Файл: Кожевников С.Н. Теория механизмов и машин учеб. пособие для студентов вузов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 376

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

интегральной кривой, изображающей изменение А (<р), получим

равным kA = а&ф£м, т. е. А

(<р) =

kAz,

где г — ордината

интеграль­

ной кривой.

 

 

О перенести в

точку Ог

Если начало координат

из

точки

(рис. 24.5, в) на расстояние, пропорциональное начальному значе­ нию кинетической энергии Е0, то кривая изменения избыточной ра­ боты внешних сил относительно системы координат с началом в Ох будет изображать изменение кинетической энергии Е механизма.

Рис. 24.5. Построение диаграммы Виттенбауэра

502

Теперь покажем, как можно построить

 

 

 

 

кривую

изменения

кинетической

энер­

 

 

 

 

гии Е

в функции приведенного момента

 

 

 

 

инерции

J

механизма. Допустим,

что J

 

 

 

 

в функции ф изображается кривой,

 

 

 

 

приведенной на рис. 24.5, г. Систему

 

 

 

 

координат

для

удобства построения по­

 

 

 

 

вернем на 90°, тогда начало координат

 

 

 

 

диаграммы

IE,

J]

будет в точке Оо пе­

 

 

 

 

ресечения

осей абсцисс диаграмм IE, ср]

 

 

 

 

и [У, ср]. Задавшись произвольным зна­

 

 

 

 

чением угла ср, определяем соответствую­

 

 

 

 

щие значения

Е и

J и откладываем их

 

 

 

 

в системе координат IE, J]. При графи­

 

 

 

 

ческом исключении параметра ср доста­

 

 

 

 

точно через произвольную точку D кри­

Рис. 24.6.

Диаграмма

Вит-

вой [Е, ф] провести горизонталь, а через

точку

F,

 

ей соответствующую,

кривой

тенбауэра

для

разгона

ма­

 

 

шины

 

[/, ф] —вертикаль. В точке пересечения

 

 

 

 

горизонтали и вертикали получим точку G кривой [Е, Л.

Проделав

такого рода построения для ряда точек в пределах углового пе­ риода Ф, получим при установившемся режиме работы машины замкнутую кривую. Замкнутая форма кривой [Е, J] для стацио­ нарного режима работы машины получается вследствие того, что кинетическая энергия и приведенный момент инерции являются периодическими функциями одинакового или кратного периодов.

Если машина находится в состоянии разгона, то Е0 0, кривая начинается на оси абсцисс и по мере увеличения кинетической энергии удаляется от оси абсцисс. Однако она всегда заключена между орди­ натами, соответствующими максимальному и минимальному значе­ ниям приведенного момента инерции. Кривая [Е, У] для разгона при­ ведена на рис. 24.6. После того как закончится разгон и установится стационарный режим работы машины, точка диаграммы IE, J], соот­ ветствующая переменному значению угла ф поворота начального звена, будет перемещаться по замкнутой кривой в направлении, указанном стрелкой на рис. 24.5, д, т. е. последовательно проходить позиции 1, 2..., О к опять повторять их вновь. Каждому циклу ра­ боты машины соответствует полный ход точки по замкнутой кривой.

Для случая торможения

кривая, показывающая изменение Е

в функции J, заканчивается

на оси абсцисс.

ГІостроенная диаграмма [Е, J] позволяет при известной кинети­ ческой энергии Е определить закон изменения угловой скорости начального звена.

Угловая скорость & х , выраженная через кинетическую энергию

и приведенный момент инерции J механизма,

равна

Т = Т -

( 2 4 - 2 9 >

503


Если взять произвольную точку К на кривой \Е, J] (рис. 24.5, д) и соединить ее с началом координат, то угол T|> наклона ее относи­ тельно оси абсцисс может быть определен из равенства

(24.30)

Сопоставляя с отношением (24.29), будем иметь

(24.31)

Отсюда следует, что тангенс угла наклона секущей, проведен­ ной через заданную точку кривой [E, J], пропорционален квадрату угловой скорости.

