Файл: Казаков А.П. Технология и организация перегрузочных работ учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 225
Скачиваний: 2
буквенные или цифровые обозначения, которые указывают на плане склада.
При размещении грузов на складе учитывают ряд общих требова ний, изложенных в § 7. Основные требования, касающиеся хранения грузов на складе, — рациональное использование складской площади, полная сохранность грузов и свободный доступ к ним.
Для осмотра груза, выполнения складских операций и движения безрельсового транспорта между штабелями и вдоль стен оставляют проходы и проезды. Ширина проходов вдоль стен должна быть не менее 0,7 м. Кроме того, на складах устраивают продольные и поперечные проезды для транспортирования груза погрузчиками. Ширина проез дов зависит от габаритных размеров используемых машин безрельсо вого транспорта и размеров пакетов груза.
Каждую крупную партию груза укладывают в отдельные штабели, размеры которых зависят от партионности груза. Форма штабеля в плане чаще всего принимается прямоугольной, так как в этом случае обеспечиваются лучший доступ к грузу, его учет и проветривание. Для выполнения погрузочно-разгрузочных работ необходимо, чтобы каждый штабель хотя бы одной стороной примыкал к широкому проезду.
На судне штучные грузы размещают в соответствии с техническими условиями погрузки и выгрузки [87].
§ 12. Основные средства комплексной механизации перегрузочных работ со штучными грузами
При перегрузке штучных грузов основными операциями являются-' перемещение и укладка (разборка) груза внутри трюма; передача груза из судна на берег или обратно; перемещение и укладка (раз борка) груза в складе; перемещение груза из склада в вагон или авто транспорт или наоборот. Для выполнения этих операций в зависимости от конкретных условий применяют различные машины и оборудование.
Для перемещения штучных грузов с берега в судно и обратно ис пользуют портальные, козловые консольные, стреловые самоходные краны на гусеничном, пневмоколесном и железнодорожном ходу, башенные, мостовые и плавучие краны; для трюмных работ — электро- и автопогрузчики, тягачи (для катучих контейнеров), судовые средства механизации (конвейеры, подъемники, тельферы). Складские работы при открытых складах выполняются всеми видами кранов, авто- и электропогрузчиками, тягачами, самоходными тележками, при закры тых складах — мостовыми кранами, монорельсовыми установками, электропогрузчиками, тягачами с тележками, штабелерами, лифтами, конвейерами, лючечными элеваторами. Вагонные работы производят ся при помощи кранов различных типов и автопогрузчиков, если вагоны открытые, и электропогрузчиков, если вагоны крытые.
Широкое распространение крановых схем объясняется чрезвычай но большим разнообразием штучных грузов по весу, форме, упаковке
46
В и д А
Рис. 10. Кран с жесткой подвеской
и т. д. Конвейеры по своим техническим данным не приспособлены для перемещения таких разнообразных грузов.
Наибольшее применение для перегрузки штучных грузов в портах нашли портальные краны с переменным вылетом стрелы. Портал дает возможность использовать прикордонную часть причала для размеще ния железнодорожных путей.
На причалах нетяжеловесных тарно-штучных грузов используют краны грузоподъемностью до 6,3 т. Намечаемое внедрение пакетов большой массы и большегрузных контейнеров потребует в дальнейшем применения кранов грузоподъемностью не менее 10 т.
Отдельные неудобства при обработке судов (раскачивание, большая продолжительность цикла, трудность автоматизации и т. п.), созда ваемые поворотными кранами, заставили для перегрузки штучных грузов разработать проекты козловых кранов с «жесткими» телескопи ческими или штанговыми подвесками, оборудованными автоматичес кими захватами (рис. 10). Разновидность козловых кранов — пере гружатели для большегрузных контейнеров (рис. 11).
Поворотные и козловые краны могут перемещать груз из судна только на открытые площади, с которых его надо доставлять в крытые склады погрузчиками. Поэтому в последнее время в ряде зарубежных
47
Некоторые морские суда-контейнеровозы для перегрузки больше грузных контейнеров и пакетов оснащают специальными козловыми кранами с двумя выносными убирающимися консолями (рис. 13, а). В опытном порядке строят суда для перевозки барж (баржевозы) и плавучих контейнеров, которые спускаются судовым краном на воду
итранспортируются буксиром к причалу (рис. 13, б).
