Файл: Казаков А.П. Технология и организация перегрузочных работ учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 222

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

Т а б л и ц а 1

Масса контей­

Тара контейнера,

Размеры

контейнеров.

ММ

 

 

 

нера брутто, кг

кг, не более

Длина

Ширина

Высота

 

 

1 000

260

1300

1050

2000

2 500

550

2100

1300

2500

5 000

1000

2600

2100

2500

10 000

1500

3150

2500

2400

20 000

2500

6300

2500

2400

Для перевозки отдельных грузов (овощей, кирпича, цемента и др.) применяют специальные контейнеры. На речном транспорте овощи перевозят в контейнерах емкостью 0,94 м3, имеющих металлический каркас, обшитый досками с вентиляционными щелями. Верхняя крыш­ ка и боковые стенки сделаны на шарнирах, что позволяет доставлять контейнеры к месту загрузки в разобранном виде. Контейнеры можно укладывать в несколько ярусов. В контейнере помещается 750 кг картофеля или 500 кг капусты.

Для перевозки пылевидных и сыпучих материалов применяют мяг­ кие (эластичные) контейнеры, которые иногда называют «гибкими обо­ лочками» (рис. 7, в). Они представляют собой цилиндрическую брезен­ товую или тонкую капроновую оболочку, покрытую с обеих сторон ре­ зиной. В верхней части имеется загрузочный, а внизу — разгрузочный люки. Для застропки контейнера служат кольца или скобы, находя­ щиеся в его верхней части. Контейнеры можно укладывать в два яруса. Объем складывающихся эластичных оболочек для наливных и насып­ ных грузов от 0,2 до 10 м3 и более, собственный вес — небольшой, они обладают достаточной прочностью и износостойкостью.

Специальные контейнеры применяют при перевозке автомашин (рис. 7, г), скота и других грузов. Для перевозки скоропортящихся продуктов используют рефрижераторные контейнеры с встроенными холодильными агрегатами или контейнеры-термосы. Жидкие и порош­ кообразные грузы перевозят в контейнер-цистернах, которые имеют преимущества перед автоцистернами, так как для их перемещения можно использовать все виды транспорта, укладывают их в несколько ярусов, перегружают кранами, и на предприятиях они служат в ка­ честве временных емкостей.

В последние годы в нашей стране и за рубежом начали перевозить грузы в трейлерах, представляющих собой большегрузные катучие контейнеры, транспортируемые специальными тягачами. Перевозят трейлеры на специальных судах-трейлеровозах.

Работа порта по обработке и хранению контейнеров характеризуется средним оборотом контейнера в порту за отчетный период

2 £ т

!=1

( 15)

42


где

N t — количество контейнеров, находящихся в порту за

 

данные сутки (включая контейнеры, находящиеся

 

на причалах и складах клиентуры и принятые от

i =

железной дороги для отправления в судах);

1, 2, ..., т — число дней отчетного периода;

 

N u и Мот — суммарное число соответственно прибывших и

 

отправленных контейнеров за отчетный период.

Средний оборот контейнера характеризует уровень использования контейнерного парка пароходством и портами. Необходимо принимать всесторонние меры для сокращения времени оборота контейнеров и уменьшения перевозок порожних контейнеров (уменьшение сроков пребывания в портах и на предприятиях, ускорение погрузки и раз­ грузки, выявление новых грузопотоков для загрузки порожних кон­ тейнеров, развитие смешанных железнодорожно-водных и автомобиль­ но-водных перевозок, уменьшение отправок груженых контейнеров в порты, из которых они следуют только порожнем, и др.).

§11. Размещение штучных грузов в складах

ив транспортных средствах

Склады для штучных грузов делят на универсальные, предназ­ наченные для хранения разнообразных грузов, и специализированные, предназначенные для однородного груза. По срокам хранения разли­ чают склады краткосрочного и длительного хранения. Первые являются оперативными складами, служащими для приема и непродолжитель­ ного хранения груза перед отправкой другим видом транспорта, а вто­ рые — базисными, служащими для накопления больших количеств груза (на межнавигационный период, к открытию навигации и т. п.).

По расположению на причале склады делят на прикордонные, находящиеся вблизи причальной линии, и тыловые, размещенные за прикордонными складами.

Крытые склады бывают одно- и многоэтажными. Многоэтажные склады уменьшают потребность в портовой территории и сокращают пробеги безрельсового транспорта. Однако их стоимость выше одно­ этажных, они требуют дополнительных устройств и затрат для между­ этажного перемещения грузов, и, кроме того, из-за колонн в них зат­ руднена работа автопогрузчиков и электротележек.

Современные портовые крытые склады в основном строят одно­ этажными. Между крытым складом и линией фронтальных кранов обычно размещается открытая площадка для хранения грузов, на которые не оказывают вредного воздействия атмосферные осадки и солнце (рис. 9).

