Файл: Казаков А.П. Технология и организация перегрузочных работ учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 226

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На промышленных предприятиях применяют автоматизированные склады с гравитационными стеллажами из рольгангов.

При погрузке и разгрузке крытых вагонов используют малогаба­ ритные погрузчики с различными сменными захватными приспособле­ ниями. Однако такой способ пригоден в основном для сравнительно

-крупных штучных грузов весом более 100 кг. Мелкие тарно-штучные грузы перегружают на малых поддонах, так как из-за стесненных

Рис. 24. Мостовой кран-штабелер с вилочным захватом

условий внутри вагона с поддонами размером 1200 X 1600 мм погруз­ чики нормально работать не могут. При погрузке в вагон таких грузов без поддонов погрузчики оборудуются шестивилочным захватом и сталкивателем. В этом случае груз предварительно укладывается на гребенчатый поддон, с которого снимается штыревым захватом погруз­

чика.

В вагоне погрузчик

поднимает груз на необходимую

высоту

и

сталкивателем

сдвигает

его на штабель. Для перемещения

без

перекладки

мешков

 

и

кип

с универсального поддона

(1200

X

X 1600 мм) на гребенчатый

применяют погрузчики с кантователем.

Гребенчатый

поддон

 

устанавли­

 

 

вается перед дверным проемом ва­

 

 

гона на специальный

поворотный

 

 

круг.

Малогабаритный

погрузчик

 

 

со сталкивателем

берет

штыревым

 

 

захватом

половину

пачки

с

гре­

 

 

бенчатого

поддона

и

перемещает

 

 

ее

в

вагон.

Гребенчатый

поддон

 

 

разворачивается

на

 

поворотном

 

 

круге на 180°, и при следующем за­

 

 

ходе погрузчик захватывает вторую Рис. 25. Платформа для работы

по­

половину

пачки.

 

 

 

 

 

грузчика внутри крытого

вагона

57


Грузы, сформированные в пакеты строп-контейнерами, перемещают в вагон или из вагона малогабаритными погрузчиками со штыревыми захватами.

При отсутствии складской рампы для работы малогабаритных погрузчиков используют специальные платформы (рис. 25).

Для разгрузки непакетированных тарно-штучных грузов из крытых вагонов в Осетровском и Клайпедском портах применяют роликовые тележки. Порожний поддон размером 1200 X 1600 мм ставится на тележку и подкатывается рабочими внутри вагона к штабелю, из кото­ рого груз вручную подается на поддон. Затем тележка с груженым под­ доном перемещается к дверному проему, где поддон снимается погруз­ чиком и транспортируется в склад. При погрузке в вагон операции выполняются в обратной последовательности.

§13. Схемы комплексной механизации перегрузки штучных грузов

Рассмотрим наиболее типичные схемы перегрузки штучных грузов Для перегрузки штучных грузов, требующих частично открытого и частично закрытого хранения, чаще всего применяют схемы с порталь­

ными кранами и машинами безрельсового транспорта (рис. 26). В зоне вылета крана размещают грузы открытого хранения.

Технология перегрузочного процесса по варианту судно — склад следующая. При перегрузке грузов открытого хранения кран переме­ щает пакеты непосредственно на место складирования. При перегрузке грузов, требующих крытого хранения, кран перемещает пакеты на оперативную площадку (в зону передачи), с которой электропогрузчик доставляет их в крытый склад и укладывает в штабель. Для перемеще­ ния части грузов из подпалубного пространства и погрузки вагонов также используются электропогрузчики. Взвешивание груза может производиться на врезных платформенных весах вместе с поддоном.

При перегрузке на причале только грузов открытого хранения (контейнеров, металлов и т. д ) все перегрузочные операции выпол­ няются портальными кранами, расположенными на кордоне. На прича-

Рис. 26. Схема механизации перегрузки штучных грузов с при­ менением портальных кранов ‘и электропогрузчиков

58

лах с большим грузооборотом для обслуживания тыловой части пло­ щадки устанавливают вторую линию портальных (рис. 27) или других кранов.

При перегрузке контейнеров, проката металлов и некоторых дру­ гих грузов, для хранения которых требуются открытые склады зна­ чительной длины, применяются схемы механизации с мостовыми кра-

5)

Рис. 27. Схемы механизации

перегрузки штучных грузов:

а — с двумя линиями портальных кранов;

б — с портальным и козловым кранами

нами (рис. 28). На причале устанавливаются четыре железобетонные или металлические эстакады с консолями, выступающими в сторону акватории и перекрывающими ширину судна. На эстакадах уложены подкрановые пути, по которым передвигаются мостовые краны.

Схема может быть использована для производства перегрузочных работ по любому варианту.

Груз из судна может перемещаться краном в любую точку данной секции склада или в вагон и автомобиль.