Впоследние годы за рубежом все большее распространение получает «горизонтальная» погрузка-выгрузка катучих грузов (трейлеров, кон-
Рис. 13. Суда-контейнеровозы:
а — с козловым краном; б — для плавучих контейнеров
тейнеров на шасси, автомашин и др.). Для перевозки крупногабарит ных катучих грузов используют суда с кормовыми или носовыми (реже) лацпортами (рис. 14), а для более мелких грузов (поддоны, обычные контейнеры, легковые машины) — с бортовыми лацпортами. В первом случае осуществляется горизонтальная продольная погрузка-разгруз ка «ро-ро» (ролл-он, ролл-оф), во втором — бортовая («трак-ту-трак»).
Для связи между палубами на таких судах служат наклонные аппарели (съезды) или лифты. Грузы могут перемещаться своим ходом, тягачами или автопогрузчиками. При колебаниях уровня воды для связи с берегом используют специальные мосты и балластирующиеся понтоны.
Поскольку специальные причалы для судов типа «ро-ро» имеются далеко не во всех портах, суда вынуждены строить пока с грузовыми люками и грузовыми средствами.
49
Рис. 15. Захватные приспособления для перегрузки штучных грузов:
а — строп; б — сетка
В некоторых случаях перемещают отдельные листы или пачки лис тового металла (рис. 19) автоматизированными вакуумно-механичес кими захватами.
Для перегрузки пакетов на поддонах служат строповый и вилочный захваты (рис. 20, а, б). При этом траверсы коробчатого сечения стро пового захвата, прикрепленные к тросовым подвескам, вводят между верхним и нижним настилами поддона. Для застропки пакета таким захватом требуются двое рабочих. Пакеты в судне приходится уклады-
Рис. 16. Клещевые за хваты:
а — дл* кип; б — для ящи ков
51
Рис. 17. Специализирован ные захватные устройства:
а —для |
железобетонных |
плит; |
б — для |
рулонов; в — для |
бочек |
Рис. |
18. Захваты для металла: |
Рис. 19. |
Вакуумно-механический |
|
для |
рельсов и двутаврового про |
|||
|
захват |
|||
филя; б — электромагнит |
|
|
52
вать с зазорами (20—25 см), которые необходимы для заводки швелле ров. Это снижает использование грузоподъемности судна и делает штабели менее устойчивыми. Вилочным захватом поддон захватывается с одной стороны, поэтому пакеты в судне укладывают вплотную. Для застропки пакета вилочным захватом достаточно одного рабочего. Однако при этом возникают трудности с заводкой захвата в пазы поддонов.
Для перегрузки контейнеров предназначен захват-самоотдеп, пока занный на рис. 21. Застропка контейнеров производится рабочим,
Рис. 20. Захваты для поддонов:
а — строповая подвеска; б — вилочный захват
который крюками 1 захватывает четыре скобы контейнера. Отцепляет ся контейнер автоматически, без участия человека. После установки контейнера на место крановщик опускает раму 3 вниз, подвижная опо ра 2 при этом упирается в крышу контейнера, а крючок-защелка 5, двигаясь по штоку 6, захватывает упорную насадку 7. После этого крановщик поднимает захват вверх. Рама 3 вместе с насадкой двигает ся по штоку вверх, натягивает цепочки 8, и крюки 1 выходят из скоб контейнера. К крюку крана захват подвешивается на кольце 4. При застропке следующего контейнера рабочий отводит вручную защелку 5 из пазов насадки 7. Для одновременной перегрузки двух контейнеров применяется балансирная скоба, к которой крепятся два таких захвата.
Создано несколько автоматических захватных устройств для пере грузки обычных универсальных контейнеров. Однако все они имеют существенные недостатки и не нашли широкого применения.
