Файл: Казаков А.П. Технология и организация перегрузочных работ учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 235
Скачиваний: 2
Конструктивное оформление погрузочных конвейерных устройств зависит от конкретных условий, типа загружаемых судов, способа по дачи груза, производительности и т. д.
Для уменьшения силы удара и пыления груза к концу конвейер ной стрелы подвешивают телескопическую вертикальную трубу. Для загрузки подпалубных пространств на конец трубы навешивается по воротный ленточный разбрасыватель.
На погрузке навалочных грузов в суда применяют также порталь ные и плавучие краны и мостовые перегружатели, достоинство кото рых состоит в том, что они могут перегружать груз в судно непосред ственно из вагона.
Рис. 51. Концевая часть |
загрузочного конвейера: |
|
|||
а — телескопическая; |
б — со сбрасывающей |
тележкой; |
в — с |
выдвижным |
(Челноко |
вым) конвейером; |
г — телескопическая, установленная |
на |
передвижной |
тележке |
Песок и песчано-гравийную смесь, добываемые со дна реки, грузят в суда с помощью плавучих кранов, землесосов и многочерпаковых снарядов.
Следует отметить, что за рубежом навалочные грузы иногда пода ют на причал с помощью специальных видов транспорта, например ленточных конвейеров, подвесных дорог, длина которых может до стигать нескольких десятков километров.
Для выгрузки навалочных грузов из судов применяют различные грейферные краны и реже ковшовые элеваторы и установки с ротор ным заборным устройством. Установки гидротранспорта используют в основном для выгрузки песка и гравийно-песчаной смеси. Машины,
служащие для выгрузки из судов навалочных грузов, должны авто матически их захватывать.
В ряде случаев на порталах кранов, предназначенных для разгруз ки судов, устраивают бункеры (рис. 52), что позволяет сократить продолжитель ность цикла благодаря исключению поворота.
84
Груз го бункера может подаваться или в вагоны, или на выкидной консольный конвейер, или на конвейерную линию, проходящую под порталом. Так как согласовать передвижку крана при разгрузке судна
с положением вагонов не всегда воз- |
|
|
||||||
можно, |
для загрузки |
вагонов стре |
|
|
||||
мятся устраивать отдельные погру |
|
|
||||||
зочные комплексы. |
|
|
|
|
|
|||
Значительный |
интерес |
представ |
|
|
||||
ляет |
перегружатель, |
выпускаемый |
|
|
||||
в ГДР |
(рис. 53, а, |
б). Поворотный |
|
|
||||
кран такого перегружателя переме |
|
|
||||||
щается по верхнему поясу портала, |
|
|
||||||
на котором размещены бункеры с вы |
|
|
||||||
движным конвейером. |
При разгрузке |
|
|
|||||
судна груз поворотным краном по |
|
|
||||||
дается в бункеры, расположенные |
|
|
||||||
ближе к кордону. |
|
|
|
|
|
|
||
При |
загрузке |
вагонов |
со склада |
|
|
|||
кран передвигается по порталу ближе Рис. |
52. Портальный кран бун- |
|||||||
к кордону и подает |
груз |
в тыловые |
кером |
|||||
|
|
|||||||
бункеры, из которых он ссыпается в вагоны. Из этих |
же бункеров |
|||||||
груз |
может передаваться |
на конвейерные |
линии для |
дальнейшего |
перемещения в тыловые склады.
