Файл: Казаков А.П. Технология и организация перегрузочных работ учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 233
Скачиваний: 2
наиболее рациональным, при недостаточной — пучки распускают, бревна стягивают затягивающимися стропами в пакет и краном пода ют в судно. Для захвата бревен из воды служит также облегченный грейфер с большим размахом челюстей. Производительность двух кра
нов в среднем составляет 100 т/ч.
На некоторых перегрузочных рейдах в опытном порядке применя ют плавучие двухконсольные мостовые перегружатели системы
ЦНИИЛесосплава (рис. |
50). Они смонтированы на двух понтонах. По |
||||||||
|
|
|
|
ферме перегружателя передвигают |
|||||
|
А-А |
|
|
ся два мостовых крана грузоподъ |
|||||
|
|
|
|
емностью по 10 т с пролетом 11 м, |
|||||
|
|
|
|
оборудованные грейфером. |
Судно |
||||
|
|
|
|
ставится |
между |
понтонами |
и за |
||
|
|
|
|
гружается |
одновременно |
с |
двух |
||
|
|
|
|
бортов двумя мостовыми кранами, |
|||||
|
|
|
|
забирающими лес из грузовых дво |
|||||
|
|
|
|
риков. Для обеспечения равномер |
|||||
|
|
|
|
ной загрузки судна перегружатель |
|||||
|
|
|
|
перемещается вдоль него (с по |
|||||
|
|
|
|
мощью маневровых лебедок). Про |
|||||
|
|
|
|
изводительность |
перегружателя |
||||
|
|
|
|
достигает |
230 т/ч. |
Из-за |
высокой |
||
|
|
|
|
стоимости |
перегружатель |
целесо |
|||
|
|
|
|
образно использовать при |
объеме |
||||
|
|
|
|
перегрузки более 500 тыс. т в год. |
|||||
Рис. 50. |
Перегрузка |
леса |
из воды |
Основные направления в осуще |
|||||
ствлении комплексной механизации |
|||||||||
в суда |
плавучими |
перегружателями |
|||||||
|
системы ЦНИИЛ |
|
и автоматизации |
перегрузочных |
|||||
|
|
|
|
работ с лесными |
грузами |
в |
зна |
чительной части совпадают с направлениями развития механизации процессов перегрузки штучных грузов. Кроме совершенствования и создания новых машин и транспортных средств, необходимо расширять пакетные перевозки, позволяющие полностью устранить ручную пе рекладку грузов. Очень важно для различных сортиментов круглого леса внедрить единые стандартные пакеты, что позволит во всех ос новных перегрузочных пунктах применять одинаковые машины и оборудование.
Пакетные перевозки могут успешно развиваться при комплексной механизации пакетирования лесных грузов в пунктах заготовки и рас пиловки леса. Для этого широкое распространение должны найти па кетоформирующие машины и устройства.
Стандартизация пакетов позволит разработать автоматические за хватные приспособления с дистанционным управлением и создаст условия для внедрения программного управления некоторыми видами кранов и других перегрузочных машин.
Значительного увеличения производительности перегрузочных работ можно достичь увеличением веса пакетов при одновременном внедрении комплекса специальных перегрузочных и пакетирующих средств. При перевозках лесных грузов в смешанном железнодорож-
80
но-водном сообщении вес пакета желательно приблизить к грузоподъ емности вагона или делать его кратным 1/2— x/s грузоподъемности полувагона. Для этой цели могут использоваться специальные склад ные полуконтейнеры и контейнеры-поддоны.
При перевозке технической древесины в ряде случаев может ока заться целесообразным ее переработка на щепу, перевозить которую можно как навалочный груз. Пульпу, образованную при смешиванйи щепы с водой, можно перекачивать насосами.
Важнейшее значение в дальнейшем совершенствовании способов перегрузки лесных грузов имеет автоматизация, которая начинает внедряться на некоторых крупных приречных лесных складах. Цен тральный научно-исследовательский институт механизации и автома тизации лесной промышленности (ЦНИИМЭ) разработал комплекс оборудования и технологические схемы, позволяющие комплексно механизировать и автоматизировать все погрузочно-разгрузочные работы на лесных складах [53].
Глава V
КОМПЛЕКСНАЯ МЕХАНИЗАЦИЯ И АВТОМАТИЗАЦИЯ ПЕРЕГРУЗКИ НАВАЛОЧНЫХ ГРУЗОВ
§19. Характеристика навалочных грузов
испособы их перевозки и хранения
Кнавалочным грузам относят разнообразные кусковые, зернистые
ипорошкообразные материалы, которые перевозят и хранят без упа ковки.
Вгрузообороте речного транспорта навалочные грузы занимают наибольший удельный вес.
По условиям перевозки и хранения навалочные грузы делятся на две основные группы:
а) грузы, которые можно хранить на открытых площадках и пере
возить в открытых судах и вагонах (уголь, руда, нерудные строитель ные материалы, техническая соль и др.);
б) грузы, требующие для своего хранения и перевозки преимуще ственно закрытых складов и закрытых транспортных средств (пище вая поваренная и калийная соль и др.).
