Файл: Казаков А.П. Технология и организация перегрузочных работ учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 231

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для подачи команд используется небольшой стационарный или вынос­ ной пульт управления, оборудованный ключевыми выключателями или небольшим командоаппаратом. Пульт управления соединен много­ проводной линией связи с промежуточными реле, которые управляют контакторами, переключающими силовые цепи электроприводов.

В ряде .случаев устройство многопроводной связи затруднительно или невозможно и поэтому применяют систему телеуправления.

Системы телеуправления позволяют при помощи специальных устройств передавать по проводам значительно больше команд, чем число проводов. Однако при телеуправлении усложняется аппаратура управления и несколько снижается надежность ее действия.

Большое число команд по одной линии передается посылкой раз личных сочетаний сигналов (импульсов) из токов с качественно раз­ личными характеристиками (разной* частотой, амплитудой, продол­ жительностью и т. д.).

Переданную команду в виде кода принимает дешифратор и вклю­ чает только одно исполнительное реле, которое выполняет операцию, соответствующую содержанию посланной команды.

При использовании телемеханических систем управлять кранами можно с переносных пультов, устанавливаемых в трюме и на берегу. Так, при схеме механизации, изображенной на рис. 28 и 29, мостовым краном могут управлять рабочие, производящие зацепку и отцепку груза. После зацепки груза в трюме судна один из рабочих с помощью переносного пульта включает механизм подъема. Когда груз подни­ мется на определенную высоту, он отключает подъемный механизм и включает механизм передвижения моста. Выключение механизма подъ­ ема и включение механизма передвижения может выполняться авто­ матически с помощью реле. Рабочий на берегу принимает управление краном и перемещает груз к месту штабелирования, где производят отстропку груза.

Если мостовой кран снабжен жесткой телескопической подвеской и автоматическими захватными приспособлениями, способными обес­ печивать надежный захват и отцепку контейнеров, возможно програм­ мное управление им.

Простейший способ задания программы работы крану — при по­ мощи установки электромеханических включателей, которые действуют поочередно по мере выполнения необходимых операций. Для периоди­ ческого изменения отдельных движений в систему может быть введен задатчик программы в виде комплекта реле времени. Такой способ программирования дает хорошие результаты при работе мостового крана с грузоподъемным магнитом. Для портальных кранов из-за раскачивания груза и изменения силы ветра он мало пригоден.

Экспериментально применялись способы программирования при помощи записи на магнитную ленту, но при этой системе появлялись нарастающие ошибки, для корректировки которых при помощи обрат­ ной связи требуются более сложные устройства.

На некоторых складах используются тележки, работающие без водителя. На полу склада белой краской отмечается трасса движения. Фотоэлементы, установленные на тележке, воспринимают отражения

3 А. П. Казаков

65


от этой полосы света и ведут тележку точно по ней. Там, где тележка должна остановиться для разгрузки, полоса прерывается. Тележка имеет предохранительный рычаг, останавливающий ее при встрече с препятствием. Для дистанционного управления безрельсовыми те­ лежками и тягачами используют также уложенный под полом провод («ведущий кабель»), по которому пропускается слабый ток. Созданное током магнитное поле индуктирует напряжение в двух катушках, расположенных на тележке. Отклонение тележки от заданной трассы вызывает изменение величины напряжения в обмотках катушек, что заставляет срабатывать то или другое управляющее реле, которое вклю­ чает привод руля тележки для поворота его в нужную сторону. Если тележка движется точно над проводом, то привод руля отключается.

Для обеспечения движения тележек по различным маршрутам про­ кладывается развитая сеть провбдов. Подачей тока на соответствующие провода задается необходимый маршрут движения тележки.

Ведутся работы по автоматизации управления вилочными погруз­ чиками, которые оборудуются программным устройством (магнитная лента, перфокарты), обеспечивающим их работу без водителя. Для предотвращения столкновения погрузчиков предполагается их обору­ довать чувствительными элементами, реагирующими на давление, тепло, отраженный звук. Это позволит автопогрузчику автоматически выбирать свободный путь и обходить препятствия.

Вкрупных портах, перегружающих большое количество тарно­ штучных грузов, адресуемых в различные пункты и различным полу­ чателям, возникает задача рационального распределения их по местам хранения на складе и быстрого нахождения, подборки и отправления. Наиболее успешно эта задача может быть решена путем автоматизации работы складов и автоматического адресования грузов.