Угловая скорость начального звена равна

Если задана последовательность точек 0, 1, 2, 3, 4, 5... на кривой IE, J], соответствующих заданным углам поворота начального звена О, фі, ф.2 и т. д., то, построив для каждой из них секущую, прохо­ дящую через начало координат, легко определить tg г|;, а по послед­ нему при помощи равенства (24.32) н угловую скорость начального звена. Последовательность точек 0, 1, 2... на кривой [E, J] уста­ навливается при ее построении и должна считаться известной.

Тангенс угла наклона секущей изменяется при переходе от одной точки замкнутой кривой к другой и принимает экстремальные значения при обращении секущей в касательную. Наименьшее из

значений ifmin угла TJ?, когда луч касается замкнутой кривой

внизу,

определяет <ai m i„, а наибольшее значение і | ? т а х определяет

« т ю х :

 

(24.33)

 

(24.34)

Для различныхуглов поворота начальное звено будет иметь одну и ту же угловую скорость, если соответствующие точки замк­ нутой кривой лежат на одном и том же луче. Например, для углов поворота начального звена, соответствующих точкам К, L и D замкнутой кривой, угловая скорость начального звена имеет одно и то же значение.

При стационарном режиме работы машины кривая угловых скоростей будет периодической функцией, потому что для начала и конца цикла секущая, угол наклона которой определяет угловую скорость начального звена, проводится через одну и ту же точку.

504


605

§24.5. ИНТЕГРИРОВАНИЕ УРАВНЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ В СЛУЧАЕ СИЛ, ЗАВИСЯЩИХ ОТ ПОЛОЖЕНИЯ И СКОРОСТИ

Характеристики двигателей постоянного тока или асинхронных двигателей переменного тока в рабочем диапазоне скоростей могут быть представлены линейными функциями. Так, для асинхронного

двигателя

приближенно можно

написать

 

 

УИр = М, ш0

—со = &(©„ — ю ) ;

(24.35)

здесь М„ — номинальный момент ротора при номинальной

угловой

іі)0

скорости со,,;

 

 

синхронная угловая скорость при отсутствии

нагрузки

 

на валу (рис. 24.7).

 

Вдругих случаях момеитная характеристика может быть квад­ ратичной или какой-либо иной, например, представленной поли­ номом от СО.

Вкачестве исходного можно взять уравнение движения машины

вобщем виде

1 ,dJ

м,

(24.36)

 

в котором следует принять приведенный момент инерции J = J-4-

-4- Д./ (ф), приведенный

момент

ротора

 

двигателя

Мр = k (со„ — со) =

/г [со0 ((Лу + Aco)J = k (со0 — ау) — ААсо

и момент сил сопротивления М0

= Л 4 0

с р

+ M (ф). Здесь предполо­

жено, что соѵ угловая скорость ротора двигателя, соответствую­

щая

М 0

с р =

k (w o

<°v)-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

dm

d(o

то уравнение движения можно

 

 

 

 

 

 

 

 

Если иметь в виду, что-^- =

со щ

 

 

привести к

виду

 

£ ( ^ ) =

- * А « - А ! ( ф ) .

 

(24.37)

Нетрудно

видеть,

что после

исключения t в уравнении

(24.36)

переменные не разделяются, поэтому выражение для

со в

квадра­

турах получить нельзя.

 

 

 

 

Однако можно

найти прибли- М\

 

 

женное

уравнение, которое при

 

 

 

известных ограничениях может

 

 

 

дать

достаточно точную

законо­

 

 

 

мерность изменения угловой ско­

 

 

 

рости. Для выяснения

точности

 

k=tgß

приближения изобразим

кинети­

 

 

 

ческую

энергию

механизма

в

 

 

 

форме параллелепипеда,

основа­

СОн СО

 

CJ0 CJ

нием

которого служит

квадрат

Рис. 24.7. Упрощенная характеристи­

со стороной со, а высотой — при-

ка асинхронного

двигателя


Рнс. 24.8. Графическое изображение составляющих кинетической энергии

веденный

момент

инерции

J

(рис. 24.8). Если

а — (ùy +

Aw

и J — Jtp + Д / (ф),

то парал­

лелепипед

СОУ можно

разделить

на восемь объемов разного по­ рядка малости: основной объем w^cpî объемы первого порядка