При выборе способа перегрузки необходимо учитывать физико механические и химические свойства навалочных грузов: объемный вес, влажность, слеживаемость, угол естественного откоса, допусти мую высоту штабелирования, подверженность самовозгоранию и др.
Угли разделяются на три группы: антрациты, каменные и бурые. Каждая группа состоит из нескольких классов (марок).
В портах уголь хранят на открытых площадках в штабелях. Пра вила хранения угля определяют специальными инструкциями.
81
Уголь каждого класса следует хранить в отдельных штабелях. При применении механизации размеры основания штабеля не огра ничиваются, их принимают в зависимости от эксплуатационных усло вий и способа производства перегрузочных работ. Высота штабелей на механизированных складах для антрацитов принимается До 10 м, а бурых углей — до 8 м.
Особенность бурого угля и некоторых каменных углей (например, марки Д) — способность к самонагреванию и самовозгоранию, явля ющаяся следствием их окисления. Процесс самовозгорания угля осо бенно усиливается при достижении им критической температуры (60°). Для проверки температуры угля в штабели закладывают металличе ские трубы, в которые опускают термометр.
Менее всего подвержены самовозгоранию антрациты и угли марки Т.
Основное средство предотвращения нагревания и самовозгорания угля — правильная укладка его с надлежащим уплотнением и устра нением циркуляции воздуха внутри штабеля. С этой целью поверх ность штабеля засыпают слоем угольной мелочи, уплотняемой кат ками или другим способом.
В связи с тем что измельчение угля ведет к понижению его каче ства, необходимо стремиться к уменьшению высоты сбрасывания и числа перевалок угля.
При длительном хранении и выветривании теплотворная способ ность угля понижается.
Руду перевозят в открытых судах и вагонах и хранят на открытых площадках в штабелях. Размеры в плане и высота штабелей могут при ниматься любыми и ограничиваются лишь возможностями перегрузоч ного оборудования.
К перевозке, перегрузке и хранению минерально-строительных ма териалов (песок, гравий, песочно-гравийная смесь, щебень, бутовый камень) не предъявляется каких-либо особых требований. Эти грузы не боятся атмосферных осадков и измельчения. Высота их складиро вания достигает 16 м.
Из солей речным транспортом перевозится в основном поваренная техническая, пищевая и отчасти калийная.
Техническую соль доставляют в порты в виде крупных зерен и кри сталлов, при перевозке она практически не слеживается.
Пищевую соль обычно перевозят в молотом виде. При длительной транспортировке и хранении она слеживается, образуя на своей по верхности твердую корку, а иногда превращается в монолитную мас су. Затвердевание соли происходит значительно быстрее в холодное время года.
Рыхление соли при выгрузке из судов — весьма трудоемкая опе рация. Для предотвращения слеживания соль лучше перевозить в немолотом виде. Однако в этом случае нужно в пунктах прибытия иметь солепомольные установки, что во многих случаях нецелесообразно.
Перевозят пищевую поваренную и калийную соли в крытых транс портных средствах и хранят в закрытых складах. Техническую соль можно хранить на открытых складах.
62
Соли обладают повышенной гигроскопичностью, восприимчивы к посторонним запахам, агрессивны по отношению к гидротехническим сооружениям и вызывают сильное ржавление металла.
Большинство массовых навалочных грузов хранится на открытых складах. Потребную емкость Еск и площадь FCKсклада рассчитывают так же, как и для других грузов в зависимости от расчетного суточного
грузооборота QCKг склада по каждому виду груза и срока |
хранения |
|
txi этого груза: |
|
|
£ск |
i~ 1QckI txi‘> |
(21) |
F |
= |
(22) |
1 |
CK — |
P K ИСП
Расчетное количество груза p, укладываемого на 1 м2 площади, зависит от характеристики груза (объемной массы у) и допустимой высоты складирования h:
р = hy.
При ориентировочных расчетах ее можно принимать для открытых складов навалочных грузов равной 1,1 т/м2, для закрытых 0,9 т/м2; коэффициент использования полезной площади открытых складов
Кисп = 0,41 Hr 0,54.
^Более точно площадь склада можно определить по площади штабе лей и их размещению в плане.
Емкость базисного склада равна планируемому максимальному количеству груза, которое должно скопиться на причале к моменту закрытия навигации или будет накоплено за межнавигационный пери
од к моменту открытия навигации для отправления водным транс портом.
§ 20. Основные средства комплексной механизации перегрузочных работ с навалочными грузами
Для погрузки навалочных грузов в суда широкое распространение получили конвейерные установки благодаря высокой их производи тельности (до 6000 т/ч). В прикордонной части они заканчиваются пе редвижной или стационарной конвейерной стрелой, которая может подниматься, поворачиваться и выдвигаться (рис. 51). Сочетание этих движений позволяет обслуживать всю площадь трюмов без передвиж ки судна и уменьшает высоту падения груза при сбрасывании.
Для того чтобы конвейерная стрела могла менять вылет, чаще всего применяют телескопические (рис. 51, а, г) и челноковые (рис. 51, в) конвейеры. В речных портах получила также распространение кон вейерная стрела со сбрасывающей тележкой (рис. 51, б). На стрелу груз из штабелей, бункеров и от вагонозагрузочных устройств обычно подается системой конвейерных линий.
83