Файл: Казаков А.П. Технология и организация перегрузочных работ учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 235

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конструктивное оформление погрузочных конвейерных устройств зависит от конкретных условий, типа загружаемых судов, способа по­ дачи груза, производительности и т. д.

Для уменьшения силы удара и пыления груза к концу конвейер­ ной стрелы подвешивают телескопическую вертикальную трубу. Для загрузки подпалубных пространств на конец трубы навешивается по­ воротный ленточный разбрасыватель.

На погрузке навалочных грузов в суда применяют также порталь­ ные и плавучие краны и мостовые перегружатели, достоинство кото­ рых состоит в том, что они могут перегружать груз в судно непосред­ ственно из вагона.

Рис. 51. Концевая часть

загрузочного конвейера:

 

а — телескопическая;

б — со сбрасывающей

тележкой;

в — с

выдвижным

(Челноко­

вым) конвейером;

г — телескопическая, установленная

на

передвижной

тележке

Песок и песчано-гравийную смесь, добываемые со дна реки, грузят в суда с помощью плавучих кранов, землесосов и многочерпаковых снарядов.

Следует отметить, что за рубежом навалочные грузы иногда пода­ ют на причал с помощью специальных видов транспорта, например ленточных конвейеров, подвесных дорог, длина которых может до­ стигать нескольких десятков километров.

Для выгрузки навалочных грузов из судов применяют различные грейферные краны и реже ковшовые элеваторы и установки с ротор­ ным заборным устройством. Установки гидротранспорта используют в основном для выгрузки песка и гравийно-песчаной смеси. Машины,

служащие для выгрузки из судов навалочных грузов, должны авто­ матически их захватывать.

В ряде случаев на порталах кранов, предназначенных для разгруз­ ки судов, устраивают бункеры (рис. 52), что позволяет сократить продолжитель ность цикла благодаря исключению поворота.

84

Груз го бункера может подаваться или в вагоны, или на выкидной консольный конвейер, или на конвейерную линию, проходящую под порталом. Так как согласовать передвижку крана при разгрузке судна

с положением вагонов не всегда воз-

 

 

можно,

для загрузки

вагонов стре­

 

 

мятся устраивать отдельные погру­

 

 

зочные комплексы.

 

 

 

 

 

Значительный

интерес

представ­

 

 

ляет

перегружатель,

выпускаемый

 

 

в ГДР

(рис. 53, а,

б). Поворотный

 

 

кран такого перегружателя переме­

 

 

щается по верхнему поясу портала,

 

 

на котором размещены бункеры с вы­

 

 

движным конвейером.

При разгрузке

 

 

судна груз поворотным краном по­

 

 

дается в бункеры, расположенные

 

 

ближе к кордону.

 

 

 

 

 

 

При

загрузке

вагонов

со склада

 

 

кран передвигается по порталу ближе Рис.

52. Портальный кран бун-

к кордону и подает

груз

в тыловые

кером

 

 

бункеры, из которых он ссыпается в вагоны. Из этих

же бункеров

груз

может передаваться

на конвейерные

линии для

дальнейшего

перемещения в тыловые склады.

Проводится работа по увеличению производительности порталь­ ных грейферных перегружателей. С этой целью стремятся освободить перегружатель от горизонтального перемещения груза и оставить за ним лишь основное рабочее движение — подъем и спуск грейфера и изменение вылета стрелы, остальные же движения сделать установоч­ ными. Этим требованиям в значительной степени отвечает перегружа­ тель «Пантограф» производительностью 1500 т/ч (рис. 5 ). Он имеет шарнирную систему балок в виде параллелограмма 5, установочное положение (вылет консоли 3) которого изменяется при помощи гидро­ цилиндра 8. Кроме того, вся крановая часть перегружателя может передвигаться по порталу. На портале расположен выдвижной гори-

Рис. 53. Портальный перегружатель:

а— при работе по варианту судно—бункер; б— при работе по варианту склад — бункер

85


зонтальный конвейер 10, на одном конце которого находится приемный бункер 9, а на другом — отвальный конвейер 7. Перемещение подня­ того грейфера 1 к бункеру производится вращением при помощи гид­ роцилиндра 4 рычага 2. Грейферная лебедка 6 расположена на верх­ ней ферме. Управляют перегружателем из кабины 11. Система конвей­ еров перегружателя реверсивная, что позволяет использовать их для перемещения грузов в обратном направлении — со склада в судно.

