Файл: Казаков А.П. Технология и организация перегрузочных работ учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 232

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

обвязки,

которую после

доставки пакетов получателю возвращают

в пункт

отправления.

что применение пакета позволяет снизить

Расчеты показывают,

затраты по перевозке пиломатериалов в смешанном сообщении на 1,0—1,3 руб. на тонну.

Некоторые виды лесоматериалов можно перевозить и хранить в пачках на прокладках. Последние значительно облегчают застропку пачек лесоматериалов краном, вилочный захват погрузчика свободно входит в просветы между пачками, образуемые прокладками.

Пакетные перевозки нашли широкое применение при сплаве леса в плотах. Круглый лес стандартной длины распределяется по сортам и увязывается в пучки специальными сплоточными машинами. Масса пучка составляет 10—15 т.

§16. Размещение лесных грузов на складах

ив транспортных средствах

Лесные грузы, как правило, хранят на открытых площадках. Ис­ ключение составляют фанера, изделия из древесины и пиломатериалы ценных пород, которые хранят под навесом или в закрытых складах.

На складах лесоматериалы укладывают в штабели по отдельным сортам, размерам и породам дерева.

Штабели размещают на специальных основаниях, предохраняющих лес от порчи.

Применение того или иного способа укладки и штабелирования пиломатериалов определяется условиями хранения, наличием свобод­ ной складской площади и типом подъемно-транспортного оборудова­ ния, используемого для обслуживания склада.

Формы и размеры штабелей зависят от вида и размеров лесомате­ риала. Ширина штабеля обычно принимается равной длине лесома­ териала. Длина штабеля круглого леса, перегружаемого кабельным краном, может достигать 300—400 м. Высота штабелирования лесных грузов при механизированной укладке 10—14 м.

Штабели размещают на складе правильными рядами. Между ними

устраивают проходы, проезды и противопожарные разрывы

[27, 71].

Емкость штабеля в плотной массе древесины

 

^ =

(20)

где Vm — геометрический объем штабеля, м3;

К п — коэффициент заполнения штабеля (полнодревесности). Коэффициент заполнения штабеля зависит от вида лесоматериала

и способа его укладки. При укладке круглого леса без прокладок

Кп = 0,65-4-0,78, в пакетах Кп = 0,64-0,65.

Количество штабелей лесоматериала объемом в плотной массе Е составит

7 0


72

В судах лесные грузы перевозят в трюмах и на палубе. Для пере­ возки леса используют в основном суда открытого типа и баржи-пло­ щадки. В судах лес размещают в соответствии с Техническими усло­ виями [87].

На ряде рек получили распространение лесовозы-самосвалы, раз­ гружающие лес в воду методом кренования. Лесовоз-самосвал системы А. Н. Луковицкого, изображенный на рис. 38, представляет собой ме­ таллическую баржу, в трюме которой вдоль левого борта расположе­ ны балластные цистерны. Лес грузят на палубу судна. Первый ряд бревен укладывают вдоль судна, эти бревна служат катками для последующих рядов бревен, располагаемых поперек судна. Круглый

лес на судне размещают в два штабеля, которые для придания им мо­ нолитности при загрузке соеди­ няют между пачками бревен. При наполнении цистерн водой судно получает крен (до 11°) , и лес в те­ чение 10 с скатывается в воду.

Поскольку осадка судна после разгрузки уменьшается, вода из балластных цистерн самотеком за 40—50 мин выливается за борт.

Способы размещения лесных грузов в вагонах и методы их креп­ ления определяются «Технически­ ми условиями погрузки и крепле­ ния грузов и использования гру­ зоподъемности вагонов» [74].

Для лучшего использования гру­ зоподъемности вагона лес грузят в него с «шапкой», которую форми­ руют с помощью специальных кон­

 

дукторов.

После

загрузки

леса

 

и скрепления

его

проволочными

Рис. 39. Загрузка леса на железно­

стяжками

кондукторы снимают и

дорожную платформу с применением

устанавливают

на

другой

вагон

кондуктора

(рис. 39).