Крытые тыловые склады строят только в том случае, если необ­ ходимо складировать большое количество грузов закрытого хранения.

В настоящее время предпочтение отдают складам с одной тыловой рампой, что позволяет беспрепятственно въезжать безрельсовому транспорту внутрь склада со стороны причальной линии и в то же время через тыловую рампу — в вагон.

43


Емкость крытых складов и открытых складских площадок зависит от той части грузооборота причала, которая перегружается через склад, и от срока хранения груза. Емкость склада может быть определена по графику поступления груза на склад и отправлению из него за нави­ гацию. Наибольшая разность ординат между кривыми поступления и вывоза груза даст искомую емкость склада. Однако получить необхо­ димые сведения для построения графика не всегда представляется

Рис. 9.

Расположение портовых

складов:

/ — фронтальный кран;

2 — площадка для грузов

открытого хранения; 3 —•

оперативная площадка для передачи грузов с крана на безрельсовый тран­

спорт и наоборот; 4 — проезд для автотранспорта;

5 — прикордонный склад;

6 — рампа; 7 — проезд; 8 — тыловой

склад

возможным. Поэтому емкость оперативного склада рассматривают для каждого вида груза по среднесуточному грузообороту за наиболее на­ пряженный месяц и по продолжительности хранения:

т

 

£ = 2

Q c k.I ^xi>

( 1 6 )

 

(•= 1

 

 

где QCK>i — расчетный

суточный

грузооборот

склада по данному

грузу, т;

 

 

 

t*i — СР0К хранения данного груза на

складе в сутки, при­

нимаемый по действующим нормам [71].

Расчетный суточный

грузооборот склада по данному виду груза

1 н

 

 

 

(17)

 

 

 

 

а г — коэффициент прохождения

груза через

склад;

 

 

Qui — расчетный навигационный

грузооборот

причала

по

дан­

ному грузу, т;

 

 

в

порт.

Kni — коэффициент неравномерности поступления груза

Емкость специализированного склада должна быть не меньше наи­ большей грузоподъемности судна, разгружаемого на причале.

Потребная площадь складов может быть рассчитана способом тео­ ретических укладок (теоретическим расчетом или размещением шта­ белей на плане), способом объемных измерителей (в зависимости от объемного веса грузов определяется потребная кубатура и площадь склада) и способом нагрузок (на основе опытных и отчетных данных устанавливается количество грузов, размещаемых на 1 ма полезной площади складов, и определяется суммарная площадь).

44


Чаще всего для расчета площади склада используют способ на­ грузок

Fск

Е

(18)

IVH

 

РКисп

 

где FCK— общая площадь склада с учетом дополнительной площади, необходимой для служебных помещений, проездов и про­ ходов между штабелями, м2;

р— расчетное количество груза (допускаемая нагрузка), ук­ ладываемое на 1 м2 площади склада, непосредственно заня­ той грузом, т;

Кяса — коэффициент использования площади склада под склади­ рование.

Допускаемая нагрузка на 1 м2 пола зависит от рода груза, вида тары, способа укладки и других факторов [71]. Для крытых складов штучных грузов она принимается 0,6—2,6 т/м2, а для открытых дости­ гает 7 т/м2. При этом высота штабелирования груза не должна превы­ шать установленных норм.

При совместном хранении в складе разнородных грузов принимает­ ся средневзвешенная допускаемая нагрузка

Р с у

P i a i +

Р 2 а г + • • ■Рп Дд

(19)

 

 

100

 

где рь р2, ..., рп — допускаемые

нагрузки для

различных грузов,

хранящихся совместно в складе;

ах, пг, ..., ап — доля

отдельных грузов в процентах к общему их

количеству,

размещаемому в

складе.

Коэффициент использования площади склада под складирование принимается в зависимости от типа склада, его ширины, типа механи­ зации, рода и партионности груза [71]. Для закрытых складов он берется в пределах 0,41—0,58, а для открытых—0,4—0,8.

Обычно в речных портах строят типовые склады из сборного же­ лезобетона, сетка которых разработана Ленгипроречтрансом. По этой сетке склады могут иметь длину 18—84 м, ширину 12—36 м и высоту 6 м. Однако в морских портах иногда строят склады длиной до 200—■ 250 м и шириной до 40—60 м при двух рядах опорных колонн. Пара­ метры новых складов следует назначать с таким расчетом, чтобы соз­ дать максимальные возможности для комплексной механизации и автоматизации складских операций.

Работа складов имеет важное значение в производственной деятель­ ности порта.

Основными операциями, выполняемыми складом, являются прием, хранение, выдача, сортировка, подборка, взвешивание и маркировка грузов.

Для того чтобы быстро найти на складе нужный груз, и для удоб­ ства работы всю площадь склада разбивают на отдельные секции, кото­ рые специализируют по направлениям и закрепляют для размещения однородных партий груза; каждой секции, штабелю и ряду придают

45