Файл: Казаков А.П. Технология и организация перегрузочных работ учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 233

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

наиболее рациональным, при недостаточной — пучки распускают, бревна стягивают затягивающимися стропами в пакет и краном пода­ ют в судно. Для захвата бревен из воды служит также облегченный грейфер с большим размахом челюстей. Производительность двух кра­

нов в среднем составляет 100 т/ч.

На некоторых перегрузочных рейдах в опытном порядке применя­ ют плавучие двухконсольные мостовые перегружатели системы

ЦНИИЛесосплава (рис.

50). Они смонтированы на двух понтонах. По

 

 

 

 

ферме перегружателя передвигают­

 

А-А

 

 

ся два мостовых крана грузоподъ­

 

 

 

 

емностью по 10 т с пролетом 11 м,

 

 

 

 

оборудованные грейфером.

Судно

 

 

 

 

ставится

между

понтонами

и за­

 

 

 

 

гружается

одновременно

с

двух

 

 

 

 

бортов двумя мостовыми кранами,

 

 

 

 

забирающими лес из грузовых дво­

 

 

 

 

риков. Для обеспечения равномер­

 

 

 

 

ной загрузки судна перегружатель

 

 

 

 

перемещается вдоль него (с по­

 

 

 

 

мощью маневровых лебедок). Про­

 

 

 

 

изводительность

перегружателя

 

 

 

 

достигает

230 т/ч.

Из-за

высокой

 

 

 

 

стоимости

перегружатель

целесо­

 

 

 

 

образно использовать при

объеме

 

 

 

 

перегрузки более 500 тыс. т в год.

Рис. 50.

Перегрузка

леса

из воды

Основные направления в осуще­

ствлении комплексной механизации

в суда

плавучими

перегружателями

 

системы ЦНИИЛ

 

и автоматизации

перегрузочных

 

 

 

 

работ с лесными

грузами

в

зна­

чительной части совпадают с направлениями развития механизации процессов перегрузки штучных грузов. Кроме совершенствования и создания новых машин и транспортных средств, необходимо расширять пакетные перевозки, позволяющие полностью устранить ручную пе­ рекладку грузов. Очень важно для различных сортиментов круглого леса внедрить единые стандартные пакеты, что позволит во всех ос­ новных перегрузочных пунктах применять одинаковые машины и оборудование.

Пакетные перевозки могут успешно развиваться при комплексной механизации пакетирования лесных грузов в пунктах заготовки и рас­ пиловки леса. Для этого широкое распространение должны найти па­ кетоформирующие машины и устройства.

Стандартизация пакетов позволит разработать автоматические за­ хватные приспособления с дистанционным управлением и создаст условия для внедрения программного управления некоторыми видами кранов и других перегрузочных машин.

Значительного увеличения производительности перегрузочных работ можно достичь увеличением веса пакетов при одновременном внедрении комплекса специальных перегрузочных и пакетирующих средств. При перевозках лесных грузов в смешанном железнодорож-

80



но-водном сообщении вес пакета желательно приблизить к грузоподъ­ емности вагона или делать его кратным 1/2— x/s грузоподъемности полувагона. Для этой цели могут использоваться специальные склад­ ные полуконтейнеры и контейнеры-поддоны.

При перевозке технической древесины в ряде случаев может ока­ заться целесообразным ее переработка на щепу, перевозить которую можно как навалочный груз. Пульпу, образованную при смешиванйи щепы с водой, можно перекачивать насосами.

Важнейшее значение в дальнейшем совершенствовании способов перегрузки лесных грузов имеет автоматизация, которая начинает внедряться на некоторых крупных приречных лесных складах. Цен­ тральный научно-исследовательский институт механизации и автома­ тизации лесной промышленности (ЦНИИМЭ) разработал комплекс оборудования и технологические схемы, позволяющие комплексно механизировать и автоматизировать все погрузочно-разгрузочные работы на лесных складах [53].

Глава V

КОМПЛЕКСНАЯ МЕХАНИЗАЦИЯ И АВТОМАТИЗАЦИЯ ПЕРЕГРУЗКИ НАВАЛОЧНЫХ ГРУЗОВ

§19. Характеристика навалочных грузов

испособы их перевозки и хранения

Кнавалочным грузам относят разнообразные кусковые, зернистые

ипорошкообразные материалы, которые перевозят и хранят без упа­ ковки.

Вгрузообороте речного транспорта навалочные грузы занимают наибольший удельный вес.

По условиям перевозки и хранения навалочные грузы делятся на две основные группы:

а) грузы, которые можно хранить на открытых площадках и пере­

возить в открытых судах и вагонах (уголь, руда, нерудные строитель­ ные материалы, техническая соль и др.);

б) грузы, требующие для своего хранения и перевозки преимуще­ ственно закрытых складов и закрытых транспортных средств (пище­ вая поваренная и калийная соль и др.).

При выборе способа перегрузки необходимо учитывать физико­ механические и химические свойства навалочных грузов: объемный вес, влажность, слеживаемость, угол естественного откоса, допусти­ мую высоту штабелирования, подверженность самовозгоранию и др.