 

 

 

 

Благодаря лесным грейферам обеспечивается комплексная меха­ низация перегрузки непакетированного круглого леса и повышается производительность труда портовых рабочих. К недостаткам относится большой вес грейфера, снижающий использование грузоподъемности кранов, не всегда можно ровно уложить бревна в трюме, не исключена пересортица леса.

Грузозахватные устройства для перегрузки пакетов пиломатериа­ лов представляют собой траверсы с тросами или прижимными стерж­ нями, захваты с поворотными лапами, приводимыми в движение руч­ ным способом или с помощью электромоторов.

Поштучная выгрузка леса из воды чаще всего производится попе­ речными и продольными лесотасками. В этом случае работы на складе выполняются консольно-козловыми и мостокабельными кранами. По­ перечная лесотаска (рис. 42, а) имеет погруженную в воду приемную

Рис. 42. Лесотаски для выгрузки леса из воды:

а — поперечная; б — продольная

часть, на которую двое рабочих подают бревна баграми. Производи­ тельность таких лесотасок доходит до 350 бревен в час. Продольные лесотаски (рис. 42, б), как правило, имеют значительную длину Их производительность 50—100 м3/ч.

Лес в пучках выгружают из воды плавучими, портальными, ка­ бельными кранами и мостовыми перегружателями. При соответствии

грузоподъемности крана весу пучка ручной труд затрачивается толь­ ко на зацепку и отцепку пучков.

Механизация трюмных работ при перевозке леса в палубных су­ дах чрезвычайно затруднительна, поэтому его перевозят в основном в открытых судах, имеющих небольшие иодпалубные пространства.

Складские операции с лесными грузами состоят из приема, пере­ мещения, штабелирования и отпуска. При небольшой глубине склада эти операции часто выполняют прикордонными портальными кранами. При значительной площади лесных складов устанавливают порталь­ ные краны в тыловой части, а также иногда применяют мостовые и козловые краны. Крупные склады лесопромышленных предприятий

оборудуют кабельными, мостокабельными, козловыми и мостовыми кранами на эстакадах.

Для транспортировки и укладки короткомерного круглого леса наряду с кранами используют универсальные и специальные погруз-


Наиболее длинные бревна отжимают пружины, которые при откатке подвижного упора 3 назад отжимают щит 2 и выравнивают с одной стороны торцы пачки бревен. После этого грейфер захватывает отторцованную пачку и перемещает в вагон. Торцевание одной пачки за­ нимает 5—15 с.

Сдвоенные торцевальные машины имеют более высокую произво­ дительность, чем одинарные. Но и их использование не обеспечивает высокую производительность погрузки леса в вагоны, так как порталь­ ный кран затрачивает много времени на укладку и захват груза из приемного устройства торцевателя.

Рис. 45. Сдвоенная горизонтальная торцевальная машина

Предложена торцевальная машина непрерывного действия. Она смонтирована на портале, имеет приемный бункер, из которого бревна после выравнивания концов поступают на цепной конвейер и подаются в полувагон. Производительность машины достигает 100—130 т/ч.

Пиломатериалы грузят в вагоны и выгружают из них преимуще­ ственно кранами и автопогрузчиками, оборудованными крановыми стрелами или специальными захватами.

§ 18. Схемы комплексной механизации перегрузки лесных грузов. Основные направления развития механизации перегрузочных работ с лесными грузами

При выборе схемы механизации наряду с общими факторами необ­ ходимо учитывать вид лесоматериала и способ его перевозки.

При перевозке круглого леса в судах россыпью для его погрузки и выгрузки применяют одно-и двухрядные крановые схемы, а в каче­ стве захватных устройств используют грейферы (рис. 46).

При погрузке в вагоны краны работают в сочетании со сдвоенными торцевальными машинами, установленными в зоне действия как фрон­ тального, так и тылового крана. Пока происходит торцевание леса

76

Рис. 46. Схема механизации перегрузки леса портальными кранами

машиной, кран переносит отторцованную пачку леса в вагон и пере­ мещает из судна следующую порцию груза на освободившуюся часть машины. Затем берет другую отторцованную пачку. Если полувагоны стоят на тыловых путях, то отторцованные пачки подаются на них тыловым портальным краном. При отсутствии вагонов лес может подаваться фронтальным краном на первую линию складов или на торцевальную машину, откуда он захватывается тыловым краном и перемещается в штабели второй линии складов. При перегрузке па­ кетированного леса используют ту же схему, только застропка пакета к крюку крана производится рабочими.

