Файл: Кожевников С.Н. Теория механизмов и машин учеб. пособие для студентов вузов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 377

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Смещая ось абсцисс графика Дсо на величину соѵ, получим кри­ вую изменения со (ср).

Для того, чтобы составить суждение об изменении со по времени,- необходимо найти график изменения ср по /, т. е. определить / как

(24.42)

В таком случае со (ср) и t (ср) выражаются через параметр ср, исключив который можно построить искомый график со = /і (t).

Изложенная последовательность вычислений свидетельствует о сложности динамического расчета механизма в случае сил, зави­ сящих от скорости.

Глава

НЕРАВНОМЕРНОСТЬ ХОДА

МАШИН

двадцать

 

 

пятая

 

 

§ 25.1. СРЕДНЯЯ

УГЛОВАЯ СКОРОСТЬ НАЧАЛЬНОГО

ЗВЕНА

Различают несколько средних угловых скоростей вращения

начального звена механизма.

 

Истинной средней угловой скоростью вращения называют угло­ вую скорость равномерного вращательного движения, при котором начальное звено опишет угол, равный углу поворота за время, равное периоду Т, в действительном неравномерном движении. Исходя из этого определения, можно истинную среднюю угловую

скорость выразить следующим

равенством:

 

юи = ® ,

(25.1)

где Ф — угловой период, равный

 

 

г

 

Ф =

\ ©і dt.

(25.2)

 

о

 

Истинную среднюю угловую скорость можно определить по заданной кривой сох в функции времени /.

Для действующих машин кривая, угловых скоростей может быть записана при помощи специальных самопишущих приборов — та­ хографов, после определения планиметрированием площади F, соответствующей периоду Т, истинная угловая скорость опреде­ ляется по формуле (25.1).

При расчетах функциональная зависимость ша от і непосредст­ венно не задана, но может быть определена, если найдена щ в функ­

ции угла поворота начального звена.

 

т

Ф

 

Таккак £ ^ = ^ , а Т=\^аЕ=^с~-

, то истинная средняя угло-

0 .

0

 

вая скорость

 

 

 

Ф

 

и = Ф : $ ^ .

(25.3)

609



При приближенных расчетах иногда определяют не истинную среднюю угловую скорость, а среднюю планиметрическую, которая выражается равенством

Ф

Иі лп = "Ф" \ Й 1

Средняя планиметрическая скорость несколько отличается от истинной средней угловой скорости, которая обычно задается числом оборотов в минуту:

лп

Û>„— gg.

Чаще всего начальную угловую скорость определить трудно, поэтому нет никаких данных для вычисления истинной средней угловой скорости или средней планиметрической скорости. В этих случаях используют при расчетах среднюю арифметическую угловую скорость, определяемую полусуммой максимального и минималь­ ного значений ее:

« с р =

О

'

(25 А)

При небольшом отклонении угловой скорости от среднего зна­ чения ее и плавном ходе кривой действительных угловых скоростей средняя арифметическая угловая скорость отличается от истинной средней скорости меньше, чем средняя планиметрическая скорость. На этом основании в большинстве расчетов среднюю арифметиче­ скую скорость отождествляют с истинной средней угловой скоростью начального звена.

§25.2. КОЭФФИЦИЕНТ НЕРАВНОМЕРНОСТИ

ИМЕРА НЕРАВНОМЕРНОСТИ

Несоответствие меж^у приведенными к начальному звену мо­ ментами движущих сил и сил сопротивления и изменение приве­ денного момента инерции механизма вызывают при установившемся движении машины периодическое изменение угловой скорости. Для одних машин это изменение не имеет никакого значения и колеба­ ния угловой скорости могут быть значительными, для других ма­ шин требуется высокая равномерность вращения, при которой от­ клонения угловой скорости от среднего значения ее невелики.

Колебания угловой скорости могут оказать вредное влияние на рабочий процесс машины. Если, например, вал двигателя внут­ реннего сгорания, приводящего в движение ротор генератора электрического тока, вращается неравномерно, то напряжение тока периодически изменяется в соответствии с изменением угловой скорости вала.

510


Практикой установлены для различного рода машин, с учетом специфических условий их работы, определенные нормы неравно­ мерности хода машины. Оценка равномерности вращения началь­ ного звена механизмаможет быть произведена при помощи отно­ шения

" m a x -

и т і п = ô.