Впоследние годы наблюдается стремление к устройству автома­ тизированных («живых») складов, оборудованных наклонными стелла­ жами-рольгангами, по которым груз движется сам. Как только со стеллажа будет взят один пакет, последующие сами передвигаются под действием силы тяжести на одну позицию. На одной стороне та­ кого склада автоматически управляемая машина с запоминающим устройством при помощи фотоэлементов сортирует поступившие грузы

ираспределяет их по ячейкам стеллажей, а на другой стороне другая машина отбирает грузы по заданной ей программе и выдает на без­ рельсовый внутризаводской (внутрипортовый) или на внешний транс­

порт. Все управление работой склада осуществляется диспетчером с центрального пульта.

Получают распространение автоматизированные склады, оборудо­ ванные кранами-штабелерами с вилочным подъемником (см. рис. 24). При разгрузке и загрузке автомобилей, которые устанавливаются на определенном месте внутри склада, пакеты груза подаются на них или снимаются с них непосредственно краном-штабелером, работающим по заданной программе. Из вагонов груз выгружается (грузится) погрузчиками и подается по специальной платформе внутрь склада, где он берется вилочным захватом крана-штабелера и перемещается по заданной программе на место хранения.

66


Программирование работы кранов-штабелеров производится на основе данных, получаемых из грузовых документов и из планов от правки грузов.

Все эти данные сообщаются оператору, кодируются и заносятся на перфокарты (перфоленту, магнитную ленту), с которых информация поступает на запоминающее устройство управляющей электронновычислительной машины. На основании полученной информации го­ товится программа работы крана-штабелера, и по этой программе управляющая машина посылает команды на включение механизмов штабелера. В соответствии с заданной программой кран-штабелер авто­ матически забирает нужные пакеты и перемещает их в заранее опреде­ ленное место. Применяются также и другие управляющие устройства. В некоторых из них оператор поворотом номерного диска набирает нужный закодированный «адрес» и задает программу работы штабелеру на выполнение определенных операций.

Для автоматизированной сортировки большого количества различ­ ных штучных грузов применяют конвейерные установки, оборудован­ ные средствами автоматики. Такие установки состоят из главного кон­ вейера, боковых конвейеров-накопителей или стеллажей и сбрасыва­ ющих устройств (сталкивателей).

Автоматизация сортировки штучных грузов может осуществляться с помощью электронных опознающих устройств — перцептронов. В них имеется входное устройство — рецептор, воспринимающий ин­ формацию о грузе (наборы признаков в виде букв, цифр, эталонных образов и т. п.). Эта информация проходит через фильтр и поступает в ассоциирующую систему, которая по огранцченному числу отличи­ тельных признаков «опознает» груз. Опознание заканчивается соот­ ветствующей реакцией регистрирующего устройства и посылкой ис­ полнительного сигнала на исполнительные механизмы.

Удобнее всего маркировку грузов для опознания читающей ма­ шиной наносить магнитными чернилами. При этом внешний вид зна­ ков может читаться человеком. Немагнитные надписи и загрязнения на работу читающей машины влияния не оказывают.

Анализ применяемых способов перегрузки штучных грузов пока­ зывает, что основным направлением в осуществлении комплексной механизации перегрузочных работ наряду с созданием более совер­ шенных машин является пакетизация и контейнеризация грузов. Наибол ыпие выгоды от перевозок грузов в пакетах получаются тогда, когда гр уз в них перевозится от места производства до места потребле­ ния. Производство многих товаров заканчивается не только их упа­

ковкой, но и формированием пакетов,

для чего в поточные линии вклю­

чают-

специальные

автоматические

пакетоформирующие машины

(рис. 36).

перегрузочных

работ необходимо

увеличить вес

Для

ускорения

пакета.

Поэтому все больше растет грузоподъемность

контейнеров и

контрей леров (до 20—30 т).

контейнеров — в

меньшем весе

Преимущество

большегрузных

тары (двадцатитонный контейнер имеет собственный вес 3 т) и в высо­ кой производительности перегрузочных работ при передаче груза

3*

67


Для перевозки штучных грузов получат применение автомобили, оборудованные гидравлическими кранами.

Еще шире распространяется автоматизация управления перегрузоч­ ным оборудованием и применение ЭВМ.