Проводится работа по увеличению производительности порталь ных грейферных перегружателей. С этой целью стремятся освободить перегружатель от горизонтального перемещения груза и оставить за ним лишь основное рабочее движение — подъем и спуск грейфера и изменение вылета стрелы, остальные же движения сделать установоч ными. Этим требованиям в значительной степени отвечает перегружа тель «Пантограф» производительностью 1500 т/ч (рис. 5 ). Он имеет шарнирную систему балок в виде параллелограмма 5, установочное положение (вылет консоли 3) которого изменяется при помощи гидро цилиндра 8. Кроме того, вся крановая часть перегружателя может передвигаться по порталу. На портале расположен выдвижной гори-
Рис. 53. Портальный перегружатель:
а— при работе по варианту судно—бункер; б— при работе по варианту склад — бункер
85
зонтальный конвейер 10, на одном конце которого находится приемный бункер 9, а на другом — отвальный конвейер 7. Перемещение подня того грейфера 1 к бункеру производится вращением при помощи гид роцилиндра 4 рычага 2. Грейферная лебедка 6 расположена на верх ней ферме. Управляют перегружателем из кабины 11. Система конвей еров перегружателя реверсивная, что позволяет использовать их для перемещения грузов в обратном направлении — со склада в судно.
Вэтом случае груз на конвейер подается складской машиной. Перегружатель действует полуавтоматически — оператор лишь
управляет лебедкой при зачерпывании груза грейфером и в начале
его подъема, далее грейфер автоматически поднимается, разгружается над бункером и возвращается к трюму.
В ряде портов для выгрузки навалочных грузов используются пе регружатели мостового типа (рис. 55). Такие перегружатели изготов ляют небольшой длины, одноили двухконсольными.
Производительность перегружателей колеблется от 200 до 2000 т/ч. Мостовые перегружатели большой длины для увеличения маневрен ности часто оборудуют грейферной тележкой с крановой поворотной
стрелой или катучими поворотными кранами.
Плавучие краны, широко применяемые на речных причалах для перегрузки навалочных грузов, благодаря автономной силовой уста новке можно быстро перебрасывать и устанавливать в любом месте, отведенном для выгрузки груза.
Основными захватными устройствами для перегрузки навалочных грузов кранами являются грейферы, на которые разработана сетка типов и параметров [85]. Выбор типа грейфера зависит от рода груза, типа крана и его грузоподъемности. Различают грейферы для круп-
86
нокусковых, мелкокусковых, зернистых и порошкообразных грузов. По системе замыкания и раскрытия грейферы делят на одноканатные, двухканатные и приводные (моторные).
Основным типом грейфера для портовых кранов является двухка натный.
Рис. 55. Перегружатели мостового типа:
а— одноконсольный с отвалообразователем; б— двухконсольный
Подавляющая часть навалочных грузов перегружается двухчелю стными грейферами (рис. 56, а). Для зачистки остатков грузов в трю мах судна используют специальные штивующие грейферы (рис. 56, б), имеющие увеличенный размах челюстей. Они захватывают груз с боль шой площади, могут дальше проникать в подпалубные пространства и, сгребая груз на елани, снижают объем зачистных работ. Их при менение эффективно только в заключительный период разгрузки судна.
87
береговой конвейер 8. В процессе выгрузки судна перегружатель постепенно передвигается вдоль причала. По ширине трюма груз за бирается в результате перемещения элеваторов по консоли. Когда один
Рис. 57. Норийно-конвейерные перегружатели:
а— передвижные с четырьмя нориями; б— передвижной с отвалообразователем
слой груза выбран, элеваторы опускают нижё и выгружают второй слой. Проектная производительность перегружателя 1500 т/ч.
Имеется проект аналогичного плавучего норийно-конвейерного перегружателя на понтоне. При использовании такой установки
89
остается нерешенным вопрос о механизации зачистки трюмов и
остатков груза, |
возникают |
трудности |
с перегрузкой кусковых |
грузов. |
|
зарубежный |
перегружатель с черпако- |
На рис. 57, б представлен |
|||
выми элеваторами. |
Груз с элеватора передается на отвалообразова- |
тель или на конвейер, проходящий вдоль причального фронта. Произ водительность подобных установок достигает 400 т/ч.
Проектируются роторно-конвейерные разгружатели. Груз в трюме открытого судна захватывается ротором и передается на приемный ленточный конвейер. Проектная производительность перегружателя
1200—1500 т/ч.
