О В

двадцать

П О Д Д Е Й С Т В И Е М З А Д А Н Н Ы Х С И Л

четвертая

 

§ 24.1. УРАВНЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ МЕХАНИЗМА

При проектировании машин или анализе их работы нередко по­ является необходимость вычислять действительные скорости и ускорения точек звеньев механизма или их перемещения, соответ­ ствующие заданным положениям начального звена. Естественно, что методы анализа механизмов, рассмотренные в кинематике меха­ низмов, при решении такого рода задач не могут быть использованы, потому что там при определении скоростей и ускорений предпола­ гался закон движения начального звена заданным.

Соотношение между приведенными к начальному звену момен­ тами движущих сил и сил сопротивления, установленное в § 22.3, определяет состояние движения машины — установившееся или неустановившееся. Однако для получения ответа на то, каковы скорости и ускорения точек механизма, необходимо составить урав­ нение движения машины и решить его относительно искомой вели­ чины. Решение поставленной здесь задачи затруднено тем, что приведенный мо.чент инерции механизма является сложной функ­ цией неизвестного положения звена, в то время как моменты внеш­ них сил могут быть заданы в функции времени или угловой ско­ рости.

Отыскание действительного закона движения механизма, обла­ дающего одной степенью свободы, значительно упрощается, если механизм заменить механической моделью, состоящей из одной приведенной массы, на которую действуют приведенные внешние силы, изменяющиеся по заданному закону.

Наиболее простым и удобным методом составления уравнений движения механизмов является метод лагранжевых уравнений. При составлении уравнений Лагранжа второго рода предполагается, что движение механизма исследуется в системе обобщенных коорди­ нат, в качестве которых должны быть приняты независимые пара­ метры, определяющие положение механизма, например, углы по-

486


ворота вращающихся вокруг неподвижных осей начальных звеньев или перемещения некоторых их точек.

Так как число начальных звеньев равно числу степеней свободы

механизма, то и число

уравнений Лаграижа

равно числу степеней

свободы механизма.

 

 

 

 

 

Уравнение Лагранжа во второй форме, вывод которого приво­

дится в курсе теоретической механики,

имеет следующий вид:

где Е — кинетическая

энергия механизма,

зависящая от масс его

звеньев и от скоростей начальных звеньев и их положения;

Qi — обобщенная

координата;

 

 

 

С/І — обобщенная

скорость;

 

 

 

V — потенциальная энергия системы;

 

 

Qi — соответствующая

обобщенной

координате qi

обобщенная

сила.

 

 

 

 

 

Если механизм обладает

одной степенью

свободы,

то кинетиче­

скую энергию механизма можно заменить равной ей кинетической энергией, приведенной к начальному звену массы. В таком случае в качестве обобщенных координат можно взять угол поворота ср начального звена, если приведенная масса считается распределен­ ной, или перемещение sA точки А приведения масс, если механизм заменяется сосредоточенной массой тА. В первом случае обобщенная сила равна приведенному к начальному звену моменту M всех сил, действующих в механизме, а во втором случае — при­

веденной силе

Р.

 

 

Таким образом, если ме­

ханизм

(рис. 24.

1, а)

заме­

няется

эквивалентной

схе­

мой (рис. 24.1, б), то

 

Яг- •-SA,

=

ѴА;

Qi =

P

 

и

E-

MAVA

 

 

 

 

 

 

Если заменить этот ме­ ханизм эквивалентной схе­ мой (рис. 24.1, в), то будем иметь

<?* = Фъ Ф = ЮІ; QI = M

и Е = - ^ .

Третий член в уравнении Лагранжа появляется

Р и с 24.1. Механическая модель шестизвенного механизма

487


в том случае, когда на механизм действуют силы, имеющие потен­ циал, например, силы тяжести, силы упругости звеньев и др. Иногда этими силами пренебрегают, если их влияние на закон движения невелико. Такого рода допущение можно сделать при малом весе деталей по сравнению с другими действующими внешними силами и большой жесткости звеньев, при которой влияние деформации звеньев на закон движения незначительно.

В дальнейшем не будем учитывать силы веса и силы упругости,

имеющие потенциал, т. е. будем предполагать, что -д— = 0. oqi

В таком случае уравнение Лагранжа принимает вид

Если механизм заменяется сосредоточенной приведенной массой (рис. 24.1, б), то

d

AVA

 

 

 

 

 

dt

dsA\

2

> - F -

Приведенная масса тА

от скорости точки приведения не зависит,

поэтому

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

d

 

Аѵл

 

 

 

 

и

 

d

 

 

do.

 

dm,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

——• можно

исключить, воспользовавшись

преобразованием

 

 

dmA

dmA

 

dsA

dmA

 

 

 

 

dt

ds.

 

dt

ds.

 

 

 

 

 

'A

 

U*

"°A

 

 

Кроме

того, VA зависит только

от

времени, следовательно,

 

 

д (mAvA\

 

dmA

 

v\

 

 

 

 

dsA\

2

/

dsA

 

2

'

 

Заменяя

производные

их

значениями,

получаем

окончательно

 

 

dv.

 

 

ïdrn.

 

 

 

 

 

 

l i r m *

+ -2-dsjv*

=

P '

 

 

В случае замены механизма распределенной приведенной массой,

имеющей

кинетическую энергию Е = ^2

,

получаем

аналогично

 

 

Ы

+ ъ'%<*І = М.

 

(24.4)

488