Электронно-вычислительные машины позволят не только автома­ тизировать перегрузочные операции, но и задавать оптимальные ре­ жимы работы перегрузочных машин, рационально распределять их по объектам производства, подбирать необходимые партии грузов для наилучшей загрузки судов, составлять накладные, автоматизировать ведение учета, отчетности и информации.

Глава IV

КОМПЛЕКСНАЯ МЕХАНИЗАЦИЯ И АВТОМАТИЗАЦИЯ ПЕРЕГРУЗКИ ЛЕСНЫХ ГРУЗОВ

§15. Характеристика лесных грузов

испособы их перевозки и хранения

Лесные грузы, перевозимые речным транспортом, по своим раз­ мерам и форме разделяются на три основные группы: круглый лес, пиломатериалы и прочие виды лесоматериалов.

Длинномерный круглый лес имеет длину от 4 до 9 м. Его исполь­ зуют для изготовления пиломатериалов, телеграфных столбов, свай, для строительных целей. К короткомерному круглому лесу относят рудничную стойку, балансы и дровяной кругляк. Длина этих сортов леса обычно составляет 1,0—3,5 м.

Кпиломатериалам относят доски, брусья и шпалы. Доски сорти­ руют по размерам, качеству и породам. Наиболее распространены доски хвойных пород шириной 5—10 см и длиной 4,5—6,5 м.

Кпрочим видам лесоматериалов относят клепку, тарную дощечку, рейки, фанеру в пачках и различные виды стандартных изделий из дерева.

Объемная масса лесоматериалов зависит от степени влажности, которая в процессе транспортировки может меняться.

Масса одного кубометра плотной древесины в среднем составляет 0,8 т, а одного складочного кубометра рудничной стойки и балан­ сов — 0,5 т.

Лесные грузы на водном транспорте перевозят в судах и плотах: в судах — стандартный длинномерный и короткомерный круглый лес, дрова, шпалы и различные материалы, в плотах— длинномерный круглый лес.

За рубежом в отдельных случаях вместо балансов перевозят в тан­ керах древесную массу в виде пульпы. Ее выгружают насосами с про­ изводительностью до 200—300 т/ч. В процессе выгрузки древесная пульпа разжижается и перемешивается.

69


Не допускается смешивание различных сортиментов перевозимого леса. Причинами пересортицы может явиться погрузка россыпью

водин трюм без сепарирования различных сортов леса, хранение его

вобщих штабелях на складе и т. п. При выгрузке плотов лес сорти­ руют на воде или во время транспортировки на берег лесотасками.

Лес перевозят россыпью, с поштучной укладкой в транспортные

средства, в пакетах и в пачках. Перевозки россыпью затрудняют механизацию перегрузочных работ и требуют применения ручного

труда при выполнении ряда операций. Поэтому в последние годы на­ чинают распространяться

пакетные перевозки лесных грузов. При этом способе пакеты формируют в пунк­ те отправления и в таком виде переводят всеми ви­ дами транспорта без пере­ формирования до склада получателя.

 

Эффективность

пакет­

 

ных перевозок значительно

 

возрастает при транспорти­

 

ровке леса в смешанном

 

сообщении, когда его при­

 

ходится

перегружать не­

Рис. 37. Пакет пиломатериалов с полужестки-

сколько раз.

леса в

ми стропами

При

перевозке

пакетах значительно повы­ шается производительность кранового оборудования, упрощается процесс передачи груза с одного вида транспорта на другой, уско­ ряется обработка транспортных средств, снижается себестоимость перегрузочных работ.

Для формирования пакетов круглого леса используют мерные стан­ ки и кондукторы. Увязывают пакеты с помощью проволоки или строп­ контейнеров многократного обращения. В зависимости от длины пакета на него может накладываться один или два стропа. Обычно вес пакета не превышает 5 т, но при оборудовании пунктов перевалки более мощ­ ными кранами вес пакетов с длинномерным лесом может быть увели­ чен до Ю т.

Пакеты пиломатериалов формируют в соответствии с техническими условиями1. Размеры их принимают кратными размерам подвижного состава железнодорожного транспорта и автолесовоза. Для обвязки пакетов пиломатериалов применяют проволоку, стальную упаковоч­ ную ленту, обвязочные хомуты, состоящие из двух деревянных брусков и двух связывающих их попарно проволок-обвязок, и полужесткие стропы (рис. 37). Последние представляют собой многооборотный вид

1 «Временные условия формирования и погрузки в суда пиломатериалов в жестко связанных пакетах», 1955 (Министерство речного флота РСФСР).

70