малости—два

объема <вуУсрДсо и

один объем

(ûyàJ;

объемы вто­

рого

порядка

малости — два

объема

ДаДУсОу

и

один объем

ДсоѴс р и, наконец, один объем третьего порядка малости Ди'-ДУ. Если при интегрировании урав­ нения движения машины в пер­

вом приближении ограничиться составляющими кинетической энер­ гии первого порядка малости, то уравнение (24.37) принимает вид

+ _ 4 _ Д с о = _ ЛШ. _ . f £ i = f ( ф ) . (24.38)

Принятое первое приближение позволило получить уравнение движения с разделенными переменными, поэтому можно искать А© в функции угла поворота. Известное из курса математики ре­ шение неоднородного линейного уравнения (24.38) первого порядка имеет вид

Да = e Z

I Bd* (С + ] f (ф) eJ Bd* dcp),

 

k

в котором обозначено

В~—=—=const.

Выполняя интегрирование показателя степени е, можно напи­

сать окончательно

 

A<B = e - B » ( C + SeB,Pf (ф)гіф).

(24.39)

Если функция f (ф) периодическая, то, очевидно, будет перио­ дическим также движение начального звена, т. е. необходимо поло­ жить Дш (ф) = Дш (ф + Ф ) , где Ф период функции f (ф) и ф отсчитывается от начала периода. Сформулированное условие перио­ дичности позволяет определить постоянную интегрирования С. Действительно

при

ф = 0

Дсо (0) = С;

 

при

Ф = Ф

Да (ф) = Дсо (0) = е~В Ф С + е-5 ф В Ф / (ф) dtp.

Отсюда

 

 

 

 

С = Т З Р ^ § Е 5 Ф / ( Ф ) Г І Ф '

< 2 4 - 4 0 >

506


Вследствие периодичности изменения приращения угловой

скорости

Асо интегрирование необходимо произвести

лишь

в пределах

О <С ф < Ф. В дальнейшем значения АСО будут

повто­

ряться.

 

 

Периодическую функцию / (ф) можно представить разложенной в ряд Фурье и тогда интеграл, стоящий в скобках в уравнении (24.39), можно представить суммой интегралов от простых гармоник sin и cos, умноженных на tBv. Выражения такого типа интегралов берутся из таблиц.

Возможно также и графическое решение задачи, последователь­ ность которого нетрудно установить. Для этого необходимо пред­ варительно преобразовать правую часть уравнения (24.38), приведя ее к виду

/(Ф) =

/

cal dAJ\

1

(24.41)

( - М ( ф ) - ^ . ^

) ^ - .

В круглых скобках уравнения (24.41) заключена сумма избы­

точного приведенного

момента

сил сопротивления и

приведенного

к кривошипу момента сил инерции основного или перманентного движения механизма при угловой скорости со = СЙу. В таком случае,

используя

метод вспомогательного рычага

Жуковского, можно

 

со*

dU

 

определить

Мі0 = — ^

• - ^ - в функции угла

поворота ф и, сле­

довательно, построить график / (ф). Затем график необходимо пере­ строить, умножая каждую из ординат / (ф;) на е в < Р г . В результате графического интегрирования можно получить интегральную функ­ цию. Через значение интеграла для конца периода вычисляется постоянная С, на величину которой необходимо сместить ось абс­ цисс интегральной функции уравнения (24.39). Наконец, умножая каждую из ординат нового графика С + J7 (<ç)eB<Pdq> на e~B<v, по­ лучим искомый график Асо (ф).

Нетрудно показать, что Асо (ф)с р = 0. Действительно, так как в пределах одного периода при стационарном движении работа сил движущих равна работе сил сопротивления, т. е.

 

Ф

 

 

Ф

 

 

 

k \

[(со0 - Щ) -

Асо]

d(p = J

(Mç

+ AM) dip,

 

о

 

 

о

 

 

то, переходя к средним значениям и имея в

виду, что k 0—©у) =

— MÇzp,

получаем

 

 

 

 

 

 

— Мсоср = АМср

= 0,

 

т. е. Дсоср = 0,

поскольку

А М с р

=* 0.

 

 

507