Вэтом случае груз на конвейер подается складской машиной. Перегружатель действует полуавтоматически — оператор лишь

управляет лебедкой при зачерпывании груза грейфером и в начале

его подъема, далее грейфер автоматически поднимается, разгружается над бункером и возвращается к трюму.

В ряде портов для выгрузки навалочных грузов используются пе­ регружатели мостового типа (рис. 55). Такие перегружатели изготов­ ляют небольшой длины, одноили двухконсольными.

Производительность перегружателей колеблется от 200 до 2000 т/ч. Мостовые перегружатели большой длины для увеличения маневрен­ ности часто оборудуют грейферной тележкой с крановой поворотной

стрелой или катучими поворотными кранами.

Плавучие краны, широко применяемые на речных причалах для перегрузки навалочных грузов, благодаря автономной силовой уста­ новке можно быстро перебрасывать и устанавливать в любом месте, отведенном для выгрузки груза.

Основными захватными устройствами для перегрузки навалочных грузов кранами являются грейферы, на которые разработана сетка типов и параметров [85]. Выбор типа грейфера зависит от рода груза, типа крана и его грузоподъемности. Различают грейферы для круп-

86

нокусковых, мелкокусковых, зернистых и порошкообразных грузов. По системе замыкания и раскрытия грейферы делят на одноканатные, двухканатные и приводные (моторные).

Основным типом грейфера для портовых кранов является двухка­ натный.

Рис. 55. Перегружатели мостового типа:

а— одноконсольный с отвалообразователем; б— двухконсольный

Подавляющая часть навалочных грузов перегружается двухчелю­ стными грейферами (рис. 56, а). Для зачистки остатков грузов в трю­ мах судна используют специальные штивующие грейферы (рис. 56, б), имеющие увеличенный размах челюстей. Они захватывают груз с боль­ шой площади, могут дальше проникать в подпалубные пространства и, сгребая груз на елани, снижают объем зачистных работ. Их при­ менение эффективно только в заключительный период разгрузки судна.

87


береговой конвейер 8. В процессе выгрузки судна перегружатель постепенно передвигается вдоль причала. По ширине трюма груз за­ бирается в результате перемещения элеваторов по консоли. Когда один

Рис. 57. Норийно-конвейерные перегружатели:

а— передвижные с четырьмя нориями; б— передвижной с отвалообразователем

слой груза выбран, элеваторы опускают нижё и выгружают второй слой. Проектная производительность перегружателя 1500 т/ч.

Имеется проект аналогичного плавучего норийно-конвейерного перегружателя на понтоне. При использовании такой установки

89

остается нерешенным вопрос о механизации зачистки трюмов и

остатков груза,

возникают

трудности

с перегрузкой кусковых

грузов.

 

зарубежный

перегружатель с черпако-

На рис. 57, б представлен

выми элеваторами.

Груз с элеватора передается на отвалообразова-

тель или на конвейер, проходящий вдоль причального фронта. Произ­ водительность подобных установок достигает 400 т/ч.

Проектируются роторно-конвейерные разгружатели. Груз в трюме открытого судна захватывается ротором и передается на приемный ленточный конвейер. Проектная производительность перегружателя

1200—1500 т/ч.

Рис. 58. Роторный конвейерный перегружатель

Во Франции на р. Сене эксплуатируется роторно-конвейерный пе­ регружатель /рис. 58) производительностью 1000 т/ч. Перегружатель состоит из неподвижного портала 1, две опоры которого опираются на бычки, а две — на береговую стенку.