53
Для перегрузки большегрузных универсальных контейнеров при меняются ручные и механизированные захватные устройства (спре деры). Простейшее устройство — траверса (или рама), к концам кото рой крепятся попарно четыре короткие цепи со специальными захвата ми для соединения с верхними угловыми фитингами или длинные тросы для соединения с нижними угловыми фитингами. Для соединения рамы с контейнером вместо стропов с крюками применяют поворотные штыки (штыковые замки), которые вводятся в верхние фитинги через верхние отверстия и при повороте надежно закрепляют контейнер.
Рис. 21. Захваты для контейнеров:
азахват с самоотцепом; б захват для большегрузных контейнеров
Размер рамы в этом случае должен соответствовать размерам контей нера. Штыки поворачивают или вручную (через систему передачи) или с помощью электрогидр авлического и пневматического приводов.
На рис. 21, б представлено захватное устройство к крану с меха низированным управлением (спредер). Оно состоит из сварной рамы которая подвешивается на четырех стропах на крюк крана. Рама имеет подъемные направляющие с индивидуальными электроприводами обес печивающими наводку захвата на контейнер. В угловые цилиндры рамы вмонтированы поворотные штыки, которые вводятся в гнезда фитингов. Все четыре штыка соединены попарно и приводятся во вращение от одного электропривода, поворачиваясь в гнездах на 90° что обеспечивает блокировку контейнера с захватом. Если сработали все четыре штыковых замка, то включается лампа в кабине кранов щика. Для информации крановщика о расстоянии между рамой и кон тейнером имеются специальные индикаторные устройства. При уста
новке контейнера на место все операции |
выполняются в обратной |
поеледовательности. |
г |
ППГЛРППЪЯТР пииппгпл |
54
Питание электродвигатели получают с помощью гибкого кабеля. Спредеры бывают с гидравлическими и пневматическими привода ми. В последнем случае на раме спредера устанавливается баллон со сжатым воздухом. Изготовляются спредеры с телескопическими ра
мами (для различных по размерам контейнеров).
Для механизации внутритрюмных работ на речном транспорте применяют погрузчики, которые перемещают и укладывают пакеты в трюмы. Другие средства внутритрюмной механизации применяются
реже.
Открытые склады обслуживаются фронтальными и тыловыми крана
ми и автопогрузчиками. В тыловой части складов вместо портальных кранов иногда используют козло вые, а также стреловые самоход ные краны на пневмоколесном и реже на гусеничном ходу.
Внутрискладские работы со штучными грузами в речных пор тах выполняются в основном элек тро- и автопогрузчиками и реже электротележками и тягачами. Грузоподъемность современных по грузчиков от 0,5 до 50 т, высота подъема груза до Юм. Погрузчики оборудуют разнообразными смен ными захватными устройствами (рис. 22): вилочными захватами, крановой стрелой, гидравлически
ми зажимами, вакуумными присосами и т. д. Кроме захватных уст ройств, погрузчики часто снабжают приспособлениями для сталки вания груза с вил и его кантования, для поворота вил в горизон тальной плоскости и др. У некоторых погрузчиков колеса могут по ворачиваться на 90°, что обеспечивает им боковое движение и зна чительно сокращает ширину проездов. Изготовляют специальные погрузчики и для перевозки длинномеров (рис. 23).
Для междуэтажного перемещения штучных грузов предназначены грузовые лифты.
Использование машин безрельсового транспорта в крытых складах требует большого числа широких проездов, что резко снижает исполь зование площади склада для хранения груза. По этой причине в про мышленных складах в ряде случаев от машин безрельсового транспорта отказываются и используют мостовые и подвесные краны-штабелеры, оборудованные вилочным подъемником с телескопическим или мачто вым устройством, вращающимся на 360° (рис. 24). Краны-штабелеры не только требуют значительно меньших проходов, но и складируют грузы на большую высоту (10 м и выше). Недостатками применения этих кранов являются сложность передачи груза с фронтальных кранов на мостовые и необходимость в постройке для их использования спе циальных складов с повышенной прочностью стен и увеличенной высо той. Они мало пригодны для работы в многоэтажных складах.
56