Из сравнения полученных значений сос р
(ù0lAJcp
|
|
|
|
Принимая J ö = УСр, |
необходимо отсчет угла ф производить от |
положения, при котором |
кривая J (ф) пересекает среднюю линию, |
соответствующую А«/с р = 0. При этих условиях <а01 = |
сос р . |
Тогда |
для второго приближения можно написать, приняв |
cog = |
CÙ01CO02, |
»— ( ' - ^ ) [ , + 7 5 А г ] -
-- ( ' - T - £ ) + 3 £ ( ' - f £ ) . •
Определяя, по-прежнему, из уравнения (24.21) среднюю угловую скорость, имея в виду, что АУс р = 0, найдем
Ф
" |
С Р ^ + ^ |
• Ф7- $ А (Ф) (і - j - |
")d<p. |
(24.22) |
|
|
о |
|
|
Для всех |
последующих |
приближении интеграл |
имеет одно и то |
же значение, поэтому может быть вычислен всего один раз. Выра
жение (24.22), введя |
постоянную |
В для данного режима работы |
механизма, приведем к виду |
|
|
В |
В |
<»cp = |
ö>02 + — Н Л И |
< ù 0 2 = ( û c p — — — . |
Тогда любое k-e. приближение aok |
для начальной угловой скорости |
может быть найдено из уравнения |
|
|
|
, |
В |
|
|
в |
|
®сѴ = ®0к + - |
|
или |
( ö 0 A |
= Cö c p — • — — . |
Если произвести последовательно |
подстановки ш0.*._і, со0,а_2... |
. . . о 0 2 , то получим для со0 |
выражение в форме |
непрерывной дроби |
|
ср |
Шсп — |
- |
|
|
|
"ср |
ш — ... |
|
|
|
|
|
'"ср" |
|
которая дает возможность |
после вычисления |
В : |
Ф
определить <а0 с любой заданной точностью. Вследствие того, что члены разложения в квадратных скобках выражения (24.19), со держащие в знаменателе ю*, очень быстро убывают, для практиче ского использования можно ограничиться лишь двумя членами
разложения. После вычисления & можно |
найти связь |
между t |
и ф, воспользовавшись |
интегральной связью |
|
|
t |
- |
rfcp |
|
|
|
|
|
|
|
|
со ' |
|
|
|
|
|
|
|
Полученные таким |
образом две функции |
со = / (ф) и t = Д (ф) |
дают возможность установить а> — / (7) путем исключения |
угла ф. |
При определении закона движения механизма с переменной при веденной массой, вследствие получающихся трансцендентных урав нений, решение приходится производить графическим путем.
Интегрирование уравнения движения Лагранжа. Уравнение дви
жения |
Лагранжа |
|
может быть трактовано по H . Е. Жуковскому как результат сло |
жения |
моментов |
сил инерции основного — М ; 0 = у ®\ щ и на |
чального — МІЯ = |
&XJ движений, т. е. может быть представлено |
в форме |
(24.15): |
E l _м+мі0 |
|
|
Решение этого уравнения возможно только приближенным спо
собом, потому что M іо = • |
2 |
dJ |
не может быть вычислено при |
|
dcp |
|
неизвестной угловой скорости щ. Однако, предполагая, так же как
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
и в предыдущем случае, ма |
|
|
|
|
лые |
колебания угловой |
ско |
м*ми |
|
|
рости, |
мы можем |
|
принять |
|
|
|
|
щ = const |
и тогда M + МІ0 |
|
|
|
|
может быть найдено способом |
|
|
|
|
обычного |
кинетостатического |
|
|
|
|
расчета |
или же при помощи |
|
|
|
|
вспомогательного рычага Жу |
|
|
|
|
ковского. Сделав такое допу |
|
|
|
|
щение, можно определить для |
|
|
|
а) |
различных |
значений |
угла ф |
|
|
|
правую |
|
часть |
уравнения |
|
|
|
|
(24.15) и представить ее в виде |
|
7Ï~> |
\ |
некоторой |
кривой, |
|
соответ |
|
ствующей |
заданным |
движу |
|
щим силам и силам сопро |
|
тивления, |
приложенным |
к |
3~ |
• |
t |
\ |
звеньям |
механизма |
и найден |
ным |
при |
= const |
силам |
Рис. 24.4. Интегрирование |
уравнения дви |
инерции |
звеньев. |
Допустим, |
|
|
жения |
|
что найденная функциональная зависимость приведенного момента внешних сил и сил инерции звеньев механизма для установившегося движения его изображена на рис. 24.4, а.