Вместо портальных кранов во второй линии могут быть установ­ лены мостовые перегружатели.

Размеры складской емкости можно значительно расширить, если в тыловой части установить мостовые краны на эстакадах (рис. 47). При необходимости в каждом пролете можно установить по два мосто-

Рис. 47. Схема механизации с портальными и мостовыми кранами:

/ — торцевальная машина; 2 — кран; 3 — передвижная портальная машина

77


вых крана, что позволит вести перегрузочные работы одновременно по нескольким вариантам. При хранении ценных пород древесины над всей или частью площади склада устраивают навес.

При передаче пакетов с фронтального на тыловой кран приходится их перецеплять, что требует дополнительной рабочей силы и снижает производительность перегрузочного процесса. Поэтому при больших емкостях склада применяют схемы с мостовыми кранами на эстакадах, перемещающими груз на всю глубину склада (рис. 48).

Число пролетов зависит от размеров склада по длине причально­ го фронта. При значительной глубине склада в каждом пролете уста-

А-А

Рис. 48. Схема механизации перегрузки леса с мостовыми кранами на эстакадах

навливается по два мостовых крана и два портальных передвижных торцевателя. Лес из судна в приемную часть торцевателя перемещается мостовым краном. Отторцованный лес подается в полувагон специаль­ ным грейферным погрузчиком, двигающимся по порталу перегружа­ теля. Одновременно может производиться работа по варианту склад — вагон тыловыми мостовыми кранами через тыловые портальные торцевальные машины.

Для перегрузки пиломатериалов применяют также крановые схе­ мы, аналогичные используемым для перегрузки круглого леса.

Так как пиломатериалы обычно перевозят в пакетированном виде, то торцевальные машины в схемы не включают. В качестве захватных устройств используют стропы или автоматические захваты с поворот­ ными лапами.

Следует иметь в виду, что количество сортиментов пиломатериа­ лов значительно больше, чем круглого леса, и поэтому при одном и том же грузообороте склад пиломатериалов имеет большую площадь, чем склад круглого леса. При больших емкостях склада для перегруз­ ки пиломатериалов рациональны схемы механизации с мостовыми кра-

78

нами (рис. 48). Мостовые краны выгружают (грузят) пиломатериалы из судов (в суда), а также грузят их в вагоны, на автомобили и выпол­

няют все внутрискладские перемещения

груза. Территория склада

в этом случае имеет глубину

100 м и более.

Пиломатериалы нередко

перегружают

портальными кранами в

сочетании с автопогрузчиками и автолесовозами, которые транспор­ тируют груз в тыловые склады.

При выгрузке из воды непакетированного леса применяют схемы механизации с лесотасками (на реках Сибири), а также схемы с пла­ вучими и береговыми стреловыми кранами. Недостаток последних за-

Рис. 49. Схема механизации выгрузки леса из воды с помощью кабельного крана:

а — общий вид; 6 — непосредственный

захват пучков леса в воде краном; в — захват

леса из воды

с помощью лесотаски

ключается в том, что лес транспортируется только на незначительные расстояния от берега. От берега на склад лес транспортируют лесотас­ ками и другими средствами.

На лесных базах с большим грузооборотом для выгрузки леса из плотов применяют схемы механизации с кабельными кранами (рис. 49, а). Кран может непосредственно захватывать пучки леса из воды (рис. 49, б) или бревна предварительно выгружаются попереч­ ной лесотаской (рис. 49, в) в приемный пакетоформирующий станок, откуда пакет перемещается краном в глубь склада и укладывается в штабель.

Для погрузки круглого леса из воды в суда чаще всего использу­ ют плавучие краны. Место перегрузки леса на рейде ограждается пла­ вучими бонами, образующими грузовые дворики. В них лес обычно подается в пучках катерами. При достаточной грузоподъемности кра­ нов пучки перемещают в судно без расформирования, что является

79