К порталу шарнирно прикреплена рама наклонного конвейера 4, уравновешиваемая противовесом 3. На нижнем конце конвейера по обеим сторонам смонтированы два черпаковых ротора 5 с десятью черпаками.

Для разгрузки судно заводится под портал и к нему прикрепляет­ ся конец каната береговой лебедки. Наклонный конвейер опускает­ ся специальным механизмом на груз в судне. При включении роторов и конвейера в работу судно начинает перемещаться лебедкой со ско­ ростью 0,02—0,03 м/сек. С наклонного конвейера груз передается на верхний горизонтальный конвейер 2, с которого поступает на бере­ говой конвейер и далее идет на склад.

За один рабочий ход перегружатель снимает в судне слой груза шириной до 7 м и глубиной 1,5—1,6 м. Затем роторы поднимаются и судно перетягивается вхолостую со скоростью 0,5 м/сек в обратном направлении. За это время с помощью тележки производится необхо­ димое боковое смещение конвейера с роторами для забора следующей полосы груза в судне. Для полной выгрузки требуются примерно четыре протяжки судна. При заборе нижнего слоя сзади роторов опу-

90



скается специальный наклонный скребок для зачистки трюма. Остав­ шийся после этого слой груза толщиной около 5 мм не зачищается, поскольку судно специализировано на перевозке угля.

Для выгрузки песка и песчано-гравийной смеси из судов приме­ няют гидравлические разгружатели, работающие с высокой произво­ дительностью.

Наиболее трудной задачей в осуществлении комплексной механи­ зации перегрузки навалочных грузов является механизация трюмных работ. Хотя основная масса груза выгружается из судна грейферными кранами без участия других машин, часть его остается в подпалуб­ ном пространстве и вблизи бор­

та, откуда захват

груза грейфе­

 

ром невозможен. Кроме того, в

 

заключительный

период

раз­

 

грузки в судне

находится

не­

 

большой слой материала, при

 

зачерпывании которого грейфер

 

заполняется лишь частично.

 

Для заполнения грузом под­

 

палубных пространств и подачи

 

груза из них, а также зачистки

 

трюмов применяют специальные

 

трюмные машины.

 

Рис. 59.

Схема установки трюмного

Трюмные машины необходи­

разбрасывателя

мо выбирать с учетом типа судна,

фронтальной механизации,

рода груза, типа

и производительности

В труднодоступные места трюмов навалочные грузы при погрузке

обычно подают с помощью разбрасывателей (рис. 59) или трюмных кон­ вейерных погрузчиков (рис. 60). Они имеют приемный бункер и отваль­ ный телескопический ленточный транспортер, перемещающий груз в трюм. Механизм поворота погрузчиков поворачивает бункер и кон­ вейер на 360°. Производительность погрузчика 80—430 т/ч.

Для подгребки и зачистки трюмов при выгрузке навалочных гру­ зов применяют самоходные трюмные машины непрерывного и периоди­ ческого действия. К подгребающим трюмным машинам непрерывного действия относятся самоходные конвейерные погрузчики с нагреба­ ющими лапами, скребковым и барабаннолопастным заборным органом и др. (рис. 61). Их достоинство — высокая производительность, до­ стигающая 200 т/ч. К недостаткам этих машин относятся: ненадеж­ ность в работе при перегрузке абразивных и слеживающихся грузов, ограниченная дальность перемещения груза, что требует в отдельных случаях двойной его перевалки, плохая маневренность при работе в стесненных условиях (трюмах). Погрузчики с разбрасывателем вы­ зывают сильное пыление и дробление груза и разделение его по фракциям. .

Трюмные машины периодического действия — ковшовые погруз­ чики на гусеничном ходу (рис. 62), на пневмоколесном ходу, малога­ баритные бульдозеры (рис. 63, а, б), механические лопаты, скреперы и др.

91