(25.5)

6 называется коэффициентом

неравномерности.

 

Вследствие трудности определения истинной средней скорости, последняя в большинстве технических расчетов заменяется средней арифметической угловой скоростью, определяемой равенством (25.4).

Заданные коэффициенты неравномерности ô и средняя арифме­ тическая угловая скорость, приравниваемая к истинной средней

угловой скорости, дают возможность определить © т а х

и com in . Дей­

ствительно, так

как

 

 

 

 

К>тах +

ю гаіп =

2Ср

 

и

 

 

 

 

 

Ютах — ö m i n =

ОЮ с р ,

 

ТО

 

 

 

 

tun

:==<»ср ( l + у )

И Cûm in = CÛC p(l — | - ) -

( 2 5 - 6 )

При графических расчетах пользование коэффициентом неравно­ мерности ô создает определенные удобства, но при аналитическом методе расчета углы, координирующие положения начального звена, при которых © становится равной ©тах и © т і п > определяются корнями трансцендентных уравнений, что чрезвычайно усложняет общее исследование.

В связи с этим предложена мера неравномерности, выражаю­ щаяся формулой

о

т. е. мера неравномерности есть не что иное, как средний квадрат отклонения угловой скорости © от ее среднего значения. Между А и б, вследствие различия в их определении, нет зависимости.

§ 25.3. ВЛИЯНИЕ МАХОВИКА НА НЕРАВНОМЕРНОСТЬ ХОДА МАШИНЫ ПРИ СТАЦИОНАРНОМ РЕЖИМЕ РАБОТЫ

Во время установившегося движения

машины начальное звено,

в общем случае будет вращаться с переменной угловой скоростью,

при этом заданная совокупность законов

изменения приведенных

моментов движущих сил, сил сопротивления и момента инерции механизма определяет коэффициент неравномерности хода машины.

511


с о с р

Может оказаться, что получающийся при проектировании ма­ шины коэффициент неравномерности хода будет больше того, кото­ рый может быть допущен для данного класса машин, и его необхо­ димо уменьшить.

Для выяснения возможных средств уменьшения коэффициента неравномерности хода машины при заданном законе изменения внешних сил следует обратиться к уравнению движения в форме уравнения живых сил:

Ф

 

^ - ^ = А (ср) = \ (МР + М0) dtp.

(25.8)

5

 

Изменение работы внешних сил, выраженной интегралом суммы приведенных моментов движущих сил и сил сопротивления по углу поворота начального звена, зависит от пределов интегрирования. Так как кинетическая энергия механизма в пределах цикла работы механизма принимает максимальное и минимальное значения при некоторых углах ф.2 и <plt то наибольшее значение А (ф) будет опре­ деляться пределами ф ! и ф 2 .

Если пренебречь изменением момента инерции механизма, то

можно считать, что наибольшее и наименьшее значения

кинетиче­

ской энергии соответствуют

с о т а х

и сі>т |П . В таком.случае

уравнение

живых сил можно представить в следующем

виде:

 

г в т з х - ^ т і п _

, ( 0 max + ; û m i n , ,

 

 

= ôco?p/c p = \

(Мр + M о)

rfq>,

(25.9)

т. е.

Фі

 

 

 

 

 

 

 

б Л Р « с р

= Л т а х .

 

(25.10)

Полученное приближение для изменения кинетической энергии позволяет установить те возможности, которые следует использовать для получения коэффициента неравномерности хода машины тре­ буемой величины.

Действительно, так как средняя угловая скорость машины и избыточная работа Л т а х (ф) должны считаться заданными, то

единственно свободным параметром является приведенный момент инерции, который можно изменять в соответствии с выбранным коэффициентом неравномерности хода машины. Если коэффициент неравномерности хода машины окажется большим, то для его умень­ шения следует увеличить приведенный момент инерции механизма. С этой целью чаще всего на валу машины укрепляют маховик в форме сплошного диска или шкива со спицами и массивным ободом, яв­ ляющимся аккумулятором кинетической энергии.

Физически роль маховика в машине можно представить себе следующим образом. Если в пределах некоторого угла поворота

512