Угли разделяются на три группы: антрациты, каменные и бурые. Каждая группа состоит из нескольких классов (марок).

В портах уголь хранят на открытых площадках в штабелях. Пра­ вила хранения угля определяют специальными инструкциями.

81


Уголь каждого класса следует хранить в отдельных штабелях. При применении механизации размеры основания штабеля не огра­ ничиваются, их принимают в зависимости от эксплуатационных усло­ вий и способа производства перегрузочных работ. Высота штабелей на механизированных складах для антрацитов принимается До 10 м, а бурых углей — до 8 м.

Особенность бурого угля и некоторых каменных углей (например, марки Д) — способность к самонагреванию и самовозгоранию, явля­ ющаяся следствием их окисления. Процесс самовозгорания угля осо­ бенно усиливается при достижении им критической температуры (60°). Для проверки температуры угля в штабели закладывают металличе­ ские трубы, в которые опускают термометр.

Менее всего подвержены самовозгоранию антрациты и угли марки Т.

Основное средство предотвращения нагревания и самовозгорания угля — правильная укладка его с надлежащим уплотнением и устра­ нением циркуляции воздуха внутри штабеля. С этой целью поверх­ ность штабеля засыпают слоем угольной мелочи, уплотняемой кат­ ками или другим способом.

В связи с тем что измельчение угля ведет к понижению его каче­ ства, необходимо стремиться к уменьшению высоты сбрасывания и числа перевалок угля.

При длительном хранении и выветривании теплотворная способ­ ность угля понижается.

Руду перевозят в открытых судах и вагонах и хранят на открытых площадках в штабелях. Размеры в плане и высота штабелей могут при­ ниматься любыми и ограничиваются лишь возможностями перегрузоч­ ного оборудования.

К перевозке, перегрузке и хранению минерально-строительных ма­ териалов (песок, гравий, песочно-гравийная смесь, щебень, бутовый камень) не предъявляется каких-либо особых требований. Эти грузы не боятся атмосферных осадков и измельчения. Высота их складиро­ вания достигает 16 м.

Из солей речным транспортом перевозится в основном поваренная техническая, пищевая и отчасти калийная.

Техническую соль доставляют в порты в виде крупных зерен и кри­ сталлов, при перевозке она практически не слеживается.

Пищевую соль обычно перевозят в молотом виде. При длительной транспортировке и хранении она слеживается, образуя на своей по­ верхности твердую корку, а иногда превращается в монолитную мас­ су. Затвердевание соли происходит значительно быстрее в холодное время года.

Рыхление соли при выгрузке из судов — весьма трудоемкая опе­ рация. Для предотвращения слеживания соль лучше перевозить в немолотом виде. Однако в этом случае нужно в пунктах прибытия иметь солепомольные установки, что во многих случаях нецелесообразно.

Перевозят пищевую поваренную и калийную соли в крытых транс­ портных средствах и хранят в закрытых складах. Техническую соль можно хранить на открытых складах.

62


Соли обладают повышенной гигроскопичностью, восприимчивы к посторонним запахам, агрессивны по отношению к гидротехническим сооружениям и вызывают сильное ржавление металла.

Большинство массовых навалочных грузов хранится на открытых складах. Потребную емкость Еск и площадь FCKсклада рассчитывают так же, как и для других грузов в зависимости от расчетного суточного

грузооборота QCKг склада по каждому виду груза и срока

хранения

txi этого груза:

 

 

£ск

i~ 1QckI txi‘>

(21)

F

=

(22)

1

CK —

P K ИСП

Расчетное количество груза p, укладываемого на 1 м2 площади, зависит от характеристики груза (объемной массы у) и допустимой высоты складирования h:

р = hy.

При ориентировочных расчетах ее можно принимать для открытых складов навалочных грузов равной 1,1 т/м2, для закрытых 0,9 т/м2; коэффициент использования полезной площади открытых складов

Кисп = 0,41 Hr 0,54.

^Более точно площадь склада можно определить по площади штабе­ лей и их размещению в плане.

Емкость базисного склада равна планируемому максимальному количеству груза, которое должно скопиться на причале к моменту закрытия навигации или будет накоплено за межнавигационный пери­

од к моменту открытия навигации для отправления водным транс­ портом.

§ 20. Основные средства комплексной механизации перегрузочных работ с навалочными грузами

Для погрузки навалочных грузов в суда широкое распространение получили конвейерные установки благодаря высокой их производи­ тельности (до 6000 т/ч). В прикордонной части они заканчиваются пе­ редвижной или стационарной конвейерной стрелой, которая может подниматься, поворачиваться и выдвигаться (рис. 51). Сочетание этих движений позволяет обслуживать всю площадь трюмов без передвиж­ ки судна и уменьшает высоту падения груза при сбрасывании.

Для того чтобы конвейерная стрела могла менять вылет, чаще всего применяют телескопические (рис. 51, а, г) и челноковые (рис. 51, в) конвейеры. В речных портах получила также распространение кон­ вейерная стрела со сбрасывающей тележкой (рис. 51, б). На стрелу груз из штабелей, бункеров и от вагонозагрузочных устройств обычно подается системой конвейерных линий.

83