Рис. 58. Роторный конвейерный перегружатель
Во Франции на р. Сене эксплуатируется роторно-конвейерный пе регружатель /рис. 58) производительностью 1000 т/ч. Перегружатель состоит из неподвижного портала 1, две опоры которого опираются на бычки, а две — на береговую стенку.
К порталу шарнирно прикреплена рама наклонного конвейера 4, уравновешиваемая противовесом 3. На нижнем конце конвейера по обеим сторонам смонтированы два черпаковых ротора 5 с десятью черпаками.
Для разгрузки судно заводится под портал и к нему прикрепляет ся конец каната береговой лебедки. Наклонный конвейер опускает ся специальным механизмом на груз в судне. При включении роторов и конвейера в работу судно начинает перемещаться лебедкой со ско ростью 0,02—0,03 м/сек. С наклонного конвейера груз передается на верхний горизонтальный конвейер 2, с которого поступает на бере говой конвейер и далее идет на склад.
За один рабочий ход перегружатель снимает в судне слой груза шириной до 7 м и глубиной 1,5—1,6 м. Затем роторы поднимаются и судно перетягивается вхолостую со скоростью 0,5 м/сек в обратном направлении. За это время с помощью тележки производится необхо димое боковое смещение конвейера с роторами для забора следующей полосы груза в судне. Для полной выгрузки требуются примерно четыре протяжки судна. При заборе нижнего слоя сзади роторов опу-
90
скается специальный наклонный скребок для зачистки трюма. Остав шийся после этого слой груза толщиной около 5 мм не зачищается, поскольку судно специализировано на перевозке угля.
Для выгрузки песка и песчано-гравийной смеси из судов приме няют гидравлические разгружатели, работающие с высокой произво дительностью.
Наиболее трудной задачей в осуществлении комплексной механи зации перегрузки навалочных грузов является механизация трюмных работ. Хотя основная масса груза выгружается из судна грейферными кранами без участия других машин, часть его остается в подпалуб ном пространстве и вблизи бор
та, откуда захват |
груза грейфе |
|
|
ром невозможен. Кроме того, в |
|
||
заключительный |
период |
раз |
|
грузки в судне |
находится |
не |
|
большой слой материала, при |
|
||
зачерпывании которого грейфер |
|
||
заполняется лишь частично. |
|
||
Для заполнения грузом под |
|
||
палубных пространств и подачи |
|
||
груза из них, а также зачистки |
|
||
трюмов применяют специальные |
|
||
трюмные машины. |
|
Рис. 59. |
Схема установки трюмного |
Трюмные машины необходи |
разбрасывателя |
||
мо выбирать с учетом типа судна, |
фронтальной механизации, |
||
рода груза, типа |
и производительности |
||
В труднодоступные места трюмов навалочные грузы при погрузке |
обычно подают с помощью разбрасывателей (рис. 59) или трюмных кон вейерных погрузчиков (рис. 60). Они имеют приемный бункер и отваль ный телескопический ленточный транспортер, перемещающий груз в трюм. Механизм поворота погрузчиков поворачивает бункер и кон вейер на 360°. Производительность погрузчика 80—430 т/ч.
Для подгребки и зачистки трюмов при выгрузке навалочных гру зов применяют самоходные трюмные машины непрерывного и периоди ческого действия. К подгребающим трюмным машинам непрерывного действия относятся самоходные конвейерные погрузчики с нагреба ющими лапами, скребковым и барабаннолопастным заборным органом и др. (рис. 61). Их достоинство — высокая производительность, до стигающая 200 т/ч. К недостаткам этих машин относятся: ненадеж ность в работе при перегрузке абразивных и слеживающихся грузов, ограниченная дальность перемещения груза, что требует в отдельных случаях двойной его перевалки, плохая маневренность при работе в стесненных условиях (трюмах). Погрузчики с разбрасывателем вы зывают сильное пыление и дробление груза и разделение его по фракциям. .
Трюмные машины периодического действия — ковшовые погруз чики на гусеничном ходу (рис. 62), на пневмоколесном ходу, малога баритные бульдозеры (рис. 63, а, б), механические лопаты, скреперы и др.
91