Интегрируя уравнение (24.15), получим
^ ^ Ф = ^ £ + Й « ^ ф . |
(24,23) |
со
Если масштабы по осям абсцисс и ординат кривой (рис. 24.4, а) соответственно к^ и к, то
где F n ) ( p — площадь, ограниченная с одной стороны кривой и осью абсцисс, а с другой — ординатами, соответствующими выбранным пределам интегрирования (на рис. 24.4, а заштрихована).
Таким образом, |
имея в |
виду, |
что ~ ^ф = ш1 Ло1 , |
получаем |
|
|
м; - |
со;0 = |
2k4kF0, ф . |
|
(24.24) |
При малых |
изменениях |
угловой скорости можно |
принять |
|
|
Ц > і + < О ю _ |
|
_ п п |
|
|
|
|
2 |
— Ш С Р ~ ~ |
30" |
|
|
В таком случае приближенно получаем |
|
|
|
|
Д<»і = Щ - (о1й - |
. |
|
(24.25) |
Площадь ^п.ф может быть определена способом |
графического |
интегрирования |
и, |
если |
построена |
кривая изменения Fo,<p |
(рис. 24.4, б ) , т. е. интегральная кривая, то ее ординаты у |
пропор |
циональны Л(ох . Начальную угловую скорость ш1 0 можно найти так же, как и раньше, т. е. можно положить, что со10 = со1 с р — А<вД с р . Найденная угловая скорость а10 позволяет определить приближен ное значение угловой скорости для любого значения угла ф.
Если полученный результат не удовлетворяет, то этот же расчет нужно повторить вновь, но теперь уже при определении сил инер ции следует принимать вычисленные по уравнению (24.25) значения угловой скорости начального звена.При вычислении более точных значений правой части уравнения (24.15), ранее использованные
значения Мі0 определенные по cöl c p , |
следует умножить на квад |
рат отношения - ^ - и суммировать с |
М. |
Обычно достаточно сделать вычисления только в первом прибли жении, и полученные результаты будут удовлетворительными.
Метод Виттенбауэра. Согласно закону живых сил изменение кинетической энергии механизма равно работе внешних сил:
|
|
Ф |
|
|
Е - Е 0 = А |
(cp) = |
$ ( M p + |
M 0 ) d c p |
(24.26) |
|
|
о |
|
|
или |
|
|
|
|
£ = |
£ 0 + |
Л(Ф); |
|
(24.27) |
Е0 — кинетическая энергия |
механизма |
в начальный |
момент и |
А (ф) — работа внешних сил, произведенная внешними силами дви жущими и силами сопротивления за время поворота начального звена на угол ф.
Кинетическая энергия механизма, таким образом, является функцией угла поворота начального звена. Кроме того, кинетиче ская энергия может быть выражена через приведенный к началь ному звену момент инерции механизма и угловую скорость началь ного звена:
E = ^ J . |
(24.28) |
Пусть для стационарного движения |
машины заданы в функции |
угла ф диаграммы момента Мр движущих сил и MQ сил сопротивле ния, приведенных к начальному звену (рис. 24.5, а). Тогда, согласно § 24.3, их средние значения должны быть равны и, следовательно, суммарная площадь за цикл работы машины, ограниченная кри
выми, должна быть равна нулю. Разность ординат |
кривых МР и |
MQ, пропорциональная избыточному моменту M и |
изображенная |
в функции угла поворота ф, дает представление о ходе изменения кривой избыточного момента M (рис. 24.5, б).
После |
построения диаграммы избыточного момента нетрудно |
построить |
диаграмму |
изменения |
кинетической энергии Е — Е0 — |
— А (ф). |
Согласно |
уравнению |
(24.26) изменение кинетической |
энергии можно представить как пропорциональное ей изменение площади, ограниченной кривой избыточного момента. Действи
тельно, если ф изменяется от ф/е до ф т , то изменение |
кинетической |
энергии |
|
|
|
Д £ = Л ( ф ) = $ Мс?ф = Аф еы § ydx, |
|
т. е. Л,(ф) |
пропорционально площади, ограниченной |
кривой, ор |
динатами yk |
и ут и осью абсцисс. Это дает возможность построить |
интегральную кривую, т. е. кривую изменения площадей для диа |
граммы избыточного момента, ординаты которой пропорциональны
|
|
|
|
|
|
изменению |
кинетической |
энергии. |
Интегральную |
кривую |
(рис. 24.5, в) можно построить методом |
графического |
интегрирова |
ния. Приняв |
полюсное расстояние равным а мм, |
масштаб для |