Достоинства схемы: все операции выполняются только одной ма­ шиной без промежуточной передачи груза; наиболее рационально используется площадь склада, так как не нужны проезды для машин безрельсового транспорта; схема наиболее приспособлена для дистан­ ционно-автоматического управления. Недостатки схемы — необходи­ мость в использовании погрузчиков при перемещении груза из одной секции склада в другую и снижение производительности перегрузки при большой глубине склада.

59


Для перегрузки штучных грузов, требующих закрытого хранения, аналогичные схемы механизации применяют при закрытых складах (см. рис. 12), что позволяет вести обработку грузов, боящихся атмо­ сферных осадков, при любой погоде. При перегрузке на причале

Рис. 28. Схема механизации с мостовыми кранами для перегрузки гру­ зов открытого хранения

штучных грузов открытого и закрытого хранения в тыловой части трехпролетной эстакады устраивается крытый склад (рис. 29).

Большегрузные контейнеры перегружают по схеме с портальными кранами грузоподъемностью 20—40 т и специальными перегружателя-

60


Рис. 29. Схема механизации с мостовыми кранами для пере­ грузки грузов открытого и закрытого хранения

Рис. 30. Схема механизации перегрузки большегрузных контейнеров специальным перегружателем

Рис. 31. Схема механизации большегрузных контейнеров специальным перегружателем, имеющим удлиненный пролет

61

ЕШГ

]□ □ □ □

I ]

пшн

тпппп

Рис. 34. Схема с подъемным мостом для перегрузки авто­ машин и контейнеров:

1 — контрейлер;

 

2 — подъемный

мост;

3

— верхнее

положение

опо­

ры

моста;

4 — нижнее положе­

ние

опоры моста;

5 — лебедка

подъема

косяка;

в — лебедка подъ­

ема

опорной

балки

моста;

7 —

стойка;

8 — съездной

косяк;

9 —

 

лебедка

подъема

моста

 

На мелких пристанях и на причалах промышленных предприятий с небольшим грузооборотом для перегрузки штучных грузов приме­ няют схемы механизации с плавучими, пневмоцолесными, гусенич­ ными или специальными кранами на рельсовом ходу конструкции ЦПКБ МРФ, а также с судовыми кранами. Для этой цели могут быть использованы также однопролетные эстакады с мостовым краном.

Наибольшие трудности возникают при перегрузке штучных гру­ зов, перевозимых в грузо-пассажирских судах.

В крупных портах механизированные погрузка и разгрузка гру­ зо-пассажирских судов производятся по схеме, показанной на рис. 35. У вертикальной стенки причала ставится балластирующийся понтон,

Рис. 35. Крановая схема механизации перегрузки штучных грузов, перевозимых на грузо-пассажирских судах:

/ — гидроподъемник; 2 — балластирующийся понтон

63


к которому швартуется грузо-пассажирское судно. Зазор между пон­ тоном и судном перекрывается откидным металлическим козырьком, Благодаря балластировке понтона уровень палубы судна и понтона остается в процессе погрузки и выгрузки одинаковым. В трюме судна пакет (при поштучной перевозке груза пакет формируют вручную) захватывается малогабаритным погрузчиком и подается на платформу судового гидроподъемника, который поднимает его на палубу судна. С палубы судна пакет другой электропогрузчик транспортирует на па­ лубу балластирующегося понтона, откуда кран переносит его на берег. Здесь пакет береговым погрузчиком перемещается в склад и уклады­ вается в штабель. При погрузке судна все операции перегрузочного процесса выполняют в обратной последовательности.

При откосном профиле набережной, когда грузо-пассажирское судно швартуется у дебаркадера или стоечного судна, применяют конвейерные схемы механизации. Сплошные надстройки, стесненность трюмов и наличие в них пиллерсов, выступов и переборок не позволяют осуществить комплексную механизацию перегрузочных работ на грузо­ пассажирских судах. Поэтому перевозки грузов на пассажирских судах постепенно прекращаются.

§ 14. Автоматизация процессов перегрузки штучных грузов. Основные направления развития комплексной механизации перегрузочных работ со штучными грузами

Комплексная механизация перегрузки штучных грузов в порту — чрезвычайно сложная задача. Поэтому естественно, что переход к бо­ лее высокой ступени технического прогресса — к автоматизации пере­ грузочных процессов со штучными грузами — встречает значительные трудности. Пока внедряется лишь частичная автоматизация перегру­ зочных процессов. На современном этапе получает распространение дистанционное и программное управление кранами и транспорти­ рующими машинами.

Для устройства дистанционно-автоматического управления ис­ пользуется релейно-контакторная аппаратура, различные датчики, магнитные и электронные усилители, концевые выключатели, копиру­ ющие аппараты и др. За работой машин на расстоянии наблюдают с помощью телевизионных установок.

При полной автоматизации требуется дистанционно-автоматиче­ ское управление не только основными механизмами машин, но и вспомогательными устройствами и, в частности, захватными при­ способлениями.

Из крановых схем механизации лучше других приспособлены для дистанционно-автоматического управления установки с мостовыми кранами.

Наиболее простым является дистанционное управление с помощью многопроводной связи с передачей по каждому проводу одной команды.

64